Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виктор Голявкин 1 страница



 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib. Ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Виктор Голявкин

Этот мальчик

 

Голявкин Виктор

Этот мальчик

 

Виктор Владимирович ГОЛЯВКИН

Этот мальчик

Повесть

Приключенческая повесть о шестилетнем мальчике, восхитившем первоклассников своей начитанностью и деловитостью.

Вася мой друг. Мы с ним вместе сидим.

- Скажи спасибо, что ты меня сейчас видишь, - говорю ему специально загадочным голосом.

- Как это? - удивляется Вася.

- Не хотел, - говорю, - приходить сегодня в школу, вот и всё.

- Почему? - говорит.

- Неохота, вот и всё, - говорю.

- Как это? - удивляется Вася. Ему никогда не может прийти мысль не ходить в школу.

- А чего ты вчера гулять не выходил? - говорю.

- Уроки учил, - говорит Вася.

- Ну, и выучил свои уроки? - спрашиваю ехидно.

- Не успел все, - говорит Вася.

- Вот учишь, учишь, стараешься, а выучить всё равно не успеваешь. Очень ты, брат, старательный, - говорю.

Вызвали тут меня отвечать. А мне отвечать неохота. " Не буду, думаю, - ничего говорить. Всё равно не знаю". Молчу и стою.

- Садись, - говорит учитель и Васю вызывает.

А Вася, наверно, как раз именно это выучить не успел. Стоит и молчит.

В общем, оба мы с ним двойки получили.

- Зачем же ты вчера учил, - говорю, - раз ничего ответить не можешь? Что-то я не замечал, что у тебя меньше моего двоек и замечаний. Приходил бы лучше ко мне. Поиграли бы. Бабушку мою подразнили. Пойдём, - говорю, сейчас, пока ещё по двойке не получили, нашу бабушку подлавливать.

- Как это? - говорит Вася.

- А вот пойдём, и узнаешь, - говорю.

И мы с ним пошли.

Она очень старенькая. Но мы давно знаем, что, чем бабуся старше, тем больше сказок знает и хорошо рассказывает. Рассказывала и моя бабушка сказки, но так всё забывала и путала, что мы не могли ничего понять. Это-то и было самое интересное.

Мы с Васькой не разрешали ей путать, а просили рассказывать сказки нормально. На это бабушка нам отвечала:

- Раз вы всё знаете лучше меня, так поймайте меня на слове. Она ни за что не хотела сознаться, что путает и забывает.

" Ладно, - думаем, - погоди. Мы тебя поймаем".

Рассказывает нам бабуся про зайца, и вдруг заяц у неё превратился в енота, потом енот в суслика, суслик в лошадь...

" Ну, - думаем, - час настал".

Мы с Васькой внезапно задаём вопрос:

- У тебя же был заяц?

Она подумала и говорит:

- Да, заяц, а что?

- А при чём тут лошадь?

Бабушка стала хитрить и увиливать. Совершенно спокойно нам заявляет:

- Я вам не говорила про лошадь.

- Всё время про зайца?

- Всё время про зайца.

- И про енота не говорила?

- Ещё чего выдумали!

" Ну ладно, - думаем, - погоди", - и просим рассказывать сказку дальше.

Бабушка покосилась на нас с опаской, недовольно вздохнула и продолжает:

- Идёт, значит, по лесу заяц, да... Идёт, это значит, по лесу крот...

- Ага, попалась! Какой же крот, когда заяц? А?

Бабушка вздрогнула и говорит:

- Какой крот? Никакого крота! Енот, енот...

Мы с Васькой спрашиваем:

- А заяц?

Бабушка нам отвечает:

- Конечно, заяц. Я и говорю, что заяц... Идёт, это значит... бобёр и стучит по пням палкой...

- Э-э-э! - кричим, - бобра откуда взяла?!

- Из лесу, - отвечает бабушка.

- А заяц куда делся?

- Заяц в лес убежал.

- Заяц где?! - орём возмущённые.

Бабушка заморгала, даже очки надела и говорит:

- Убёг...

