Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диафрагма 14 страница



 

Бхух (bhuh) — земля, первая из трех миров, два других — эфир и небо или небеса Также это мистическое слово, одно из первых слов, дающих начало речи.

 

Вайрагья (Vairagya) — отсутствие мирских желаний.

 

Вайшешика (Vaisesika) — одна из шести систем Индуской философии, основанная Канадой Она так называется потому, что ее учение таково — знание природы реальности приобретается познанием особых свойств (вишеша) или сущносгных различий, которые разграничивают между собой девять вечных реальностей или субстанций (дравья — dravya) это: земля — притхви (prthvi), вода —апас (apas), огонь — теджас (tejas), воздух — вайю (vayu), эфир — акаша (akasa), время — кала (kala), пространство — дик (dik), самость — атман (atman) и ум — манас (manas).

 

Вайю садхана (Vayu sadhana) — Практика или поиск (садхана) витального жизненного воздуха Другое название пранаямы

 

Вайю (Vayu) — ветер, витальный воздух Бак (Vac) — речь, способность речи

 

Вальмики (Valmiki) — имя автора знаменитого эпоса «Рамаяна» См Ратнакара

 

Варахо Упанишада (Varahopanisad) — название одной из Упанишад, в которой описываются нади.

 

Варуни нади (Varuni nadi) — название одной из нади, которая проходит через все тело. Ее функция заключается в выводе мочи из организма.

 

Васана (Vasana) — желание, склонность, стремление Басудева (Vasudeva) — Имя Господа Бишну. Бата (Vata) — ветер

 

Веда (Veda) — Священные Индусские писания, которые считаются данными свыше (шрути), состоят из четырех сборников: Ригведа — гимны богам, Самаведа — молитвенные песнопения, Яджурведа — священные формулы в прозе, и Атхарваведа — магические песнопения. Они составляют первые философские озарения и считаются совершенным авторитетом Каждая Беда в общих чертах делится на две части, а именно, мантры (гимны) и брахманы (наставления) Брахманы, в свою очередь, включают в себя араньяки (aranyaka) — теологию и упанишады (философию)

 

Веданта (Vedanta) —буквально, завершение (анта) Бед, популярное название системы Индийской философии, именуемое Уттара Мимамса, что означает последнее исследование Бед, так как ее центральный предмет — философские учения Упанишад. Эти учения повествуют о природе и взаимоотношениях трех принципов, а именно, о Предельном Принципе (Брахман), мире (джагат) и индивидуальной душе (дживатма), а также о взаимоотношениях между Всеобщей Душей (Параматма) и индивидуальной душой.

 

Вибхишана (Vibhisana) — имя брата Раваны, который сказал Ра-ване, что его похищение жены Рамы Ситы — поступок неправедный и она должна быть возвращена супругу. Не сумев убедить Равану, Вибхишана покинул его и присоединился к Раме в его битве против Раваны. После победы над ним, Вибхишана был коронован как король Ланки. Он считается примером праведного поведения и человеком, чья медитативная практика имела качество сатгвы.

Вивека кхъяти (Viveka khyati) — знание или способность (кхьяти) различения. Вивека (Viveka) — суждение, различие.

Виджнянамайя коша (Vijnanamaya kosa) — оболочка интеллекта, облекающая душу, воздействующая на процесс размышления и суждения, происшедший из субъективного опыта.

 

Виджняна нади (Vijnana nadi) — сосуд сознания.

 

Виджняна (Vijnana) — знание, мудрость, интеллект, понимание, различение Также означает мирское знание, происшедшее от мирского опыта, в противоположность знанию Брахмы или Высшего Духа.

 

Видья (Vidya) — знание, изучение, учение, наука Викшипта (Viksipta) — возбужденное состояние ума, вызванное рассеянностью, смущением или растерянностью.

 

Вилома пранаяма (Viloma pranayama) — Вилома означает против шерсти (лома), против течения, вопреки существующему порядку вещей. Частица «ви» означает отрицание или отсутствие. В вилома пранаяме вдох или выдох не являются единым непрерывным процессом, а проделываются постепенно, с некоторыми паузами.

 

Вина (Vina) —индийская лютня

 

Винаданда (Vinadanda) — позвоночный столб.

 

Вирасана (Virasana) — Вира означает герой, воин, победитель Чтобы выполнить эту сидячую позу, нужно сблизить колени, развести ступни и держать из вплотную к наружным сторонам бедер Эта поза хороша для медитации и пра-наямы.

