Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бункер Сталина



 

  Куйбышев – запасная столица

В связи с вероломным нападением фашистской Германии осенью 1941 г. Правительством было принято решение об эвакуации на пустующие земли Безымянки крупных предприятий страны. По железной дороге прибывали эшелоны с оборудованием заводов из Прибалтики, Киева, Воронежа, Севастополя, Смоленска, Минска, Москвы. В кратчайшие сроки был организован выпуск необходимой фронту военной продукции.

    В 1941 году ценой героических усилий было налажено производство на многих заводах, в том числе на бывшем Воронежском № 18  (теперь «Авиакор»), Смоленском № 305 «Гидроавтоматика», Московском № 24 имени М. В. Фрунзе, многих других.

    Уже в декабре 1941 года с Безымянского заводского аэродрома на фронт были отправлены первые легендарные самолёты «Ил-2», за свою мощь и боевые возможности получившие прозвище «летающих танков». За годы Великой Отечественной войны было произведено 40000 грозных самолётов-штурмовиков.

    15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о том, что наш город, по сути, становится «запасной столицей»! (Тогда –город Куйбышев). Чем было обусловлено это решение? Причины тому были: близость к фронтам; один из важнейших в государстве железнодорожных узлов (С севера на юг и с запада на восток; прямое сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Казахстаном и Средней Азией, центр одного из крупнейших военных округов… Ну и наконец – Волга – транспортная магистраль и водная преграда, защищавшая город с Запада.

    С 17 октября 1941 года (в этот день было принято постановление правительства «О мероприятиях по местной противовоздушной обороне г. Куйбышева») город стал вечерами и ночами погружаться во тьму: на окнах из-за возможных бомбардировок повесили шторы из плотной чёрной бумаги. Вечерами по улицам ходили дежурные и проверяли светомаскировку. Фары редких автомобилей также были затемнены. Впрочем, экономя электроэнергию, лампочки жгли впол - или втреть накала, а то и вовсе освещали свой скудный быт керосинкой.

    У магазинов выстраивались длинные очереди за крупой, жиром и хлебом, которые выдавались по карточкам, строго нормировано. Хлеб давали только ржаной, привозя его на крытых фанерных фургонах, запряжённых лошадьми. Иногда, помимо продуктовых карточек, выдавали ордера на туфли, калоши, брюки или платья. Никто не отказывался, даже если товар не подходил, - его можно было обменять или продать. Кого не устраивала государственная торговля, ждал базар. Буханка ржаного хлеба стоила 300 рублей.

    В зиму 1941-1942 гг. вымерзли присамарские сады. Чай пили, в основном, свекольный или морковный. Изредка – с сахарином.

    Вся жизнь сосредоточилась в чёрных громкоговорителях, висевших на уличных столбах. Сводки СовИнформбюро с голосом Левитана, звуковые письма на фронт и обратно, марши, русские народные песни – такой небогатой стала программа радио.

    Тем не менее культурная жизнь города в годы войны была весьма интенсивной. В Куйбышеве в эвакуации находились Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Здесь жили в это время Дмитрий Шостакович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Валерия Барсова и другие известные композиторы, певцы, музыканты.

    5 марты 1942 года впервые в зале Куйбышевского Дворца культуры прозвучала в исполнении оркестра Большого театра Седьмая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. Так началась прекрасная жизнь этого великого произведения. С глубоким проникновением и впечатляющей силой звучит в ней тема народного бедствия, нашествия фашистской армии, борьбы народа и его победы.

    Несмотря на трудности военного времени расширилась сеть творческих коллективов. Был создан симфонический оркестр, организован музыкальный лекторий госфилармонии, хор русской песни, в г. Сызрани открыты драматический театр, кукольный театр, детская музыкальная школа.

    Драматический театр им. М. Горького поставил в годы войны 39 спектаклей.

    В разгар войны, в период тяжёлых сражений создавались крупные графические и живописные работы, которые отражали величие подвига народа на фронте и в тылу. Одна за другой открывались выставки «Великая Отечественная война» (1942), «Куйбышевская область в дни Великой Отечественной войны» (1944), выставка плакатов ленинградцев «Боевой карандаш», персональная выставка В. П. Ефанова и др. Всего за годы войны куйбышевские художники организовали 8 выставок, на которых экспонировалось 612 картин и рисунков на темы Отечественной войны. Выставки посетили более 300 тысяч человек.

Наряду с местными художниками в выставках участвовали московские живописцы – А. М. Герасимов, Г. К. Савицкий, А. В. Моравов, художники Минска, Киева, Ленинграда.

Выдающуюся роль в нашей военной победе над свирепым и сильным врагом в годы Великой отечественной войны сыграла наука, отечественная система народного образования и воспитания.

Бункер Сталина

    Сразу началось строительство подземного бункера-убежища, рабочего кабинета – то есть дублирующей Ставки Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на самый крайний случай. Основные работы в обстановке сверхсекретности начались в феврале 1942 года. Они велись силами «Метростроя» и местными специалистами. Размах работ был немалым: за 9 месяцев строительства было извлечено 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона, смонтированы тонны оборудования. Очень быстро были вырыты 2 шахты (диаметром 8 метров и глубиной 14 метров), перемычка между ними и из неё – третья шахта (диаметром 6, 5 метров), опускавшаяся на глубину 37 метров.  

    Система обеспечения бомбоубежища по тем временам была современна и надёжна. Так, энергоснабжение бункера выходило на городскую электросистему и Безымянскую ТЭЦ. Освещение подземелья могло осуществляться с помощью дизеля или электролитных батарей. Особое значение имела система воздухоснабжения и вентиляция. Восемнадцать фильтров качественно очищали поступавший с поверхности воздух. Инженеры и рабочие тщательно монтировали систему водоснабжения и канализации.

    Объект был принят в эксплуатацию 16 декабря 1942 года. На завершающем этапе строительства оформлялись центральные помещения бункера: зал заседания и комната Сталина. Площадь зала заседания 70 кв. м. Он защищён был более чем 30-метровым слоем земли и бетона. В то время бункер считался практически неуязвимым (гитлеровский бункер в Берлине располагался на глубине 16 метров). Была сооружена уменьшенная копия станции московского метро «Аэропорт». Строители создали помещение таким образом, что возникло ощущение воздушного пространства. Полукруглый белый потолок уходит вверх, не оставляя ощущения глубокого подземелья. Обстановка зала заседаний воспроизводила деловую атмосферу одного из рабочих помещений Сталина в Кремле. Т-образный стол, столы секретариата и офицеров связи, мягкий свет бра на боковых стенах и люстр.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.