- А когда прибежит, когда? Где же сказка?!

Тогда бабушка вдруг разозлилась и говорит:

- Не ваше дело, - говорит. - Сами всё равно ничего придумать не можете.

- Нехорошо бабушку расстраивать. Гляди, она уже не в себе, - говорит Вася.

- Пусть всё равно про зайца рассказывает!

- Да она не помнит про зайца.

- Пусть.

- Что пусть?

- Хочу про зайца, и всё!

Тут вдруг Вася покосился на меня, да как стукнет меня внезапно.

И произошла между нами драка.

И бабушка нас разнимала.

Вчера разодрались, а сегодня снова в школе встретились.

Я подошёл к нему и говорю:

- Здорово ты меня стукнул. Бабушка была очень счастлива, что ты её защитил.

А он выпученными глазами на меня посмотрел и говорит:

- Извини, пожалуйста.

Никто никогда передо мной не извинялся. А он вот стукнул и извинился. Такая радость на меня нашла: я стал петь и плясать.

Прозвенел звонок. А я бегал по классу и кричал:

- Не было звонка! Никакого звонка не было!

Я наскочил на учителя.

- Ты что? - сказал он.

Я не мог остановиться и во всё горло орал:

- Звонка не было! Звонка не было!

- Как не было? - сказал учитель. - Раз я давно здесь? Сядь на место.

Я сел на место, но успокоиться всё не мог и вполголоса пел песню.

Учитель посмотрел на меня угрожающе. Вот он встал со своего стула и пошёл ко мне. Сейчас будут у меня неприятности, и может даже плохо кончиться. Я испугался.

- Что же мне делать? - спрашиваю у Васи. - А что, если я попрошу извинения? Как ты думаешь?

- Не проси. Всё равно не простит, - сказал Вася.

Но я встал и тихо сказал:

- Извините.

- Извиняю. Вот наконец ты одумался, - сказал учитель.

- Ты слыхал, что он сказал? - шепчу я Васе.

- Слышал, - говорит Вася. - Получается, что можно всё время кричать и петь на уроках, а потом попросить извинения, и всё.

- Это самое настоящее открытие, - говорю.

- Давай начинай опять кричать, - говорит Вася нарочно.

- А сейчас мне нечего кричать, - говорю я.

- И тогда не нужно было кричать, - вздыхает Вася.

- Тогда бы не нужно было просить извинения, - вздыхаю я.

И мы оба так вздыхали, как будто за один этот урок очень устали. А что все делали на уроке, совершенно не слышали.

Я оглянулся по сторонам, не слышал ли кто, как мы вздыхали. А то ещё дадут какое-нибудь новое прозвище за это. Ваське нечего бояться. У него уже есть прозвище. Его в классе зовут " Ох". Потому что он часто вздыхает.

" Ох, давай бегать", - скажет кто-нибудь из ребят. Он никогда не может сразу согласиться. Сначала долго думает, что бегать в школе нельзя, вздыхает, а потом всё равно бегать начинает, всех догонять.

С прозвищами у нас хорошо обстоит дело. Почти у каждого есть прозвище. Все девчонки и мальчишки с прозвищами. Некоторые не откликаются, когда спросишь по имени. А на прозвище сразу отзываются. Я своё прозвище не скажу, как-то не хочется, неприятно.

Ужасно интересно получается: когда мы с ребятами разговариваем, учитель совершенно ничего не понимает, потому что он прозвищ наших не знает. Учителей мы тоже прозвищами называем, между собой, конечно.

У моей мамы нет прозвища, я зову её просто мама. Не хочется звать её по-другому. Когда мама дома, я стараюсь, чтобы она меня похвалила.

Один раз я нарядился в отцовский пиджак и стал нарочно кривляться, чтобы её рассмешить. А мама рассердилась, что я весь отцовский пиджак извалял.

Однажды мама с бабушкой пили чай, мне опять хотелось их посмешить. Я думал, думал и придумал:

- Хотите загадку отгадать?

- Давай загадывай, - говорит мама.

- Кто всё знает, всё умеет делать?

