|
|||
Интерактивные методы на уроках ОРКСЭ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Интерактивные методы на уроках ОРКСЭ 1. Эвристические беседы. 2. Проектирование. (создание социальных проектов, соревнования, выпуск газет, постановка спектаклей, выставки, сочинение песен и сказок). 3. Уроки-экскурсии (виртуальные путешествия) 4. «Мозговая атака». 5. Деловые и ролевые игры. 6. Метод моральных дилемм и дискуссий. 7. Практикумы. 8. Творческие мастерские. 9. Исследовательский метод. 10. Взаимообъяснение. 11. Интервью. 12. Драматизация (театрализация). 13. Использование ИКТ (презентации, просмотр притч, фильмов) 14. Составление словаря терминов и понятий. 15. Составление галереи образов. 16. Семинары (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «Ученик в роли учителя», «Каждый учит каждого»). 17. Словесные ассоциации. Знакомство с методами. 1. Очень интересен метод работы с притчами. Способами работы с притчей могут быть: Так, при изучении темы «Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества» на этапе мотивации я считаю целесообразным показать детям притчу. Показать притчу (Разговор ребенка с богом). После просмотра можно провести беседу: Какие чувства возникли у вас при просмотре? О ком или о чём вы подумали? Как вы считаете, легко ли быть мамой? Как нужно относиться к родителям, чтобы не обидеть их? Как показывает практика, такой трогательный сюжет никого из детей не оставит равнодушным. 2. В начале урока возможно использование игровых методов. На первом уроке «Россия – наша Родина» можно использовать игру «Чем мы похожи». Все обучающиеся сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста и т. п. )». Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Учитель подводит ребят к мысли: если мы все оказались в одном большом круге, значит, мы все чем-то похожи друг на друга. 3. В процессе работы над темой урока возможно использование таких методов, какметод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и исследовательский методы. Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»). 1. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляли вопросы и брали интервью у своих родственников о семейных традициях. 2. На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. 3. Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся. Темы проектов могут быть следующими. Россия – родина моя Всюду добрые люди вокруг Вот что значит настоящий, верный друг Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил Праздник праздников - Рождество Христово» Моя малая родина Если скажешь слово Родина Мой дом. Моя семья Культурное наследие Донского края Милосердные поступки Мои добрые дела Семейные традиции 4. Хорошовлияют на развитие познавательного интереса у учащихся интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии по православным храмам ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения. 5. Драматизация (театрализация) Этот метод организации учебной деятельности близок к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, инсценируем притчи. 6. Информационно-коммуникационные технологии Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. В настоящее время практически к каждому уроку ОРКСЭ можно подобрать мультимедийные презентации, которые не перегружены материалом и используются по мере необходимости. В домашнем задании для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет, используем задания типа: -Найдите иллюстрации к материалу «Храмы», «Икона», «Культура и религия». -Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т. д. Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. 7. Составление словаря понятий и терминов Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. 8. Составление Галереи образов Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. 9. Работа с родителями Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому привлекаем родителей в учебный процесс. Например, родители помогают учащимся подготовить рассказ о том, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и о других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности. -Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего человека.
|
|||
|