Последование вседневной вечерни с одним святым без знака
Билет 28 Вечерня вседневная: порядок совершения, символика, история развития чинопоследования Таинство Миропомазания: формула таинства, древние формы, чинопоследование, принятие инославных через Миропомазание. Каждение на Великом Входе (на Херувимской)
Вопрос 1 – Вечерня вседневная: порядок совершения, символика, история развития чинопоследования Вече́ рня (греч. Ὁ Ἑ σ π ε ρ ι ν ό ν; лат. Vesperae) — богослужебное последование, которое начинает суточный круг церковных служб; имеет совершаться в вечерние часы, перед заходом солнца, и относится к последующему (по гражданскому исчислению суток), а не предыдущему дню. Вечерня – начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника. Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.
Последование вседневной вечерни с одним святым без знака
| свящ.
| «Благословен Бог наш…».
| чтец
| «Аминь». Обычное начало Трисвятое по «Отче наш».
| свящ.
| «Яко Твое есть Царство... ».
| чтец
| «Аминь». «Господи, помилуй» 12 раз. «Слава... И ныне». «Приидите поклонимся... ». 103 псалом. «Слава... И ныне». «Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. Слава Тебе, Боже» 3-ды.
| диакон
| Великая ектения.
| свящ.
| «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение... »
| чтец
| «Аминь». Кафизма рядовая.
| диакон
| Малая ектения.
| свящ.
| «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава... »
| хор
| «Аминь». «Господи, воззвах... » - вечерние (светильничные) псалмы 140, 141, 129, 116 с припевами (на глас Октоиха). На «Господи, воззвах.. » 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. «Слава» - святому,
«И ныне» - Богородичен по гласу «Славы» (II приложение - по дню и по службе).
или Крестобогородичен (во вторник и четверг) в Минее наряду.
| хор
| «Свете тихий... » - вечерний гимн.
| диакон
| «Вонмем! »
| свящ.
| «Мир всем»
| хор
| «И духови твоему»
| диакон
| «Премудрость! Вонмем! Прокимен глас... » (Прокимен дня)
| хор
| Пение прокимна 2 1/2 раза.
| чтец
| «Сподоби Господи... »
| диакон
| Просительная ектения
| свящ.
| «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем... »
| хор
| «Аминь»
| свящ.
| «Мир всем»
| хор
| «И духови твоему»
| диакон
| «Главы наша Господеви приклоним»
| хор
| «Тебе Господи»
| свящ.
| После молитвы главопреклонения «Буди держава Царствия Твоего... »
| хор
| «Аминь». Стихиры на стиховне из Октоиха,
(если есть «Слава» в Минее, то на «И ныне» Богородичен по гласу «Славы» (II приложение).
| чтец
| «Ныне отпущаеши... ». Трисвятое по «Отче наш... ».
| свящ.
| «Яко Твое есть Царство... »
| хор
| «Аминь». Тропарь святому, «Слава... и ныне…» - Богородичен по гласу тропаря (IV приложение).
| диакон
| Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже... »
| свящ.
| «Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем... »
| диакон
| «Премудрость! »
| хор
| «Благослови»
| свящ.
| «Сый благословен Христос Бог наш... »
| хор
| «Аминь. Утверди Боже... »
| свящ.
| «Пресвятая Богородица, спаси нас»
| хор
| «Честнейшую Херувим... »
| свящ.
| «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше слава Тебе»
| хор
| «Слава... и ныне... », «Господи, помилуй» 3-ды, «Благослови».
| свящ.
| «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... » (полный отпуст)
| хор
| Многолетие
| Идейное содержание вечерни. Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх. 30: 8; Лев. 24: 1–4), который получил христианское осмысление (Христос – Свет миру: Ин. 1: 9; 8: 12). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными»).
Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы:
– творение Богом мира и Промысл Божий о мире (Пс. 103);
– грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах... »);
– пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий... »);
– конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши... »).
| Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения (стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари). Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую.
Время совершения: Согласно указаниям 9-й главы Типикона, Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом Но как привило в приходской практике 9-й час опускается. Вседневная вечерня совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни остаются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает еще и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от полунощницы и часов) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать великую вечерню. (Дни, в которые совершается великая вечерня, будут указаны при рассмотрении этого вида вечерни. ) Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В последовании вечерни есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты вечерни находятся в Служебнике, Следованной Псалтири и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди (разумеется, Триодь на вседневной вечерне употребляется только на сырной седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы и Пятидесятницы
Особенности изменяемых частей вседневной вечерни могут отличаться в зависимости от разряда службы, количества памяти святых, совпадением с субботним днем или периодом предпразднства \ попразднства двунадесятого праздника:
Так можно выделить следующие разновидности вседневной вечерни:
1. В случае святого без знака (малого святого)
2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого)
3. В случае двух святых
4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу
5. В случае двух святых в субботу
6. В случае святого со славословием
7. В случае одного святого (малого или шестеричного) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
|
|