|
|||
Понятие о трении ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 При движении друг относительно друга двух соприкасающихся тел (рис. 138) по поверхности их соприкосновения возникает касательная реакция, препятствующая движению. Она называется силой внешнего трения Rfи направлена в сторону, противоположную движению.
Рис. 138 Рис. 139 Трение в машинах играет существенную роль. В передаточных механизмах — фрикционных, канатных, ременных и др. — передача движения от ведущего звена к ведомому осуществляется трением. В других случаях трение препятствует движению, поглощая значительную часть работы движущих сил. В зависимости от вида относительного движения соприкасающихся тел различают трение скольжения и трение качения. Основную зависимость для силы трения скольжения можно выразить формулой Rf=fF, (4) гдеf — коэффициент пропорциональности, или коэффициент трения скольжения, зависящий от рода трущихся тел и физического состояния контактирующих поверхностей; F— сила нормального давления, прижимающая трущиеся поверхности друг к другу. Таким образом, сила трения прямо пропорциональна нормальному давлению и направлена в сторону, противоположную относительной скорости движения. Из формулы (4) находим значение коэффициента трения скольжения f = Rf / F= Rf /Rn гдеRn— нормальная реакция. Рис. 140 Рис. 141 Коэффициент трения скольжения f является безразмерной величиной. Обозначив суммарную реакцию сил Rnи Rfчерез RΣ (рис. 139) и угол между суммарной и нормальной реакцией через ρ, находим, что коэффициент трения скольжения f является отношением противолежащего катета Rfк прилежащему Rnв прямоугольном треугольнике и определяется как тангенс угла ρ, т. е. f =Rf/Rn= tgρ. (5) Угол ρ называется углом трения, следовательно, коэффициент трения скольжения численно равен тангенсу угла трения. Если вокруг оси, перпендикулярной к опорной плоскости, путем вращения вектора полной реакции RΣ образовать поверхность кругового конуса (рис. 140), то получим так называемый конус трения с углом при вершине, равным двойному углу трения 2ρ Если воздействовать на тело силой FД, расположенной внутри конуса трения, то как бы ни была велика эта сила, она не сможет вывести тело из состояния равновесия. Это явление носит название самоторможения. Сопротивление трения качения возникает при перекатывании криволинейных поверхностей контактирующихся тел. При перекатывании цилиндра по горизонтальной опорной поверхности (рис. 141) в зоне их контакта создаются силы реакции. Эти силы распределены неравномерно. Их величина больше там, где происходит смятие при перекатывании цилиндра (участок СВ)и меньше в зоне разъединения (участок АС). Вследствие этого нормальная реакция Rn, являющаяся равнодействующей всех сил реакций, смещается в сторону движения катящегося тела. Смещение k от линии действия силы тяжести цилиндра численно определяет коэффициент трения качения, который обозначается через fK и измеряется в миллиметрах.
Представим себе, что к цилиндру на некотором расстоянии hнад плоскостью качения приложена сила F, под действием которой цилиндр равномерно катится по опорной плоскости. Составим сумму моментов относительно точки С всех сил, действующих на цилиндр, Σ МС(F) = 0; Fh - RnfK = 0
(гдеfK— коэффициент трения качения), откуда при Rn = G
(6)
Очевидно, что коэффициент трения качения fKимеет размерность длины. Пример 1. Тело массой т =50 кг передвигают по полу при помощи горизонтальной силы Q на расстояние s = 6 м. Определить работу, которую совершит сила трения, если коэффициент трения между поверхностью тела и полом f = 0, 3 (рис. 1. 63).
Рис. 1, 63 Рис. 163 Решение. Согласно закону Аммонтона — Кулона сила трения Rf = fRn, гдеRn = G = mg. Сила трения направлена в сторону, противоположную движению, поэтому работа этой силы отрицательна:
WTp= -Ts= - f Rns= - 0, 3* 50 * 9, 81 *6= - 883 Н* м.
Пример 1. 47. Колесо радиусом R = 0, 3м катится без скольжения по горизонтальному рельсу (рис. 1. 66). Найти работу трения качения при перемещении центра колеса на расстояние s = 30 м, если вертикальная нагрузка на ось колеса составляет Р =100 кН. Коэффициент трения качения колеса по рельсу равен k= 0, 005 см. Решение. Трение качения возникает из-за деформаций колеса ирельса в зоне их контакта. Нормальная реакция N смещается вперед по направлению движения и образует с вертикальной силойРис. 1. 66 давленияР па ось колеса пару, плечо которой равно коэффициенту трения качения k, а момент M = Nk = Pk. Эта пара стремится повернуть колесо в направлении, противоположном его вращению. Поэтому работа трения качения будет отрицательной и определится как произведение постоянного момента трения на угол поворота колеса φ, т. е A = - Mφ = -kPφ.
Домашнее задание: 1. Написать конспект 2. Выписать задачи Критерии оценки: «5» - выполнен конспект и задачи «4» - выполнен конспект и записана одна задача «3» - выполнен конспект
|
|||
|