|
|||
Виктор Голявкин 1 страницаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib. Ru Все книги автора Эта же книга в других форматах
Приятного чтения!
Виктор Голявкин Этот мальчик
Голявкин Виктор Этот мальчик
Виктор Владимирович ГОЛЯВКИН Этот мальчик Повесть Приключенческая повесть о шестилетнем мальчике, восхитившем первоклассников своей начитанностью и деловитостью. Вася мой друг. Мы с ним вместе сидим. - Скажи спасибо, что ты меня сейчас видишь, - говорю ему специально загадочным голосом. - Как это? - удивляется Вася. - Не хотел, - говорю, - приходить сегодня в школу, вот и всё. - Почему? - говорит. - Неохота, вот и всё, - говорю. - Как это? - удивляется Вася. Ему никогда не может прийти мысль не ходить в школу. - А чего ты вчера гулять не выходил? - говорю. - Уроки учил, - говорит Вася. - Ну, и выучил свои уроки? - спрашиваю ехидно. - Не успел все, - говорит Вася. - Вот учишь, учишь, стараешься, а выучить всё равно не успеваешь. Очень ты, брат, старательный, - говорю. Вызвали тут меня отвечать. А мне отвечать неохота. " Не буду, думаю, - ничего говорить. Всё равно не знаю". Молчу и стою. - Садись, - говорит учитель и Васю вызывает. А Вася, наверно, как раз именно это выучить не успел. Стоит и молчит. В общем, оба мы с ним двойки получили. - Зачем же ты вчера учил, - говорю, - раз ничего ответить не можешь? Что-то я не замечал, что у тебя меньше моего двоек и замечаний. Приходил бы лучше ко мне. Поиграли бы. Бабушку мою подразнили. Пойдём, - говорю, сейчас, пока ещё по двойке не получили, нашу бабушку подлавливать. - Как это? - говорит Вася. - А вот пойдём, и узнаешь, - говорю. И мы с ним пошли. Она очень старенькая. Но мы давно знаем, что, чем бабуся старше, тем больше сказок знает и хорошо рассказывает. Рассказывала и моя бабушка сказки, но так всё забывала и путала, что мы не могли ничего понять. Это-то и было самое интересное. Мы с Васькой не разрешали ей путать, а просили рассказывать сказки нормально. На это бабушка нам отвечала: - Раз вы всё знаете лучше меня, так поймайте меня на слове. Она ни за что не хотела сознаться, что путает и забывает. " Ладно, - думаем, - погоди. Мы тебя поймаем". Рассказывает нам бабуся про зайца, и вдруг заяц у неё превратился в енота, потом енот в суслика, суслик в лошадь... " Ну, - думаем, - час настал". Мы с Васькой внезапно задаём вопрос: - У тебя же был заяц? Она подумала и говорит: - Да, заяц, а что? - А при чём тут лошадь? Бабушка стала хитрить и увиливать. Совершенно спокойно нам заявляет: - Я вам не говорила про лошадь. - Всё время про зайца? - Всё время про зайца. - И про енота не говорила? - Ещё чего выдумали! " Ну ладно, - думаем, - погоди", - и просим рассказывать сказку дальше. Бабушка покосилась на нас с опаской, недовольно вздохнула и продолжает: - Идёт, значит, по лесу заяц, да... Идёт, это значит, по лесу крот... - Ага, попалась! Какой же крот, когда заяц? А? Бабушка вздрогнула и говорит: - Какой крот? Никакого крота! Енот, енот... Мы с Васькой спрашиваем: - А заяц? Бабушка нам отвечает: - Конечно, заяц. Я и говорю, что заяц... Идёт, это значит... бобёр и стучит по пням палкой... - Э-э-э! - кричим, - бобра откуда взяла?! - Из лесу, - отвечает бабушка. - А заяц куда делся? - Заяц в лес убежал. - Заяц где?! - орём возмущённые. Бабушка заморгала, даже очки надела и говорит: - Убёг... - А когда прибежит, когда? Где