![]()
|
|||||||
У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА!Стр 1 из 4Следующая ⇒
Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры. В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости совершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и традиционной последовательности. Таким образом, обряд -это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы. Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует совершить обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т. п. ). Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельческим бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека; оказиальные, приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников. Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых действиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условно обозначают определенным действием или словом. Так, например, на колени невесты сажают мальчика, чтобы рождались сыновья, на пути свадебного поезда стреляют, чтобы отпугнуть вредоносные силы. В качестве вербальной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов, стимулирующих и обережных, существуют так называемые мантические обряды, то есть гадания. Демонстративно-символические действия связаны с общественной санкцией происходящего. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т. п. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадионе). Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание. Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия памятника, сооружения и пр. При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не просто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализованным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальными участниками становится его условным художественным образом, реализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, непосредственный праздник превращается в опосредованного " главного героя" театрализованного действа. В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и начало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание духов растительности как символа обновления и расцветания природы. Название Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, поскольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По христианским представлениям Троица - три лица или ипостаси бога: бог -отец, бог- сын и бог - дух святой. Содержание праздника Троицы составляет миф из новозаветной книги " Деяния апостолов" о сошествии " святого духа" на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христа, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, крещение русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл. Излишне говорить о том, что воспроизведение сценарной основы праздника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невозможно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточно давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого этот праздник является, ибо невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Причем драматургия подобного театрализованного действа должна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом анализе будущего сценария. Анализ этот может выглядеть следующим образом. Тема. О божественных началах в природе и человеке.
Идея. Эти начала едины. Как расцветает природа, так должно расцветать и человеческой сущности, которая включает в себя способность сострадать ближнему, стыдиться собственных прегрешений и благоговеть перед прекрасным, что соответствует количественно трем христианским ипостасям Бога.
Жанр. Лирическая драма с элементами языческой и православной обрядности.
Конфликт. Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.
Художественный прием. Духовный христианский запрос человеку, и
Таким образом, сценарий данного праздника может выглядеть следующим образом.
У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА! Сценарий театрализованного праздника.
|
|||||||
|