|
|||
KOMPROMI.TXT 4 страница
КОМПРОМИСС ВОСЬМОЙ (" Советская Эстония". Июнь. 1976 г. ) " МОСКВА. КРЕМЛЬ. Л. И. БРЕЖНЕВУ. ТЕЛЕГРАММА. Дорогой и многоуважаемый Леонад Ильич! Хочу поделиться с Вами радостным событием. В истекшем году мне удалось достичь небывалых трудовых показателей. Я надоила с одной коровы рекордное число * (*Здесь и в дальнейшем – явные стилистические погрешности) молока. И еще одно радостное событие произошло в моей жизни. Коммунисты ношей фермы дружно избрали меня своим членом! Обещаю Вам, Леонид Ильич, впредь трудиться с еще большим подъемом. ЛИНДА ПЕЙПС". " Эстонская ССР. ПАЙДЕСКИЙ РАЙОН. ЛИНДЕ ПЕЙПС. ТЕЛЕГРАММА. Дорогая Линда Пейпс! Я и мои товарищи от всего сердца благодарят. Все за достигнутые успехи. Самоотверженный труд на благо Родины возвышает человеческую жизнь ощущением причастности к борьбе за достижение коммунистических идеалов. Разрешите также от души поздравить Вас с незабываемым событием – вступлением в ряды Коммунистической партии. Ведь партия – авангард советского общества, его славный передовой отряд. ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ". У редактора Туронка лопнули штаны на заднице. Они лопнули без напряжения и треска, скорее – разошлись по шву. Таково негативное свойство импортной мягкой фланели. Около двенадцати Туронок подошел к стойке учрежденческого бара. Люминесцентная голубизна редакторских кальсон явилась достоянием всех холуев, угодливо пропустивших его без очереди. Сотрудники начали переглядываться. Я рассказываю эту историю так подробно в силу двух обстоятельств. Во-первых, любое унижение начальства – большая радость для меня. Второе. Прореха на брюках Туронка имела определенное значение в моей судьбе… Но вернемся к эпизоду у стойки. Сотрудники начали переглядываться. Кто злорадно. кто сочувственно. Злорадствующие – искренне, сочувствующие – лицемерно. И тут, как всегда, появляется главный холуй, бескорыстный и вдохновенный. Холуй этот до того обожает начальство, чтс путает его с родиной, эпохой, мирозданием… Короче, появился Эдик Вагин. В любой газетной редакции есть человек, который не хочет, не может и не должен писать. И не пишет годами. Все к этому привыкли и не удивляются. Тем более что журналисты, подобные Вагину, неизменно утомлены и лихорадочно озабочены. Остряк Шаблин-ский называл это состояние – " вагинальным" … Вагин постоянно спешил, здоровался отрывисто и нервно. Сперва я простодушно думал, что он – алкоголик. Есть среди бесчисленных модификаций похмелья и такая разновидность, Этакое мучительное бегство от дневного света. Вибрирующая подвижность беглеца, настигаемого муками совести… Затем я узнал, что Вагин не пьет. А если человек не пьет и не работает – тут есть о чем задуматься. – Таинственный человек, – говорил я. – Вагин – стукач, – объяснил мне Быковер, – что в этом таинственного? …Контора размещалась тогда на улице Пикк. Строго напротив здания госбезопасности (ул. Пагари, 1). Вагин бывал там ежедневно. Или почти ежедневно. Мы видели из окон, как он переходит улицу. – У Вагина – сверхурочные) – – орал Шаблинский… Впрочем, мы снова отвлеклись. …Сотрудники начали переглядываться. Вагин мягко тронул редактора за плечо: – Шеф… Непорядок в одежде… И тут редактор сплоховал. Он поспешно схватился обеими руками за ширинку. Вернее… Ну, короче, за это место… Проделал то, что музыканты называют глиссандо. (Легкий пробег вдоль клавиатуры. ) Убедился, что граница на замке. Побагровел: – – Найдите вашему юмору лучшее применение. Развернулся и вышел, обдав подчиненных неоновым сиянием исподнего. Затем состоялся короткий и весьма таинственный диалог. К