|
|||
Примечания 2 страница– У вас знакомые в оркестре? – спросил Валентин Валентинович. – Мальчик из нашего дома, Славка Эльдаров. Очень талантливый. – Не без дарования, – снисходительно согласился Юра. – Нет, очень талантливый! – возразила Люда. – Но у них дома неприятности, родители разошлись, и он вынужден играть в ресторане. – Это пойдет ему на пользу, – сказал Валентин Валентинович. – Да? Почему? – спросила Люда. – Трудно объяснить… На ум приходят банальные слова: невзгоды закаляют, характер вырабатывается в горниле испытаний и тому подобное. Но в этих стертых выражениях заложены никогда не стареющие истины. – Итак, да здравствуют сложности! – провозгласил Юра. – А если их нет? – Их не может не быть, – ответил Валентин Валентинович. – Почему вы не танцуете? – спросила Люда. – Не умею. – Фокстрот – это очень просто. – Мне поздно учиться. – Вам? Вы себя считаете стариком? Валентин Валентинович улыбнулся: – Скажите лучше, как вам работается на фабрике? – Стою с хронометром, очень стараюсь, тем более что я дочь инженера, но работницы на меня косятся: я им, по видимому, не нравлюсь. – Всюду рабочие не любят хронометражистов, – сказал Валентин Валентинович, – а то, что вы дочь инженера… Разве вашего отца на фабрике не уважают? Ведь он крупный специалист. – Вот именно специалист, – подхватил Юра, – буржуазный спец, учился в Англии, служил на фабрике еще до революции, у хозяев капиталистов, и, значит, сам капиталист. А Люда – дочь буржуазного спеца. У нас обожают наклеивать ярлыки: интеллигент, спец… Я, например, упадочник, у меня, видите ли, упадочные настроения. Почему, отчего – никто не знает, и что значит упадочные, тоже никто толком не знает. Представляю, что бы творилось, если бы узнали, что мы сидим в ресторане, да еще танцуем фокстрот и чарльстон. Нас бы объявили белогвардейцами. – Вот видишь, – засмеялся Валентин Валентинович, – а ты говоришь, что у тебя нет сложностей. Когда Юра, Люда и Валентин Валентинович подошли к дому, они увидели Витьку Бурова. Он стоял в калитке, вырезанной в воротах, в своей обычной ленивой позе, загораживая проход и не проявляя намерения сдвинуться с места. Юра оказался позади Валентина Валентиновича. Впрочем, у него все всегда получалось естественно, а значит, и достойно. – Молодой человек, – холодно произнес Валентин Валентинович, – будьте добры посторониться. – Места вам мало? – Витька продолжал загораживать калитку широкими плечами. – Витя, перестань! – поморщилась Люда. Она не боялась Витьки. – Или вы посторонитесь, или я помогу вам это сделать, – сказал Валентин Валентинович. Витька лениво подвинулся. – Чешите, не вы мне сейчас нужны. – Так будет, пожалуй, разумнее, – оставил за собой последнее слово Валентин Валентинович. Во дворе, на скамейке, виднелась еще одна фигура – Шаринец. – Мне сюда, спокойной ночи! – Юра вошел в свой подъезд, оставив Валентина Валентиновича один на один с Витькой и Шаринцом. Прощаясь с Навроцким, Люда сказала: – Витька опять к вам привяжется. – Переживу как-нибудь, – улыбнулся Валентин Валентинович. – Вы довольны сегодняшним вечером? – Очень. – Я рад, что Юра нас познакомил, – сказал Валентин Валентинович. – Да, спасибо ему. – Ваши уже, наверно, спят. – У меня свои ключи. Навроцкий скользнул взглядом по ключам, которые она вынула из сумочки. – Ну что ж, спокойной ночи, привет вашей очаровательной матушке. Люда поднялась по лестнице, осторожно повернула ключ в замке, открыла, потом тихо закрыла дверь, сняла туфли, в одних чулках прошла по темному коридору, вошла в свою комнату… Послышались шаги, и вслед за ней в комнату вошел Николай Львович. – Ты не спишь, папочка? – Ты тоже не спишь. – Сказать тебе, где я была? – Пожалуйста. – В ресторане… Да, да представь себе… И мне там понравилось: музыка, танцы… Но если ты не хочешь, то больше не пойду, обещаю. – Ничего страшного в ресторанах нет… Но мне кажется, туда ходят одни