|
|||
ОПЫТ ПЕДАГОГАСтр 1 из 2Следующая ⇒
«Северный педагогический колледж» ОПЫТ ПЕДАГОГА Составитель: Зубкова Мария Анатольевна Преподаватель:
Серов Источник: Статья №4472 из опыта работы Статья: «Преодоление трудностей в общении у детей старшего дошкольного возраста», автор Тимохина Светлана Анатольевна Воспитатель МБДОУ д/с №72 " Мозаика", г. Белгород.
" Преодоление трудностей в общении у детей старшего дошкольного возраста" В данной статье Светлана Анатольевна поднимает актуальную проблему общения детей старшего дошкольного возраста. Автор склоняется к мнению Антуана де Сент-Экзюпери, что единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Также Светлана Анатольевна отмечает, что в развитии личности ребенка дошкольного возраста общение играет огромную роль и в процессе этого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. В процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, морально-этические и эстетические чувства, складывается характер. На своем опыте Светлана Анатольевна знает, что в настоящее время многие дети впервые начинают посещать детские коллективы в возрасте 4-5-ти лет. В группах дошкольного учреждения детям приходится вступать в общение с другими детьми, при этом важно, как ребенок будет строить это общение, сможет ли он найти общий язык со сверстниками, примут ли они его, не отвергнут ли, будут ли с ним взаимодействовать.
В следствии этого Светлана Анатольевна выявила проблемы: 2. откликнуться на эмоциональное состояние близких людей 3. отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением 4. множество отрицательных эмоций и страхов 5. трудности в общении с другими детьми Так же автор выделяется некое определение «общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей». Затем Светлана Анатольевна пишет в статье о факторах умения эффективного общения, которые зависят, например, от индивидуальных особенностей ребенка: -агрессивный -беспокойных
Светлана Анатольевна, считает, что таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая коррекцию и развитие необходимых качеств личности. Исходя, из этого автор предлагает систему игры, основной целью которой является коррекция личностного развития детей с трудностями в общении, а подбор игр базируется на на следующих принципах: 1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию. 2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться по поводу чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия. 3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций. Светлана Анатольевна также выделяет главную цель этих игр, которые заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие – пишет автор. Воспитатель напоминает, что следует учитывать правильность преодоления трудностей в общении, в этом играет огромную роль воспитатель а также Светлана Анатольевна считает, что взрослому необходимо налаживать отношения между детьми, привлекать их внимание к субъектным качествам друг друга. Например, педагог демонстрирует достоинства ребенка, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия. При этом у самого взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, и что именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике такое же существо, как он сам. Далее в статье представлена система игры и на что они направлены: Ø Игры и упражнения, направленные на развитие самосознания и самооценки. Ø Игры и упражнения, направленные на осознание эмоций и чувств, помогающие откорректировать эмоции детей. Ø Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки общения, направленные на развитие умений строить свои взаимоотношения с окружающими людьми. Ø Сюжетно-ролевые игры, направленные на устранение негативного отношения сверстников к детям с трудностями в общении. А также представлены методы: - психогимнастика - элементы арттерапии - проективное рисование - элементы поведенческого тренинга и игра (игры-драматизации, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры). Затем в статье автор описывает этапы, каждый из которых имеет определенные цели и задачи: 1. Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику. В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети повторяют действия или слова партнера. Подстраиваясь кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. 2. На втором этапе отрабатывается способность детей к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр задаются таким образом, что для достижения определенной цели (например, всем вместе изобразить сороконожку) дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания надругого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. 3. Третий этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания − как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. 4. На четвертом этапе проводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр. ). 5. На пятом этапе дети вербально выражают свое отношение к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д. ). Например, нужно лучше всех похвалить своего соседа, найти в нем как можно больше достоинств. Задача данного этапа − научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. 6. На шестом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков). Затем Светлана Анатольевна предлагает, что если у детей есть трудности в общении, то необходимо руководствоваться принципом индивидуализации и дифференциации педагогической работы:
|
|||
|