 

Висамавритти пранаяма (Visama vrtti pranayama) — Висама означает неправильный и сложный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается равная длительность вдоха, выдоха и задержки. Это ведет к прерыванию ритма и разница в пропорциях порождает трудности и опасности для ученика.

Вихарана (Vicharana) — изучение, исследование, рассмотрение. Вишалата (Visalata) — протяженность, пространство, ширина, расстояние Вишвадхарини (Visvadharini) — тот, кто поддерживает Вселенную

Вишводхари (Vlsvodhari nadi) — название одной из нади, выполняющей функцию усвоения пищи.

Вишну (Visnu) — второе божество в Индийской троице.

 

Вишуддхи чакра (Visuddhi chakra) — нервное сплетение в фарингиальной области (области горла)

 

Вритти пранаяма (Vrtti pranayama) — вритги пранаяма бывает двух видов — самавритти пранаяма и Висамавритти пранаяма. В первой производится усилие достичь равной продолжительности трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки дыхания в любом виде пранаямы. В виса-мавритти пранаяме пропорции вдоха, задержки и выдоха различны, и это ведет к прерывистому ритму.

 

Вритти (Vrtti) — линия действия, поведения, способ бытия, положение или ментальное состояние

 

Вьявасайятмика-буддхи (Vyavasayatmika-Buddhi) — трудолюбивый и упорный разум

 

Вьядхи (Vyadhi) — слабость, болезнь, нездоровье

 

Вьяна вайю (Vyana vayu) — один из вертикальных ветров, который пронизывает все тело и распространяет энергию, полученную в результате усвоения пищи и дыхания по всему телу.

 

Гаятри мантра (gayatri mantra) — ведический гимн, составленный женой Брахмы — матерью вед.

 

Гандхари нади (gandharin nadij — название одной их нади, которая расположена позади ида нади, заканчивается возле левого глаза и регулирует функцию зрения.

Гандха (gandha) — запах (обоняние). Гарбха (garbha) — плод или зародыш.

Гаутама (gautaraa) — имя основателя философской системы Ньяя (Nyaya).

Гуру (guru) — духовный наставник, тот, кто освещает темноту духовного сомнения

Гу (gu) — первый слог в слове «гуру», означающий темноту.

Гунатита (gunatita) — освобожденный, тот, кто превзошел или преодолел три гуны — саттву, раджас и тамас.

 

Гуна (gunа) — качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех составных частей космической субстанции (пракрита), освещающая (саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая( тамас).

 

Гхата (ghata) — большой глиняный кувшин для воды; напряженное усилие.

 

Гхатавастха (ghatavastha) — вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхита, где тело подобно глиняному кувшину (ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь постоянства.

 

Гхеранда Самхита (Gheranda Samhita) — классический труд по хатха-йоге.

 

Дайргхъя (dairghya) — горизонтальное расширение.

Дала (с! а! а) — большое количество

Даршана (Сагэапа) — видение, умение распознавать. Также философская система. Даурманасья (Саигтапаэуа) — отчаяние.

Двара-пала (Суага-ра1а) — страж или хранитель (пала) ворот (двара) Двеша (Суеэа) — отвращение, ненависть, враждебность

Девагатта вайю (Сеуадайа уауи) — один из витальных газов, который обеспечивает поступление наружного кислорода в утомленное тело, вызывая зевоту.

 

Дета (Сеэа) — место или состояние.

 

Джабали раЬаИ) — имя мудреца, сына Джабалы, служанки. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и прадивостью. Гаутала дал ему имя Сатьянама-Джабали (сатьянама — любящий истину, Джабали — сын Джабалы).

 

Джагрита Оадпга) — бдительный, бодрствующий.

 

Джагритавастха ОадпгауаБйпа) — состояние (авастха) бдительности, пробужденности.

 

Джагрити ОадгШ) — бдительность, пробужденность. Джайя Оауа) — победа, успех.

 

Джала 0а1а) — сеть, решетка. Также скопление, множество, масса.

Джаландхара бандха 0 а1апС па га ЬапСпа) — джаландхара — это поза, где шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами на верхушке грудной кости, стимулируя фарингиальное сплетение.