спекулянты. И, может быть, тебе еще несколько рановато… Впрочем, если ты захочешь ходить, никто тебя не удержит… – Нет, папочка, я тебе сказала: если ты не хочешь этого, я больше ни разу не пойду. – Но ведь ты пошла, захотела и пошла, и нам ничего не сказала… Конечно, потом призналась, так сказать, постфактум, и на том спасибо, не стала ничего выдумывать и придумывать, это очень хорошо… Но ведь мы не знали, где ты. – Ты не ложился из-за меня? И мама? – Ты спрашиваешь об этом? – Я думала, что вы… Я понимала, что огорчу вас… Но если бы я знала, что вы не спите из-за меня… Вошла Ольга Дмитриевна. – Доченька, господи, как я волновалась, чего я не передумала! Ну, слава богу, ты дома! Я уже одевалась, чтобы пойти тебя искать! В халате, розовая, румяная, Ольга Дмитриевна выглядела свежо, моложаво, казалась не матерью, а старшей сестрой Люды – такое же нежное лицо, такие же каштановые кудряшки, такие же тонкие стрелочки бровей и зеленоватые глаза. – Ну, мама, – только вздохнула Люда, – я не понимаю, чего ты боялась? Ольга Дмитриевна смешалась при этом вопросе, Люда поняла ее смущение и, выручая мать, сказала: – Я ведь не маленькая, и я никого не боюсь – ни бандитов, ни жуликов. – А я боюсь, – подхватила Ольга Дмитриевна, – боюсь нашего двора, боюсь Витьку Бурова. Он бандит. – Мы, кстати, как раз его встретили, он вел себя, как паинька. – Ну да, потому, что его проучили… Но не в нем дело… Где ты была? – Мамочка, я уже сказала папе… – Да, я информирован, – заметил Николай Львович. – Но обещай мне, – продолжала Люда, – что не будешь сердиться и ругать меня. Обещаешь? Ну, так вот, я была в ресторане, была с Юрой и с его приятелем Валентином Валентиновичем, ты его знаешь – это тот молодой человек, который тогда во дворе вступился за Андрея и за Мишу Полякова, помнишь? Ольга Дмитриевна бросила быстрый, тревожный взгляд на мужа, ее нежное лицо порозовело. В их семье не было ссор и скандалов, но сейчас ей показалось, что Николай Львович недоволен, разочарован, огорчен. Решив, что она должна все сделать сама, сказала суховато: – О Юре мне нечего сказать, его мы знаем десять лет, и от этого он не становится лучше, но этот молодой человек… Валентин Валентинович… Конечно, он вел себя тогда, с Андреем, вполне достойно, но этого слишком мало, чтобы судить о нем… – А что, собственно говоря, надо судить? – спросила Люда. – Я хочу сказать, что мы его совершенно не знаем. – Но пойми, мамочка, я ведь не могу знакомиться только с твоими или с папиными друзьями. – Это верно, – согласилась Ольга Дмитриевна, – но ты только познакомилась с ним и сразу приняла приглашение пойти в ресторан. Ведь с кем попало не ходят в ресторан, правда? Это к чему-то обязывает. Пойти в ресторан с почти незнакомым человеком… – Я пошла не с ним, а с Юрой, – сказала Люда, признавая в душе некоторую правоту матери. – Речь, по видимому, идет о молодом человеке, получающем мануфактуру на нашей фабрике, – сказал Николай Львович. – Да… – Мне он не нравится, – сказал Николай Львович. – Ты знаешь, я редко так определенно говорю о людях, о нем я говорю определенно: не нравится. Люда посмотрела на отца, свела тонкие брови, опустила голову: – Странно… Впрочем, если ты не хочешь, чтобы я с ним встречалась… – Встречаться или нет – дело твое; я просто высказал свое мнение. Люда продолжала: – Мне совершенно неважен и безразличен Валентин Валентинович… Но я не понимаю, что происходит, почему этому придается такое значение… Честное слово, нет ничего особенного… Но когда запрещают – это ужасно… – Я не запрещаю, – запротестовал Николай Львович, – я сказал: мне он не нравится, учти это, приглядись к нему внимательнее… Она засмеялась: – Но чтобы приглядеться, надо встречаться… Папочка, мамуля, милые, все это такая ерунда, ей богу! Не беспокойтесь ни о чем… Ну, сходила в ресторан, посмотрела, потанцевала с Юрой, попробовала их еду… – Ну и как? – спросила Ольга