Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(14 д) «Воин с саблями».. (14 ж) «Обоюдорукий воин. Орловский».



(14 д) «Воин с саблями».

(14 ж) «Обоюдорукий воин. Орловский».

Рисунок14г " Воин и три змеи".
(14Г) «Воин в доспехе, держащий одну из трех змей, выползших из-под предмета». Форма предмета сильно напоминает надгробия средневековий – вертикально врытая плита с закругленными краями и положенная горизонтально вторая плита - стул. Тул – особая форма предмета, предназначенного для сидения короля и его придворного предсказателя – «Тула». Король, как «помазанник» богов, считался так же способным к предсказаниям, как и Тул (по Скандинавской мифологии). Оба частенько принародно «советовались» с предками, сидя на надгробиях с тем же названием – тул. Испокон веков, от Европы
Рисунок 14д " Воин с саблями"
 до Сибири, камнями вымащивали маленькую площадку над могилой «колдуна». Что означает данный сюжет перстня - сказать сложно, но что о его большой значимости для владельца говорит материал кольца – серебро.

 

( 15а) «Воин с рунами Тейваз (стрела)» Орловская обл. Не задумывайтесь над такой странной головой – она вполне соответствует рыцарскому шлему с поднятым забралом(«личиной»). А вот точно такой сюжет перстня, но «резанного», из Калужской обл. (15 б), и сключает мысль о том, что руки «не приделали воину по лености». Мастера делали их в разных местах и в разной технике, но сюжет совпадает, вплоть до «странной» головы. Руны здесь означают не просто уравновешенность. Стрелка вверх – Тейваз или Треба – осознание необходимости жертвы себя ради исполнения «предначертанного». Это полная, самоотверженная готовность пройти через жизненные уроки. «Перевернутая» руна далеко не всегда означает что–то плохое - противоположное. Об этом говорит в первую очередь то, что не все руны имеют «перевернутое» значение. В данном случае она гласит: « достичь движения вперед ты, воин, сможешь, если сбросишь сзади груз старых представлений о том, что когда - то имело для тебя значение». Очисти сознание от прошлого – сосредоточься на сегодняшнем реальном кармическом уроке, и ты – обретешь свой путь, тебе откроются все дороги. Одна ведунья сказала про этот перстень: «Воин – отражающий стрелы». Это не точно: ему не нужны руки, он поднял забрало, он знает Путь и никакие силы – стрелы его не «найдут».

Рисунок 16 " Воин с древом"
(16) «Воин с Древом». При нехватке фактического материала, авторы приводят свои образные ряды, поскольку после просмотра множества подобных перстней у них сформировалось устойчивое представление. Бездоказательно, на рассуждениях и медитации: в горах Монголии с 13 по 19 век население упорно выбивало на камнях одну и ту же пиктограмму «Мать – Олениха рожает семерых (по очереди) детей. Чингиз Хан был седьмым в роду. Создавая этот рисунок, монголы вновь и вновь надеялись на рождение в их роду «Великого воина». Это как слова «Да будет так! » Возвращаясь к перстню (16 ): Древо – символ Живы, пронизывающий все мироздание;  подаренный другу такой перстень говорит – «ты Воин, но пусть Жива всегда будет с тобой! Живи! »

Рисунок 17 " Воин, держащий поверженного зверя" (Бова повергает... )
(17) «Воин, держащий поверженного зверя». Печные изразцы 15-17 веков иногда дают хорошие подсказки для расшифровки перстей: сюжеты там часто сходны, и, что важно, иногда подписаны. В средневековье на Руси ходил книжный «бестселлер» «Похождения Бовы – королевича». Берём на себя смелость утверждать, что сюжет данного перстня должен называться «Бова – королевич повергает…» - таков был сюжет одного из московских изразцов 16 века, известных нам по описанию.

Рисунок 18 " Всадник с саблей и плащом" Моск. обл.
При раскопках конюшен Большого дворца в Царицыне был обнаружен серебряный перстень (18) «Всадник с саблей и плащом». Московские археологи логично рассудили, что, скорее всего, он принадлежал царскому «стремянному». Подобные перстни встречаются по России не редко, стремянные были не только у царя.

