|
||||||||||||||||
(14В) «Воин, держащий в правой руке саблю, а в левой «змею».Стр 1 из 2Следующая ⇒
Волшебные кольца России. В сказках всех народов мира кольца наделяются волшебными свойствами. Этот символ вечного движения по кругу, собирающий силу человека и напитывающий «образ» кольца. Люди в древности пользовались ими в самых разных ситуациях, да и виды колец были многообразны. Например, височные кольца - металлические украшения различной формы, вплетавшиеся в женские причёски. Появившись в бронзовом веке, они были широко распространены у славян в средние века. По форме колец можно было определить принадлежность к роду - племени, их носили бережно и передавали из поколения в поколение (об этом свидетельствуют следы ремонта на многих височных кольцах). Ременные пряжки (гарнитуры) у Городецких племен также свидетельствуют о принадлежности носителя к определенной культуре. Веревка, обвитая «вокруг чресел», являет собой кольцо по форме, и с древнейших времен служит оберегом от сглаза. Соответственно, выражение " препоясывать чресла" постепенно стало образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение - " снимать пояс" - означало предаваться покою и праздности. В славянской традиции пояс, имеющий образ круга, кольца, являлся мощнейшим оберегом. Он символизировал путь-дорогу, способствовал благополучию и удаче. О большом значении, которое придавалось поясу, говорят нам меткие народные выражения, связанные со словом " пояс". Например, " распоясаться" означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было " грешно", появившийся в обществе без пояса мужчина считался лишенным чести.
Есть мнение, что слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. У славян Колесо Сварга - это Звездное Небо, медленно движимое Перуном Сварожичем. Колесо совмещает в себе символику круга, движения и ассоциируется и с силами «четырех сторон Света»-Земли. Поэтому наделено свойствами оберега. Рассмотрим роль колец в Скандинавии и на Руси. Авторы решили разделить рассказ по сюжетам на перстнях, опираясь на виденное ими в Орловской области. Довольно трудно судить о кольце, не держа его в руке. Обращаться к Скандинавскому материалу приходится по следующей причине: христианство там было принято добровольно и «бороться» с язычеством не пришлось – поэтому там сохранилось больше сведений о древних обычаях и знаках. Да и нахождение повсеместно на Руси перстней со Скандинавскими мотивами говорит в пользу использования в первую очередь именно их культуры для расшифровки и рассмотрения параллелей. С IX по XIV века у варягов можно было стать членом клана после прохождения соответствующих ритуалов. При этом их социальная лестница распределялась по праву иметь: « деньги и дары; место и сиденье; платы и кольца; на все права». Ядро клана (имеющее право на родовую землю) составляли те, кто в средневековых судебниках назывался bauggilldsmenn – " люди, получающие (или платящие) кольца (золота) (закон Гулатинга-58). Подарок кольца всегда был символичен. В некоторых германских племенах князей называли «одаривающими кольцами», т. е. собирающими дружину. До момента сложения централизованного государства каждый феодал хотел иметь для своей челяди такую парадную (военную) одежду, которая цветом, нашивками гербовых знаков и девизами будет указывать круг людей, служащих его Дому. О том, насколько дорожили подобными вещами, говорит сам за себя случай, когда подаренный за доблесть родовой вымпел (знамя с тремя переплетенными кольцами - символом единства трех родов Франции) стал основанием для использования рисунка этих трех колец в гербе доблестного слуги. С ликвидацией феодальных отрядов в России в XIV-XVII веках наблюдается резкое увеличение количества колец со знаками «различия» слуг. Такая же историческая параллель прослеживается в нашей стране в X-XVI вв., когда население стало массово носить языческие обереги в качестве протеста против распространения христианства на Руси. «Кольца со значением» использовались и в быту. В «Поучениях Валькирии» (по Платову) рассказывается о группах рун, их применении и местах начертания. По группам руны делятся на целебные, от дурных снов, для победы в распре, от бед из-за любви, от ведьм в пути, от вражды с родней, для пития пива, «скамья веселья» и др. По сложности композиции рисунки на перстнях можно очень условно разделить на 4 группы: а) простой рисунок - в более древних образцах наблюдается один - три знака;