Дмитриевна. – Вкусно… Очень… Но твои блинчики вкуснее, – добавила она великодушно. Люда долго не могла заснуть, перебирала в памяти этот вечер, возвращение, сцену во дворе и приход домой. За ресторан она себя не ругала. Ей хотелось там побывать, это правда. Она пошла туда с Юрой, которого знает сто пятьдесят лет. Юру беспокоит, что будут говорить о них в школе, а ей наплевать, она ничего такого антиобщественного не сделала и не делает, даже наоборот, хочет быть как все, но у нее ничего не получается, ее считают за чужую, а почему? Одевается не так, дочь инженера. Ну, и она не набивается, не вешать же ей на груди плакат: «Хочу быть как все! » И Юра тоже не такой уж плохой, как его школьная репутация; никакой он не упадочник; его беда – хочет выделяться, а выделяться ему, между прочим, нечем. И если говорить честно, то Юра – трус. Это главное. Из-за этого она испытывает к нему презрение, из-за этого он ей никогда не нравился. Напрасно девчонки чего-то там намекали – это все смешно. Единственный, кто ей по настоящему нравился, вернее, мог бы понравиться, если бы и она ему нравилась, – это Миша Поляков. Он прямая противоположность Юре, но он на нее ноль внимания, фунт презрения. И этот фунт презрения совершенно незаслуженный. Просто у Миши такой характер, он никого в отдельности не замечает, они для него масса. Но она не масса. Во всяком случае, не для него… Теперь насчет Валентина Валентиновича. У него довольно красивое лицо, в рассуждениях что-то значительное, даже загадочно значительное. Но он носит лаковые ботинки, и это о многом говорит. И то, что у него такие деньги, он их так небрежно тратит в ресторане – тоже не в его пользу; у них в семье и у их знакомых таких денег нет, хотя люди вполне достойные. Но может быть, это он позволяет себе не так часто, и угощал он их от души, это ему было приятно. Немного старомодно, правда, этакое гусарство: мол, прогуливаю последнее… И он смелый по настоящему, не притворяется; Витьку Бурова не испугался ни в этот раз, ни в тот, и это тоже очко в его пользу… Нет, родители неправы. Конечно, понять их можно. Боятся, что случится то самое. Но напрасно боятся; то самое может случиться, но только с любимым человеком, а она никого не любит, могла бы, может быть, полюбить Мишу Полякова. Мама – потрясающая трусиха, даже очаровательна, потому что никогда не притворяется. Иногда Люде кажется, что не она ее дочка, а мама ее дочка… Она всего боится, это у нее с тех времен: боялась домкома, боялась, что их уплотнят, отберут комнату, боялась за папу, боялась, что нечем будет накормить семью, а потом, когда появилась мука и все появилось, мама стала перекармливать их, особенно Андрюшку, стала жарить блинчики. И все же с родителями ей повезло, она понимает и ценит это. Просто она стала видеть больше, чем видит мама, и саму маму видит и папу, как он, например, старается не уронить свой авторитет в семье, напускает на себя хмурый, недоступный вид, прячет свою доброту потрясающую; мама это, наверно, понимает; папа на пьедестале, власть законодательная, а мама власть исполнительная. И сегодня разыгрывала эту роль… Ах, как она их любит… И не будет огорчать, хотя и видит, что вступила с ними сегодня в неразрешимое противоречие… Подумать только, они пытаются решить, с кем ей встречаться, с кем нет, – они, такие неисправимые, доверчивые романтики…
