Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Земля и воля (1876-1879)



В Петербурге в начале 1876 года была создана одна из крупнейших народнических организаций, в которую вошли М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, А. Д. Оболешев, С. М. Крав­чин­ский, Д. А. Кле­менц, Н. А. Мо­ро­зов, С. Л. Пе­ров­ская, Л. А. Ти­хо­ми­ров, М. Ф. Фро­лен­ко, многие из которых ранее входили в кружок “чайковцев”. Всего в организации состояло около 200 человек. Организация разделялась на группы по роду деятельности: “Администрация” (руководящий орган), “деревенщики” (пропаганда в деревне), “рабочая группа” (пропаганда среди рабочих), “дезорганизаторская группа” (дезорганизаторская деятельность, терроризм). Землевольцы впервые назвали себя народниками.

По результатам неудачного “хождения в народ” были выдвинуты основы программы “Земли и воли”: 1) уравнительное перераспределение всей земли между крестьянами; 2) установление народного самоуправления; 3) разделение страны на части “соответственно местным желаниям”; 4) установление свободы вероисповедания. В программе отразились многие положения М. А. Бакунина: главной целью провозгласили установление анархии и коллективизма. Землевольцы активно занимались пропагандой, прокламации, брошюры, газеты (“Зем­ля и во­ля”, “Лис­ток Зем­ли и во­ли”). Ведущая роль уделялась крестьянству, но деятельность организации также была направлена на рабочих, студентов и интеллигенцию. Землевольцы считали, что в крестьянской общине заложены начала социализма, нужно было лишь инициировать восстание недовольных крестьян. Россия должна была перейти к социализму, минуя капитализм. Считалось, что капитализм находился в процессе своего развития и мог разрушить крестьянскую общину, поэтому осуществить революцию нужно было как можно скорее. Крестьянство должно было стать главной силой революции, а рабочие должны были поддержать выступление крестьян. Главные силы были направлены на создание поселений в деревне (преимущественно в Поволжье). Землевольцы устраивались в деревнях учителями, фельдшерами и т. д., пропагандируя революционные идеи. В это же время они провели первую политическую демонстрацию рабочих на Казанской площади (1976) и участвовали в студенческих волнениях и стачках в 1878-1879.

Пропаганда в деревне, как и “хождения в народ” успеха не принесла. Многие землевольцы обратились к индивидуальному террору как к главному средству достижения революции. Между сторонниками террора и сторонниками пропаганды возникла борьба. Тех, кто остался верен изначальным народническим идеалам называли “деревенщиками”, они считали основной целью пропаганду в деревне, а террор либо отрицали, либо отдавали ему второстепенное значение. Террор изначально был прописан в программе “Земли и воли”, как средство самозащиты и мести.

31 марта 1878 года состоялся суд присяжных по “Делу Веры Засулич”. 5 февраля 1878 года революционерка В. И. Засулич пришла на прием к петербургскому градоначальнику Ф. Ф. Трепову и тяжело ранила его в левый боквыстрелом из револьвера. Таким образом, Засулич отомстила Трепову за ранее отданный им приказ о порке политического заключенного народника Боголюбова, которым он нарушил закон о запрете телесных наказаний. По закону за такое преступление полагалось от 15 лет тюремного заключения, но суд присяжных полностью оправдал Засулич: процесс прошел нестандартно. Дело прошло по уголовному судопроизводству, а не по политическому. Власти надеялись на быстрый показательный суд с максимальным наказанием, но все пошло не так. На роль судьи был выбран либеральный сторонник судебной реформы А. Ф. Кони. В роли защиты выступил П. А. Александров, проявивший во время процесса свои блестящие ораторские способности. На стороне обвинения был вынужден выступать К. И. Кессель. Большинство присяжных было выбрано стороной защиты, т. к. Кессель уступил свою квоту. Изначально все участники процесса были уверены в обвинительном приговоре. На процесс пришло более 300 человек по приглашениям. Обвинитель выступил очень скучно и казенно, на его выступление никто не обратил внимания. Петр Александров поразил зал своим красноречием и перевернул ход дела. Он сделал упор на обличении на Трепова и факте отсутствия у Засулич личных интересов в убийстве и твердого намерения убить. Александров заставил присутствующих пропитаться к Засулич состраданием. Судья Кони поддержал защиту и попросил у присяжных о снисхождении. В итоге, присяжные оправдали подсудимую. Засулич успешно вывезли домой, но без беспорядков перед зданием суда не обошлось: один студент выстрелил в жандарма, случайно попал в курсистку, и самоликвидировался выстрелом себе в голову. Приговор был восторженно встречен в обществе. Новость с интересом была встречена заграницей. За Кони и Александровым закрепилась слава либералов, не идущих на компромиссы с совестью, оппозиционеров самодержавию, надежде русской демократии. На следующий день приговор был опротестован, но Засулич успела иммигрировать. Кони вынудили оставить судебную деятельность. Министр юстиции граф Пален был уволен с поста за допущенную ошибку. Александров продолжил заниматься адвокатской деятельностью, т. к. после судебной реформы адвокатура стала независимой. Дела о покушениях на должностных лиц были переданы военному суду. Процесс получил широкую огласку в обществе. Оправдательный приговор у многих вызвал одобрение. Это показало сочувствие общества революционному делу.

Разочаровавшись в пропаганде, под влиянием репрессий со стороны властей, “Земля и воля” активно занялась политической борьбой. В 1878-1879 годах происходит череда покушений на должностных лиц (убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского офицера Г. Э. Гейкинга, харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина, шефа жандармов генерала Н. В. Мезенцева, покушение на его преемника генерала А. Р. Дрентельна). 2 апреля 1879 года А. К. Соловьев пять раз стреляет в императора во время его прогулки около Зимнего дворца. Все пули прошли мимо, а Соловьева казнили.

Тактика террористической борьбы, а в особенности покушение Соловьева, вызывают еще больше разногласий внутри организации, еще сильнее накаляя атмосферу. В мае террористы (Михайлов, Морозов) создают группу “Свобода или смерть”, не согласовывая действия со сторонниками пропаганды (Аптекман, Плеханов). В июне состоялся съезд сторонников террористической борьбы в Липецке, где было решено не порывать с “Землей и волей”, а завоевать ее изнутри. Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд “Земли и воли”, где сторонники двух течений пришли к компромиссу о допустимости терроризма наряду с агитацией и пропагандой. Тем не менее в августе 1879 года “Земля и воля” распалась на две организации: “Черный передел” (сторонники пропаганды: Плеханов, Аксельрод, Дейч, Стефанович) и “Земля и воля” (сторонники терроризма: Желябов, Перовская, Морозов, Михайлов, Кибальчич).

 Начиная с обычной пропаганды, “Земля и воля” скатилась до индивидуального террора. Развал “Земли и воли” был неизбежен: единой организации не может существовать при такой полярности взглядов ее участников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.