Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





§ 1. Хунну.. § 2. Чуваши.



§ 1. Хунну.

Существует множество теорий о том, кем были хунну: 1) монголами (самая старая и очевидная теория), 2) тюрками (наиболее распространённая ныне теория), 3) или даже родственниками иранских народов, относившихся к индоевропейцам; 4) есть также теория, согласно которой хунну относились к народам, говорившим на языке енисейской языковой семьи.

В пользу первой теории говорят прежде всего территория их проживания и элементы материальной культуры: тамга – родовой знак, который, однако, позже появился и у тюрков и даже был на флаге Золотой Орды; такжеюрта на колёсах и оружие, хотя вряд ли новые технологии долгое время после их появления оставались элементом лишь одного племени; в пользу второй говориттенгрианство(религиозный культ бога неба Тенгри) и лингвистические исследования. В пользу третьей и четвёртой – в основном только лингвистические исследования, хотя согласно двум первым теориям всё объясняется элементарными заимствованиями.

Скорее всего, на самом деле кочевники были не единым племенем или группой родственных племён, а совокупностью разнообразных и не всегда близких народов, объединённых кочевым образом жизни и затем частично традициями, которые легко передавались между ними.

Китайцы, спасаясь от северных варваров за стеной, вряд ли разбирались, от кого именно они спасаются, и исследовать их намеренно тем более бы не стали, да и классифицировать племена хищной разношёрстной орды – дело долгое и сложное, поэтому китайские документыне дают аргументов ни в пользу теорий о хуннах как о едином народе, ни в пользу теориио них как об объединении разнообразных племён. Однако кочевой образ жизни заставляет людей очень активно перемещаться, поэтому смешение даже неродственных степных народов и их культурвидитсявполне закономерным процессом.

Таковым видится и освоение технологий, присущих, казалось бы, оседлым народам: например, им была известна обработка металла: они использовали кинжалы, возможно, пластинчатые доспехи.

Хунны проживали к северу от Китая и вели кочевой образ жизни: в поисках новых пастбищ вместе со скотом передвигались в кибитках и на конях. Это те самые хунну, от которых древние китайцы пытались отгородиться Великой Китайской стеной; первый их набег состоялся в XI в. до н. э., но был неудачен для кочевников: новых пастбищ завоевать не удалось. Затем упоминаний о хунну не встречается аж до V в. до н. э.

В 209 г. до н. э. воинственный Модэ основал конфедерацию, объединявшую Хунну, став её шаньюем, т. е. правителем. На пике могущества она занимала (ориентируясь на современные границы) всю территорию современной Монголии, приграничные ей области России, север Китая (с выходом к Жёлтому морю), восток Казахстана (примерно до западного берега озера Балхаш) и пол-Киргизии. Правление Модэ запомнилось многочисленными военными конфликтами. После смерти Модэ они не закончились, и затяжная серия хунну-китайских войн закончилась ослаблением и разгромом Хунну. С 155 г. н. э. эти кочевники больше не упоминаются в китайских летописях. Часть из них ассимилировалась, будучи захваченной, часть – сбежала.

Зато через два века уже европейцы познакомились с гуннами – варварами из Азии. Напуганные их нашествием, они описывали пришельцев так, словно это библейскиеГога и Магога. На то, что гунны – это потомки хунну, указывают, помимо названия, кочевой образ жизни и набеги, оружие, латы и предметы быта, а также предполагаемый маршрут хунну. Почему нельзя сказать наверняка, что гунны – это потомки хунну? Дело вот в чём: о том, что произошло за два века между уничтожением их державы и прибытием в Европу, мы не знаем почти ничего: нет летописей, оставленных самими хунну-гуннами или теми, кто мог их видеть. Тем не менее, версия кажется самой правдоподобной и обоснованной, поэтому далее здесьхунну-гуннами будут называться люди, которые уже ушлиот Китая, но ещё не добрались до Европы.

Видимо, основная часть кочевников не переходила к оседлой жизни, но та, что всё-таки закреплялась на какой-то территории, перенимала технологии земледелия у местного населения: у них были серпы, мельницы и жернова, а урожаем можно кормить и кочевую часть хунну-гуннов. Они также знали обработку металла: вместе с серпами находили, например, медные и бронзовые котлы.

Понятно, что первой причиной ухода хунну-гуннов на Запад стало падение их государства. Второй же могло стать глобальное похолодание, приводившее к гибели людей и скота, а также урожая. Из-за тех же изменений климата люди в Европе начинали переселяться в более тёплые и экономически развитые регионы ещё до прихода кочевников, но их рольв Великом переселении народов отрицать нельзя.