же сказка?! Тогда бабушка вдруг разозлилась и говорит: - Не ваше дело, - говорит. - Сами всё равно ничего придумать не можете. - Нехорошо бабушку расстраивать. Гляди, она уже не в себе, - говорит Вася. - Пусть всё равно про зайца рассказывает! - Да она не помнит про зайца. - Пусть. - Что пусть? - Хочу про зайца, и всё! Тут вдруг Вася покосился на меня, да как стукнет меня внезапно. И произошла между нами драка. И бабушка нас разнимала. Вчера разодрались, а сегодня снова в школе встретились. Я подошёл к нему и говорю: - Здорово ты меня стукнул. Бабушка была очень счастлива, что ты её защитил. А он выпученными глазами на меня посмотрел и говорит: - Извини, пожалуйста. Никто никогда передо мной не извинялся. А он вот стукнул и извинился. Такая радость на меня нашла: я стал петь и плясать. Прозвенел звонок. А я бегал по классу и кричал: - Не было звонка! Никакого звонка не было! Я наскочил на учителя. - Ты что? - сказал он. Я не мог остановиться и во всё горло орал: - Звонка не было! Звонка не было! - Как не было? - сказал учитель. - Раз я давно здесь? Сядь на место. Я сел на место, но успокоиться всё не мог и вполголоса пел песню. Учитель посмотрел на меня угрожающе. Вот он встал со своего стула и пошёл ко мне. Сейчас будут у меня неприятности, и может даже плохо кончиться. Я испугался. - Что же мне делать? - спрашиваю у Васи. - А что, если я попрошу извинения? Как ты думаешь? - Не проси. Всё равно не простит, - сказал Вася. Но я встал и тихо сказал: - Извините. - Извиняю. Вот наконец ты одумался, - сказал учитель. - Ты слыхал, что он сказал? - шепчу я Васе. - Слышал, - говорит Вася. - Получается, что можно всё время кричать и петь на уроках, а потом попросить извинения, и всё. - Это самое настоящее открытие, - говорю. - Давай начинай опять кричать, - говорит Вася нарочно. - А сейчас мне нечего кричать, - говорю я. - И тогда не нужно было кричать, - вздыхает Вася. - Тогда бы не нужно было просить извинения, - вздыхаю я. И мы оба так вздыхали, как будто за один этот урок очень устали. А что все делали на уроке, совершенно не слышали. Я оглянулся по сторонам, не слышал ли кто, как мы вздыхали. А то ещё дадут какое-нибудь новое прозвище за это. Ваське нечего бояться. У него уже есть прозвище. Его в классе зовут " Ох". Потому что он часто вздыхает. " Ох, давай бегать", - скажет кто-нибудь из ребят. Он никогда не может сразу согласиться. Сначала долго думает, что бегать в школе нельзя, вздыхает, а потом всё равно бегать начинает, всех догонять. С прозвищами у нас хорошо обстоит дело. Почти у каждого есть прозвище. Все девчонки и мальчишки с прозвищами. Некоторые не откликаются, когда спросишь по имени. А на прозвище сразу отзываются. Я своё прозвище не скажу, как-то не хочется, неприятно. Ужасно интересно получается: когда мы с ребятами разговариваем, учитель совершенно ничего не понимает, потому что он прозвищ наших не знает. Учителей мы тоже прозвищами называем, между собой, конечно. У моей мамы нет прозвища, я зову её просто мама. Не хочется звать её по-другому. Когда мама дома, я стараюсь, чтобы она меня похвалила. Один раз я нарядился в отцовский пиджак и стал нарочно кривляться, чтобы её рассмешить. А мама рассердилась, что я весь отцовский пиджак извалял. Однажды мама с бабушкой пили чай, мне опять хотелось их посмешить. Я думал, думал и придумал: - Хотите загадку