Родители Люды тоже не спали. Это был не первый случай, когда Люда поздно приходила домой, но она всегда предупреждала, они знали, где она. В этот раз она как-то незаметно ушла из дома, ничего не сказала, не хотела лгать, но и правды не хотела говорить. Уж одно это их встревожило… И не случайно. Ресторан… Франт в лакированных штиблетах… Впрочем, как познакомились они сами? На даче, в Лианозове, тоже случайно, на любительском спектакле… – Уверяю тебя, – говорила Ольга Дмитриевна, – она взрослая дочь, мы уже ничего не можем ей запретить. Надо воспользоваться тем, что мы пока еще вправе что-то ей разрешать. – Это логично, – согласился Николай Львович, – надо спасать то, что еще можно спасти. – Нечего спасать, милый, уверяю тебя, это все такое молодое, детское!.. Я только против ресторанов. Молодой человек должен приходить в дом, бывать в доме. Только так мы можем как-то влиять на Люду, на ее отношения, мы можем видеть, с кем она имеет дело. Кроме того, если человек у нас бывает, я чисто по женски постараюсь открыть ей глаза на него, на его недостатки, потом можно будет пошутить, посмеяться… – Все это верно, – сказал Николай Львович, – но, понимаешь, этот молодой человек не внушает мне доверия. И я, откровенно говоря, в некоторой растерянности: по служебным соображениям мне не хотелось бы, чтобы он бывал у нас дома. Но с другой стороны, запретить Люде общаться с человеком, который мне неудобен по службе, это, в сущности, то же самое, что советовать ей встречаться с человеком, который по службе мне удобен. Исходная позиция в обоих случаях фальшивая, дурная. Ольга Дмитриевна с удовольствием слушала мужа, это было именно то, что она так ценила и любила в нем. Конечно, он не только не вынуждает Люду встречаться с нужными людьми, но и сам никогда с ними не встречается, и ход рассуждения был удивительно характерен для него. – Ты сильно преувеличиваешь, мой милый, – сказала она, – ты действительно ничего ей не запрещал, ты всего лишь высказал свое мнение о человеке, которого ты знаешь больше, чем она. И Люда это правильно поняла. Я думаю даже, что в данном случае она разумнее нас. В самом деле, что произошло? Ничего, в сущности. Задержалась на танцульках, а мы когда-то не задерживались? Только тогда танцевали в саду, сейчас танцуют в ресторанах, вот и все. – Да, – согласился Николай Львович, – ты права и, главное, сама не волнуйся. Николай Львович успокоил жену, но сам не успокоился: что-то тревожило его в этой истории. Ресторан, наконец, закрыли, и Миша со Славкой отправились домой. Славка рассказывал об оркестре. Среди музыкантов есть люди одаренные, даже талантливые, например, контрабасист, человек с консерваторским образованием, но не смог найти места в настоящем оркестре, их считанное количество, и вот вынужден играть в ресторане, где прилично платят и где кое-что перепадает от гостей, заказывающих музыку. Своим бесстрастным рассказом Славка как бы подчеркивал примитивность своих нынешних интересов, отделял себя от возвышенного мира, в котором живет Миша, жил когда-то и он, Славка. Был пионером, комсомолец – и вот пожалуйста: пианист в ресторане «Эрмитаж», играет фокстроты для нэпманов, аферистов и растратчиков, веселит их, ублажает, зато у хозяина бесплатный ужин – правда, не такой, как гостям, а что остается от гостей. – Не надо делать из этого трагедию, – сказал Миша, – эпизод в биографии артиста. Напрасно тебя это так сильно угнетает. – Человек не может двадцать четыре часа в сутки визжать от восторга, – возразил Славка. – Временный, случайный заработок, – продолжил Миша. – Поступишь в консерваторию, получишь стипендию – все переменится. Кстати, завтра в фабричном клубе выступает наша живая газета. Может быть, проведешь? Как, бывало, раньше. – Не знаю… В котором часу? – В шесть. Тебе в ресторан к девяти, можешь не оставаться на диспут, проведешь выступление и уедешь. – О чем диспут? – Влияние нэпа на молодежь. – И как с этим бороться? – не без насмешки добавил Славка. – Да, и как с этим бороться. – Не знаю… Если не будет сыгровки… – Не приедешь – проведет Яшка Полонский, – заключил Миша, – а приедешь, я лично буду рад и буду ждать тебя. Постарайся, пожалуйста. Они подошли к дому. В воротах стоял Витька Буров. – Привет! – Привет! – ответил Славка. – Здорово! – сказал Миша. Витька повернулся к Славке. – Иди домой, Славка, ложись спать. – Ты меня отправляешь спать? Может быть, еще в постельку уложишь? – По хорошему говорю: