Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гордон Олпорт 14 страница



Ничто из того, что я сказал, не отрицает существования инфантильных систем, тревожащего вытеснения или невротических структур. Не отрицает оно и

6 Kardiner A, Ovesey L The mark of oppression N Y Norton, 1951

7 Whitehorn J С Psychodynamic considerations in the treatment of psychotic patients // University of Western Ontario Medical Journal. 1950 Vol 20 P 27-41

8 Ibidem P 40

100                                                                              Статьи разных лет

возможностей самообмана, рационализации и эго-защиты. Моя точка зрения за­ключается просто в том, что методы и теории, имеющие дело с этими откло­няющимися от нормы состояниями, должны быть помещены в широкий контекст психодинамики. Необходимо допустить, что пациент способен к самопознанию, пока не доказано иное. Если вы спросите у сотни людей, которые направляются к холодильнику за закуской, почему они так поступают, вероятно все ответят. «По­тому что я голоден». В девяноста девяти таких случаях мы можем — как бы глубоко ни исследовали — убедиться, что этот простой сознательный ответ является полной правдой. Однако в одном случае наше исследование покажет, что мы имеем дело с компульсивным обжорой, с тучным искателем инфантильной безопасности, ко­торый, в отличие от большинства случаев, не знает, что он пытается сделать. Он ищет мира и комфорта, — возможно, грудь своей матери, — а не остаток ростбифа. В этом случае — и в небольшом количестве других случаев — мы не можем при­нимать за чистую монету ни свидетельства его явного поведения, ни его сообщения об этом.

Фрейд был специалистом именно по тем мотивам, которые не могут быть при­няты за чистую монету. Для него мотивация принадлежала сфере ид. Сознательную, доступную часть личности, которая занимается прямым взаимодействием с миром, то есть эго, он рассматривал как лишенную динамической силы.

К сожалению, Фрейд умер, не успев исправить эту односторонность своей те­ории. Даже наиболее верные его последователи говорят теперь о том, что он оста­вил свою психологию эго незаконченной. В последние годы многие из них труди­лись над тем, чтобы поправить это. Без сомнения, сегодня основное течение в психоаналитической теории движется к более динамичному эго. Эта теоретическая тенденция очевидна в работах Анны Фрейд, Хартмана, Френча, Хорни, Фромма, Криса и многих других. В сообщении Американской психоаналитической ассоциа­ции Крис разъяснил, что попытки ограничить интерпретации мотивации одним лишь ид «... отражают существовавшую в прошлом процедуру». Современное отно­шение к эго не ограничивается только анализом механизмов защиты, а уделяет больше внимания тому, что он называет «психической поверхностью». Современ­ные психоаналитические техники, по его словам, связывают «поверхность» и «глу­бину»9. В похожем стиле Рапопорт доказывает, что эго теперь нужно приписать оп­ределенную степень подлинной автономии10.

Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, возьмем любой зрелый пси­хогенный интерес — скажем, религиозное чувство. Трактовка этого предмета Фрей­дом хорошо известна. Для него религия по существу является неврозом, формулой персонального бегства. В корне проблемы лежит образ отца. Поэтому нельзя при­нимать религиозное чувство, существующее у человека, за чистую монету. Более сба­лансированный взгляд на проблему мог бы быть таким, иногда нельзя принимать это чувство за чистую монету, а иногда — можно. Определить может только тщательное исследование индивидуального случая. Если у человека религиозный фактор служит явной эгоцентрической цели — как талисман, объект фанатизма, средство само­оправдания, — мы можем заключить, что у него невротический или по крайней мере незрелый склад личности. Этот инфантильный или эскапистский характер не

9 Kris E Ego psychology and interpretation m psychoanalytic therapy // Psychoanalitic Quarterly 1951 Vol 20 P 15-30

wRapaportD The autonomy of the ego // Bulletin of Mennmger Clinic 1951 Vol 15 P 113-123

Тендениия в мотивсшионной теории                                                101

распознается субъектом. С другой стороны, если человек постепенно выработал основополагающую философию жизни, в которой религиозное чувство оказывает общее нормативное воздействие на поведение и делает возможным осмысление жиз­ни как целого, мы заключаем, что эта особая структура эго и является домини­рующим мотивом, и это должно быть принято за чистую монету. Это главный мо­тив и эго-идеал, форма и содержание которых по существу есть то, что проявляется в сознании11.

Рассмотрим заключительный пример. Хорошо известно, что большинство маль­чиков в возрасте приблизительно от четырех до семи лет идентифицируют себя со своими отцами. Они имитируют отцов многими способами. Среди прочего они могут воспроизводить профессиональные устремления к отцовской работе. Многие мальчи­ки, вырастая, реально идут по стопам своих отцов.

Возьмем политиков. Отец и сын были политиками во многих семьях, упо­мянем хотя бы Тафтов, Лоджей, Кеннеди, Ла Фоллетов и Рузвельтов. Когда сын достигает зрелого возраста, скажем, в пятьдесят или в шестьдесят лет, какова его мотивация? Проработал ли он свою раннюю идентификацию с отцом или нет? При­нятый за чистую монету интерес сына к политике теперь кажется поглощающим и законченным, важным фактором в его эго-структуре. Короче, он выглядит зрелым и нормальным мотивом. Но сторонник прямолинейного генетизма мог бы сказать. «Нет, он сейчас стал политиком из-за фиксации на отце». Если он при этом име­ет в виду то, что ранняя идентификация с отцом возбудила интерес сына к поли­тике, то с ним полностью можно согласиться. Все мотивы где-то имеют свое на­чало. Или он имеет в виду, что эта ранняя фиксация и сейчас лежит в основе его политического поведения? Тогда скорее всего с ним согласиться нельзя. Интерес к политической деятельности сегодня является заметной частью эго-структуры, а эго является источником энергии здорового человека. Конечно, бывают случаи, когда человек зрелого возраста стремится заслужить благоволение отца, занять его место, вытеснить его в отношениях с матерью. Клиническое исследование политика вто­рого поколения, возможно, показало бы, что его поведение основано на навязчи­вой идентификации с отцом. Если это так, его повседневное поведение является, по всей вероятности, настолько компульсивным, настолько оторванным от ре­альных ситуативных потребностей, настолько чрезмерным, что любой умелый на­блюдатель-клиницист может предположить диагноз. Но такие примеры относитель­но редки.