отгадать? - Давай загадывай, - говорит мама. - Кто всё знает, всё умеет делать? - Учёный человек, - говорит бабушка. А мама молчит. - Нет, - говорю я. - А кто же? - говорит мама. - Учёный человек, - говорю я. - Я же так и говорила, - сказала бабушка. - А это не тот учёный человек, о котором ты говорила, а другой учёный, о котором я думал. - Почему он так говорит? Непонятно, - говорит мама. Непонятно? Неужели не видят, какой я весёлый человек? Мне было так смешно, целый вечер смеялся. А они не смеялись. Мама говорит: - Смотрю я на тебя, Славик, ты мой сын, я тебя люблю, и мне хочется тебя за что-нибудь похвалить. Но увы... Пока совершенно не за что. И чему вас только в школе учат. И всё-то ей не нравится. А я так старался. Мне стало не до смеха. А мама говорит: - Ты, Славик, хоть бы книжек больше читал. Видишь, их у тебя сколько. Ты любишь книги? - спрашивает. - Люблю, конечно, - говорю. - Какие книги тебе больше нравятся? - Те, в которых можно картинки вырезать, - говорю. - Зачем же картинки вырезать? - говорит мама. - А помнишь, это было давно, мы с тобой сидели, читали, вырезали картинки и наклеивали их в альбом? - Мне запомнились не книжки и картинки, а что мама была со мной. Теперь этого не бывает. - Помню, - говорит мама, - мы с тобой собак разных тогда изучали. Их и вырезали. Но это было давно. Ты теперь большой, теперь уж ни к чему книги портить. И собака у нас есть живая. Ты ведь любишь животных? - Я только нашу Пташку люблю. А тех, которые по улицам бегают, мы с ребятами палками гоняем. - Как можно! - говорит мама. - А ребята говорят: " Зачем мне чужая взрослая собака, я лучше куплю свою маленькую и буду с ней гулять". - Жалко собак, - говорит мама. - Эх, Славик, Славик, что же нам с тобой делать... Не знаю, что делать. Вот вчера мы одному мальчишке дали прозвище " Собака". Он от нечего делать целый день говорил " Ав, ав" и бегал за нами, как собака. Мы вообще целыми днями дразнимся. Васька на меня обиделся, сказал, что он мне прозвище придумает. Как бы и вправду чего не выдумал. Он быстро придумывать не умеет. Но всё же опасность некоторая есть. И всё-таки он кое-что придумал. Он ужасно старался придумать. И вот во сне ему приснилось слово " фофанофофанот". Он говорит, может, это два слова: " фофано-фофанот". Но он точно не знает. Он не знает, что это значит. Я тоже не знаю. Но оно всё время прыгает в голове: фофано-фофанот, фофано-фофанот... Когда учитель Пал Палыч объяснял урок, он подошёл к Ваське и говорит: - Повтори. - Фофано-фофанот, - нечаянно сказал Васька. Я тоже сказал: - Фофано-фофанот. - Что это значит? - возмутился Пал Палыч. - Фофано-фофанот, - сказали мы с Васькой хором. - Фофано-фофанот? Пре-кра-тить! - сказал учитель. - Знаете ли в конце концов, что значат эти слова? - Не знаю, - сказал Васька. - И я не знаю, - сказал я. - Кто же тогда знает? - говорит учитель. - И я тоже не знаю, - говорю я. - А тебя не спрашивают, - говорит мне Пал Палыч. Я встал и сказал: - Если бы я знал, то сразу бы сказал. - Садись, садись, надо же знать, что говоришь. Вы меня удивляете. Не говоря уже о том, что вы говорите это не к месту, не вовремя и ни к чему... - Он первый начал, - сказал я, - а я за ним. - Зачем же ты за ним повторяешь? - Интересно, - говорю. - Интересно? Но что же здесь интересного? Я просто выхожу из терпения. Я хочу выяснить, знаешь ли ты смысл