Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА!



 

Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.

В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необ­ходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости со­вершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и тради­ционной последовательности. Таким образом, обряд -это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе об­ряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические дей­ствия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преоб­разующих действия практические в своеобразные художественные обра­зы.

Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует совершить обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и соче­тания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (кре­стины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т. п. ).

Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельчес­ким бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семей­ной жизни человека; оказиальные, приуроченные к тем или иным значи­тельным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменатель­ных церковных событий и праздников.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых дей­ствиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условно обо­значают определенным действием или словом. Так, например, на колени невесты сажают мальчика, чтобы рождались сыновья, на пути свадебного поезда стреляют, чтобы отпугнуть вредоносные силы. В качестве вербаль­ной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов, стимулирующих и обережных, существуют так называемые мантические обряды, то есть гадания.

Демонстративно-символические действия связаны с общественной сан­кцией происходящего. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т. п. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-сим­волическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить ин­дивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском ста­дионе).

Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождаю­щих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание.

Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совер­шения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с тра­дицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия па­мятника, сооружения и пр.

При написании сценария, посвященного народному празднику, вклю­чающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не про­сто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализо­ванным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальны­ми участниками становится его условным художественным образом, ре­ализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, не­посредственный праздник превращается в опосредованного " главного героя" театрализованного действа.

В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и на­чало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание ду­хов растительности как символа обновления и расцветания природы. На­звание Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, по­скольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По хри­стианским представлениям Троица - три лица или ипостаси бога: бог -отец, бог- сын и бог - дух святой. Содержание праздника Троицы со­ставляет миф из новозаветной книги " Деяния апостолов" о сошествии " святого духа" на апостолов в пятидесятый день после воскресения Хри­ста, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, креще­ние русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл.

Излишне говорить о том, что воспроизведение сценарной основы праз­дника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невоз­можно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточ­но давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого

этот праздник является, ибо невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Причем драматургия подобного театрализованного действа дол­жна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом анализе буду­щего сценария. Анализ этот может выглядеть следующим образом.

Тема. О божественных началах в природе и человеке.

 

Идея. Эти начала едины. Как расцветает природа, так должно расцве­тать и человеческой сущности, которая включает в себя способность со­страдать ближнему, стыдиться собственных прегрешений и благоговеть перед прекрасным, что соответствует количественно трем христианским ипостасям Бога.

 

Жанр. Лирическая драма с элементами языческой и православной об­рядности.

 

Конфликт. Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть.

 

Художественный прием. Духовный христианский запрос человеку, и
ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием
продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пере­сечением и взаимопроникновением.

 

Таким образом, сценарий данного праздника может выглядеть следу­ющим образом.

 

У НАС НЫНЕ СЕМИК - ТРОИЦА!

Сценарий театрализованного праздника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.