Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сталь Победы



 

На пересечении двух оживлённых магистралей Самары – Московского шоссе и Кировского проспекта – на высоком постаменте установлен необычный памятник - боевой самолёт Ил-2. Это не макет, это – один из тех штурмовиков, что в годы Великой Отечественной войны были грозным оружием советских летчиков. Недаром же гитлеровцы прозвали эти замечательные машины «чёрной смертью»! Кстати сказать, наши воины с любовью называли этот самолёт «летающим танком». А делали их здесь, на Волге.

В небывало короткие сроки вся жизнь в Самаре была подчинена нуждам фронта. Здесь было налажено массовое производство военного снаряжения, армейской обуви и одежды, пищевых концентратов. Как по волшебству появились сразу авиационные и подшипниковые заводы, завод аэродромного оборудования и многие-многие другие.

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками рабочих области.

Лётчик первого класса подполковник запаса К. М. Котляревский, летавший во время войны на Илах, вспоминает: «Мы знали, что на заводе трудятся женщины, подростки, пенсионеры, инвалиды. Несмотря на это, завод выпускал прекрасные машины. За время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолёта Ил-2» *(Самарская летопись, кн. 3, с. 150). Коллектив авиационного завода №18 за годы войны удостаивался Красного Знамени Государственного комитета Обороны 26 раз!

Сделать всё возможное и сверх возможного для фронта – с такой думой шли в холодные, плохо оборудованные цехи рабочие авиационных заводов и тех предприятий, которые находились в одной связке с ними и поставляли комплектующие для боевых самолётов. Если завод имени М. В. Фрунзе делал моторы, то с завода аэродромного оборудования авиастроители получали узлы крепления пушек, держатели для подвески бомб. На «Металлисте» делали скорострельные пулемёты ШКАС. 9 ГПЗ снабжал авиастроителей подшипниками. Без всего этого штурмовик не мог подняться в небо.

Кроме всего вышеперечисленного, заводские ремонтные бригады помогали восстанавливать боевую технику непосредственно в боевых частях, на фронтовых аэродромах. Так переплелись судьбы рабочих и воинов.

Оценивая подвиг авиастроителей, Сергей Владимирович Ильюшин сказал: «Он совершён потому, что люди защищали своё Отечество и верили в Победу».

За годы войны самарская область превратилась в один из крупнейших индустриальных центров страны. Родились и окрепли новые отрасли промышленности - нефтедобывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная, оборонная.

За самоотверженный труд одиннадцать заводов, Безымянская ТЭЦ и 11-й строительный трест были награждены орденами. Ряд коллективов получил на вечное хранение Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.