этих слов? - Фофано-фофанот... - объясняю я, - ну это просто фофано-фофанот. - Но откуда тебе в голову пришли эти слова? - говорит Пал Палыч. - Они вон ему пришли, - сказал я про Ваську. - А ты повторяешь за ним, не вдумываясь в смысл? Впрочем, ты всегда за ним повторяешь. - Повторял, - говорю. - И вы ведь тоже повторяли. - Я? Да вы что? Ну, знаете... - растерялся Пал Палыч. - А я думал, что вы тоже включились и вас поддержал. - Я включился? А ты меня поддержал? Какая чушь. Фофано-фофанот. Никто из вас, ребята, не знает, что означают эти слова? - обратился он к классу. - Не знаем, - хором ответил класс. - Тогда продолжим урок. - Пал Палыч написал на доске упражнение: " Сев - сеять, занятие - заниматься, потеря - потерять, фофано-фофанот... " - Простите, - говорит он и стирает два последних слова. Вася поднимает руку. - Что тебе? - спрашивает учитель. - Вы стёрли, а я уже написал. - Ишь какой быстрый и старательный, - говорит Пал Палыч, - не ожидал от тебя такой прыти. - Мне тоже стереть? - говорит Вася. - Я вам сто раз говорил: в тетрадях лучше не стирать, не разводить грязи. Поняли? - Поняли, - отвечает класс. Вася смотрит в свою тетрадь. Он ничего не понял. - Но я же написал " фофано-фофанот"? - Вот что, - говорит учитель, - выйди-ка ты из класса и до звонка подожди меня за дверью. - А я? - говорю я. - И ты, - говорит Пал Палыч. Мы и ушли. Сначала мы сели на школьную лестницу. Но тут услышали чьи-то шаги. Мы вышли из школы и сели на нашу лестницу. Вася был мрачный, а я не очень. - Это всё из-за тебя, - говорит и вздыхает. - Вот сейчас кто-нибудь пройдёт из знакомых или соседей, и я попадусь. Это ведь моя лестница, меня здесь все знают, а тебе хоть бы что. Пошли лучше сядем на чужую лестницу. Пошли сели на чужую. Вася всё равно вздыхает. - Не горюй, - говорю, - давай я тебя на лифте покатаю. Покатались на лифте, снова сидим. Неприятно как-то сидеть. Другие в школе сидят, а мы... Мне тоже не по себе стало и на Ваську зло взяло: - Почему ты говоришь, из-за меня нас выгнали? А кто мне прозвище нелепое придумал? - Всё равно это ты виноват. - Спроси кого хочешь, и всякий тебе скажет, что виноват именно ты. - У кого это я здесь спрашивать должен? - Да хоть вот позвони в любую квартиру, и любой тебе скажет. - Ну уж нет, ещё чего, хватит с меня. Сам звони, если тебе нужно, говорит Вася. - Позвоню, - говорю, - и узнаешь: ты виноват. Взрослые тебе скажут. Они всё знают. Я позвонил в чью-то дверь. Никого. - Всё ясно. На работе. Позвоним к другим. И эти на работе. Нам просто не везёт. Не могут быть все на работе. Есть же разные там пенсионеры и другие люди, которые дома сидят. Позвонил в третью дверь. Шаги. Открывает нам какая-то старушка. Ну, думаю, она вообще ничего не поймёт, но надо же что-то спросить, и я говорю: - Скажите, пожалуйста, у вас тут Вася Иванов не живёт? - Кто, кто? - Старушка глуховата. - Вася не живёт? - Ах, Вася? Не живёт, - говорит. - Извините, ха-ха! - Что, что? - Ничего. Мы спускались по лестнице. Я от души смеялся. Васька тоже вдруг засмеялся. - Смешно? Ну, видишь! А я что говорил. Здорово я придумал? Шевелил мозгами, шевелил и наконец дошевелился. Хочешь, можно ещё что-нибудь придумать. Ты не робей. - Да я и не робею. Я уже давно фофано-фофанота придумал. Звоню ещё в одну квартиру. - А вдруг там собака? - забеспокоился Вася. - Собаки сами дверь не