|
|||
§ 3. Кипчаки и огузыНа бывшей территории державы Хунну в III–VI вв. формируются опять-таки кочевая народность жужаней и Жужаньский каганат на основе народности дунху. Одним из вассалов Жужаньского каганата был род Ашина. На Алтае, где он жил, на его основе формировался племенной союз, называвший себя тюрками, которые, очевидно, были родственны тюркам-хунну, которые так себя ещё не называли. Есть разные версии о происхождении этого слова: по одной из них оно обозначало «сильный», «крепкий». И именно эту теорию сполна оправдали тюрки во главе с вождём Бумыном, в 545 г. восставшим против жужаней и окончательно победившим их шесть лет спустя вместе с Западной Вэй. Так был основан Тюркский каганат. Он стремительно расширялся на Запад, племена которого были ослаблены ещё жужанями. В 558 г. тюрки вышли к Волге, выгнав в Европу родственных (тоже тюркоязычных) авар, основавших там Аварский каганат, от которого зависели некоторые булгарские племена ещё до Кубрата. К 580 г. тюрки заняли территории от Азовского до Жёлтого морей, получив контроль над огромной частью Великого шёлкового пути, а вместе с тем огромные богатства. Однако он распался на Восточно- и Западно-тюркские каганаты в самом начале VII в. Западный распался под натиском своего восточного брата и империи Тан, а также из-за внутренних междоусобиц. На основе распавшегося Западно-тюркского каганатав VI в. между Чёрным и Каспийским морями сформировался Хазарский каганат. Население его состояло из тюркских народов, пришедших, видимо, в составе хунну-гуннов во время Великого переселения народов. Хазарский каганат в период расцвета также включал в себя или имел в качестве вассалов значительную часть территории Украины (хазары разрушили там государство Кубрата, которым управлял Батбаян), Волжскую Булгарию, территорию между Аральским и Каспийским морями и Кавказ. Каганат прекратил своё существование к концу X в. Расширяясь, хазары подвинули предков венгров на Запад, ближе к нынешней территории Венгрии. Восточный был на полвека захвачен империей Тан, но в 682 г. восстал и вновь обрёл независимость, став известен как Кок-тюркский каганат, но он был захвачен уйгурами в 744 г. В Уйгурском каганате уже развивались строительство, ремёсла и земледелие. В это время для записи текстов начинают использоваться орхоно-енисейские руны. Не существует единого мнения об их происхождении, есть лишь несколько версий: его предком могло быть согдийское письмо, использовавшееся согдийцами на территории Таджикистана и Узбекистана; кшароштхи, использовавшееся в Северной Индии; китайские иероглифы; недешифрованноеиссыкское письмо, образцы которого найдены в Таджикистане и на Тянь-Шане; хуннское письмо, существование которого не доказано. Некоторые кочевники Восточно-тюркского каганата ушли на Запад, на территорию современного Казахстана, некогда принадлежавшую Западно-тюркскому каганату, и основали там Кимакский каганат, существовавший с IX по середину XI вв., став соседями волжских булгар, Руси и других народов и государств. В центре и в западной его части жили кипчаки, также известные как половцы, а к югу от них – огузы. Предками башкир считают больше огузов, чем кипчаков. Огузы, как и кипчаки, были частью Кимакского каганата. Жили в основном в южной его части, а также и в Хазарском каганате, в восточной его части. Часть огузов перекочёвывает на Северо-восток и к концу X в. уже упоминается как население нынешней территории Башкортостана. Уже кначалу XIII в. половцы занимали территории от устья Дуная до Иртыша, оставаясь кочевниками, за три века до этого став народом, доминирующим над остальными народами Кимакского каганата и ассимилирующим их. Везде находят каменные статуи предков, оставленные ими. Понятно, что и кипчаки не были однородной массой, но их тюркские культура и язык были наиболее заметны в общей массе кочевников. У кипчаков были, однако, заметны и черты оседлости: их пастбища были разграничены, сами половцы, как говорилось выше, ассимилировали другие кочевые племена, что более свойственно оседлым народам, поглощающим более мелкие. Сами они относились не к монголоидной расе, а к смешанному типу монголоидов и европеоидов, что также говорит о подчинении других племён, которые принесли им свои гены, – таковыми были потомки кочевых ираноязычных сармат. Половцы состояли в дружественных отношениях с Хорезмом, заключались династические браки, некоторые половцы просто жили на землях Хорезма, некоторая часть половецкой знати даже была включена в систему управления государством. Большая группа кипчаков была вассалом Грузии. В целом даже с Русью у них были неоднозначные отношения: они не только набегали на Русь, но и привлекались отдельными князьями для участия в междоусобных войнах, иногда, как и в случае с Хорезмом, жили в самой Руси и охраняли её границы, ходили в походы вместе с русским войском, в том числе на Булгарию. Имел место переход знатных половцев в православие. И тут пришёл Чингисхан. В 1211 г. монголы впервые пришли в казахскую