обескураженному Вагину подошел Шаблинский. – Зря вылез, – сказал он, – так удобнее… – Кому удобнее? – покосился Вагин. – Тебе, естественно… – Что удобнее? – • Да это самое… – Нет, что удобнее? – А то… – Нет, что удобнее? Что удобнее? – раскричался Вагин. – Пусть скажет! – Иди ты на хер! – помолчав, сказал Шаблинский. – То-то же! – восторжествовал стукач… Вагин был заурядный, неловкий стукач без размаха… Не успел я его пожалеть, как меня вызвал редактор. Я немного встревожился. Только что подготовил материал на двести строк. Называется – " Папа выше солнца". О выставке детских рисунков. Чего ему надо, спрашивается? Да еще злополучная прореха на штанах. Может, редактор думает, что это я подстроил. Ведь был же подобный случай. Я готовил развернутую информацию о выставке декоративных собак. Редактор, любитель животных, приехал на казенной машине – взглянуть. И тут началась гроза. Туронок расстроился и говорит: – С вами невозможно дело иметь… – То есть как это? – Вечно какие-то непредвиденные обстоятельства… Как будто я – Зевс и нарочно подстроил грозу. …Захожу в кабинет. Редактор прогуливается между гипсовым Лениным и стереоустановкой " Эстония". Изображение Ленина – обязательная принадлежность всякого номенклатурного кабинета. Я знал единственное исключение, да и то частичное. У меня был приятель Авдеев. Ответственный секретарь молодеж– ной газеты. У него был отец, провинциальный актер из Луганска. Годами играл Ленина в своем драмтеатре. Так Авдеев ловко вышел из положения. Укрепил над столом громадный фотоснимок – папа в роди Ильича, Вроде не придраться – как бы и Ленин, а все-таки – папа… …Туронок все шагал между бюстом и радиолой Вижу – прореха на месте. Если можно так выразиться… Если у позора существует законное место… Наконец редактор приступил: – Знаете, Довлатов, у вас есть перо! Молчу, от похвалы не розовею… – Есть умение видеть, подмечать… Будем откровенны, культурный уровень русских журналистов в Эстонии, что называется, оставляет желать лучшего. Темпы идейного роста значительно, я бы сказал, опережают темпы культурного роста. Вспомните минувший актив. Кленский не знает, что такое синоним. Толстяков в передовой, заметьте, указывает: " …Коммунисты фабрики должны в ближайшие месяцы ликвидировать это недопустимое статус-кво…" Репецкий озаглавил сельскохозяйственную передовицу: " Яйца на экспорт! " … Как вам это нравится? – Несколько интимно… – Короче. Вы обладаете эрудицией, чувством юмора. У вас оригинальный стиль. Не хватает какой-то внутренней собранности, дисциплины… В общем, пора браться за дело. Выходить, как говорится, на простор большой журналистики. Тут есть одно любопытное соображение. Из Пайдеского района сообщают… Некая Пейпс дала рекордное количество молока… – Пейпс – это корова? – Пейпс – это доярка. Более того. депутат республиканского Совета. У нее рекордные показатели. Может быть, двести литров, а может быть, две тысячи… Короче – много. Уточните в райкоме. Мы продумали следующую операцию. Доярка обращается с рапортом к товарищу Брежневу. Товарищ Брежнев ей отвечает, это будет согласовано. Нужно составить письмо товарищу Брежневу. Принять участие в церемониях. Отразить их в печати… – Это же по сельскохозяйственному отделу. – Поедете спецкором. Такое задание мы не можем доверить любому. Привычные газетные штампы здесь неуместны. Человечинка нужна, вы понимаете? В общем, надо действовать. Получите командировочные и с Богом… Мы дадим телеграмму в райком… И еще. Учтите такое соображение. Подводя итоги редакционного конкурса, жюри будет отдавать предпочтение социально значимым материалам. – То есть? – То есть