открывают, - говорю. - Тоже верно, - говорит Вася. Звоним ещё раз. Вдруг дверь слетает с петель, и мы с Васькой отлетаем в сторону, к стене - на нас что-то обрушивается. И что-то проносится мимо, но что именно, не разобрать. Мы встаём взъерошенные и обалделые. - Кто бы это мог быть? - Воры, наверно, кто же ещё, - говорю. - Вечно тебе бандиты, воры да шпионы чудятся, - говорит Вася. - Зайдём поглядим, - говорю. - Неудобно в чужую квартиру заходить. Мы только осторожно туда заглянули. Квартира как квартира. Всё в порядке. На местах. Нет никого. И дверь на полу... - Уйдём-ка отсюда поскорей, - говорю я. Только, только успели выйти на площадку, поднимается нам навстречу малыш. - Постой, постой, мальчик, ты здесь живёшь? - А что? - Что у вас там с дверью, погляди. - А, это я, когда уходил, её с петель сорвал, - спокойно объяснил мальчик. - Сорвал? - спрашиваю. - Когда меня дома запирают, я её всегда срываю. - Зачем? - Чтобы на велосипеде покататься. - А где твой велосипед? - Велосипед я Коле дал покататься. Вы Колю знаете? Он тоже катается на моём велосипеде. - Как же тебе удаётся дверь сбивать? - спрашиваю. - А вы зайдите, я вам покажу, - говорит. - Зайдём, Вася? И часто ты её срываешь? - спрашиваю. - Много раз. - И тебя за это не ругают? - А они не замечают. - Кто - они? - Родители. Мы с Васей переглянулись. Просто даже не верится, что он говорит. - Заходите, заходите, - говорит мальчик. - Покажи нам, как ты это делаешь. - Сейчас, сейчас. Помогите-ка мне её поставить... так... поставили. Между прочим, эти винтики мы с Колей с трудом свинчивали. А сейчас они еле держатся. Мы с ним изобрели: где дверь на ключ запирается, ну, вот с этой стороны, мы её не отпираем... Непонятно? А петли снимаем. Так вот, если разбежаться и как следует толкнуть... А перед приходом родителей я всё на место ставлю. Смотрю, Васька рот раскрыл от удивления и слова сказать не может. А я говорю: - В детский сад тебе надо. - Да нет, мне там нечего делать. Там только спят да едят. - Тогда в школу, в наш первый класс подходишь. - Я там был, только в другом классе. Я всё давно знаю, чему вас учат. Мне там скучно. - Тогда во второй класс, - говорю. - Во второй, в третий... - говорит мальчик, - меня не берут. Говорят, так не бывает. - А ты что, всё знаешь? - спрашиваю. - Конечно, давно знаю. - Кто же тебя научил? - Сам, конечно. Родители помогли. - Что они сидели с тобой, что ли? - Зачем? Они работают. Я сам сижу и всему учусь. А родители мне не мешают. - А куда ты так мчался? - спросил я. - Я думал, Коля звонит. К Коле и мчался. - И нас не заметил, что ли? - Не заметил. Я очень спешил. - Ты так и Колю бы не заметил. - Нет, когда Коля звонит, он к самой стене отходит, чтобы дверь на него не свалилась. А это вы звонили? Я не знал. Вы, наверно, упали. - Упали... - нехотя сказал я. - Вот я вас и не заметил. - Как же всё-таки родители не замечают, что у них такая дверь? Еле держится. - А что, разве заметно? Почему они должны замечать? Я перед их приходом все винтики обратно завинчиваю. А потом опять отвинчиваю. - Да ну тебя, с твоими винтиками... Ты понял, Вася, как он это делает? - спросил я. - Да не совсем, - сказал Вася. - А я не понял совсем. - Да ну его! - сказал Вася испуганно. - Пойдём от него. Навстречу нам поднимался ещё один мальчик. Мы посторонились, давая ему пройти. Наверно, это был Коля. - А