Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б О Ж Ь И  Д Е Т И. Картина первая



Б О Ж Ь И  Д Е Т И

По рассказу Н. Телешова

«Ёлка дедушки Митрича» (1915 г. )

Действующие лица:

М и т р и ч, отставной солдат

А г р а ф е н а, его жена

Л е к а р ь

Ч и н о в н и к

В а н я, самый смелый мальчик

М а р ф у ш а, самая робкая девочка

Д е т и - с и р о т ы (6 человек)

В е д у щ и й

 

Действие происходит на окраине небольшого города, в канун

Рождества.

Картина первая

В глубине сцены видны несколько одноэтажных домиков, занесенных снегом, во многих окна заколочены, видно, что здесь никто не живет. И только в одном из них светится окошко, вьется дымок, это дом Митрича, отставного солдата, ныне – сторожа. На сцене – Ведущий и, в продолжение его рассказа, как иллюстрация к нему, разыгрываются немые сцены. Митрич укладывает дрова в поленницу. Через некоторое время из дома выходит Аграфена с ведрами на коромысле, направляется к колодцу. На сцену высыпает ватага ребятишек, они дурачатся, смеются, перекидываются снежками.

В е д у щ и й. История эта произошла в небольшом городке, который лежал на пути людей, изгнанных из родных мест. Потеряв свои дома, они были вынуждены бежать в чужие края и там искать пристанища. Их так и называют: «беженцы» и «переселенцы». С ранней весны до глубокой осени эти несчастные проходили через город. Было их так много, и так они были бедны, что добрые люди, жалея, выстроили для них вдали от городской заставы скромные домики, где они могли бы немного отдохнуть и набраться сил, чтобы следовать дальше в поисках постоянного жилища. За этим «лагерем беженцев» присматривал Митрич, отставной солдат. К зиме дома освобождались, и в лагере не оставалось никого, кроме него да Аграфены, жены его, славной, доброй женщины, помогавшей мужу во всём. А ещё каждый раз после ухода переселенцев оставались дети. Чьи они?.. Откуда пришли?.. С кем?.. Куда их девать? Никто этого не знал. У одних родители умерли, других просто бросили... Сиротки, одним словом. «Божьи дети», называл их Митрич и опекал этих ребятишек, как мог. На этот раз зимовать осталось восемь душ… Возвращается с водой Аграфена, наблюдает, как Митрич останавливает расшалившихся ребятишек, вручает каждому по полену, и дети убегают с ношей в дом.

М и т р и ч (вслед детям). Божьи детки… (Вздыхает). О-хо-хо…

А г р а ф е н а. Пущай бы поиграли, Митрич. Снежок свежий выпал, тепло, даже и не скажешь, что завтра Рождество. Бедные сиротки, одна радость и осталась, что снежками поиграться.

М и т р и ч. Не кручинься, Аграфена! Какую я шутку надумал!..

А г р а ф е н а. Какую ещё шутку?

М и т р и ч. Видал я у господ, как они к празднику детей забавляют. Принесут ёлку, уберут гостинцами да свечами, а ребятки-то ихние просто даже скачут от радости…

А г р а ф е н а. Эк, хватил!.. То господские, а то эти сиротки. Какой мы можем им праздник устроить, когда самим впору есть нечего?..

М и т р и ч. Думаю себе: лес у нас близко, срублю ёлочку, да такую потеху устрою ребяткам, что век будут Митрича поминать!

А г р а ф е н а. А игрушки где возьмешь? А свечи?.. А гостинцы?.. Чем угощать будешь?.. Фантазёр ты, фантазёр! До старости дожил, а все

сказки сказываешь… (Уходит. )

М и т р и ч (вслед). А вот посмотрим, чья возьмёт!.. Пойду к лекарю, поговорю, к начальнику в контору наведаюсь… Господь даст, не прогонят, может, и подкинут чего-нибудь к Рождеству-то!..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.