|
|||
%сюда вставить нотыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Часть 1 Киевская нотация и приложение для ее записи
Киевская нотация– разновидность линейной нотации, принятая для записи богослужебной монодии (сольное пение) в Русской православной церкви в XVII – начале XX веков (ru. wikipedia. org). Если посчитать, то киевская нотация в церковном обиходе использовалась 3 века, круглая же итальянская нотация используется всего 1 век. Киевская нотация удобна для записи сольного пения. Она записывается в ключе До, который указывается на средней линии нотного стана(современный альтовый ключ). Написание нот отличается, но достаточно только узнать какой длительности какая нота соответствует, чтобы сориентироваться в них.
Для детального освоения киевской нотации рекомендую изучить «Руководство к практическому изучению древнягобогослужебнаго пения Православной Российской Церкви/ Сост. Н. Потулов. М., 1888» [скачать по ссылке http: //seminaria. ru/rukovodstvo-k-prakticheskomu-izucheniyu-drevnyago-bogosluzhebnago-peniya-pravoslavnoy-rossiyskoy-tserkvi-sost-n-potulov-m-1888]. Другие виды музыкальной нотации рассмотрены на сайте https: //sci. ponomar. net/ru/music. html. Для оформления музыкального произведения в киевской нотации я рекомендую использовать бесплатную программу LilyPond, которую можно скачать с сайта разработчика https: //lilypond. org/ (в этой программе можно работать и с другими видами нотаций). Программа необычная, она устроена иначе, чем обычные нотные редакторы, в которых ноты вводятся в графическом режиме. В данной программе ноты записываются в виде текста, а программа затем обрабатывает записанный текст и создает нотную запись на листе в формате pdf и звуковой файл в формате midi. Таким образом, для самого описания нот необходим лишь текстовый редактор. Для удобства работы и навигации по музыкальному произведению пользователи разработали второе приложение Frescobaldi, также бесплатное. Его следует скачать с сайта разработчика https: //frescobaldi. org/ и затем установить. В дальнейшем при работе достаточно запускать редактор Frescobaldi. Для обеих программ на сайтах есть руководства на английском языке, по киевской нотации здесь https: //lilypond. org/doc/v2. 18/Documentation/notation/typesetting-kievan-square-notation. en. html. Готовые образцы программ можно посмотреть здесь https: //lsr. di. unimi. it/list. php? type=snippet, существует также библиотека бесплатных партитур, подготовленных с помощью LilyPond: http: //www. mutopiaproject. org/. Так как я использую церковно-славянские шрифты, то установил дополнительно эти шрифты отсюда https: //sci. ponomar. net/ru/fonts. html (как устанавливать смотри здесь https: //ichip. ru/sovety/ekspluataciya/kak-dobavit-shrift-v-windows-10-733442). Ниже приведен текст шаблона, который я использую для оформления киевской нотации. Он состоит из начальной части, где описываются заголовок, используемые шрифты, установки листа, используемые функции, в частности, для проставления скобок. Второй части, где непосредственно описываются ноты и приводится текст. И третьей части, где задаются параметры вывода информации в графическом и звуковом виде. По сути все это описание похоже на компьютерную программу. Не вдаваясь в подробности, просто копируете текст этого шаблона и вставляете в окно редактора Frescobaldi.
%\version " 2. 22. 1" %necessaryforupgradingtofutureLilyPondversions.
\header { title = " Заголовок на церковно-славянском" subtitle = " Подзаголовок" subsubtitle = Подподзаголовок" composer= " Композитор" poet = " Автор текста" copyright = " Авторское право" }
\paper { (set-paper-size " a4" ) %page-count = # 1 tagline=##f ragged-last = ##t myStaffSize = #21 #(definefonts (make-pango-font-tree " PonomarUnicode" " PonomarUnicode" " PonomarUnicode" (/ myStaffSize 21))) }
% Declareheadprefixshortcuts. recitative = #(ly: make-duration -1 0) final = #(ly: make-duration -2 0)
% Thenumbernextto " th" in (th 0. 2) controlsthicknessofthebrackets. #(define-markup-command (left-bracketlayoutprops) () " Drawlefthandbracket" (let* ((th 0. 2);; todo: takefrom GROB (width (* 2. 5 th));; todo: takefrom GROB (ext '(-2. 8. 2. 8)));; todo: takeline-countintoaccount (ly: bracket Y extthwidth))) leftBracket = { \once\overrideBreathingSign. text = #(make-left-bracket-markup) \once\overrideBreathingSign. break-visibility = #end-of-line-invisible \once\overrideBreathingSign. Y-offset = ##f % Tricktoprintitafterbarlinesandsignatures: \once\overrideBreathingSign. break-align-symbol = #'staff-bar \breathe } #(define-markup-command (right-bracketlayoutprops) () " Drawrighthandbracket" (let* ((th. 2);; todo: takefrom GROB (width (* 2. 5 th));; todo: takefrom GROB (ext '(-2. 8. 2. 8)));; todo: takeline-countintoaccount (ly: bracket Y extth (- width)))) rightBracket = { \once\overrideBreathingSign. text = #(make-right-bracket-markup) \once\overrideBreathingSign. Y-offset = ##f \breathe }
\score { < < \newKievanVoice = " melody" { \cadenzaOn \stemDown \setfontSize = #1. 0 \overrideScore. SpacingSpanner. spacing-increment = #0. 5 %\transpose d a \relative c' { %\break %\bar " k" %\setStaff. instrumentName = " Tenor" %\leftBracket %\rightBracket %\recitative %\final*1/64 %\longa %\bar " " %\bar " |" %\[( c4 e )\]
%сюда вставить ноты \bar " k" } %relative } %voice
\newLyrics \lyricsto " melody" {
|
|||
|