Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возникновение вечерни



Первый чин собственно вечерни находится в «Канонах Ипполита» (середина III века).
Структура первоначальной вечерни схематически выглядит так:

 

вход епископа и диакона; диакон вносит в собрание светильник; епископ благословляет верных «Господь с вами» и призывает «Возблагодарим Господа» (схоже с евхаристическим каноном), после ответного народного возгласа «Достойно и праведно» читает особую вечернюю молитву; благословение хлебов, народное пение псалмов и гимнов; благословение народа и отпуст[2]


 « Апостольские предания »(III век) подробно описывают суточный круг христианских богослужений. Большинство из них ещё являлись личными молениями,
но вечерняя служба девятого часа «большим молением и большим благословением», что выделяет её над предшествующими часами[1]. «Каноны Ипполита» и «Апостольские предания» дают почти тождественный текст вечерней молитвы епископа:

Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа…Таким образом, уже в III веке была сформулирована одна из основных идей вечерни: зажжённые посреди ночной тьмы светильник предображают Христа, ставшего для Своих верных Солнцем правды и Светом истинным. В IV веке, когда христианство было окончательно признано в Римской империи, вечерня стремительно превращается в одно из основных общественных богослужений. Описания или указания на вечерню встречаются у Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Нисского[1]. Подробное описание вечерни в Иерусалимской церкви конца IV века приводится в «Паломничество Эгерии», а в Антиохийской — в «Апостольских постановлениях»[3]. В частности, Эгерия сообщает, что светильник вносился в храм Воскресения из Гроба Господня, что указывает на формирование будущей церемонии Благодатного огня.


В итоге, вечерня, реконструируемая по источникам IV века, выглядела так:

светильничный псалом (140, по мере развития чина оттеснён в середину вечерни, а предварительным стал 103-й псалом); другие псалмы и антифоны; вход епископа и диакона (нынешний вечерний вход на «Свете тихий»); паремии; великая ектения; вечерняя молитва епископа и молитва главопреклонения; благословение и отпуст[3]. В IV веке уже существовал гимн «Свете тихий», сопровождающий вечерний вход со светильником[2]. Василий Великий (умер в 379 году) упоминает эту песню

В V веке в результате христологических споров общение с Православной церковью разорвали древневосточные церкви, развитие их литургики шло в дальнейшем независимо от православной традиции византийского обряда. Своим путём пошло также развитие латинских обрядов на Западе. В дальнейшем описывается развитие только вечерни византийского обряда.

5-7 века Решающее воздействие на формирование вечерни в современном виде оказала традиция Иерусалимской церкви и палестинского монашества.
Иерусалимская вечерня V-VII веков, известная благодаря армянскому и грузинскому переводам Лекционария и Часослова, уже очень похожа на современную: читаются степенны — псалмы 18 кафизмы (119 -133, они сохранились на своём месте на литургии преждеосвященных даров), поются или читаются «Сподоби, Господи» и песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое и «Отче наш» (между ними помещалась молитва, из которая родилась современная «Пресвятая Троице»), а также 120 псалом с гимнографическими припевами (из которых родились современные стихиры на стиховне).

стихиры на «Господи, воззвах» стихиры на стиховне, тропари после «Отче наш».

9 век - Греческие рукописи палестинского Часослова (IX век) уже содержит все современные чтения и песнопения вечерни: предначинательный псалом (103),
степенны, «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116 псалмы, но ещё без стихир), «Свете тихий», «Сподоби, Господи», песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое, «Отче наш». Палестинское чинопоследование вечерни было заимствовано студийскими монахами и к концу XII века вытеснило константинопольскую соборную практику, от последней в современной вечерне остались ектении и тайные священнические молитвы.

9-12 века В период IX-XII века в Студийском монастыре окончательно сформировалась современная вечерня, дополненная обширной гимнографией. Именно студийцами в вечерню введены три изменяемых цикла песнопений:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.