Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интерактивные методы на уроках ОРКСЭ



Интерактивные методы на уроках ОРКСЭ

1. Эвристические беседы.

2. Проектирование. (создание социальных проектов, соревнования, выпуск газет, постановка спектаклей, выставки, сочинение песен и сказок).

3. Уроки-экскурсии (виртуальные путешествия)

4. «Мозговая атака».

5. Деловые и ролевые игры.

6. Метод моральных дилемм и дискуссий.

7. Практикумы.

8. Творческие мастерские.

9. Исследовательский метод.

10. Взаимообъяснение.

11. Интервью.

12. Драматизация (театрализация).

13. Использование ИКТ (презентации, просмотр притч, фильмов)

14. Составление словаря терминов и понятий.

15. Составление галереи образов.

16. Семинары (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «Ученик в роли учителя», «Каждый учит каждого»).

17. Словесные ассоциации.

Знакомство с методами.

1. Очень интересен метод работы с притчами.

Способами работы с притчей могут быть:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Драматизация (Театрализация) притч;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Сравнение нескольких притч;

Так, при изучении темы «Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества» на этапе мотивации я считаю целесообразным показать детям притчу. Показать притчу (Разговор ребенка с богом). После просмотра можно провести беседу: Какие чувства возникли у вас при просмотре? О ком или о чём вы подумали? Как вы считаете, легко ли быть мамой? Как нужно относиться к родителям, чтобы не обидеть их? Как показывает практика, такой трогательный сюжет никого из детей не оставит равнодушным.

2. В начале урока возможно использование игровых методов. На первом уроке «Россия – наша Родина» можно использовать игру «Чем мы похожи». Все обучающиеся сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста и т. п. )». Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Учитель подводит ребят к мысли: если мы все оказались в одном большом круге, значит, мы все чем-то похожи друг на друга.

3. В процессе работы над темой урока возможно использование таких методов, какметод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и исследовательский методы.
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Например, урок «Проповедь Христа» возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Исследовательский метод организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»).

1. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляли вопросы и брали интервью у своих родственников о семейных традициях.

2. На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

3. Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся. Темы проектов могут быть следующими.

Россия – родина моя

Всюду добрые люди вокруг

Вот что значит настоящий, верный друг

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил

Праздник праздников - Рождество Христово»

Моя малая родина

Если скажешь слово Родина

Мой дом. Моя семья

Культурное наследие Донского края

Милосердные поступки

Мои добрые дела

Семейные традиции

4. Хорошовлияют на развитие познавательного интереса у учащихся интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии по православным храмам ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения.

5. Драматизация (театрализация)

Этот метод организации учебной деятельности близок к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, инсценируем притчи.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. В настоящее время практически к каждому уроку ОРКСЭ можно подобрать мультимедийные презентации, которые не перегружены материалом и используются по мере необходимости. В домашнем задании для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет, используем задания типа:

-Найдите иллюстрации к материалу «Храмы», «Икона», «Культура и религия».

-Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т. д.

Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

7. Составление словаря понятий и терминов

Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

8. Составление Галереи образов

Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

9. Работа с родителями

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому привлекаем родителей в учебный процесс. Например, родители помогают учащимся подготовить рассказ о том, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и о других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

-Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего человека.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.