материалам, имеющим общественное значение. – Разве не все газетные материалы имеют общественное значение? Туронок поглядел на меня с едва заметным раздражением. – В какой-то мере – да. Но это может проявляться в большей или меньшей степени. – Говорят, за исполнение роли Ленина платят больше, чем за Отелло?.. – Возможно. И убежден, что это справедливо. Ведь актер берет на себя громадную ответственность.., .. На протяжении всего разговора я испытывал странное ощущение. Что-то в редакторе казалось мне необычным. И тут я осознал, что дело в прорехе. Она как бы уравняла нас. Устранила его номенклатурное превосходство. Поставила нас на одну доску. Я убедился, что мы похожи. Завербованные немолодые люди в одинаковых (я должен раскрыть эту маленькую тайну) голубых кальсонах. Я впервые испытал симпатию к Туронку. Я сказал: – Генрих Францевич, у вас штаны порвались сзади. Туронок спокойно подошел к огромному зеркалу, нагнулся, убедился и говорит: – Голубчик, сделай одолжение… Я дам нитки… У меня в сейфе… Не в службу, а в дружбу… Так, на скорую руку… Не обращаться же мне к Плюхиной… Валя была редакционной секс-примой. С заученными, как у оперной певицы, фиоритурами в голосе. И с идиотской привычкой кусаться… Впрочем, мы снова отвлеклись… – …Не к Плюхиной же обращаться, – сказал редактор. Вот оно, думаю, твое подсознание. – Сделайте, голубчик. – В смысле – зашить? – На скорую руку. – Вообще-то я не умею. – Да как сумеете. Короче, зашил я ему брюки. Чего уж там… Заглянул в лабораторию к Жбанкову. – – Собирайся, – говорю, – пошли. – – Момент, – оживился Жбанков, – иду. Только у меня всего сорок копеек. И Жора должен семьдесят… – Да я не об этом. Работа есть. – Работа? – протянул Жбанков. – Тебе что, деньги не нужны? – Нужны. Рубля четыре до аванса. – – Редактор предлагает командировку – Куда? – В Пайде. – О, воблы купим! – Я же говорю – поехали. Звоню по местному телефону Туронку – Можно взять Жбанкова? Редактор задумался: – Вы и Жбанков – сочетание, прямо скажем, опасное. Затем он что-то вспомнил и говорит: – На вашу ответственность. И помните – задание серьезное. Так я пошел в гору. До этого был подобен советскому рублю. Все его любят, и падать некуда, У доллара все иначе. Забрался на такую высоту и падает, падает… Путешествие началось оригинально, А именно – Жбанков явился на вокзал совершенно трезвый. Я даже узнал его не сразу. В костюме, печальный такой… Сели, закурили, – Ты молодец, – говорю, – в форме. – Понимаешь, решил тормознуться. А то уже полный завал. Все же семья, дети… Старшему уже четыре годика. Лера была в детском саду, так заведующая его одного и хвалила. Развитый, говорит, сообразительный, энергичный, занимается онанизмом… В батьку пошел… Такой, понимаешь, клоп, а соображает… Над головой Жбанкова звякнула корреспондентская сумка – поезд тронулся. – Как ты думаешь, – спросил Жбанков, – буфет работает? – У тебя же есть. – Откуда? – Только что звякнуло. – А может, это химикаты? – Рассказывай… – Вообще, конечно, есть. Но ты подумай. Мы будем на месте в шесть утра. Захотим опохмелиться. Что делать? Все закрыто. Вакуум. Глас в пустыне… – Нас же будет встречать секретарь райкома. – С полбанкой, что ли? Он же не в курсе, что мы за люди. – А кто тормознуться хотел? – Я хотел, на время. А тут уже чуть ли не сутки прошли. Эпоха… – Буфет-то работает, – говорю. Мы шли по вагонам. В купейных было тихо, Бурые ковровые дорожки заглушали шаги. В общих приходилось беспрерывно извиняться, шагая через мешки, корзины с яблоками.,. Раза два нас без злобы проводили матерком. Жбанков сказал: – А выражаться, между прочим, не обязательно! Тамбуры гудели