- Учёный человек, - говорит бабушка. А мама молчит.

- Нет, - говорю я.

- А кто же? - говорит мама.

- Учёный человек, - говорю я.

- Я же так и говорила, - сказала бабушка.

- А это не тот учёный человек, о котором ты говорила, а другой учёный, о котором я думал.

- Почему он так говорит? Непонятно, - говорит мама.

Непонятно? Неужели не видят, какой я весёлый человек? Мне было так смешно, целый вечер смеялся. А они не смеялись.

Мама говорит:

- Смотрю я на тебя, Славик, ты мой сын, я тебя люблю, и мне хочется тебя за что-нибудь похвалить. Но увы... Пока совершенно не за что. И чему вас только в школе учат.

И всё-то ей не нравится. А я так старался. Мне стало не до смеха.

А мама говорит:

- Ты, Славик, хоть бы книжек больше читал. Видишь, их у тебя сколько. Ты любишь книги? - спрашивает.

- Люблю, конечно, - говорю.

- Какие книги тебе больше нравятся?

- Те, в которых можно картинки вырезать, - говорю.

- Зачем же картинки вырезать? - говорит мама.

- А помнишь, это было давно, мы с тобой сидели, читали, вырезали картинки и наклеивали их в альбом? - Мне запомнились не книжки и картинки, а что мама была со мной. Теперь этого не бывает.

- Помню, - говорит мама, - мы с тобой собак разных тогда изучали. Их и вырезали. Но это было давно. Ты теперь большой, теперь уж ни к чему книги портить. И собака у нас есть живая. Ты ведь любишь животных?

- Я только нашу Пташку люблю. А тех, которые по улицам бегают, мы с ребятами палками гоняем.

- Как можно! - говорит мама.

- А ребята говорят: " Зачем мне чужая взрослая собака, я лучше куплю свою маленькую и буду с ней гулять".

- Жалко собак, - говорит мама. - Эх, Славик, Славик, что же нам с тобой делать...

Не знаю, что делать. Вот вчера мы одному мальчишке дали прозвище " Собака". Он от нечего делать целый день говорил " Ав, ав" и бегал за нами, как собака. Мы вообще целыми днями дразнимся. Васька на меня обиделся, сказал, что он мне прозвище придумает. Как бы и вправду чего не выдумал. Он быстро придумывать не умеет. Но всё же опасность некоторая есть.

И всё-таки он кое-что придумал. Он ужасно старался придумать. И вот во сне ему приснилось слово " фофанофофанот". Он говорит, может, это два слова: " фофано-фофанот". Но он точно не знает. Он не знает, что это значит. Я тоже не знаю. Но оно всё время прыгает в голове: фофано-фофанот, фофано-фофанот...

Когда учитель Пал Палыч объяснял урок, он подошёл к Ваське и говорит:

- Повтори.

- Фофано-фофанот, - нечаянно сказал Васька.

Я тоже сказал:

- Фофано-фофанот.

- Что это значит? - возмутился Пал Палыч.

- Фофано-фофанот, - сказали мы с Васькой хором.

- Фофано-фофанот? Пре-кра-тить! - сказал учитель. - Знаете ли в конце концов, что значат эти слова?

- Не знаю, - сказал Васька.

- И я не знаю, - сказал я.

- Кто же тогда знает? - говорит учитель.

- И я тоже не знаю, - говорю я.

- А тебя не спрашивают, - говорит мне Пал Палыч.

Я встал и сказал:

- Если бы я знал, то сразу бы сказал.

- Садись, садись, надо же знать, что говоришь. Вы меня удивляете. Не говоря уже о том, что вы говорите это не к месту, не вовремя и ни к чему...

- Он первый начал, - сказал я, - а я за ним.

- Зачем же ты за ним повторяешь?

- Интересно, - говорю.

- Интересно? Но что же здесь интересного? Я просто выхожу из терпения. Я хочу выяснить, знаешь ли ты смысл этих слов?

- Фофано-фофанот... - объясняю я, - ну это просто фофано-фофанот.