 

Джаниндрийя ОпапепСпуа) — органы чувств: знания, слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

 

Джапа Оара) — молитва

 

Джатарагни 0а1агадп) — пищеварительный огонь

 

Джваланти 0уа1апо) — ярко горящий, блистающий. Дживатма (; руа1: та) — индивидуальная или личная душа.

 

Джива О^а) — живое существо, творение. Индивидуальная душа, как отделенная от всеобщей души.

 

Дживана мукта О^апа тик: а) — человек, освобожденный в течение своей жизни посредством истинного знания Высшего Духа

 

Джитендрийя О^епСпуа) — тот, кто победил свои страсти или подчинил себе свои чувства

Джнана марга (jnana marga) — путь знания, следуя по которому человек достигает реализации.

 

Джнана мудра (jnana mudra) — жест руками, в котором указательный палец и кончик большого пальца соединяются, в то время, как остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания (джнана). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух — символизирует истинное знание

 

Джнана чакшу (jnana chaksu) — глаз (чакшу) интеллекта, умственный глаз, интеллектуальное видение (в противовес глазу плоти)

 

Джнана (jnana) — священное знание, полученное в медитации на высшие истины религии и философии, которое учит человека, как понять свою природу.

 

Доша (dosa) — ошибка или дефект, пагубное свойство, растрой-ство трех жидкостей тела.

 

Дукха (duhkha) — страдание и боль

 

Дхамана (dhamana) — дыхание, имитирующее работу кузнечных мехов

 

Дхамани (dhamani) — трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах.

 

Дхананджайя вайю (dhananjaya vayu) — один из витальных газов, которые остаются в теле даже после смерти и иногда вызывают распухание трупа

 

Дхарана (dharana) — концентрация или полное внимание. Шестая ступень в йоге, описанной Патанджали

 

Дхарма Кшетра (dharma Ksetra) — название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами (Kauravas) и Пандавами (Pandavas) в войне Махабхарата Это — поле сражения, где Кришна изложил Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина

 

Дхарма (dharma) — образована от корня «dhr», означающего поддерживать, сохранять, содействовать, подкреплять; дхарма означает религию, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех Целей человеческого существования.

 

Дхату (dhatu) — элемент. Склонность или тип тела, подобно вата (vata — ветер) и кафа (kapha — флегма).

 

Дхр (dhr) — удерживать или концентрировать.

 

Дхьяна (dhyana) — медитация. Седьмая ступень йоги, описанной Патанджали

 

Иданади (ida nadi) — нади, или канал энергии, начинается от левой ноздри, затем восходит к макушке, а оттуда спускается к основанию позвоночника. По этой нади проходит лунная энергия и, следовательно, она называется чандра нади (канал лунной энергии).

 

Индрии (indriyas) — органы восприятия и действия. Ичха (ichha) — желание, стремление, воля.

Ишвара пранидхана (Isvara pranidhana) — посвящение Господу своих действий и воли

 

Ишвара (isvara) — Высшая сущность. Бог. Ишта Девата (istadevata) — избранное божество Йога Сутра (Yoga Sutra) — классический труд по Йоге Патанджали. Он состоит из сжатых афоризмов по йоге и разделен на четыре части, рассматривающие соответственно глубокую медитацию (самадхи), средства (садхана), которыми достигается Йога, силы (вибхути), с которыми сталкивается ищущий в своем поиске, и состояние освобождения (кай-валья)

 

Йога Чудамани Упанишада (Yoga Chudamani Upanisad) — название одной из Йога Упанишад

 

Йога (Yoga) — союз, общение Слово «Йога» происходит от корня «Юдж» («yuj»), означающего соединять, сочетать, концентрировать свое внимание. Это одна из шести систем Индийской философии, детально описанная мудрецом Патанджали. Йога — это союз нашей воли и воли Божьей, уравновешенность души, которая дает возможность видеть жизнь беспристрастно во всех ее проявлениях Главная цель Йоги — обучить средствам, которыми человеческая душа может быть полностью воссоединена с Высшим Духом, пронизывающим вселенную и так освободиться от несовер шенства

 

Кайвальявастха (kaivalyavastha) — кайвалья — это совершенное одиночество, единственность или отрешенность души от материи, отождествленность с Высшим Духом Кайвальявастха — это состояние (авастха) окончательного освобождения или блаженства