уходи! Нам с ним, – Витька кивнул на Мишу, – поговорить надо. Миша усмехнулся: – Славка нам не мешает. Славка, скажи, не будешь мешать? Очень тебя прошу. Не вмешивайся в наш интимный разговор. Что, Витя, ты мне хочешь сказать? – Еще раз полезешь не в свое дело – схлопочешь! Арцы – и в воду концы! – И этот грубиян носит имя великого писателя! – Миша насмешливо покачал головой, – кстати, Витька, почему тебя зовут Альфонсом Доде? Ты его читал когда-нибудь? Витька поднял кулак: – Это видел? Славка попытался встать между ними. – Бросьте, ребята, прекратите! – Отойди! А то и тебе вмажу! – закричал Витька. – Ты ведь обещал не вмешиваться. – Миша отодвинул Славку. – Дай нам спокойно поговорить. Так вот, Витенька, к твоему сведению: Альфонс Доде был великий французский писатель. А французы, между прочим, отличаются вежливостью. Витька поднес к его носу кулак: – Я тебе покажу вежливость! Миша был комсомольский активист, но он был арбатский, вырос в этом доме, знал законы и повадки улицы. Он схватил Витькину руку и вывернул ее. Витька выдернул руку и бросился на Мишу. Ответом ему были подножка и вполне квалифицированный удар в подбородок. Витька упал. – Опять получишь! Витька не внял этому предупреждению, поднялся, снова бросился на Мишу, но между ними уже стоял Славка. – Ребята, прекратите сейчас же! Вмешательство Славки вряд ли подействовало на Витьку. Но из-за угла появился Валентин Валентинович Навроцкий. – Добрый вечер! На скамейке по прежнему темнела фигура Шаринца. – У вас опять серьезный разговор! – улыбнулся Навроцкий. – Ничего особенного, – сухо ответил Миша. – Пошли, Славка! – Спокойной ночи! – сказал Навроцкий. – Пока, – ответил Миша, не оборачиваясь. Обернулся вежливый Славка: – До свидания! Навроцкий проводил их задумчивым взглядом, потом спросил Витьку: – По прежнему не ладите. – А тебе какое дело?! – Как грубо, как грубо, – поморщился Навроцкий. – Так вот, слушай, Витюня: будешь так разговаривать со мной, я из тебя сделаю бефстроганов, понял? Это говорил не лощеный делец, а какой-то совсем другой человек… Его слышал и Шаринец. Валентин Валентинович Навроцкий произнес свою угрозу достаточно громко. Фабричный клуб был полон, за занавесом слышалась возня – участники готовились к выступлению. Скоро начало, а Славка не пришел – Миша отметил это с огорчением. А Витька Буров пришел, Миша отметил и это… Пришел, конечно, чтобы поскандалить, чтобы испортить вечер. Занавес раздвинулся. Яша Полонский заиграл на рояле марш живой газеты – причудливую смесь революционных песен, вальсов, старинных романсов и опереточных мелодий. Под звуки этой своеобразной, но достаточно громкой музыки строй живой газеты – мальчики и девочки (рубашки и кофточки белые, брюки и юбки черные) – промаршировал по сцене, декламируя вступление: Мы, сотрудники газеты, Не артисты, не поэты, С мира занавес сдерем, Всем покажем и споем. Что в Марокко? Все морока! Что у вас сейчас под боком, Как во Франции дела, Как экскурсия прошла, На Арбате что у нас, Как в Италии сейчас, Что в деревне. И короче: Обо всем ином и прочем! [1] Хор смолк, шеренга застыла, из нее выступила девочка, загримированная под Люду Зимину, сплела пальцы, вытянула руки и, поводя плечами, запела: Я жеманство, тру-ля-ля, И скажу вам смело: Люблю глазками стрелять, Не люблю лишь дела. Как приятно день деньской Шевелить глазами, И влюбляться с головой, И не спать ночами. Завела я дневничок, В нем пишу стихи я: Мопассан и Поль де Кок Вот моя стихия. Девочка отошла в сторону. Из строя шагнул мальчик, одетый, как Юра: бархатная толстовка с белым бантом. Только станет лишь темно, Страстно ждет меня кино, Мэри Пикфорд, Гарри Пиль Вскочат вдруг в автомобиль. И, сверкая, как алмаз, Прыгнет к ним Фербенкс Дуглас. Ах, держите вы меня, Сколько жизни и огня! Что мне школа, забыл давно, Дайте мне кино! Мальчик стал рядом с девочкой. Из строя вышел увалень, похожий на Витьку