от холодного ветра. В переходах, между тяжелыми дверьми с низкими алюминиевыми ручками, грохот усиливался. Посетителей в ресторане было немного. У окна сидели два раскрасневшихся майора. Фуражки их лежали на стаде. Один возбужденно говорил другому: – Где линия отсчета, Витя? Необходима линия отсчета. А без линии отсчета, сам понимаешь… Его собеседник возражал: – факт был? Был… А факт – он и есть факт… Перед фактом, как говорится, того… В углу разместилась еврейская семья. Красивая полная девочка заворачивала в угол скатерти чайную ложку. Мальчик постарше то и дело смотрел на часы. Мать и отец еле слышно переговаривались. Мы расположились у стойки. Жбанков помолчал, а затем говорит: – Серж, объясни мне, почему евреев ненавидят? Допустим, они Христа распяли. Это, конечно, зря. Но ведь сколько лет прошло… И потом, смотри. Евреи, евреи… Вагин – русский, Толстиков – русский. А они бы Христа не то что распяли. Они бы его живым съели… Бот бы куда антисемитизм направить. На Толстикова с Вагиным. Я против таких, как они, страшный антисемитизм испытываю. А ты? – Естественно. – Вот бы на Толстикова антисемитизмом пойти1 И вообще… На всех партийных… – Да, – говорю, – это бы неплохо… Только не кричи. – Но при том обрати внимание… Видишь, четверо сидят, не оборачивайся… Вроде бы натурально сидят, а что-то меня бесит. Наш бы сидел в блевотине – о'кей! Те два мудозвона у окна разоряются – нор' мально! А эти тихо сидят, но я почему-то злюсь. Может, потому, что живут хорошо. Так ведь и я бы жил не хуже. Если бы не водяра проклятая. Между прочим, куда хозяева задевались?.. Один майор говорил другому; – Необходима шкала ценностей, Витя. Истинная шкала ценностей. Плюс точка отсчета. А без шкалы ценностей и точки отсчета, сам посуди… Другой по-прежнему возражал: – Есть факт, Коля! А факт – есть факт, как его ни поворачивай. Факт – это реальность, Коля! То есть нечто фактическое… Девочка со звоном уронила чайную ложку. Родители тихо произнесли что-то укоризненное. Мальчик взглянул на часы… Возникла буфетчица с локонами цвета половой мастики. За ней – официант с подносом. Обслужил еврейскую семью. – Конечно, – обиделся Жбанков, – евреи всегда первые… Затем он подошел к стойке. – Бутылочку водки, естественно… И чего-нибудь легонького, типа на брудершафт… Мы чокнулись, выпили. Изредка поезд тормозил, Жбанков придерживал бутылку. Потом – вторую. Наконец он возбудился, порозовел и стал довольно обременителен. – Дед. – кричал он, – я же работаю с телсвиком! Понимаешь, с телевиком! Я художник от природы! А снимаю всякое фуфло. Рожи в объектив не помещаются. Снимал тут одного. Орденов – килограммов на восемь. Блестят, отсвечивают, как против солнца… Замудохался. ты себе не представляешь! А выписали шесть рублей за снимок! Шесть рублей! Сунулись бы к Айвазовскому, мол, рисуй нам бурлаков за шестерик… Я ведь художник… Был уже первый час. Я с трудом отвел Жбанкова в купе. С величайшим трудом уложил. Протянул ему таблетку аспирина. – Это яд? – спросил Жбанков и заплакал. Я лег и повернулся к стене. Проводник разбудил нас за десять минут до остановки. – Спите, а мы Ыхью проехали, – недовольно выговорил он. Жбанков неподвижно и долго смотрел в пространство. Затем сказал: – Когда проводники собираются вместе, один другому, наверное, говорит: " Все могу простить человеку. Но ежели кто спит, а мы Ыхью проезжаем – век тому не забуду…" – Поднимайся, – говорю, – нас же будут встречать. Давай хоть рожи умоем. – Сейчас бы чего-нибудь горячего, – размечтался Жбанков. Я взял полотенце, достал зубную щетку и мыло. Вытащил бритву. – Ты куда? – Барана резать, – отвечаю, – ты