- Но откуда тебе в голову пришли эти слова? - говорит Пал Палыч.

- Они вон ему пришли, - сказал я про Ваську.

- А ты повторяешь за ним, не вдумываясь в смысл? Впрочем, ты всегда за ним повторяешь.

- Повторял, - говорю. - И вы ведь тоже повторяли.

- Я? Да вы что? Ну, знаете... - растерялся Пал Палыч.

- А я думал, что вы тоже включились и вас поддержал.

- Я включился? А ты меня поддержал? Какая чушь. Фофано-фофанот. Никто из вас, ребята, не знает, что означают эти слова? - обратился он к классу.

- Не знаем, - хором ответил класс.

- Тогда продолжим урок. - Пал Палыч написал на доске упражнение: " Сев - сеять, занятие - заниматься, потеря - потерять, фофано-фофанот... " - Простите, - говорит он и стирает два последних слова.

Вася поднимает руку.

- Что тебе? - спрашивает учитель.

- Вы стёрли, а я уже написал.

- Ишь какой быстрый и старательный, - говорит Пал Палыч, - не ожидал от тебя такой прыти.

- Мне тоже стереть? - говорит Вася.

- Я вам сто раз говорил: в тетрадях лучше не стирать, не разводить грязи. Поняли?

- Поняли, - отвечает класс.

Вася смотрит в свою тетрадь. Он ничего не понял.

- Но я же написал " фофано-фофанот"?

- Вот что, - говорит учитель, - выйди-ка ты из класса и до звонка подожди меня за дверью.

- А я? - говорю я.

- И ты, - говорит Пал Палыч.

Мы и ушли.

Сначала мы сели на школьную лестницу. Но тут услышали чьи-то шаги. Мы вышли из школы и сели на нашу лестницу.

Вася был мрачный, а я не очень.

- Это всё из-за тебя, - говорит и вздыхает.

- Вот сейчас кто-нибудь пройдёт из знакомых или соседей, и я попадусь. Это ведь моя лестница, меня здесь все знают, а тебе хоть бы что. Пошли лучше сядем на чужую лестницу.

Пошли сели на чужую.

Вася всё равно вздыхает.

- Не горюй, - говорю, - давай я тебя на лифте покатаю.

Покатались на лифте, снова сидим. Неприятно как-то сидеть. Другие в школе сидят, а мы... Мне тоже не по себе стало и на Ваську зло взяло:

- Почему ты говоришь, из-за меня нас выгнали? А кто мне прозвище нелепое придумал?

- Всё равно это ты виноват.

- Спроси кого хочешь, и всякий тебе скажет, что виноват именно ты.

- У кого это я здесь спрашивать должен?

- Да хоть вот позвони в любую квартиру, и любой тебе скажет.

- Ну уж нет, ещё чего, хватит с меня. Сам звони, если тебе нужно, говорит Вася.

- Позвоню, - говорю, - и узнаешь: ты виноват. Взрослые тебе скажут. Они всё знают.

Я позвонил в чью-то дверь. Никого.

- Всё ясно. На работе. Позвоним к другим. И эти на работе. Нам просто не везёт. Не могут быть все на работе. Есть же разные там пенсионеры и другие люди, которые дома сидят.

Позвонил в третью дверь. Шаги. Открывает нам какая-то старушка. Ну, думаю, она вообще ничего не поймёт, но надо же что-то спросить, и я говорю:

- Скажите, пожалуйста, у вас тут Вася Иванов не живёт?

- Кто, кто? - Старушка глуховата.

- Вася не живёт?

- Ах, Вася? Не живёт, - говорит.

- Извините, ха-ха!

- Что, что?

- Ничего.

Мы спускались по лестнице. Я от души смеялся. Васька тоже вдруг засмеялся.

- Смешно? Ну, видишь! А я что говорил. Здорово я придумал? Шевелил мозгами, шевелил и наконец дошевелился. Хочешь, можно ещё что-нибудь придумать. Ты не робей.

- Да я и не робею. Я уже давно фофано-фофанота придумал.