Немного о звериных сюжетах. Британские ученые Х. С. Лондон, Т. Вудвок, М. Робинсон в своих работах пишут, что для самоидентификации владельца и сообщества подчиненных девизы, гербы часто изображались простыми предметами или «бестиями». Набор предметов на вымпеле рыцаря они так и называли – предметный девиз. «Бестиарии», или как их называли на Руси(переводы с греческих вариантов до 14 века) «Физиологии», являются сборниками статей о животных( мифологических в том числе) и «каменьях». Содержат басни с символическим толкованием свойств зверей. К сожалению – в чисто христианских традициях.

Рисунок 19 " Лев с молотами"
(19. ) «Лев с молотами» часто встречается на печатках. Бестиарии наделяли его качествами храбрости, благородства, непобедимости. Крылатый лев – философский огонь, солнечный свет. В геральдике Зап. Европы это самый популярный образ рыцаря. Часто выступает в качестве солярного знака в астрологии. При использовании зверей для обозначения сторон света ему достается Восток. Он неусыпный страж – басни бестиариев приписывают ему способность видеть с закрытыми глазами. То, что льва изображали на перстнях в деталях не совсем соответственно, легко объяснимо – мастера никогда не видели его воочию (параллелей таких сколько угодно). Басни приписывают ему способность к покаянию после совершения ратных дел. Однако на шинке мы видим руны – два «Молота Тора» у него за спиной – оружие бога воинов Тора-Перуна.

Рисунок 20 " Лютый зверь"
По перстням со зверями можно было бы продолжать долго («инорог» - единорог, «грива» - грифон и др. ), но особенно хочется сказать о:

 (20. ) «Лютый Зверь» - очень древнее, но произвольное название. На изразцах 17 века такая подпись стоит даже под изображением Единорога. Множество сюжетов с ним нам так и хочется назвать «Семаргл» - это огненный, крылатый пес, охранник селения у славян. Морда его морда чаще похожа на собачью и тело тоже, а что хвост львиный – так и крыльев у собаки обычно нет. (Вообще – неблагодарное это занятие, пытаться дать имена бестиям с перстней – уж больно представление о них было различно и зависело от личных знаний). Ничего, что зверь лютый, зато он благой для общества. Языческий бог был переименован, а его образ продолжали использовать «по- христиански». «Добро должно быть с кулаками? Нет, добро просто должно быть» - золотые слова. Церковь тоже может менять свое мнение в зависимости от условий. Когда – то патриарх Сербии лично вел в бой объединенное войско князей против турок – мусульман на Косовом поле.

Попадаются перстни и с чисто христианской символикой.

Рисунок 22 " Квадрат Sator»
Рисунок 21 " Отче наш" XV-XVIвв. Нижегородская обл.
(21. ) «Отче наш». Палиндром (повторяющиеся словосочетания) в виде креста. Необычное сочетание слов, которые одинаково читаются в разных направлениях с древности считалось магическим, т. к. его нельзя прочитать по - другому и использовать наоборот ( как перевернутый крест Христа). PATER NOSTER (с лат. «ОТЧЕ НАШ») – буква N является центром словосочетания, а если надо – и креста, из двух одинаковых словосочетаний. Используя старую языческую традицию, мастер вправо и влево изобразил штрихи, которые можно рассматривать и как направление слов в предложении, и как направление силы. Такое выражение, написанное на бумаге, нашитое на предмет или исполненное каким-либо другим способом – носили с собой для лечения. Считалось, что все болезни от грехов, а их надо замаливать молитвами.

(22. ) «Квадрат SATOR», знаменитый палиндром из слов, составленных в квадрат. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Если выражение прочесть в прямом и обратном порядке, то TENET повторится. Буква N в обоих палиндромах может писаться как в прямом, так и в перевернутом виде. «Квадрат» записан таким же способом, как и германские руны – «бустрофедон» («как пашет бык»), т. е. строки письма поочередно читаются слева направо и справа налево. Переводов существует много: «Сеятель Арепо управляет плугом», «Великий сеятель помогает работе» и др. До XIX века «квадрат» использовался при создании амулетов.