в) печатки с многофигурными композициями; г) печатки с одним текстом. Технология изготовления перстней не сложна. Заготовки для перстней могли отливать массовым способом даже деревенские кузнецы, рисунок же выполнялся резцом или набором чеканов. Редко наблюдается литье по восковой модели с уже заданным рисунком (в основном по серебру). Самый широко применяемый сплав – медно-оловянный. Изображение птицы или летающего корабля – наиболее часто встречающийся сюжет в Орловской области. «Летающий корабль» - варианты: ( 1 а ) « птица с крыльями – веслами » с полосатым парусом на спине и мордой дракона на носу (драккар), с хвостом подобным рулю (сохе) того времени, с двумя ногами. Резчик явно подчеркивал, что это одновременно и птица, и корабль. ( 2б ) Упрощенный летающий корабль, похож на 1а). ( 3в ) Драккар с полосатым парусом, явным рулем и двумя летящими чайками под ним. Сюжет является символом «ухода на небо» с почестями знатного воина (сожжение в боевой ладье). По ходу движения драккара видна маленькая «земля» или «радуга». Этот знак можно было бы рассматривать как «остров Буян», или «Вальгалла». Но правильным мне видится здесь «радуга». Во многих ранних культурах радуга рассматривается как символ дороги в мир иной, в мир богов. Потертость данных колец говорит о том, что носили их изображением «от себя». Владелец перстня показывал всем, что он принял свой путь воина до конца. Это как «скальп» у индейца, «оселок» - коса на голове кочевника-казака, как серьга у него в ухе (как татуировка при посвящении в мужчины в более ранние времена) – все говорит о том, что мужчина выбрал свой путь и племя-род. Вернемся к перстню. Руна R – «повозка, путь, радуга, колесо судьбы» заменена здесь рисованным символом в конце пути. Это дорога из капель воды в небе. По ней могут пройти лишь
(12)«Лебедь». Узор нанесен хорошо просматриваемыми штампами, набор которых у мастера был большой (судя по разным штампам крыльев). Кстати, верхнее крыло больше нижнего по размеру. Очевидно, здесь сказывается соблюдение правила - «на магическом поле не должно оставаться пустого места». Это кольцо, в отличие от «Гамаюна», создавал человек, хорошо знающий принципы магии и сам являющийся ювелиром. Здесь нет «лишней детали» - «пера». Да оно здесь и не к чему – богиня любви Лада (Леля и др. ) не нуждается в мелких исполнителях. Кольцо «Лебедь» - древнее пожелание присутствия Лады рядом с человеком. Согласно закону подобия магии, изображая часть (или символ, или «ипостась») образа – мы притягиваем его.
Следующие по частоте распространенности на Орловщине - печатки с изображением воина. Находки в разных местах Орловской области совершенно одинаковых перстней (14а) «Воин с зерцалом на груди» говорят в пользу того, что подобные кольца носили воины одного ранга. Воин изображен в левосторонней стойке с небольшим приседом на заднюю ногу (широко используемая в средневековой Европе стойка). В левой руке он держит короткое копье – сулицу. А вот что находится в правой руке – неясно. Можем сделать предположение. Для этого вспомним Александра Невского – обоюдорукого воина. Держа в одной руке копье, а в другой – меч, он умудрился (несмотря на разницу в длине оружия) «боковым заходом чиркнуть по лбу закованного в латы магистра» Шведского ордена, что и решило исход поединка. Рисунок на перстне проясняет этот момент боя – в руке было именно короткое, метательное копье. Тогда наш воин в правой, «поднятой», руке держит меч. Но это лишь догадки, говорящие о популярности такой техники боя на
( 14 Б) «Воин с копьем (тоже в левой) и саблей ».
(14В) «Воин, держащий в правой руке саблю, а в левой «змею».
|
||||||||||||||||
|