«Русская литературная эмиграция как историко-литературный феномен».
16/20 = 80% = 4(хор. )
«Русская литературная эмиграция как историко-литературный феномен».
Б. Зайцев:
«Именно эмиграция помогла нам понять Родину,
обрести чувство России».
- отличный эпиграф, но оформляем по-другому:
«Именно эмиграция помогла нам понять Родину,
обрести чувство России».
Б. Зайцев.
Различают три периода, или три «волны»русской эмигрантской литературы. – русской литературной эмиграции. Первая волна – с 1918 года до начала второй мировой войны, оккупации Парижа - носила наиболеемассовый характер. Вторая «волна» возникла в конце Второй мировой войны, в 1945 году (И. Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, - ПРОБЕЛН. Моршен, Б. Филлипов). Третья волна началась после хрущевской " оттепели" в 1964 году и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции – литература зарубежье «эмигрантский писатель». -? В первую волну эмиграции (1918-1940), Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. Во вторую волну эмиграции (1940-1950 годы), Россию (СССР)покидают военнопленные, так называемые перемещенные лица - граждане, угнанные немцами на работы в Германию, те, кто не принял тоталитарный режим. В третью волну эмиграции (1960-1980 годы), преимущественно выехали деятели искусства, творческая интеллигенция.
4/3
«волна» - д. б. в кавычках
«Хроника жизни и творчества И. А. Бунина (1870–1953гг)»
Иван Бунин
«Легкое дыхание»:
- Портрет юной гимназистки на кресте: «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? »
- Обычная гимназистка: «Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…
- Пятнадцатилетняя красавица: «…в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! »
- Последняя зима Оленьки: «Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили вгимназии»
- Разговор с начальницей: «И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице. Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы, дернула уголки передника к плечам и, сияя глазами, побежала наверх. Начальница, моложавая, но седая, спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом» - Расплата за лживые чувства: « И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине» - Запись из дневника: « В дневнике было написано следующее: «Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась… Нынче я стала женщиной! »
- Маленькая женщина на могиле Оли: «Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее. Дойдя до скамьи против дубового креста, она сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке. Слушая весенних птиц, сладко поющих и в холод, слушая звон ветра в фарфоровом венке, она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка. Этот венок, этот бугор, дубовый крест! »
- Красота у женщины: « – Я в одной папиной книге – у него много старинных, смешных книг – прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, – ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, – понимаешь, длиннее обыкновенного– маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, – я многое почти наизусть выучила, так все это верно! – но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть? Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»
|