Аттила, правивший так называемой империейгуннов в 434—453 гг., заставил Феодосия, царя Византии, выплачивать дань. Империя простиралась примерно от восточных границ современной Франции до западных границ современной Калмыкии (где, кстати, никаких калмыков тогда ещё не было), не имея, однако, выхода к Средиземному морю (им владели Западная и Восточная Римские империи). «Империя гуннов», надо отметить, – название довольно условное: она не была полноценным государством, и империей её, видимо, назвали лишь из-за большой территории, границы которой были довольно размытыми, и могущества. Она развалилась после смерти Аттилы. Гунны также покушались на территории Западной Римской империи. Они опустошали Европу не только сами по себе: вместе с ними прибыла бактерия YerseniaPestis, возбудитель чумы. Аттила даже стал персонажем германских саг, а помимо гуннов и германцев в его империю входили и другие народы.

В их число, согласно некоторым источникам, входили булгары, жившие на территории Северного Причерноморья. Одни учёные говорят, что булгары – тюрки из центральной Азии, другие – что изначально они были ираноязычным народом. Если так, то они должны были принять какой-то из языков тюркоязычных гуннов, а вместе с ним и в значительной степени культуру. По другой версии булгары не были гуннами, но участвовали в Великом переселении народов. Как бы то ни было, пришли они в Европу примерно тогда же, когда и гунны.

Итак, хунну, некогда бывшие державой, наводившей ужас на Китай, были вынуждены уйти на Запад. Они не были одним народом, а по пути в Европу к ним присоединялись местные племена. Вместе с ними в Европу, вероятно, прибыли булгары из центральной Азии; они могли быть как изначальной частью хунну (т. е. начать свой путь прямо от Китая), так и присоединиться к хунну-гуннам позже. Их этническая принадлежность не совсем ясна, но культура и язык в итоге оказалась тюркскими.

§ 2. Чуваши.

Булгарский хан Кубрат в 632 г. основал на этой территории Великую Булгарию, объединив несколько племён, часть из которых находилась в зависимости от Аварского каганата, располагавшегося к северу от современной Греции. Кубрат завещал своим пяти сыновьям – Батбаяну, Аспаруху, Альцеку, Куберу и Котрагу – не разделяться и оставаться в Булгарии, однако после его смерти в 665 г. остался там только Батбаян, и государство было уничтожено около 671 г. Аспарух погнал своё войско на Восток, где булгары были ассимилированы местными славянами и возникла Болгария; Альцек вместе со своим войском дошёл до Апеннин, и они тоже приняли местные язык и культуру; Кубер пропал в Македонии.

Котраг пошёл на Север, пересёк Дон, и в VIII в. основал на территории современного Татарстана, где тогда жили финно-угры, часть из которых была ассимилирована, Волжскую Булгарию, одними из первых в Европе освоили обработку стали и выплавку чугуна. Также научилисьстроить дома из камня. Булгарский язык является предком чувашского – узнать это смогли по письменным источникам, записанным арабскими буквами: в X в. йылтывар(царь) Алмуш принял ислам суннитского толка, сделал его государственной религией и стал зваться эмиром, но его примеру последовала лишь часть булгар. Произошёл раскол, в результате которого Выраг и часть булгар ушли на Запад, то есть на территории современной Чувашии.

В 1005 г. была основана Казань, хотя столицей она тогда не стала. В стране начали строиться мечети, часть из которых сейчас раскопана и открыта для посещения туристами. К этому же времени булгары полностью перешли к оседлому образу жизни. Булгария располагалась на пересечении торговых путей, в ней были торговцы разных стран, а также учёные исламского мира. В XII в. столица из Булгара была перенесена в Биляр.

Что до местных финно-угров, об этих бесписьменных на тот момент народах известно немного. В тюркских языках Поволжья прослеживается мало заимствований из их языков, а вот в культурах и языках тех же финно-угров, наоборот, заметно сильное тюркское влияние. По мнению учёных, часть из них с момента прихода булгар ассимилировалась в них, растворилась, соответственно, предками чувашей были не только булгары, но и финно-угры.

Таким образом, погибшее государство Кубрата – булгара, чьё племя пришло в Европу с другими гуннами, дало начало другому государству – Волжской Булгарии. Ислам появился там в X в., но его приняли не все: остававшиеся язычниками булгары стали предками чувашей, которые сейчас исповедуют также и православие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.