Кала чакра (kala chakra) — колесо времени

Кала (kala) — время

Кама (karaa) — желание, вожделение

Кандастхана (kandasthana) — место или расположение канды

Канда (kanda) — выпуклый корень, узел Канда имеет округлую форму, размером около четырех дюймов, расположена примерно на 12 дюймов выше ануса, около пупка, где соединяются и разделяются три основных нади сушумна, ида и пингала Она покрыта как будто мягким белым кус ком ткани

 

Капалабхати (kapala bhati) — капала — череп, бхати — свет Капала- бхати — это процесс очищения пазух (носовых) Это более мягкая форма бхастрика пранаямы

 

Капала (kapala) — череп Капха (kapha) — флегма

 

Карана шарира (karana sarira) — внутренний зачаток тела (шарира), причинная (карана) оболочка Это духовная обо лочка блаженства (анандамайя коша) Опыт познания этой оболочки приходит тогда, когда человек всецело поглощен объектом медитации, либо, когда пробуждается после осве жающего сна

 

Карма марга (karma marga) — путь для активных людей к реализации через действие

 

Карма мукта (karma mukta) — освобожденный от результатов или плодов своего действия

Kapмa иxaлaтьши (karma phaIatyagi) - тот, кто oткaзaлcя, oтpeк cя (тьяги) oт плoдoв или вoздaяния (пxaлa) з% cвoи дeйcтвия (кapмa) в этой жизни

 

Kapмa (karma) - действие

 

Kapминдpийя (karmendnya) —opгaны (индpии) дeйcтвия, выде ления, paзмнoжeния, peчи, pyки и нoги

 

Kaтxoпaнишaдa (kathopamsad) - oднa из ocнoвныx Уп%ниш%д в cтиxax, в фopмe диaлoгoв мєжду мyдpeцoм Hнипypaтoй (Nachiketa) и Ямoй (Yama), бoгoм cмepти

 

Kay™^ нaди (kausiki nadi) - oднa из н%ди> зaкaнчивaющaяcя н% бoльшиx пaльцax нoг

 

Kayшитaки Упaнишaдa (kausitaki Upamsad) - oднa из уп%ниш%д Keвaлa кyмбxaкa (kevaIa kumbhaka) - ro^a пpaктикa кyмбxaки (дыxaтeльныe пpoцeccы) cтaнoвитcя cтoль coвepшeннoй, чтo пpoиcxoдит уже инcтинктивнo, oнa нaзывaeтcя кeвaлa (чиcтaя или пpocтaя) кyмбxaкa

 

Koiua (kosa) - oбoлoчкa, фyтляp Coma^o филocoфии Beдaнты cyщecтвyeт тpи вид% тел (шapиpa), oкpyжaющиx душу Эти тpи вид%, или cтpyктypы тєл%, cocтoят из пяти взaимoпpoникaющиx и взaимoзaвиcимыx oбoлoчeк, или фyтляpoв (кoпш) Эти пять кoш cлeдyющиe a) aннaмaйя, или aнaтoмичecкaя oбoлoчкa, cвязaннaя c твepдoй пищей, б) пpaнa-мaйя, или физиoлoгичecкaя oбoлoчкa, включaющaя дыxaтeльнyю и дpyгиe cиcтeмы opгaнизмa, в) мaнoмaйя, или пcиxoлoгичecкaя oбoлoчкa, зaтpaгивaющaя ocoзнaвaниe, oщyщeниe и мoтивaцию, не пopoждeнныe cyбъeктивным oпытoм, г) виджнянaмaйя, или интeллeктyaльнaя oбoлoчкa, зaтpaгивaющaя пpoцecc paзмышлeния и cyждeния, пpoиcшeдпгax oт cyбъeктивнoгo oпытay и д) aнaндaмaйя, или дyxoвнaя oбoлoчкa блaжeнcтвa Aннaмaия кoшa oбpaзy ет cтxyлa шapиpa, гpyбoe тeлo Пpaнaмaйя, мaнoмaйя и виджнянoмaйя кoши oбpaзyют cyкшмa шapиpa, тoнкoe тeлo Aнaндaмaйя кoшa oбpaзyeт кapaнa шapиpa, кayзaльнoe, или пpичиннoe тeлo

 

Kpикapa вaйю (krkara vayu) - oдин из пяти вcпoмoгaтeльныx в%йю, кoтopый, зacтaвляя чeлoвeкa чиxaть или ^шлять, пpeдyпpeждaeт пoпaдaниe инopoдныx тел в нocoвyю пoлocть шжи гopлo

 

Kpишнa ( krsna) - Гocпoдь вcex йoг (Йoгeшвapa) Caмый пoчитaeмый гepoй в Индyиcтcкoй мифoлoгии Bocьмaя инкapнaция Bишнy

 

Kpия (kriya) - иcкyпитeльный oбpяд, oчищaющий пpoцecc. Kpoдxa (Icrodha) -гнев.