Бурова, и басом, подражая Витьке, запел: Эй, берегись! Посторонись! Я очень гордый, с поднятой мордой. Я разгильдяйство! Я друг лентяйства! Я чемпионов всех сильнее. Я весь проныра и пролаза. Стекла бью я до отказа. Мне каждый враг, кто не со мной. И всех зову с собой на бой! Появился мальчик, загримированный под Мишиного приятеля Генку – вылинявшая солдатская гимнастерка и латаные штаны, заправленные в стоптанные сапоги. В руках у него была громадная метла. Я чемпион, я чемпион, Нас легион, нас легион. Эти паразиты здесь и там Не дают работать нам. Всех их с собой требую на бой! С шеи долой Сбросим метлой! Чемпион бьет метлой барышню, пижона и хулигана – они падают под его ударами; строй, маршируя, удаляется за сцену. За ним, охая и стеная, плетутся пижон, барышня и хулиган. На сцену поднялся Миша. – Живая газета показала персонажи, на которых мы видим тлетворное влияние нэпа: хулиган, пижон и барышня. Нэп принес с собой и другие отрицательные явления. Как с ними бороться – вот предмет сегодняшнего диспута. Кто хочет выступить? Встал Генка, одетый так, как его только что изобразили – вылинявшая солдатская гимнастерка и латаные штаны, заправленные в стоптанные сапоги. – Пошлость и мещанство – вот главный враг. Носят банты, галстуки, ажурные чулки, воняют духами. К чему эти декорации? – Чем тебе мешает галстук? – спросил Яша Полонский. – Надо открывать шею солнцу, а не ходить, как собачка, в ошейнике. – А ажурные чулки? – Для чего они? – воскликнул Генка. – Чтобы какой-нибудь гнилокровный буржуазный выродок любовался «изящной дамской ножкой» на танцульках? – Ты против танцев? – Их вред доказан наукой. – Где ты это вычитал? – Могу и тебе дать почитать. А некоторые элементы еще продолжают вертеть ногами. Танцы насаждают мелкобуржуазные нравы. Обращаются на «вы», говорят: «извините», «простите», «пардон» – все это гнилая интеллигентщина. Я сам видел, как один комсомолец подавал комсомолке пальто. Зачем? Чтобы подчеркнуть ее неравноправность? Ведь она ему пальто не подала. – Хочешь, чтобы тебе подавали? – А если у них любовь? – Разве любовь в том, чтобы подавать пальто? Я не отрицаю любовь… – Спасибо, благодетель! – …Но только на основе общей идеи… Молодой звонкий голос из зала пропел частушку: Ох, по дороге колокольцы, Сердце словно прыгает. Ох, не влюбляйтесь в комсомольца, Скукою измызгает. – Генка, про тебя! На сцену поднялась Зина Круглова в форме юнгштурма – защитного цвета гимнастерка и юбка, широкий ремень, портупея через плечо. – Мужчина называется мужчиной потому, что он мужественный. – Вода называется водой потому, что она водянистая, – вставил Яша Полонский. – Поэтому, – продолжала Зина, – если парень подаст девушке пальто, в этом нет ничего унизительного, простая вежливость. – Женщина называется женщиной потому, что она женственная, – не унимался Яша. – Именно! Почему обязательно ходить в сапогах, я предпочитаю туфли… – Танцевать удобнее? – Хотя бы! Мы будем танцевать независимо от того, разрешает это Генка или нет. На сцене появился Юра. – Я признателен Яше Полонскому за то, что послужил ему прообразом, дал пищу его богатой фантазии, его блестящей музе, горжусь этим. Но еще больше благодарен Генке: он поставил все точки над «i». Чего он хочет? Стандарта! Всех подогнать под один тип: одинаково одевайтесь, одинаково развлекайтесь, одинаково думайте! А я, например, не хочу. Хочу быть самим собой. И буду носить бант. Привет! – Мы не хотим стандарта, – возразил Миша, – но нельзя думать только о себе – о своей внешности, карьере, благополучии. Не в том дело, что ты носишь бант, а в том, что бант заменил тебе все. – Он забантовался! – крикнул Яша. Руку поднял Саша Панкратов. – Я хочу сказать насчет хулиганов. Некоторые размахивают финками. – Это ты про меня, что ли? – ухмыльнулся Витька Буров. – Да, про тебя. Ты выражаешься. Слова нецензурные говоришь. «Молодец, смелый парнишка», – подумал