|
|||
4. Первичное усвоение новых знаний.4. Первичное усвоение новых знаний.
Строение живых организмов давно интересовало ученых, но невооруженным глазом многое невозможно увидеть. Поэтому детально изучать строение живых организмов ученые-биологи смогли только после изобретения увеличительных приборов.
Исторический факт В голландском городе Миддельбурге жил очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Вопросы для обсуждения: · Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? · Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказа? · Какие структуры, из которых состоят все организмы, невозможно увидеть без этого изобретения?
Некоторые мелкие черты внешнего строения растений и животных можно рассмотреть с помощью ручной лупы. Однако детально изучить внутреннее строение живых организмов возможно только с помощью микроскопа.
В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук использовал уже более совершенный микроскоп. С его помощью он рассмотрел тонкий срез растительной пробки. Ученый обнаружил, что пробка состоит из крошечных ячеек, плотно прилегающих друг к другу. Он назвал их - клетки. Это были первые клетки, которые увидел человек. Так в науку вошло новое понятие - клетка.
Микроскоп позволил не только больше узнать о клеточном строении растений и животных, но и увидеть мир микроскопических организмов.
Антонии ванн Левенгук в 1675 году изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.
Записать в рабочую тетрадь: Первое ноября Классная работа Строение клетки, история её изучения « З. Янсен, 1590 г. – изобрел первый микроскоп» «Р. Гук, 1665 г. – предложил термин «клетка» «А. ван Левенгук, 1675 г. – основоположник научной микроскопии»
|
|||
|