же горячего хотел… Когда я вернулся, Жбанков надевал ботинки. Завел было философский разговор: " Сколько же мы накануне выпили?.. " Но я его прервал. Мы уже подъезжали. За окном рисовался вокзальный пейзаж. Довоенное здание, плоские окна, наполненные светом часы… Мы вышли на перрон, сырой и темный. – Что-то я фанфар не слышу, – говорит Жбанков. Но к нам уже спешил, призывно жестикулируя, высокий, делового облика мужчина. – Товарищи из редакции? – улыбаясь, поинтересовался он. Мы назвали свои фамилии. – Милости прошу. Около уборной (интересно, почему архитектура вокзальных сортиров так напоминает шедевры Растрелли? ) дежурила машина. Рядом топтался корена стый человек в плаще. – Секретарь райкома Лийвак, – представился он. Тот, что нас встретил, оказался шофером. Оба говорили почти без акцента. Наверное, происходили из волосовских эстонцев… – Первым делом – завтракать! – объявил Лийвак. Жбанков заметно оживился, – Так ведь закрыто, – притворно сказал он. – Что-нибудь придумаем, – заверил секретарь райкома. Небольшие эстонские города уютны и приветливы. Ранним утром Пайде казался совершенно вымершим, нарисованным. В сумраке дрожали голубые, неоновые буквы. – Как доехали? – спросил Лийвак. – Отлично, – говорю. – Устали? – Нисколько. – Ничего, отдохнете, позавтракаете… Мы проехали центр с туберкулезной клиникой и желтым зданием райкома. Затем снова оказались в горизонтальном лабиринте тесных пригородных улиц. Два-три крутых поворота, и вот мы уже на шоссе. Слева – лес. Справа – плоский берег и мерцающая гладь воды. – Куда это мы едем, – шепнул Жбанков, – может, у них там вытрезвиловка? – Подъезжаем, – как бы угадал его мысли Лийвак, – здесь у нас что-то вроде дома отдыха. С ограниченным кругом посетителей. Для гостей… – Вот я и говорю, – обрадовался Жбанков. Машина затормозила возле одноэтажной постройки на берегу. Белые дощатые стены, вызывающая оскомину рифленая крыша, гараж… Из трубы, оживляя картину, лениво поднимается дым. От двери к маленькой пристани ведут цементные ступени. У причала, слегка накренившись, белеет лезвие яхты. – Ну вот, – сказал Лийвак, – знакомьтесь. На пороге стояла молодая женщина лет тридцати в брезентовой куртке и джинсах. У нее было живое, приветливое, чуть обезьянье лицо, темные глаза и крупные ровные зубы. – Белла Ткаченко, – представилась она, – второй секретарь райкома комсомола. Я назвал свою фамилию. – фотохудожник Жбанков Михаил, – тихо воскликнул Жбанков и щелкнул стоптанными каблуками. – Белла Константиновна – ваша хозяйка, – ласково проговорил Лийвак, – тут и отдохнете… Две спальни, кабинет, финская баня, гостиная… Есть спортивный инвентарь, небольшая библиотека… Все предусмотрено, сами увидите… Затем он что-то сказал по-эстонски. Белла кивнула и позвала: – Эви, туле синне! Тотчас появилась раскрасневшаяся, совсем молодая девчонка в майке и шортах. Руки ее были в золе. – Эви Саксон, – представил ее Лийвак, – корреспондент районной молодежной газеты. Эви убрала руки за спину. – Не буду вам мешать, – улыбнулся секретарь. – Программа в целом такова. Отдохнете, позавтракаете. К трем жду в райкоме. Отмечу ваши командировки. Познакомитесь с героиней. Дадим вам необходимые сведения. К утру материал должен быть готов. А сейчас, прошу меня извинить, дела… Секретарь райкома бодро сбежал по крыльцу. Через секунду заработал мотор, Возникла неловкая пауза. – Проходите, что же вы? – спохватилась Белла. Мы зашли в гостиную. Напротив окна мерцал камин, украшенный зеленой фаянсовой плиткой. По углам стояли глубокие низкие кресла. Нас провели в спальню. Две широкие постели были накрыты клетчатыми верблюжьими