Обобщим, в нашей мотивационной теории нам требуется установить четкое различие между инфантилизмом и мотивацией, соответствующей настоящему мо­менту и возрасту индивида.

Я полностью осознаю еретичность моего предположения о том, что в некото­ром ограниченном смысле существует разрыв между нормальной и аномальной мотивацией, и что нам требуется теория, которая бы признавала этот факт. Разры­вы определенно непопулярны в психологической науке. Одна из теорий аномально­сти утверждает, что нам просто нравится рассматривать крайние точки нашего ли­нейного континуума как аномальные. Некоторые теоретики культуры настаивают на том, что аномальность является относительным понятием, меняющимся от культу­ры к культуре и от одного исторического периода к другому. Есть также погранич-

11 Allport G W The individual and his religion N Y Macmillan, 1950

102                                                                              Статьи разных лет

ные случаи, которые даже наиболее опытные клиницисты не могут с уверенностью классифицировать как нормальные или аномальные. Наконец — и это самое важное — можно, достаточно глубоко порывшись, обнаружить некоторый инфантилизм в мо­тивации многих нормальных людей.

Учитывая все эти хорошо знакомые аргументы, все же можно выделить об­ласть различий, если не между нормальными и отклоняющимися от нормы людь­ми, то между здоровыми и нездоровыми механизмами, включенными в развитие мотивации. То, что мы называем интегративным действием нервной системы, яв­ляется, по существу, целостным механизмом, который поддерживает мотивацию в состоянии, соответствующем требованиям времени. Он направлен на то, чтобы осу­ществлять внутреннее согласование и оценку соответствия реальности элементов, входящих в мотивационные паттерны. Эффективное подавление является другим здоровым механизмом, безвредным для индивида и делающим возможным распо­ложение мотивов в упорядоченной иерархии12. С помощью эффективного подав­ления индивид прекращает играть инфантильные драмы. В числе механизмов балан­сировки можно назвать самопознание, ясный образ себя и малопонятный фактор гомеостазиса.

Как показал эксперимент Гетцеля, прямые и проективные проявления здо­ровых людей едины. Будущий тест на нормальность — к несчастью, психологи еще не разработали его, — может основываться на гармонии экспрессивного поведения (выражение лица, жесты, почерк) с фундаментальной мотивационной структурой индивида. Есть свидетельства того, что дискоординация между сознательными мо­тивами и экспрессивными движениями — зловещий признак13. Это указывает на­правление необходимых исследований.

При нездоровой мотивации верх одерживают механизмы разбалансировки. Все­гда существует некий вид разбалансированности. Вытеснение неэффективно, вытес­ненные мотивы прорываются в аутичных жестах, в приступах раздражения, в ночных кошмарах, в навязчивых идеях, возможно, в параноидальном мышлении. Сверх все­го, в широких сферах жизни нарушено самопознание. Но в норме механизмы балан­са берут верх. Иногда у людей с сильными расстройствами механизмы разбалансиров­ки захватывают контроль. Порой мы обнаруживаем эти механизмы действующими у людей, в других отношениях являющихся здоровыми. Когда в работе этих механиз­мов отмечается дисгармония, для диагностики полезно использование проективных техник. Но когда в системе личности в целом налицо гармония, проективные методы могут очень мало (или не могут ничего) сообщить нам о мотивации.

Из всего сказанного ясно, что удовлетворительная концепция психодинамики должна обладать следующими характеристиками.

1. Она никогда не будет использовать проективные методы или глубинный ана­лиз, не уделяя также внимания для полного диагноза мотивов прямым методам.

2. Она будет исходить из того, что у здоровой личности основная часть мотива­ции может быть «принята за чистую монету».

12 Belmont L, Birch H G Re-mdividualizmg the repression hypothesis // Journal of Abnormal and Social Psychology 1951 Vol 46 P 226—235, McGranahan D V A critical and experimental Study of repression//Ibidem 1940 Vol 35 P 212-225

13 Allport G W, VernonP E Studies in expressive movement N Y Macmillan, 1933

Тендениия в мотивсшионной теории                                                103

3. Она будет опираться на предположение, что нормальная мотивация этого рода соотносится с настоящим и будущим для индивида, и не может быть адекватно пред­ставлена путем изучения его прошлой жизни. Другими словами, она должна признать, что психодинамика жизни в настоящем может быть большей частью функционально автономной, хоть и вытекающей из ранней истории формирования мотивации14.

4. В то же время в этой концепции сохранятся эпохальные догадки Фрейда и других о том, что инфантильные фиксации иногда имеют место, и что стоит прове­рять сознательный самоотчет и дополнять прямые методы непрямыми.

Пока такая адекватная концептуализация не достигнута, необходимо пере­смотреть одну современную догму мотивационной теории. Я имею в виду часто встречающееся положение о том, что все мотивы нацелены на «снижение напряже­ния». Эта доктрина, обнаруживаемая в инстинктивизме, психоанализе и психоло­гии стимула—реакции, удерживает нас на примитивном уровне теоретизирования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.