 

K-л aлa чaкpa (kuIaIa chakra) —кoлeco (чaкpa) гoнчapa (кyлaлa), гoнчapный ^уг.

 

Kyмбxa (kumbha) - кувшин для вoды, гopшoк, кyбoк, ч%ш% Kyмбxaкapнa (kumbhakarna) - c глaзaми, гак кувшины. Имя гигaнтcкoгo дeмoнa, бpaтa Paвaны, в кoнeчнoм cчeтe yбитoгo Paмoй. Он пpaктикoвaл caмyю cypoвyю acкeзy c тем, чтoбы унизить бoгoв. Бpaxмa уже был готов вoздaть ему дo-лжнcoe, гак 6o™ пoпpocили Capacвaти, бoгиню peчи ceob ему н% язык и oтклoнить eгo Koгдa Kyмбxaкapнa пpишeл к Бpaxмe, вмecтo тoгo, чтoбы пoтpeбoвaть Индpaпaдy (cтaтyc Индpы, кopoля бoгoв), oн пoпpocил Hидpaпaдy (cтaтyc - вcидpa), кoтopый был ему TOn^ac д%н. Eгo ycилия ввepгли eгo в cocтoяниe oцeпeнeния, пoдoбнoгo cмepти, т%к гак eгo мєдит%ция и acкeзa имели кaчecтвo тaмaca.

 

Kyмбxaкa (kumbhaka) - этo интepвaл вpeмeни или зaдepжкa дыxaния пocлe пoлнoгo вдoxa или пoлнoгo выдoxa. Здecь легкие cpaвнивaютcя c пoлным или пycтым кyвшинoм для вoды - coвepшeннo пoлныe или coвepшeннo пycтыe.

Кундалюш (kundalini) — кундалини (кундала — веревка, сложенная витками, кундалини — свернутая спиралью змея женского пола) — это божественная космическая энергия. Сипа, или энергия символизируется свернутой и спящей змеей, которая лежит, скрывая свой потенциал, в низшем нервном центре в основании позвоночного столба, в мулад-хара чакре. Эта латентная энергия должна быть пробуждена и поднята по главному спинному каналу, сушумне, пронизывающему чакры, к сахасраре, тысячелепестковому лотосу в голове Так йогин вступает в союз с Высшей Всеобщей Душой

 

Курма вайю (kurma vayu) — название одного из вспомогательных витальных ветров, чья функция — контроль движений век, защищающих глаза от попадания инородных веществ или слишком яркого света.

 

Курма нади (kurma nadi) — название одного из вспомогательных нади, чья функция заключается в стабилизации тела и ума

 

Куру кшетра (kuru ksetra) — название обширной равнины около Дели, места, где состоялась война Махабхарата между династиями Каурава и Пандава Человеческое тело сравнивается с этим полем конфликта между силами добра и зла или между личными интересами и обязанностями.

 

Куху (kuhu) — название одной из нади, расположенной впереди сушумны, ответственной за вывод фекалий.

Куша (kusa) — священная трава, используемая во время религиозных церемоний.

Кшетра (ksetra) — тело, рассматриваемое как поле деятельности.

Кшетраджна (ksetrajna) — землевладелец, землепашец. Знающий тело и душу.

Кшипта (ksipta) — рассерженный, запущенный, расстроенный Лайя (laya) — растворение; поглощение ума, или преданность.

 

Палата чакра (lalata chakra) — лалата означает лоб Лалата чакра сосредоточена в верхней части лба.

Лобха (lobha) — алчность.

