|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диафрагма 13 страницаКапалабхати и бхастрика описаны в тексте Любая из них может быть добавлена к ежедневной практике для выполнения по несколько минут только лишь для очищения ноздрей и освежения мозга при прохождении тех ступеней, которые соответствуют телу и состоянию ноздрей
Ограничивается время для задержек (кумбхак), но не для вдохов и выдохов, так как в один день садхака может сконцентрироваться на увеличении продолжительности вдыхания и выдыхания, а на другой день — на внутренней или наружной задержках Когда будет достигнут достаточный контроль, садхака может попытаться включить в занятия вритти пранаяму, но это он должен делать только на свой страх и риск.
ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах 1 и2 Удджайи I и II 7-8 каждая 3 и 4 Удджайи II и III 8 каждая
с 19 до Повторение и закрепление, создание 22 устойчивого навыка с 23 до Удджайи VI и VII 8 каждая 25 Вилома IV и V 8 каждая В первом курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи II ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.
е с 43 до Повторение и закрепление 46 предыдущих ступеней. Повторите отмеченные выше важные с 47 до ступени первого курса и 50 продолжайте практиковать то, что у вас получается из второго курса в соответствии со временем, которым вы располагаете.
с 51 до Анулома Va 5 Пратилома Ia 5 Сурья I 10 бхедана с 55 до Анулома Vb 5 Пратилома Ib 10 Чандра бхедана I б Повторите второй курс и закрепите с 59 до резу/штаты, приспосабливая 62 практику к имеющемуся в вашем распоряжении времени.
Во втором курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи X, вилома III, анулома Ib, пратилома Ib, сурья бхедана 1 и чандра бхедана I.
ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.
С этого времени садхака может один день выполнять уджайи XI, ануло-му Па, пратилому и сурья бхедану II, чередуя их с другими через день.
с 68 до 72
с 73 до 75 Вилома Анулома Пратилома Нади содхана Удджайи Анулома Пратилома Нади содхана
VII IIb IIb Ia
VIII VIb II Ib
6-8 6-8 10
6 6
Если анулома выполняется в один день, то пратилома иожет выполняться на следующий
с 76 до 80 Анулома
Пратилома Сурья бхелана Чандра бхедана Нади содхана
нь
пь н н н 10 10
Б. К. С. Айснгар
Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.
с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи XI, вилома VII, анулома ПЬ, пратилома ИЬ, сурья бхедана II, чандра бхедана II и нади содхана П.
с 86 до 90 Повторите отмеченные выше важные ступени первого, второго и третьего курса.
После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так чтобы все виды пранаямы, представленные в трех курсах, могли быть использованы, а затем вернуться к занятиям по расписанию первой недели, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждый важный вид пранаямы обязательно был представлен в расписании каждой недели, но чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы.
Если вы найдете, что какая-нибудь представленная в расписании пранаяма по каким-либо причинам не подходит для выполнения в какой-то определенный день, то выберите другую из той же недели
Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы по состоянию своего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете выполнять, с 91 до 120
бхедана
Что касается нескольких малых пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, то на них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать-двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца.
ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС
Пратилома Ша 8 Нади содхана ИЬ 8—10
Важные ступени в четвертом курсе Анулома ШЬ, Пратилома ШЬ, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана ПЬ.
с161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.
ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана
НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Понедельник
Вторник Сурья Нади с одхана Удджайи Савасана Вилома II и III
XI
V и VI 15—20 20 15—20 10 15—20 бхедана Среда
Четвер!
Пятница
Суббота
Савасана Нади содхана Анулома Савасана Чандра бхедана Пратилома Савасана Удджайи Нади содхана Савасана Вилома Нади содхана Савасана
lib viib ii и iii iiib viii ivb
vii ib
10 15-20
15-20 10 15-20 15-20 10 20 20 10 10 20
После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно
Глоссарий А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха. Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью. Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика. Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума. Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле. Авирати (avirati) — чувственность. Агарбха дхьяна (agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».
Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.
Ад ж на чакра (ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)
Ади Шеша (Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.
Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.
Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.
Алабдха Бхумикатва (alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.
Аламбуса нади (alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.
Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.
Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).
Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи
Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.
Анандамайя коша (anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу
Анахата чакра (anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца
Анна (anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа
Аннамайя коша (annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании
Антакарана (antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия) Антаратма (antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека
Ангара кумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха
Ангара (antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана (anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)
Анулома пранаяма (anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю
Анулома (anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке
Анусандхана (anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь
Анустхана (anusthana) — регулярная духовная практика.
