Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1 способ. 2 способ. Счет по Крепелину



1 способ

нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т. д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например: 1 4 6 1 8 0 9 0 0 1

2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.

 

2 способ

вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

Например: 1 2 2 3 4 6 9 4 2 5

2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т. д.

 

В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.

В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

 

Обработка результатов:

1. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения.

18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов;

8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.

2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.

 

 

Счет по Крепелину

Предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.

Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.

Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

Кривые утомляемости:

- гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

- гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания.

Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания.

Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

К раб = S 2 : S 1

Где S 2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк,

S 1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.

Если К раб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Если большая разница в выполнении строк – трудновключаемость;

Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость;

Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания;

Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.