Рисунок 23а " Печать Соломона"
Рисунок 23 " Ключ Соломона"
 (23. ) «Ключ «Соломона». Берём на себя смелость так назвать этот сюжет печатки. Печатки эти относятся к периоду популярности в России царя Соломона – XVII-XVIII века. По преданию Соломон захоронен с магическим перстнем, способным сделать его владельца повелителем миров. Но что изображено на том кольце – никто не знает. Наши рассуждения имеют два аспекта. 1)Сейчас среди православных священников «крест в кругу» как христианский знак отвергается. Они хором говорят, что не признают вечной борьбы добра со злом (круг – вечность, крест – Христос), и все закончится Судным Днем. Однако на церквях XVIII века часто встречается такое изображение в России, на раннеправославных могилах Европы(молчим про «кельтский крест»). Встречаются подобные знаки в пещерах г. Орла на потолках (куда можно было добраться только в XVIII веке - потом с полов выбрали камень и теперь до некоторых таких изображений много метров высоты). Все говорит о популярности этого символа в православии до XIX века. 2) «Большой и малый ключ Соломона» – так назывались две самые известные книги по христианской демонологии, приписываемые царю Соломону. В книгах есть несколько вариантов изображения этого «ключа». Общим у них является круг и несколько вариантов «крестов» в нем. Возле креста ставили буквы «альфа и омега», поскольку Христос сравнивал себя с ними (23а).  Модная тема Соломона привела в XVII-XVIIIв. к ношению в России перстней «Суд Соломона», а также  тому подобных  колец и медальонов. Считаем, что желающие «блеснуть» могли заказывать личную печать со своими инициалами вместо «альфы и омеги», не умаляя при этом Христа, т. к. ключ немного изменяли (делая его похожим на настоящий) в нижней части. Что может быть изображено на перстне Соломона, открывающее доступ к его тайным знаниям – конечно, ключ. Интересно, что на Орловском варианте перстня отсутствуют инициалы владельца, зато присутствует руна «Ур» (похожая на греческую «альфу») имеющая много значений, в том числе – очищающая и объединяющая все живое энергия. К сожалению, не сохранилась правая сторона печатки – мы не знаем, какой там был знак. У вятичей-язычников металлический ключик вешался на пояс среди обязательного, общепринятого набора оберегов и многие их заговоры заканчиваются обращением к образу «ключа».

Перстни с языческими знаками

Чтобы ориентироваться, в какую сторону должна вращаться свастика, считавшаяся знаком солнца этого мира, а не загробного – рассмотрим миф. По представлениям славян, днем бог солнца катится по небу в белой колеснице, на белых конях. Добравшись до горизонта, ночью он плывет по «небу мертвых» в ладье, запряженной «Уточками». Мы с вами живем в северной широте. Посмотрим, как двигается для нас, живых, солнце – слева - направо, «посолонь». (24 г)  «Свастика - посолонь» образ «солнца живых». Если ножки свастики располагаются с другой стороны (24) печатка «Свастика». Это образ «солнца» мира мертвы х. Украшений с такой свастикой у славян не меньше, чем с «свастикой посолонь». Возникает вопрос: зачем люди носили такое – «черная магия»? А кто сказал, что – духов - чуров «подогревали», обращаясь к ним лишь по злым делам? Да и что это за предки такие, если считать, что они все «черные»? В те далекие времена не было разделения на белую и черную магию. Скандинавские легенды говорят, что безусловно общественно полезными считались «ведуны от рождения», «святые», «юродивые» ( у славян), т. е. если действия их были «спонтанными», их звали по праздникам, для совета или по каким-то исключительным случаям. Если же ведун постоянно практикует – духи порабощают его и требуют совершения новых действий, и еще неизвестно, что возьмут они в качестве платы (причем большинство таких одержимых становится «приятными для зловредных баб»), совершая что-нибудь хорошее, они должны для «равновесия» что-нибудь сломать (доску в своем заборе, уронить ворота на своем дворе). С моей точки зрения свастики  - это не «знак солнца», а знак силы, рождающейся от «семени – силы» солнца (в центре) и силы Четырех ветров земли, наматывающейся на центр. Это – так называемое «Коло» - столб от неба до земли, сила, пронизывающая все живое (Древо Жизни). Направление же вращения задает Солнце. Хорошей иллюстрацией является образец ( 24 д ) «Снежинка».  Здесь общепризнанный (даже в современной астрономии) солярный знак – круг с точкой в середине и «четыре стрелки силы, направленные к кругу. У варягов подобный знак составлялся из рун Альгиз. 24 е )« Шлемы ужаса» (Агисхьяльмы) - так обобщенно называли подобные кресты германские племена. Это один из видов гальдрастафов, магических руноподобных знаков, представляют собой несколько (или множество) переплетенных рун, нередко сильно стилизованных.