степь, через год добрались до западных половцев, а ещё через год с юга была атакована Булгария. С 1224 г. улусом, который затем станет Золотой Ордой, управлял старший сын Чингисхана Джучи. В 1227 г. умирает Джучи и на его место встаёт его сын Батый. Со временем улус разросся и стал включать в себя территории Дешт-и Кипчак, т. е. Половецкой степи, Волжскую Булгарию, Хорезм, Север и другие. Становление улуса, однако, произошло не сразу: кипчаки и другие народы сопротивлялись пришельцам ещё более десяти лет, прося помощи и у Руси. Мусульманин Берке, брат Батыя, стал ханом в 1257 г., и с этого времени ислам в стране начал распространяться: строились мечети, приезжали мастера и учёные из других мусульманских стран. Он также превращает улус в самостоятельную Золотую Орду. Многие монголы и приведённые ими народы были со временем ассимилированы кипчаками на их территориях, а кыпчакский язык стал языком общения между разными народами. Позже от него произошли в частности татарский, башкирский, а также поволжский тюрки – язык, напоминавший османский: будучи изначально тюркским, он вобрал в себя огромное количество арабо-персидских слов. По мнению большинства современных учёных, современные поволжские татары – это потомки кипчаков и булгар-мусульман, от первых они взяли язык, а от вторых – культуру. Стоит отметить, что хотя булгарский относился к тюркским языкам, он отделился от остальных очень рано, так как тюрки – предки булгар ушли в Европу раньше тюрков – предков татар, и от кыпчакского ощутимо отличался, а со временем чувашский, вышедший из булгарского, и вовсе утратил взаимопонятность с родственными ему. Учёные спорят, когда именно происходило объединение булгар и кипчаков: одни считают, что ещё до прихода монголов булгарские мусульмане подверглись сильному влиянию кипчаков и приняли их язык, другие – что такое могло произойти только при монголах. На первый взгляд кажется, что второй вариант ближе к истине: кочевники совершали набеги на оседлых, грабили и уходили обратно в степь, не оставляя своей культуры жертвам: так было с гуннами, иначе в европейских языках было бы очень много очевидно монгольских или тюркских слов, так было со многими другими кочевниками; безусловно, совсем бесследно набеги пройти не могли, но, тем не менее, влияние не могло быть настолько сильным, чтобы булгары приняли не просто пару заимствований, а целый язык. Тем не менее, кипчаки всё-таки не были самыми обычными кочевниками: как уже было сказано ранее, у них проявлялись черты осёдлости, они заключали династические браки и в целом их политическая активность нападениями на соседей не ограничивалась. Разумеется, и этого было недостаточно для образования нового народа из булгар и половцев, но уже налаживались связи, которые, очевидно, только способствовали этногенезу татар. Также учёные спорят, какой компонент был основным при перемешивании: кипчакский или булгарский. Вероятнее всего, что кипчакский преобладал: они когда-то успели ассимилировать сармат и другие народы. Аналогичная ситуация была и с огузами; однако, скорее всего, смешение огузов с кипчаками и появление башкир происходило ещё до монгольского нашествия. В XIII—XIV вв. Казань становится очень важным городом, находящимся на пересечении торговых путей, а в 1438 г. при Улу-Мухаммеде – уже лидере Казанского ханства – столицей этого ханства. К этому времени в этническом составе населения уже видны татары и башкиры в качестве самостоятельных народов. Пара слов по поводу этнонима татар. По одной из версий, слово鞑 靼 (дада/дадан), от которого произошло название этого народа, впервые использовали китайцы около V в., вероятно, как альтернативное обозначение жужаней. Есть много теорий о том, кому и от кого потом переходило это прозвище, но с XII в. китайцы так начинают называть всех кочевников. Как бы то ни было, в качестве самоназвания это имя использовали и половцы, и постепенно в данном случае оно стало обозначать именно татар Поволжья. Принятие имени состоялось не сразу, и некоторые татары называли себя словом «болгар» до 30-х гг. прошлого века. Из-за долгой истории слова «татары», которым называли очень многие слабо связанные друг с другом группы людей, иногда возникает путаница. Так, например, в Российской Империи татарами называли всех тюрков, а на европейских средневековых картах в Азии можно видеть большую область, обозначенную как Тартария. Итогом долгой истории кипчаков стало их включение в состав Монгольской империи, а затем смешение с булгарами-мусульманами и образование татар. Необходимо отметить, что кипчаки, булгары и их предки ассимилировали массу других народов на разных территориях, поэтому булгары и кипчаки – главные, но далеко не единственные в процессе этногенеза татар: значительную роль сыграли огузы, финно-угры и многие, многие другие. Башкиры находились дальше от территории Волжской Булгарии и следов булгар у них, очевидно, меньше, и у них основные предки – огузы и кипчаки, но рядом с ними также жили финно-угры.
|
|||
|