Апас (ар) — вода, один из пяти элементов творения
Алана вайю (арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий
Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства
Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита
Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата
Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие
Артха бхаванам (artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа
Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности
Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)
Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость
Атманджали мудра (atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри
Атмахути (atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) - поиски самости Атма даршана (atma Сагэапа) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)
Атма (а:: та) — высшая душа или Брахман
Аумнамо Нарайянайя (аит пато Ыагауапауа) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «разбавить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл
Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.
Ахамкара (апаткага) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»
Ахимса (агптэа) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»
Ахути (апий) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению Ачалата (аспа^а) — неподвижность Ачала (аспа1а) — неподвижный Ачит (асЫ) — не являющееся «чит» (чит — одушевляющий принцип жизни) Ашва (аэуа) — конь Ашвини мудра (аэуШ гаис! га) — сокращение мышц анального отверстия Ашокавана (аэокауапа) — роща деревьев Ашока на Ланке, где король демонов Равана пленил Ситу, сохранившую преданность своему мужу Раме
Ашунья (аэ1туа) —не (а) —пустота (шунья) Осуществлен-ность
Ашуньявасгха (аэипуауаэШа) — состояние (авастха) ясности, когда интеллект полностью господствует и не позволяет вторгающимся мыслям вносить беспокойство
Аюрведа (ауип/еСа) — наука о здоровье или медицина
Аяма (ауата) — длина, протяженность, распространение Термин также передает идею самообладания, контроля и удерживания
Баддхаконасана (ВаССпа Копаэапа) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхъяны
Бандха (ЬапСпа) — зависимость или узы Это означает позу, когда определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются
Бахья кумбхака (Ьапуа кигаЫпака) — приостановка дыхания после полного выдоха, когда легкие полностью опустошены
Биджа (ЬиаХ— семя или зародыш Биджа мантра (bija mantra) — в медитации повторение мантр иногда дается начинающему с целью привести его взволнованный ум к состоянию покоя и удержать его от мирских желаний Биджа мантра — это мистический слог со священной молитвой, повторяемой в уме во время пранаямы или дхъяны, и семя, посеянное таким образом в почву ума, порождает устремленность к единой цели
Бинду (bindu) — капля, маленькая частичка, точка
Брахман (brachman) — Высшая сущность, источник Вселенной, все наполняющий собой дух Вселенной
Брахмапури (brahmapuri) — город, обиталище (пури) Брахмана, человеческое тело
Брахмарандхра (brahmarandhra) — отверстие на макушке, через которое, как считают, душа покидает тело во время смерти
Брахмачарья (brahmacharya) — жизнь в целомудрии, религиозном обучении и самообуздании
Брахмавидья (brahma vidya) — знание Высшей Души
Брахма нади (brahma nadi) — другое название сушумна-нади, главного энергетического канала, проходящего через центр позвоночного столба Когда прана (энергия) входит в него, она приводит ищущего к Брахману, к окончательному блаженству Отсюда и название Брахма (brahma) — Высшая сущность, творец Будда (Buddha) — основатель Буддизма Буддхи (buddhi) — интеллект, разум, способность к различению, рассудительность Бхавана (bhavana) — чувство преданности или доверия Бхаванам (bhavanam) — восприятие, доверие, понимание Бхава вайрагья (bhava vairagya) — отсутствие мирских желаний Бхага (bhaga) — наслаждение мирскими удовольствиями
Бхагавад-Гита (Bhagavad-Gita) — Божественная Песнь, священ ный диалог между Кришной и Арджуной Это — один из источников Индуистской философии, содержащей суть Упанишад.
Бхадрасана (Bhadrasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхьяны. Бхайя (bhaya) — страх Бхакти марга (bhakti marga) — метод или путь спасения почитанием личности Бога Бхакти (bhakti) — поклонение, обожание. Бхастрика (bhastrika) — меха, используемые в горне Бхастрика — это вид пранаямы, в которой воздух с большой силой нагнетается и выводится из легких или продувает их, как в горне Бхедана (bhedana) — проникновение, прорыв, переход. Бхрамара (bhramara) — большая черная пчела.
Бхрамари (bhramari) — вид пранаямы, в которой при выдохе производится мягкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы
Бхранти-даршана (bhranti-darsana) —ошибочное (бхранти) видение или знание (даршана), заблуждение
Бхувах (bhuvah) — атмосфера или эфир, второй из трех миров, находящийся непосредственно над землей Это также и мистическое слово, одно из первых, необходимых для сотворения речи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|