(32) «Триада». Небо, Земля и Коло. Два помощника вокруг Коло означают духов. В Орловском Списе «дорожка» из таких «елочек» объясняется вышивальщицами как существование одновременно трех времен – настоящего, прошедшего, будущего. Но, сопоставляя множество подобных изображений, автор пришел к выводу, что это изображение духов – предков оберегающих путь вышитого образа («скатертью дорожка»). Для каждого такого духа – елочки сразу существует три времени. Альгиз в Скандинавии тоже имел охранное действие. Только у славян он выполнялся (по моему мнению) в виде «елки», хотя и не всегда ( 24 е, ж ).

Рисунок 25б «Макошь с рожаницами»
Рисунок 25 " Кольцо на продолжение рода"
Рисунок 25а " Макошь- древо"
(25) «Кольцо на продолжение рода ». Ромб – знак бога Рода, по бокам поддерживается (на шинке) двумя треугольниками – Рожаницами. То, что это женские знаки, говорят мелкие насечки в верхней части треугольников, изображающие волосы на женском  интимном месте. Аналогия из народных вышивок: сюжет «Макошь с помощниками». Центральная фигура, изображающая снизу тройной корень, голова – ромб, руки подняты к небу. ( 25а  подобный образец из кн. Рыбакова «Язычество древних славян») Помощники – к ней лицом. Ромб означает, что Макошь «призывает» бога Рода, нижняя часть символизирует Древо (Живу, соединяющую Землю и Небо). Часто вокруг ее фигуры изображают летающие четырехлепестковые листья клевера (оберег) – «земля благоухает», как объясняли вышивальщицы спецам по Орловскому Спису. У Макоши, как и у Солнца, была не одна «ипостась» - перерождение. Об этом свидетельствует сравнение вышивок ( 25 б, в ).  Поэтому символом Макоши может быть ромб, «Знак засеянного  поля», цветок, что означает – просьба к Роду прийти, принести семя, поддержать цветок. Рядом с Макошью и Древом чаще всего изображаются два помощника. На вышивках это – олени, всадники, лошади, Павы. На перстнях «елочки», завитки – волны. Авторы считают, что это изображение взаимозаменяемых божеств: славянские Рожаницы и Скандинавские Норны. Посмотрите на перстень « Макошь» (25 г ) если в центре – Макошь, превратившаяся в Древо с цветком на «голове», то завитки по бокам – это Норны, распускающие силу Древа и плетущие из нее Судьбу. Птица Счастья, на вышивках, автоматически получается тоже
Рисунок 25в " Макошь с павами" (по кн. Рыбакова)
ипостасью Рожаниц – Норн (25 в ).

