ПОСТПОЗИТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ НАУКИ.
ПОСТПОЗИТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ НАУКИ.
ПОНЯТИЕ «НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА»№21
Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера (Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структура научных революций».
Основные положения постпозитивизма.
- Главное внимание следует уделять истории науки вместо анализа ее языка.
- Необходимо изучать особенности развития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий? Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?
- Смягчается противопоставление между эмпирическим и теоретическим научным знанием. Если логический позитивизм считал, что надежно лишь опытное знание, то постпозитивизм признает относительную значимость и теории.
- Признается отсутствие жестких границ между наукой и философией, осмысленность философских предложений, которые логический позитивизм считал полностью бессмысленными.
- Развитие науки происходи не линейно, поступательно, а путем революций, то есть таких преобразований, когда происходит пересмотр фактов, теорий, методов исследования, иначе - всего базиса науки. Важное место здесь принадлежит понятию, выдвинутому Т. Куном - ПАРАДИГМА. Последняя представляет собой совокупность принципов, законов, аксиом, основных научных положений, принятых научным сообществом в качестве базовых, истинных на определенном этапе развития знаний о мире. (Не забыт принцип конвенционализма). Например, принципы евклидовой геометрии, идеи Декарта, законы механики Ньютона лежат в основе механистической парадигмы.
- Важна проблема фальсификации, понимаемая как процедура установления ложности гипотезы или теории. Отказ от предшествующей теории возможен лишь тогда, когда появляется новая теория, обеспечивающая прогресс познания.
|