Лома (loma) — волосы

Мада (mada) — гордыня, страсть

Мадджа (majja) —сущность

Мадхьяма (madhyama) — средний, обычный, посредственный

Мамса (mamsa) — плоть

Манана (mañ ana) — размышление, медитация

Манас чакра (manas chakra) — нервное сплетение между пупком и сердцем

Манас (manas) — индивидуальный ум, обладающий силой и способностью ко вниманию, избирательности и отбору. Управляет чувствами

 

Манипура чакра (manipuraka chakra) — нервное сплетение, расположенное в области ступка

Маноджнана (manojnana) — шание работы ума и эмоций Манолайя (manolaya) — млноаайя (манас — ум, лайя — погружение) — это состояние, в котором успокоены внутренние, или эмоциональные колебания ума Затем ум, свободный от флуктуации, растворяется и сливается с самостью, подобно реке в море, утрачивая свою индивидуальную тождественность

 

Маномайя кота (manomaya kosa) — одна из оболочек (ковда), облекающих душу Маномайя коша воздействует на функции осознавания, чувствования и мотивации, не происходящих от субъективного опыта

 

Мантра (mantra) — ведический гимн Матсарья (matsarya) — зависть

 

Маханарайяно Упанишада (mahanarayanopanisad) — название одной из упанишад

 

Махат (mahat) — неразвивающийся первичный зародыш производящего принципа, из которого произошли все явления материального мира В философии Санкхьи — это великий принцип, интеллект (в отличие от манаса), второй из двадцати пяти элементов, или таттв, признаваемых Сан-кхьей

Маха видья (maha vidya) — великое знание, возвышенное знание

Маха врита (maha vrta) — великий обет, или основной долг

Маха тапас (maha tapas) — великая (маха) аскеза (тапас)

Медас (medas) — жир

Меруданда (merudanda) — позвоночный столб

Миманса (mimamsa) — исследование Также система индийской философии

Мокша (moksa) - освобождение, окончательное освобождение души от повторяющихся рождений

 

Моха (moha) — безрассудная страсть Мудра (mudra) — печать, закрывающий жест Мудха (mudha) — глупый

 

Мукта (mukta) —освобожденный

 

Мукти (mukti) — освобождение, избавление, окончательное вы

 

падение души из цепи рождений и смертей Муладхара чакра (mulaclhara chakra) ~ нервное сплетение, расположенное в области таза над анусом в основании, или корне позвоночника, основная опора тела

 

Мула бандха (mula bandha) — поза, в которой часть тела от ануса до пупка сокращается и поднимается к позвоночнику

 

Мула (mula) — корень, основание

 

Мурчха пранаяма (murchha Pranayama) — вид пранаямы, в которой дыхание удерживается почти в точке замирания (мурчха)

 

Нага вайю (naga vayu) — один из пяти вспомогательных вайю, который облегчает абдомиальное давление путем отрыжки

Надарупини (nadarupini) — явленный звук Нада (nada) — внутренний мистический звук

 

Наданусандхана (nadanusandhana) — анусандхана означает исследование, планирование, приведение в порядок или тонкую связь Наданусандхана — это тщательное исследование звука, связанного с ритмическими колебаниями дыхания во время практики пранаямы, и тотальной погру женности в звук, подобно мастеру музыки, поглощенному своей музыкой

 

Надика (nadika) — маленькая нади

 

Нади садхана пранаяма (nadi sadhana pranayama) — пранаяма, выполняемая для очищения нади Это наивысший и наисложнейший вид пранаямы

 

Нади чакра (nadi chakra) — узел, или сплетение в грубом, тонком и каузальном телах

 

Нади (nadi) — трубчатые органы тонкого тела, по которым про текает энергия Нади — это протоки, или каналы, которые разносят воздух, воду, кровь, питательные вещества и другие субстанции по всему организму Они проводят космическую, витальную, семенную и другие энергии также как и ощущения, сознание и духовные эманации

 

Нарада (Narada) — имя божественного мудреца Он изображен как вестник Бога людям Он известен как изобретательностни (вины) Он был великим поклонником Вишну и автором Бхакти Сутры (Высказываний о Божественной Любви), а также свода законов, названных его именем.

 

Нарайяна (Narayana) — другое имя Господа Вишну.

 

Начикета (Nachiketa; -- имя ищущего и одного из основных героев в Катхопанйшаде. Его отец Ваджасравас (Vajasravas) пожелал раздать все свое имущество, дабы приобрести тем самым религиозные заслуги. Начикета испытал недоумение, когда его отец стал раздавать старый и истощенный скот и спрашивал его снова и снова: «Кому ты отдашь меня? » Отец отвечал: «Я отдам тебя Яме (Богу смерти)» Начикета отправился в королевство смерти и обрел там три блага, последним из которых было знание тайны жизни после смерти Яма пытался отвратить Начикету достижениями его желания, предлагая ему величайшие земные удовольствия, но Начикета не поколебался в своем намерении, и в конце концов Яма дал ему желаемое знание.

