|
|||
Чайковцы (1871-1874)После тех же студенческих волнений (1868-1869) сформировались студенческий кружок М. А. Натансона и кружок слушательниц Аларчинских женских курсов, которые объединились летом 1871 года в “Большое общество пропаганды” (“Чайковцы”), в которое вошли В. М. Александров, В. Н. Чайковский, Д. А. Клеменц, Н. А. Чарушин, С. С. Синегуб, Ф. В. Волховский, A. И. Желябов, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин и мн. др. Беспринципности нечаевщинычайковцы противопоставляли высокие нравственные идеалы. Изначально чайковцы занимались распространением революционной литературы среди студентов и интеллигенции. В 1872 году начали организовывать рабочие кружки, выходцы из которых (В. П. Обнорский, Ф. И. Кравченко и многие другие) позже стали создателями первых пролетарских организаций (“Южнороссийский союз рабочих”, “Северный союз русских рабочих”). В этих кружках чайковцы первыми в России стали изучать “Капитал” К. Маркса и издания Первого Интернационала. Последним этапом работы организации было “хождение в народ” в 1874 году (именно чайковцы были его главными инициаторами и организаторами). “Хождение в народ” особого успеха не возымело. Многих пропагандистов жители деревень выдавали властям. Вскоре начались массовые аресты (1873-1874), после которых организация распалась. Было арестовано около 4000 человек по обвинению в антигосударственной пропаганде. “Процесс 193-х” - самое крупное дело революционеров-народников, разбиравшееся в Особом присутствии правительствующего сената (судебный орган для рассматривания государственных преступлений): осенью 1877 года суду были преданы 197 человек (4 умерли во время процесса), которые обвинялись в создании единого тайного революционного общества, несмотря на то, что подсудимые состояли в 40 разных кружках. Обвинение указывало на их готовность совершать преступления, ведущие к большим человеческим жертвам. Во время одного из заседаний подсудимый И. Н. Мышкин произнес речь, объясняющую реальные цели и идеи революционного движения и обвиняющую суд в необъективности и некомпетентности. Впоследствии речь была распространена и привлекла к процессу еще больше внимания. Процесс получил широкую огласку не только в России, но и заграницей. В итоге дела подсудимые получили наказание намного мягче, чем этого хотели власти (всего 28 человек приговорены к каторге, 36 к ссылке). Большинство человек были оправданы или попали под амнистию, но Александр II назначил 80 оправданным административную высылку. Дело дискредитировало судебную систему и привлекло внимание к делу народников. Из всех народнических организаций к ишутнцам я отношусь лучше всего. Они не пренебрегали моральными ценностями и не обращались к террору, только занимались просвещением рабочих и крестьян. Возможно, если бы всё народническое движение было похоже на кружок Ишутина, оно бы смогло успешно интегрировать народ в политическую жизнь страны.
|
|||
|