одеялами. На тумбочке горел массивный багровый шандал, озаряя потолок колеблющимся розовым светом. – Ваши апартаменты, – сказала Белла. – Через двадцать минут приходите завтракать. Жбанков осторожно присел на кровать. Почему-то снял ботинки. Заговорил с испугом: – Серж, куда это мы попали? – А что? Просто идем в гору. – В каком смысле? – Получили ответственное задание. – Ты обратил внимание, какие девки? Потрясающие девки! Я таких даже в ГУМе нс видел. Тебе какая больше нравится? – Обе ничего… – А может, это провокация? – То есть? – Ты ее, понимаешь, хоп… – Ну. – А тебя за это дело в ментовку! – Зачем же сразу – хоп. Отдыхай, беседуй… – Что значит – беседуй? – Беседа – это когда разговаривают. – А-а, – сказал Жбанков. Он вдруг стал на четвереньки и заглянул под кровать. Затем долго и недоверчиво разглядывал штепсельную розетку. – Ты чего? – спрашиваю. – Микрофон ищу. Тут, натурально, должен быть микрофон. Подслушивающее устройство. Мне знакомый алкаш рассказывал… – Потом найдешь. Завтракать пора. Мы наскоро умылись. Жбанков переодел сорочку. – Как ты думаешь, – спросил он, – выставить полбанки? – Не спеши, говорю, – тут, видно, есть. К тому же сегодня надо быть в райкоме. – Я же не говорю – упиться вдрабадан. Так, на брудершафт… – Не спеши, – говорю. – И еще вот что, – попросил Жбанков, – ты слишком умных разговоров не заводи. Другой раз бухнете с Шаблинским, а потом целый вечер: " Ипостась, ипостась…" Ты уж что-нибудь полегче… Типа – Сергей Есенин, армянское радио… – Ладно, – говорю, – пошли. Стол был накрыт в гостиной. Стандартный ассортимент распределителя ЦК: дорогая колбаса, икра, тунец, зефир в шоколаде. Девушки переоделись в светлые кофточки и модельные туфли. – Присаживайтесь, – сказала Белла. Эви взяла поднос. – Хотите выпить? – А как же?! – сказал мой друг. – Иначе не по-христиански. Эви принесла несколько бутылок. – Коньяк, джин с тоником, вино, – предложила Белла. Жбанков вдруг напрягся и говорит: – Пардон, я этот коньяк знаю… Называется КВН… Или НКВД… – КВВК, – поправила Белла. – Один черт… Цена шестнадцать двадцать… Уж лучше три бутылки водяры на эту сумму. – Не волнуйтесь, – успокоила Белла. А Эви спросила: – Вы – алкоголик? – Да, – четко ответил Жбанков, – но в меру… Я разлил коньяк. – За встречу, – говорю. – За приятную встречу, – добавила Белла. – Поехали, – сказал Жбанков. Воцарилась тишина, заглушаемая стуком ножей и вилок. – Расскажите что-нибудь интересное, – попросила Эви. Жбанков закурил и начал: – Жизнь, девчата, в сущности – калейдоскоп. Сегодня – одно, завтра – другое. Сегодня – поддаешь, а завтра, глядишь, и копыта отбросил… Помнишь, Серж, какая у нас лажа вышла с трупами? Белла подалась вперед: – Расскажите. – Помер завхоз телестудии – Ильвес. А может, директор, не помню. Ну, помер и помер… И правильно, в общем-то, сделал… Хороним его как положено… Мужики с телестудии приехали. Трансляция идет… Речи, естественно… Начали прощаться. Подхожу к этому самому делу и вижу – не Ильвес… Что я, Ильвеса не знаю?.. Я его сто раз фотографировал. А в гробу лежит посторонний мужик… – Живой? – спросила Белла. – Почему живой? Натурально, мертвый, как положено. Только не Ильвес. Оказывается, трупы в морге перепутали… – Чем же все это кончилось? – спросила Белла. – Тем и кончилось. Похоронили чужого мужика. Не прерывать же трансляцию. А ночью поменяли гробы… И вообще, какая разница?! Суть одна, только разные… как бы это выразиться? – Ипостаси, – подсказал я. Жбанков погрозил мне кулаком. – Кошмар, – сказала Белла. – Еще не то бывает, – воодушевился Жбан-ков, – я расскажу, как один повесился… Только выпьем сначала. Я разлил