 

Нивритти марга (nivritti marga) — путь реализации посредством воздержания от мирских действий и неподверженности мирским желаниям.

 

Нидидхьясана (nididhyasana) — глубокая и повторяющаяся медитация, постоянное размышление.

 

Нидра (nidra) — сон.

 

Нирбиджа (nirbija) — биджа означает семя, или зародыш. Биджа мантра — это мистический слог или священная молитва, мысленно повторяемая во время пранаямы или дхьяны с целью привести блуждающий ум к состоянию устойчивости. С практикой семя, посеянное в уме, прорастает в целеустремленность, сосредоточение на одной точке. Постепенно практика становится нирбиджа (нир — без, биджа — семя), когда практикующий уже не должен прибегать к биджа мантре.

Нирвана (nirvana) — вечное блаженство, освобожденный от существования. Нирвисайя (nirvisaya) — без чувств

Нируддха (niruddha) — сдержанный, обузданный, контролируемый

Ниспаттиавастха (nispatti avastha) — состояние совершенства или зрелости. Осуществление

 

Ниспатти (nispatti) — совершенство, законченность.

 

Нияма (niyama) —самоочищение дисциплиной. Вторая ступень йоги Патанджали.

 

Ньяя (пуауа) — система индийской философии, которая делает акцент на логике и в первую очередь занимается законами мышления, основывающегося на причине и аналогии.

 

Оджас (ojas) — жизненность, слава, великолепие.

 

Падартхабхава (padarthabhava) — не-существование или отсутствие (абхава) предметов или объектов (падартха). Отсутствие феноменального творения. Окончательное освобождение пуруши, или души (двадцать пятая таттва) от уз мирского существования — оков феноменального, явленного творения — посредством привнесения истинного знания остальных двадцати четырех таттв и надлежащим отделением от них души

 

Падмасана (padmasana) — поза лотоса, сидение на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Поза идеальна для практики прана ямы и дхьяны.

 

Пайясвини нади (payaswini nadi) — название нади, заканчивающейся на большом пальце правой ноги. Считается, что она расположена между пуша (pusa), находящимся за пингала нади, и сарасвати нади, находящимся за сушумна нади

 

Панчамахабхути (panchamahabhutas) — пять грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

 

Парататтва (paratattva) —запредельное (пара) элементам или первичным субстанциям (таттва), Высший Всеобщий Дух, который — за пределом материального мира, пронизывающий вселенную.

Пара нади (para nadi) — высшая нади, или нерв.

Пара-джнана (para-jnana) — высшее знание, абсолютное знание.

Пара (para) — Высший.

Парабрахман (parabrahman) — высший или верховный (пара) дух (Брахман) Параматма (paramatma) —высший (парама) дух (Атма).

Паричайя (parichaya) — знакомство, близость, частое повторение Сокровенное знание

 

Паричайявастха (parichayavastha) — ступень сокровенного знания (паричайя). Это третья ступень пранаямы, описанной в Шива Самхита

Патанджали (patanjali) — имя философа, представителя философии Йоги, автора Йога Сутры. Занятиями йогой он достиг спокойствия ума, работой над грамматикой он достиг ясности речи, а медицинской работой — чистоты тела. Он — известный автор Махабхасьи (Mahabhasya) — великого комментария на Сутры Панини (Panini) по грамматике.

 

Пашимоттанасана (paschimottanasana) — интенсивное натяжение задней части тела от пяток до головы.

 

Пингала нади (pingala nadi) — нади, или канал энергии, начинающийся от правой ноздри, затем движущийся к верхней точке головы и вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему проходит солнечная энергия, он также называется сурья нади «Пингала» означает рыжевато-коричневый или красноватый

 

Пихта (pitta) — желчь, одна из жидкостей тела, две другие — вата (ветер) и капха (флегма)

 

Плавини пранаяма (plavini pranayama) — плавана означает плавание, затопление, наводнение. Считают, что плавини пранаяма помогает человеку плавать, держаться на поверхности воды Помимо названия, в текстах йоги практически нет упоминаний об этой пранаяме.

 

Правритти марга (Pravrtti marga) — путь действия Праджапати (prajapati) — Господь всего сотворенного. Праджня (prajna) —разум, мудрость



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.