(26) «Вазон». В XVII-XIX веках в вышивке и на перстнях параллельно появляется упрощенный вариант сюжета «Макошь». Даже в XX веке в деревнях, где практиковали Орловский Спис, на свадьбе завязывали на домашний цветок узелки из лоскутков. Эта традиция – прямое продолжение решетчатых перстней вятичей IX-XII веков (27). По мифам Скандинавии богини судьбы – норны из нитей Живы когтями

Рисунок 26 " Вазон". Орл. обл.
сплетали из узелков череду
Рисунок 27 " Решетчатый перстень вятичей" IX-XII вв.
событий человеческой жизни. Узелок означает – пусть все случится, Жива будет притянута и не развяжется, давая силу образу-событию. Потому- то подобные сюжеты в Списе чаще называют «Древом».

Рисунок 28а " Ладонь повитухи"
(28)  «Ладонь повитухи» В «Поучениях Валькирии.. » имеется прямое указание на группу рун с таким общим названием. Для облегчения родов они наносилисьm повитухе на ладонь и ноготь большого пальца( руны Ansuz/Dera/Mannaiz). Это обережные знаки предков рода. Считалось, что рожаница открыта для других миров… К новорожденному должен появиться дис-дух родича (женского пола) и объявить ему его судьбу. Она же будет и покровителем его  по жизни.

(29) «Ладонь медведя» («печать Велеса») тоже упоминаемая в «Поучениях» группа рун. Однако данный перстень редок в наших краях. Велес был покровителем богатства. В Киеве, в купеческом районе «Подол» стояло его капище. На Орловщине мелькают деревни с названиями вроде «Волосово».

Рисунок 30б " Перуница". Орл. область
Рисунок 31а «Sovilo» без шипов
Рисунок 30а " Перуница" XVII в.
Рисунок 29 " Печать Велеса"
Рисунок 30в " Перуница из хекс-знаков"
(30 а, б. ) «Перуница» - 6-8 остролепестковый весенний цветок – символ Перуна. Боец с «нечистью», благодаря ему «после Зимы приходит Весна». В Скандинавии его знаком была руна «Молот Тора». А у нас предпочитали цветок, хотя и остро-лепестковый. Молнии Перуна убивают только нечисть, а для Земли они - носитель огненного семени. Поэтому на некоторых перстнях с перуницей точки-знаки семени помещены между лепестками. На вышивках такие точки располагаются между зигзагами молнии, бьющей в землю. (30 в )  Образец такого знака с германских хекс – знаков (вариант гальдрастафа).

 (31. ) «Sоvilo», перстень с одноименной руной (по Скандинавской интерпретации)– один из знаков Солнца, мужского начала, силы, золота, власти, мысли. Подобное кольцо можно было бы подарить по многим поводам, но боевые шипы на данном Орловском образце говорят о более узком применении и о, скорее всего, более северном происхождении перстня (Новгород-Псков). А вот (31а. ) образец без шипов…Знак состоит из двух сил – потоков, имеющих единый центр. Наложение двух знаков дает «свастику».

(33) Перстень союза Домов. В углах – две руны Дом, Род. В середине кольца они соединены узлом.

Рисунок 33 " Перстень союза домов" XII-XIIIвв, Московская обл. Слева в углу - руна Род, Дом (прорисовка владельца перстня)
В XIX веке мода на печатки со «смыслом» изживается. Сказалась -таки борьба с язычеством (до XVIII века в городах сохранялись капища) и старообрядцами (в Орловской области добили в середине XIX века).

Сейчас кольцо или перстень с надписью становятся скорее исключением, нежели правилом. Лишь иногда мелькнет на ободке колечка сентиментальная надпись «Люби меня – как я тебя», или более банальная гравировка на память о дне свадьбы.  Люди перестали мыслить образно – пришел рационализм. И трудно сказать, что изменилось раньше – жизнь людей или их способ мыслить? Сейчас в России начался поиск «своих корней». И это правильно – нас объединят не только территория и общие интересы в жизни. Для наших предков нет деления на прошлое, настоящее и будущее. Ты можешь не признавать их, как и не верить в существование Христа. Главное заключается в другом – они тебя признают.

Сахаров Михаил Вячеславович, 89536294874 преподаватель лицея №21, электронный адрес: m. saharof@yandex. ru

Труфанова Екатерина Юрьевна. 89536230584-соавтор.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.