Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Последование вседневной вечерни с одним святым без знака



Билет 28 Вечерня вседневная: порядок совершения, символика, история развития чинопоследования Таинство Миропомазания: формула таинства, древние формы, чинопоследование, принятие инославных через Миропомазание. Каждение на Великом Входе (на Херувимской)

Вопрос 1 – Вечерня вседневная: порядок совершения, символика, история развития чинопоследования

Вече́ рня (греч. Ὁ Ἑ σ π ε ρ ι ν ό ν; лат. Vesperae) — богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не предыдущему дню. Вечерня – начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника. Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

Последование вседневной вечерни с одним святым без знака

свящ. «Благословен Бог наш…».
чтец «Аминь». Обычное начало Трисвятое по «Отче наш».
свящ. «Яко Твое есть Царство... ».
чтец «Аминь». «Господи, помилуй» 12 раз. «Слава... И ныне». «Приидите поклонимся... ». 103 псалом. «Слава... И ныне». «Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. Слава Тебе, Боже» 3-ды.
диакон Великая ектения.
свящ. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение... »
чтец «Аминь». Кафизма рядовая.
диакон Малая ектения.
свящ. «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава... »
хор «Аминь». «Господи, воззвах... » - вечерние (светильничные) псалмы 140, 141, 129, 116 с припевами (на глас Октоиха). На «Господи, воззвах.. » 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. «Слава» - святому, «И ныне» - Богородичен по гласу «Славы» (II приложение - по дню и по службе). или Крестобогородичен (во вторник и четверг) в Минее наряду.
хор «Свете тихий... » - вечерний гимн.
диакон «Вонмем! »
свящ. «Мир всем»
хор «И духови твоему»
диакон «Премудрость! Вонмем! Прокимен глас... » (Прокимен дня)
хор Пение прокимна 2 1/2 раза.
чтец «Сподоби Господи... »
диакон Просительная ектения
свящ. «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем... »
хор «Аминь»
свящ. «Мир всем»
хор «И духови твоему»
диакон «Главы наша Господеви приклоним»
хор «Тебе Господи»
свящ. После молитвы главопреклонения «Буди держава Царствия Твоего... »
хор «Аминь». Стихиры на стиховне из Октоиха, (если есть «Слава» в Минее, то на «И ныне» Богородичен по гласу «Славы» (II приложение).
чтец «Ныне отпущаеши... ». Трисвятое по «Отче наш... ».
свящ. «Яко Твое есть Царство... »
хор «Аминь». Тропарь святому, «Слава... и ныне…» - Богородичен по гласу тропаря (IV приложение).
диакон Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже... »
свящ. «Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем... »
диакон «Премудрость! »
хор «Благослови»
свящ. «Сый благословен Христос Бог наш... »
хор «Аминь. Утверди Боже... »
свящ. «Пресвятая Богородица, спаси нас»
хор «Честнейшую Херувим... »
свящ. «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше слава Тебе»
хор «Слава... и ныне... », «Господи, помилуй» 3-ды, «Благослови».
свящ. «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... » (полный отпуст)
хор Многолетие

Идейное содержание вечерни. Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх.   30: 8; Лев.   24: 1–4), который получил христианское осмысление (Христос – Свет миру: Ин.   1: 9;   8: 12). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными»).

Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы:

– творение Богом мира и Промысл Божий о мире (Пс.   103); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах... »); – пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий... »); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши... »).


Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения
(стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари).
Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую.

Время совершения: Согласно указаниям 9-й главы Типикона, Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом Но как привило в приходской практике 9-й час опускается. Вседневная вечерня  совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни оста­ются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает еще и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от полунощницы и часов) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать великую вечерню. (Дни, в которые совершается великая вечерня, будут указаны при рассмотрении этого вида вечерни. ) Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В последовании вечерни есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты вечерни находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди (разумеется, Триодь на вседневной вечерне употребляется только на сырной седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы и Пятидесятницы

Особенности изменяемых частей вседневной вечерни могут отличаться в зависимости от разряда службы, количества памяти святых, совпадением с субботним днем или периодом предпразднства \ попразднства двунадесятого праздника:

Так можно выделить следующие разновидности вседневной вечерни:  

1. В случае святого без знака (малого святого) 2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) 3. В случае двух святых 4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу 5. В случае двух святых в субботу 6. В случае святого со славословием 7. В случае одного святого (малого или шестеричного) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника 8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.