всё-таки, по-моему, это смешно, - сказал Вася на улице. - Ну и смейся себе на здоровье. - Я тёр свой лоб. Я набил себе шишку на лбу. Этот мальчишка, срыватель дверей, крепко саданул меня дверью по лбу. А всё из-за Васькиного фофанота. Вчера я его испугался, этого мальчика. А сегодня жить без него не мог. Как там у него дверь? И что он сейчас там делает? Зову Васю, а он говорит: - Мне в школу надо. - Вот удивил, - говорю, - а мне не надо, что ли. И всё ты умничаешь. Потом вместе с тобой в школу сходим. Что мне одному, что ли, идти, вдвоём ведь веселее. Конечно, он тоже пошёл. Мы уже стояли у его двери и хотели позвонить. Но тут из соседней двери выбежал сосед, старичок сухощавый, с бородкой и подбежал к нам рысцой. - А вы что здесь торчите? - спросил он и при этом бега своего не прекращал, вернее, продолжал бежать на месте. Впечатление это производило странное, особенно на Васю. Он вообще не мог закрыть рта от удивления и испуга. Ему, наверно, казалось: спастись от бегущего человека нет никакой возможности. И Вася сказал: - У нас учитель заболел, и потому нет уроков. - Так. Хорошо, - сказал старичок. - Бегал бы рысцой, не заболел бы. Вот как я - ишь! Ишь! Раз-два! Раз! Вася с интересом его разглядывал. Тот продолжал бежать на месте. - Ну, я побежал! Привет учителю! - сказал старичок, сбегая по лестнице. - Интересный сосед, - сказал я. - По-моему, ему всё равно, в школе мы или не в школе, а ты боялся. - Ошибся. Откуда я знал, что он про школу не будет спрашивать, сказал Вася. - Ты, главное, слушай меня, и всё будет хорошо. Ты только не ошибайся, ладно? Да ладно уж, не расстраивайся, с кем не бывает, - сказал я Васе. - Он, понимаешь, наверно, всё время бегает. И даже когда смотрит телевизор, бегает на месте. - А зачем? - говорит Вася. - Здоровье своё копит. - Зачем? - Сто лет проживёт. Раз-два! Раз-два! Ха-ха! - передразниваю я соседа. - Нельзя над стариком смеяться, - говорит Вася. - Ты ещё доживи до него. - Доживём! - говорю и звоню к этому мальчику. И мы с Васей отбегаем подальше от двери, к стене. На этот раз дверь нормально открывается, и он выходит к нам и говорит: - Вы куда, ребята, побежали? Тогда мы вернулись и к нему подошли. В это время сквозняком сильно потянуло, и дверь как трахнет захлопнулась и на замок заперлась. - Вот да! - расстроился мальчик. - Не волнуйся, - говорю, - развинтишь винтики и дверь с другой стороны откроешь. - Винтики с той стороны развинчиваются, а не с этой, понятно? - Всё равно не горюй, - говорю. - Пошли с нами гулять. А потом родители придут с работы и дверь ключом откроют. - Нет уж, нет уж, мне некогда ждать. Сейчас начнутся занятия по телевизору. Мне надо туда. - И он стал толкать дверь плечом, а она не поддавалась. - Да ну их, эти занятия, у нас в школе тоже занятия, да мы и то ушли. - Так вы зато и не знаете ничего. - Мы всё знаем, - говорю я. - Тогда скажите, что такое Африка. - Это такая страна... - говорит Вася. - Конечно, страна, - говорю я неуверенно, потому что точно не знаю. - Но как же мне попасть теперь домой? Так, так... - начал он соображать. - Пойду к соседям наверху и с их балкона запросто спущусь на свой балкон. Раз-два и дома! И мы все трое пошли звонить в верхнюю квартиру. Тем более у нас с Васей опыт был. Там никто не открывал. - Значит, этот вариант отпадает, - говорит мальчик. В это время снизу рысцой возвращался его