остатки коньяка. Эви прикрыла рюмку ладонью. – Уже пьяная. – Никаких! – сказал Жбанков. Девушки тоже закурили. Жбанков дождался тишины и продолжал: – А как один повесился – это чистая хохма. Мужик по-черному гудел. Жена, естественно, пилит с утра до ночи. И вот он решил повеситься. Не совсем, а фиктивно. Короче – завернуть поганку. Жена пошла на работу. А он подтяжками за люстру уцепился и висит. Слышит – шаги. Жена с работы возвращается. Мужик глаза закатил. Для понта, естественно. А это была не жена. Соседка лет восьмидесяти, по делу. Заходит – висит мужик… – Ужас, – сказала Белла. – Старуха железная оказалась. Не то что в обморок… Подошла к мужику, стала карманы шмонать. А ему-то щекотно. Он и засмеялся. Тут старуха – раз и выключилась. И с концами. А он висит. Отцепиться не может. Приходит жена. Видит – такое дело. Бабка с концами и муж повесивши. Жена берет трубку, звонит: " Вася, у меня дома – тыща и одна ночь… Зато я теперь свободна. Приезжай…" А муж и говорит: " Я ему приеду… Я ему, пидору, глаз выколю…" Тут и жена отключилась. И тоже с концами… – Ужас, – сказала Белла. – Еще не такое бывает, – сказал Жбанков, – давайте выпьем! – Баня готова, – сказала Эви. – Это что же, раздеваться? – встревоженно спросил Жбанков, поправляя галстук. – Естественно, – сказала Белла. – Ногу, – говорю, – можешь отстегнуть. – Какую ногу? – Деревянную. – Что? – закричал Жбанков. Потом он нагнулся и высоко задрал обе штанины. Его могучие голубоватые икры были стянуты пестрыми немодными резинками. – Я в футбол до сих пор играю, – не унимался Жбанков. – У нас там пустырь… Малолетки тренируются… Выйдешь, бывало, с похмелюги… – Баня готова, – сказала Эви. Мы оказались в предбаннике. На стенах висели экзотические плакаты. Девушки исчезли за ширмой. – Ну, Серж, понеслась душа в рай! – бормотал Жбанков. Он разделся быстро, по-солдатски. Остался в просторных сатиновых трусах. На груди его синела пороховая татуировка. Бутылка с рюмкой, женский профиль и червовый туз. А посредине – надпись славянской вязью: " Вот что меня сгубило! " – Пошли, – говорю. В тесной, стилизованной под избу коробке было нестерпимо жарко. Термометр показывал девяносто градусов. Раскаленные доски пришлось окатить холодной водой. На девушках были яркие современные купальники, по две узеньких волнующих тряпицы. – Правила знаете? – улыбнулась Белла. – Металлические вещи нужно снять. Может быть ожог… – Какие вещи? – спросил Жбанков. – Шпильки, заколки, булавки… – А зубы? – спросил Жбанков. – Зубы можно оставить, – улыбнулась Белла и добавила: – Расскажите еще что-нибудь. – Это – в момент. Я расскажу, как один свадьбу в дерьме утопил… Девушки испуганно притихли. – Дружок мой на ассенизационном грузовике работал. Выгребал это самое дело. И была у него подруга, шибко грамотная. " Запах, – говорит, – от тебя нехороший". А он-то что может поделать? " Зато, – говорит, – платят нормально". " Шел бы в такси", – она ему говорит. " А какие там заработки? С воробьиный пуп? " … Год проходит. Нашла она себе друга. Без запаха. А моему дружку говорит: " Все. Разлюбила. Кранты…" Он, конечно, переживает. А у тех – свадьба. Наняли общественную столовую, пьют, гуляют… Дело к ночи… Тут мой дружок разворачивается на своем говновозе, пардон… Форточку открыл, шланг туда засунул и врубил насос… А у него в цистерне тонны четыре этого самого добра… Гостям в аккурат по колено. Шум, крики, вот тебе и " Горько! " … Милиция приехала… Общественную столовую актировать пришлось. А дружок мой получил законный семерик… Такие дела… Девушки сидели притихшие и несколько обескураженные. Я невыносимо страдал от