Звоню ещё в одну квартиру.

- А вдруг там собака? - забеспокоился Вася.

- Собаки сами дверь не открывают, - говорю.

- Тоже верно, - говорит Вася.

Звоним ещё раз.

Вдруг дверь слетает с петель, и мы с Васькой отлетаем в сторону, к стене - на нас что-то обрушивается. И что-то проносится мимо, но что именно, не разобрать.

Мы встаём взъерошенные и обалделые.

- Кто бы это мог быть?

- Воры, наверно, кто же ещё, - говорю.

- Вечно тебе бандиты, воры да шпионы чудятся, - говорит Вася.

- Зайдём поглядим, - говорю.

- Неудобно в чужую квартиру заходить.

Мы только осторожно туда заглянули.

Квартира как квартира. Всё в порядке. На местах. Нет никого. И дверь на полу...

- Уйдём-ка отсюда поскорей, - говорю я.

Только, только успели выйти на площадку, поднимается нам навстречу малыш.

- Постой, постой, мальчик, ты здесь живёшь?

- А что?

- Что у вас там с дверью, погляди.

- А, это я, когда уходил, её с петель сорвал, - спокойно объяснил мальчик.

- Сорвал? - спрашиваю.

- Когда меня дома запирают, я её всегда срываю.

- Зачем?

- Чтобы на велосипеде покататься.

- А где твой велосипед?

- Велосипед я Коле дал покататься. Вы Колю знаете? Он тоже катается на моём велосипеде.

- Как же тебе удаётся дверь сбивать? - спрашиваю.

- А вы зайдите, я вам покажу, - говорит.

- Зайдём, Вася? И часто ты её срываешь? - спрашиваю.

- Много раз.

- И тебя за это не ругают?

- А они не замечают.

- Кто - они?

- Родители.

Мы с Васей переглянулись. Просто даже не верится, что он говорит.

- Заходите, заходите, - говорит мальчик.

- Покажи нам, как ты это делаешь.

- Сейчас, сейчас. Помогите-ка мне её поставить... так... поставили. Между прочим, эти винтики мы с Колей с трудом свинчивали. А сейчас они еле держатся. Мы с ним изобрели: где дверь на ключ запирается, ну, вот с этой стороны, мы её не отпираем... Непонятно? А петли снимаем. Так вот, если разбежаться и как следует толкнуть... А перед приходом родителей я всё на место ставлю.

Смотрю, Васька рот раскрыл от удивления и слова сказать не может.

А я говорю:

- В детский сад тебе надо.

- Да нет, мне там нечего делать. Там только спят да едят.

- Тогда в школу, в наш первый класс подходишь.

- Я там был, только в другом классе. Я всё давно знаю, чему вас учат. Мне там скучно.

- Тогда во второй класс, - говорю.

- Во второй, в третий... - говорит мальчик, - меня не берут. Говорят, так не бывает.

- А ты что, всё знаешь? - спрашиваю.

- Конечно, давно знаю.

- Кто же тебя научил?

- Сам, конечно. Родители помогли.

- Что они сидели с тобой, что ли?

- Зачем? Они работают. Я сам сижу и всему учусь. А родители мне не мешают.

- А куда ты так мчался? - спросил я.

- Я думал, Коля звонит. К Коле и мчался.

- И нас не заметил, что ли?

- Не заметил. Я очень спешил.

- Ты так и Колю бы не заметил.

- Нет, когда Коля звонит, он к самой стене отходит, чтобы дверь на него не свалилась. А это вы звонили? Я не знал. Вы, наверно, упали.

- Упали... - нехотя сказал я.

- Вот я вас и не заметил.

- Как же всё-таки родители не замечают, что у них такая дверь? Еле держится.

- А что, разве заметно? Почему они должны замечать? Я перед их приходом все винтики обратно завинчиваю. А потом опять отвинчиваю.

- Да ну тебя, с твоими винтиками... Ты понял, Вася, как он это делает? - спросил я.

- Да не совсем, - сказал Вася.

- А я не понял совсем.