бегущий сосед. - Здравствуйте, - вежливо сказал мальчик. - Вы мне как раз нужны. - Какое удовольствие быть кому-нибудь нужным и необходимым! - весело сказал сосед. - Мне надо посмотреть из вашего окна на свой балкон. По-моему, он совсем близко от вашего окна... - И всё? Прошу, пожалуйста, - пригласил он, не прекращая бега. - Ребята, за мной! - сказал мальчик. И мы все трое вошли в квартиру соседа. - Все мои окна к вашим услугам, - сказал сосед, - смотрите, сколько хотите. - Мне все не нужны, - сказал мальчик. - Мне нужно ближайшее окно. - Пожалуйста, ближайшее. Мальчик открыл окно и стал пристально смотреть на свой балкон. Мы с Васей тоже смотрели. Балкон был близко, но не достать. Мы это сразу поняли. И мальчик сказал соседу: - Вы человек тренированный. Подержите меня за ноги. А руками я схвачусь за перила своего балкона и перемахну туда. Мне надо срочно домой, а моя дверь захлопнулась от сквозняка, и ключ остался дома. - Что ты, что ты, что ты, - сказал сосед и перестал бежать на месте. - Ни в коем случае! А если ты сорвёшься и упадёшь? Я буду отвечать? - Я не упаду ни за что! - сказал мальчик. - Да и вы мне упасть не дадите. - Нет, нет, нет! - испугался сосед. И мы тоже испугались. - Так, так, так... - размышлял мальчик. Он смотрел на стену, где висела какая-то старая большая толстая верёвка. - Ваша верёвка мне очень нравится, - сказал мальчик соседу. - О, - сказал сосед. - Это было давно. Раньше я ведь был конюхом. А потом лошадей заменили трактора, а я продолжаю мечтать о лошадях. Эта верёвка из той конюшни. Она как память о юношеских годах. - Хорошо, что не хомут вы взяли на память, а верёвку. Именно она может нам сейчас пригодиться. Нельзя ли мне попросить эту верёвку у вас для дела на одну минуту? - спросил мальчик. - Пожалуйста. - Сосед снял с гвоздя верёвку и дал её мальчику. От верёвки пыль поднялась столбом. Она сильно запылилась. Мальчик размотал верёвку, взялся за один конец, и мы не успели заметить, как другой конец перелетел через перила балкона и очутился у него в руках. Эти оба конца он закреплял за батарею парового отопления, проверяя её надёжность. - Что ты, что ты, что ты, - пробормотал сосед. - Я ничего не видел. Я ничего тебе не давал, никакой верёвки у меня не было. Мне надо ещё поразмяться. - Тут он перешёл на рысцу и выбежал из своей квартиры, забыв закрыть за собой дверь. - Ребята, - сказал мальчик. - Верёвку я привязал к батарее крепко. Но вы дополнительно держите верёвку руками. А если отпустите, я упаду вниз и разобьюсь вдребезги. Вы ответственны за жизнь человека. Мы с Васькой так испугались! Мы с Васькой схватились за верёвку руками и держали её изо всех сил. Нам ещё никогда не приходилось отвечать за жизнь человека, и мы очень старались... Мальчик уже хотел лезть по верёвке, как по канату, но вдруг остановился. - Ладно, кончайте. Вы свободны. Отставим это дело. Мы так уцепились за верёвку, что от испуга никак не могли её отпустить. - Ты что, - говорю, - испугался? Не бойся, мы её не отпустим. - Нет, - говорит, - передумал. И так, видите, разбегаются". А стоит мне высунуть нос на улицу, все подумают, что я сейчас упаду. Попробуй тут и вправду не упади. А если не упаду, то мне всё равно попадёт. - За что? - За то, чтобы не лазил в окно, когда для этого есть двери. И опять водворят в детский сад. Из-за какого-то ключа пугать столько людей