Миша о Саше Панкратове. – А ты слышал? Слышал, как я ругался? – спросил Витька. – Слышал, – решительно ответил Саша. – Как? Повтори! – Сам знаешь как. Я тебе потом повторю. – И я слышал… И я! – закричали ребята в зале. – А вы не слушайте! – огрызнулся Витька. Зина Круглова сказала: – Мало того, что Буров хулиганит сам, он вовлекает в хулиганство малолетних. – Судить показательным судом! – сурово объявил Генка. – А право имеешь? – с вызовом спросил Витька. – Имеем. Школа отвечает за наш дом. – Ой, испугался, – ухмыльнулся Витька, довольный тем, что оказался в центре внимания. – Когда судить-то будете? – Сообщим, не забудем, – пообещал Миша, – не беспокойся, как-нибудь справимся с тобой. Запомни на всякий случай. Итак, предложения?! – Повести решительную борьбу с мещанством, пошлостью и обывательщиной, – предложил Генка. – Общо. Давай конкретнее! – возразил Миша. – Запретить галстуки, банты, ажурные чулки, духи. – А одеколон? – спросил Яша. – Тоже. – Одеколон не роскошь, а гигиена, – выкрикнул кто-то из зала. – Этот лозунг выдумали частники парикмахеры, – отпарировал Генка. – Кто за предложение Генки? – спросил Миша. Руку поднял один Генка. – Какие еще предложения? – Запретить танцульки! – объявил Генка. – У меня другое предложение, – сказала Зина Круглова. – Танцы разрешить, кроме фокстрота и чарльстона. – Это почему? – В фокстроте прижимаются. – А ты не прижимайся. – Это буржуазный танец, – настаивала Зина, – и никто не умеет его по настоящему танцевать, получается одно кривляние и вихляние. Тот же молодой, звонкий девичий голос из зала выкрикнул: – А барыню сударыню можно? – А трепака? – Лично я предпочитаю лезгинку, – сказал Миша, – кабардинскую и наурскую, но в перерывах между ними иногда задумываюсь: для чего я живу и работаю? Диспут только возвысил Витьку Бурова в собственном мнении: он стал на нем центральной фигурой. Он и шел в клуб в расчете, что о нем заговорят, а если нет, то он выкинет такое, чтобы заговорили. В своей обычной расслабленной позе Витька сидел во дворе, на пустом деревянном ящике позади первого корпуса, в узком проходе между стеной дома и забором. Рядом на асфальте сидели Шныра, Фургон и Белка. У угла, на стреме, стоял Паштет. Было утро, не самое раннее, часов десять. Воскресенье. Паштет махнул рукой – все в порядке. Витька лениво привстал, потянулся, даже зевнул, поднял Белку, она встала ему на плечи и проскользнула в форточку. Витька опустился на ящик, принял прежнюю позу, Шныра и Фургон не сделали ни одного движения, Паштет был на посту. Все совершилось молниеносно, никто не заметил – задний тупик двора, по нему не ходят, задняя стена дома – ни дверей, ни подъездов, впереди – глухая кирпичная стена. Белка очутилась в пустом фойе кинотеатра «Арбатский Арс». На стенах висели афиши, рекламы, фотографии из кинофильмов. У стены возвышалась буфетная стойка под круглым стеклом. Белка отодвинула дверцу. Скрип не смутил ее: кинотеатр заперт снаружи. Проверено. Она сняла с прилавка пять бутылок лимонада, пирожные, конфеты, бутерброды, сложила в мешок, вернулась к окну, поскребла о стекло. Витька снова так же неторопливо поднялся, протянул руку, взял мешок, помог Белке вылезти из окна. Белка схватила мешок и скрылась с ним в подъезде черного хода. Ребята обогнули корпус, очутились на переднем дворе, где играли детишки, и подошли к пожарной лестнице. Узкая металлическая лестница начиналась от второго этажа и, прикрепленная к стене металлическими прутьями, достигла крыши восьмиэтажного корпуса. У крыши прутья были оторваны, верх лестницы раскачивался. Витька уселся на нижней ступени лестницы. – Куда забрался, места тебе другого нет? – недовольно заметила дворничиха. – Сидеть нельзя? – Нельзя, слазь! Витька потянул носом воздух: – Мне кислород нужен, кислороду не хватает. – Он поднялся еще на две ступеньки, снова потянул носом. – Хороший кислород, первый сорт.
|
|||
|