- Да ну его! - сказал Вася испуганно. - Пойдём от него.

Навстречу нам поднимался ещё один мальчик. Мы посторонились, давая ему пройти. Наверно, это был Коля.

- А всё-таки, по-моему, это смешно, - сказал Вася на улице.

- Ну и смейся себе на здоровье. - Я тёр свой лоб. Я набил себе шишку на лбу. Этот мальчишка, срыватель дверей, крепко саданул меня дверью по лбу.

А всё из-за Васькиного фофанота.

Вчера я его испугался, этого мальчика. А сегодня жить без него не мог. Как там у него дверь? И что он сейчас там делает?

Зову Васю, а он говорит:

- Мне в школу надо.

- Вот удивил, - говорю, - а мне не надо, что ли. И всё ты умничаешь. Потом вместе с тобой в школу сходим. Что мне одному, что ли, идти, вдвоём ведь веселее.

Конечно, он тоже пошёл.

Мы уже стояли у его двери и хотели позвонить. Но тут из соседней двери выбежал сосед, старичок сухощавый, с бородкой и подбежал к нам рысцой.

- А вы что здесь торчите? - спросил он и при этом бега своего не прекращал, вернее, продолжал бежать на месте. Впечатление это производило странное, особенно на Васю. Он вообще не мог закрыть рта от удивления и испуга. Ему, наверно, казалось: спастись от бегущего человека нет никакой возможности. И Вася сказал:

- У нас учитель заболел, и потому нет уроков.

- Так. Хорошо, - сказал старичок. - Бегал бы рысцой, не заболел бы. Вот как я - ишь! Ишь! Раз-два! Раз!

Вася с интересом его разглядывал. Тот продолжал бежать на месте.

- Ну, я побежал! Привет учителю! - сказал старичок, сбегая по лестнице.

- Интересный сосед, - сказал я. - По-моему, ему всё равно, в школе мы или не в школе, а ты боялся.

- Ошибся. Откуда я знал, что он про школу не будет спрашивать, сказал Вася.

- Ты, главное, слушай меня, и всё будет хорошо. Ты только не ошибайся, ладно? Да ладно уж, не расстраивайся, с кем не бывает, - сказал я Васе. - Он, понимаешь, наверно, всё время бегает. И даже когда смотрит телевизор, бегает на месте.

- А зачем? - говорит Вася.

- Здоровье своё копит.

- Зачем?

- Сто лет проживёт. Раз-два! Раз-два! Ха-ха! - передразниваю я соседа.

- Нельзя над стариком смеяться, - говорит Вася. - Ты ещё доживи до него.

- Доживём! - говорю и звоню к этому мальчику. И мы с Васей отбегаем подальше от двери, к стене.

На этот раз дверь нормально открывается, и он выходит к нам и говорит:

- Вы куда, ребята, побежали?

Тогда мы вернулись и к нему подошли.

В это время сквозняком сильно потянуло, и дверь как трахнет захлопнулась и на замок заперлась.

- Вот да! - расстроился мальчик.

- Не волнуйся, - говорю, - развинтишь винтики и дверь с другой стороны откроешь.

- Винтики с той стороны развинчиваются, а не с этой, понятно?

- Всё равно не горюй, - говорю. - Пошли с нами гулять. А потом родители придут с работы и дверь ключом откроют.

- Нет уж, нет уж, мне некогда ждать. Сейчас начнутся занятия по телевизору. Мне надо туда. - И он стал толкать дверь плечом, а она не поддавалась.

- Да ну их, эти занятия, у нас в школе тоже занятия, да мы и то ушли.

- Так вы зато и не знаете ничего.

- Мы всё знаем, - говорю я.

- Тогда скажите, что такое Африка.

- Это такая страна... - говорит Вася.

- Конечно, страна, - говорю я неуверенно, потому что точно не знаю.

- Но как же мне попасть теперь домой? Так, так... - начал он соображать. - Пойду к соседям наверху и с их балкона запросто спущусь на свой балкон. Раз-два и дома!