не стоит. Неразумно. Вот пойдём сейчас и откроем дверь любой ценой. Вы, между прочим, со своей задачей справились с честью. Благодарю. Тут мы с Васькой выпустили из рук верёвку. Он её отвязал и повесил на стену как было. И вот мы опять подходим к его двери. И тут снизу выбегает трусцой сосед и несёт в руках большую связку ключей. - Это ещё не ключи, а простые заготовки для ключей, - говорит он. Но надо попробовать ваш замок, может быть, какой-нибудь ключ удастся подогнать и, возможно, дверь отопрётся. Мальчик взял первый попавшийся ключ, сунул его в замок и тут же отпёр его. - Ну вот и всё, - сказал он. - Не может быть, - сказал сосед. Он взялся за другой ключ, сунул его в замок и снова закрыл его. - Что же я наделал! - вдруг испугался он. Тогда мальчик снова взял все ключи и стал по очереди каждым отпирать и запирать свой замок. - Ну вот, друзья мои, скажу я вам, умный человек всегда подберёт ключ к любой проблеме, - сказал довольный сосед. - К двери, - сказал мальчик, - не к проблеме, а к нашей двери. - На мою дверь, между прочим, сквозняки не влияют. - У вас окна слишком плотно заклеены. Откройте ваши окна, появятся сквозняки и сразу повлияют. - Мой замок с секретом и простым ключом его не откроешь. - Это так только кажется, что с секретом. Развинтим винтики, разбежимся и вышибем вашу дверь, - сказал мальчик. - Я так не могу. Мне это непривычно, - испугался сосед. - Мы сами вышибем, не беспокойтесь, - сказал мальчик. - Ну зачем же это делать. Что вы, что вы... - Я хотел сказать; если вам это понадобится, - пояснил мальчик. - Раз надо, значит, надо. - Прошу простить, - сказал сосед. Он ушёл к себе домой и плотно закрыл за собой дверь. А мы открыли нашу дверь и вошли вместе с мальчиком. Там было: гимнастическая стенка, штанга, боксёрская груша. Пианино. Два магнитофона, проигрыватель и приёмник. Много книг. Географические карты. Я подошёл поближе к картам и на одной прочитал: " Африка". Мне стало вдруг ужасно стыдно, что мы до сих пор не знаем, что это такое. Я подошёл к телевизору и сказал: - У нас телевизор тоже есть. - Ну и что ты с ним делаешь? - Ничего. Смотрю иногда. - Все эти штуки есть в доме у каждого. - У меня не все, - сказал Вася. - Ну, если ещё не все, то вполне могут быть все. Ничего в этом нет особенного. И мы это не с неба достали, а купили в магазине. Но дело не в этих штуках, а в том, как на всё это смотреть. - Как надо смотреть? - Внимательно. А не краем глаза. - Ты и телевизор так смотришь? - Я всё так смотрю. И смотрю и слушаю. Но главное, не просто слушать, а всё слышать - тогда всё быстро запоминается. Уши у тебя ведь тоже есть. - Есть, конечно. Что я, урод, что ли? - Ну вот, ничего не пропускай мимо ушей, тогда будешь всё знать. И нечего хлопать глазами - видеть надо. Вот попробуй, потренируйся. Что ты здесь видишь? - Тебя. - А ещё что? - Какой ты умный. Я тоже хочу быть таким. - Правильно. Начинай, пока не поздно. А с такими штуками вообще можно быть на высоте. - Где на высоте? - На высоте развития, я говорю. А то, знаешь, как противно: некоторых учат, учат, а они всё равно ничего не знают, ходят рот разинув. Поговорить не с кем. Спят да едят, как в детском саду. А вы уже не маленькие. Меня даже ростом обогнали. В общем, мне надо за дело браться. Видите: программа уже начинается. - А нам в школу надо, - говорю. - Мы, пожалуй, пойдём.
|
|||
|