Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике



 


 

 

Введение

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образу­ются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматичес­кие свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершен­ствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значе­ния слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого раз­вития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстника­ми, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ре­бенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, ина­че неминуемо возникнут ошибки.

К шести-семи годам словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденно­му. Маленький собеседник все активнее участвует в разговоре со взрослыми и со сверстниками: спорит, рассуждает, достаточно мотивированно отстаивает свое мнение, пытается убеждать.

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т. п. ), умение употреблять образные слова и выражения.

Дошкольник к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и со­единения их в предложении, употребляет все части речи. Значительно уменьшается число непол­ных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

В то же время быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов, а в связи с этим их неправильным употреблением. В речи ребенка иногда еще наблюдаются ненормативные варианты словоизменения (например, «ухи» вместо «уши», «пени» вместо «пни»), а также ошибки словообразования (например, «стреляльщик» вместо «стрелок», «драчуниха» вместо «драчунья»).

В момент обучения словоизменению взрослый должен давать ребенку сопоставление началь­ной и косвенной форм слова. Это делается интонационно: голосом подчеркивается разница в зву­чании окончаний слова, например, «карандаш — карандашОМ», «ложка — ложкОЙ», «туфли — много туфЕЛЬ», «носки — много носКОВ».

Сначала ребенку предлагается, глядя на картинку, закончить предложение или вставить в него пропущенное слово в нужной грамматической форме. Затем задание усложняется — юный ученик должен самостоятельно составлять аналогичные фразы, отвечая на вопрос взрослого или пользуясь опорными словами.

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допу­щенную ребенком ошибку лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров.

А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

Эта книга станет первым учебником ребёнка по родному языку. Малыш под руководством взрос­лого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфоло­гические и синтаксические навыки.

В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остает­ся только открыть ее и начинать занятие с ребенком.

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картин­ки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. Ориентировочная продол­жительность занятия:

для детей 6-7 лет— 15-30 минут,

для детей 7-8 лет — 30-45 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малы­шом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следу­ющему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяй­те игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.