жары. Жбанков пребывал на вершине блаженства. Мне все это стало надоедать. Алкоголь постепенно испарился. Я заметил, что Эви поглядывает на меня. Не то с испугом, не то с уважением. Жбанков что-то горячо шептал Белле Константиновне. – Давно в газете? – спрашиваю. – Давно, – сказала Эви, – четыре месяца. – Нравится? – Да, очень нравится. – А раньше? – Что? – Где ты до этого работала? – Я не работала. Училась в школе. У нее был детский рот и пушистая челка. Высказывалась она поспешно, добросовестно, слегка задыхаясь. Говорила с шершавым эстонским акцентом. Иногда чуть коверкала русские слова. – Чего тебя в газету потянуло? – А что? – Много врать приходится. – Нет. Я делаю корректуру. Сама еще не пишу. Писала статью, говорят – нехорошо… – О чем? – О сексе. – О чем?! – О сексе. Это важная тема. Надо специальные журналы и книги. Люди все равно делают секс, голько много неправильное… – А ты знаешь, как правильно? – Да. Я ходила замуж. – Где же твой муж? – Утонул. Выпил коньяк и утонул. Он изучался в Гарту по химии. – Прости, – говорю. – Я читала много твои статьи. Очень много смешное. И очень часто многоточки… Сплошные многоточ-ки… Я бы хотела работать в Таллинне. Здесь очень маленькая газета,.. – Это еще впереди. – Я знаю, что ты сказал про газету. Многие пишут не то самое, что есть. Я так не люблю. – А что ты любишь? – Я люблю стихи, люблю битлз… Сказать, что еще? – Скажи. – Я немного люблю тебя. Мне показалось, что я ослышался. Чересчур это было неожиданно. Вот уж не думал, что меня так легко смутить… – Ты очень красивый! – В каком смысле? – Ты – копия Омар Шариф. – Кто такой Омар Шариф? – О, Шариф! Это – прима!.. Жбанков неожиданно встал. Потянул на себя дверь. Неуклюже и стремительно ринулся по цементной лестнице к воде. На секунду замер, Взмахнул руками. Произвел звериный, неприличный вопль и рухнул… Поднялся фонтан муаровых брызг. Со дна потревоженной реки всплыли какие-то банки, коряги и мусор. Секунды три его не было видно. Затем вынырнула черная непутевая голова с безумными, как у месячного щенка, глазами. Жбанков, шатаясь, выбрался на берег. Его худые чресла были скульптурно облеплены длинными армейскими трусами. Дважды обежав вокруг коттеджа с песней " Любо, братцы, любо! ", Жбанков уселся на полку и закурил. – Ну как? – спросила Белла. – Нормально, – ответил фотограф, гулко хлопнув себя резинкой по животу. – А вы? – спросила Белла, обращаясь ко мне. – Предпочитаю душ. В соседнем помещении имелась душевая кабина. Я умылся и стал одеваться. " Семнадцатилетняя провинциальная дурочка, – твердил я, – выпила три рюмки коньяка и ошалела…" Я пошел в гостиную, налил себе джина с тоником. Снаружи доносились крики и плеск воды. Скоро появилась Эви, раскрасневшаяся, в мокром купальнике. – Ты злой на меня? – Нисколько. – Я вижу… Дай я тебя поцелую… Тут я снова растерялся. И это при моем жизненном опыте… – Нехорошую игру ты затеяла, – говорю. – Я тебя не обманываю. – Но мы завтра уезжаем. – Ты будешь снова приходить… Я шагнул к ней. Попробуйте оставаться благоразумным, если рядом семнадцатилетняя девчонка, которая только что вылезла из моря. Вернее, из реки.. – Ну, что ты? Что ты? – спрашиваю. – Так всегда целуется Джуди Гарланд, – сказала Эви. – И еще она делает так… Поразительно устроен человек! Или я один такой?! Знаешь, что вранье, примитивное райкомовское вранье, и липа, да еще с голливудским налетом – все знаешь И счастлив, как мальчишка… У Эви были острые лопатки, а позвоночник из холодных морских камешков… Она тихо вскрикивала и дрожала.. Хрупкая пестрая бабочка в неплотно сжатом кулаке… Тут раздалось оглушительное: – Пардон!
|
|||
|