И мы все трое пошли звонить в верхнюю квартиру. Тем более у нас с Васей опыт был. Там никто не открывал.

- Значит, этот вариант отпадает, - говорит мальчик.

В это время снизу рысцой возвращался его бегущий сосед.

- Здравствуйте, - вежливо сказал мальчик. - Вы мне как раз нужны.

- Какое удовольствие быть кому-нибудь нужным и необходимым! - весело сказал сосед.

- Мне надо посмотреть из вашего окна на свой балкон. По-моему, он совсем близко от вашего окна...

- И всё? Прошу, пожалуйста, - пригласил он, не прекращая бега.

- Ребята, за мной! - сказал мальчик. И мы все трое вошли в квартиру соседа.

- Все мои окна к вашим услугам, - сказал сосед, - смотрите, сколько хотите.

- Мне все не нужны, - сказал мальчик. - Мне нужно ближайшее окно.

- Пожалуйста, ближайшее.

Мальчик открыл окно и стал пристально смотреть на свой балкон. Мы с Васей тоже смотрели. Балкон был близко, но не достать. Мы это сразу поняли. И мальчик сказал соседу:

- Вы человек тренированный. Подержите меня за ноги. А руками я схвачусь за перила своего балкона и перемахну туда. Мне надо срочно домой, а моя дверь захлопнулась от сквозняка, и ключ остался дома.

- Что ты, что ты, что ты, - сказал сосед и перестал бежать на месте. - Ни в коем случае! А если ты сорвёшься и упадёшь? Я буду отвечать?

- Я не упаду ни за что! - сказал мальчик. - Да и вы мне упасть не дадите.

- Нет, нет, нет! - испугался сосед. И мы тоже испугались.

- Так, так, так... - размышлял мальчик. Он смотрел на стену, где висела какая-то старая большая толстая верёвка. - Ваша верёвка мне очень нравится, - сказал мальчик соседу.

- О, - сказал сосед. - Это было давно. Раньше я ведь был конюхом. А потом лошадей заменили трактора, а я продолжаю мечтать о лошадях. Эта верёвка из той конюшни. Она как память о юношеских годах.

- Хорошо, что не хомут вы взяли на память, а верёвку. Именно она может нам сейчас пригодиться. Нельзя ли мне попросить эту верёвку у вас для дела на одну минуту? - спросил мальчик.

- Пожалуйста. - Сосед снял с гвоздя верёвку и дал её мальчику. От верёвки пыль поднялась столбом. Она сильно запылилась.

Мальчик размотал верёвку, взялся за один конец, и мы не успели заметить, как другой конец перелетел через перила балкона и очутился у него в руках. Эти оба конца он закреплял за батарею парового отопления, проверяя её надёжность.

- Что ты, что ты, что ты, - пробормотал сосед. - Я ничего не видел. Я ничего тебе не давал, никакой верёвки у меня не было. Мне надо ещё поразмяться. - Тут он перешёл на рысцу и выбежал из своей квартиры, забыв закрыть за собой дверь.

- Ребята, - сказал мальчик. - Верёвку я привязал к батарее крепко. Но вы дополнительно держите верёвку руками. А если отпустите, я упаду вниз и разобьюсь вдребезги. Вы ответственны за жизнь человека.

Мы с Васькой так испугались! Мы с Васькой схватились за верёвку руками и держали её изо всех сил. Нам ещё никогда не приходилось отвечать за жизнь человека, и мы очень старались... Мальчик уже хотел лезть по верёвке, как по канату, но вдруг остановился.

- Ладно, кончайте. Вы свободны. Отставим это дело.

Мы так уцепились за верёвку, что от испуга никак не могли её отпустить.

- Ты что, - говорю, - испугался? Не бойся, мы её не отпустим.

- Нет, - говорит, - передумал. И так, видите, разбегаются". А стоит мне высунуть нос на улицу, все подумают, что я сейчас упаду. Попробуй тут и вправду не упади. А если не упаду, то мне всё равно попадёт.

- За что?

- За то, чтобы не лазил в окно, когда для этого есть двери. И опять водворят в детский сад. Из-за какого-то ключа пугать столько людей не стоит. Неразумно. Вот пойдём сейчас и откроем дверь любой ценой. Вы, между прочим, со своей задачей справились с честью. Благодарю.

Тут мы с Васькой выпустили из рук верёвку.

Он её отвязал и повесил на стену как было.

И вот мы опять подходим к его двери. И тут снизу выбегает трусцой сосед и несёт в руках большую связку ключей.

- Это ещё не ключи, а простые заготовки для ключей, - говорит он. Но надо попробовать ваш замок, может быть, какой-нибудь ключ удастся подогнать и, возможно, дверь отопрётся.

Мальчик взял первый попавшийся ключ, сунул его в замок и тут же отпёр его.

- Ну вот и всё, - сказал он.

- Не может быть, - сказал сосед. Он взялся за другой ключ, сунул его в замок и снова закрыл его.

- Что же я наделал! - вдруг испугался он.

Тогда мальчик снова взял все ключи и стал по очереди каждым отпирать и запирать свой замок.

- Ну вот, друзья мои, скажу я вам, умный человек всегда подберёт ключ к любой проблеме, - сказал довольный сосед.

- К двери, - сказал мальчик, - не к проблеме, а к нашей двери.

- На мою дверь, между прочим, сквозняки не влияют.

- У вас окна слишком плотно заклеены. Откройте ваши окна, появятся сквозняки и сразу повлияют.

- Мой замок с секретом и простым ключом его не откроешь.

- Это так только кажется, что с секретом. Развинтим винтики, разбежимся и вышибем вашу дверь, - сказал мальчик.

- Я так не могу. Мне это непривычно, - испугался сосед.

- Мы сами вышибем, не беспокойтесь, - сказал мальчик.

- Ну зачем же это делать. Что вы, что вы...

- Я хотел сказать; если вам это понадобится, - пояснил мальчик. - Раз надо, значит, надо.

- Прошу простить, - сказал сосед. Он ушёл к себе домой и плотно закрыл за собой дверь.

А мы открыли нашу дверь и вошли вместе с мальчиком.

Там было: гимнастическая стенка, штанга, боксёрская груша. Пианино. Два магнитофона, проигрыватель и приёмник. Много книг. Географические карты. Я подошёл поближе к картам и на одной прочитал: " Африка".

Мне стало вдруг ужасно стыдно, что мы до сих пор не знаем, что это такое.

Я подошёл к телевизору и сказал:

- У нас телевизор тоже есть.

- Ну и что ты с ним делаешь?

- Ничего. Смотрю иногда.

- Все эти штуки есть в доме у каждого.

- У меня не все, - сказал Вася.

- Ну, если ещё не все, то вполне могут быть все. Ничего в этом нет особенного. И мы это не с неба достали, а купили в магазине. Но дело не в этих штуках, а в том, как на всё это смотреть.

- Как надо смотреть?

- Внимательно. А не краем глаза.

- Ты и телевизор так смотришь?

- Я всё так смотрю. И смотрю и слушаю. Но главное, не просто слушать, а всё слышать - тогда всё быстро запоминается. Уши у тебя ведь тоже есть.

- Есть, конечно. Что я, урод, что ли?

- Ну вот, ничего не пропускай мимо ушей, тогда будешь всё знать. И нечего хлопать глазами - видеть надо. Вот попробуй, потренируйся. Что ты здесь видишь?

- Тебя.

- А ещё что?

- Какой ты умный. Я тоже хочу быть таким.

- Правильно. Начинай, пока не поздно. А с такими штуками вообще можно быть на высоте.

- Где на высоте?

- На высоте развития, я говорю. А то, знаешь, как противно: некоторых учат, учат, а они всё равно ничего не знают, ходят рот разинув. Поговорить не с кем. Спят да едят, как в детском саду. А вы уже не маленькие. Меня даже ростом обогнали. В общем, мне надо за дело браться. Видите: программа уже начинается.

- А нам в школу надо, - говорю. - Мы, пожалуй, пойдём.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.