![]()
|
|||||||
СЦЕНА 3. Сон Тани. Сон Тани. КАРТИНА 15 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 СЦЕНА 3 Сон Тани Вокзал. Одинаковые люди с серыми лицами, в шинелях, толкаются, лезут в вагоны, спускаются на перрон. Гудят поезда тревожно, не двигаются, только люди входят в них и выходят. Таня стоит на перроне, раздает цветы, но никто их не берет. ТАНЯ. Возьмите, только с них каплет. Это к дождю. Возьмите, пожалуйста, только с них каплет, к дождю… К Тане подходит женщина: длинные темные волоса, блестящая зеленая рубашка. Протягивает руки – на ней много-много колец. ТАНЯ. Фетида? Да? Таня оборачивается: людей на перроне больше нет, только стоит на лесенке вагона красивый молодой солдат – то ли выскочить хочет, то ли зайти в тамбур. Он, как обиженный ребенок, вытирает нос рукавом, говорит слова тихо-тихо. СОЛАДТ. Клубок катится, катится – нитка тянется, тянется… Клубок дале… дале… дале… Нитка доле… доле… доле… Поезд гудит, трогается. СОЛДАТ. Клубок дале… дале… дале… Нитка доле… доле… доле… Слышно чьи-то тяжелые, медленные шаги. Таня просыпается. СЕМЕН. Спишь, что ли? ТАНЯ. Я почему-то сильнее запомнила, как забирали лошадей, чем людей. Их согнали за околицей, два красноармейца в перемокших шинелях курили, а Семен всё суетился у лошадей, помогал. Лошади как знали – бились, лягали, ржали. Семен кричал тонким голосом, замахивался кнутом, только не бил, а запинался в своих сапогах. Мы бежали с другими девчонками за ними, и почему-то все ревели. А тебя, наверное, уже переправляют с эшелонами с Дальнего Востока… куда-то туда. А лошади наши такие все красивые. ТАНЯ. Написала, дядь Семен. Пауза. СЕМЕН. Что, написала уж? Больно скоро как… Ну, пиши в общем, сама как-нибудь. Только не больно горемышно показывай. Живем, мол, хорошо. Деньги есть. Напиши, что посылку ему собрал, а можно ли послать, не знаю… Табак там, носки, да чо да… Поклон ото всех. Семен молчит. СЕМЕН. Вы вона… богатые. Отец дома. ТАНЯ. А вот еще запомнила: Марфа, с которой мама подралась, колола дрова. Только полено попалось николкое, вертун. Топор занесет – полено падает. Она под конец завязила топор, ни взад, ни вперед, села на землю, такая большая, и запричитала. Тебе бы, наверное, было смешно. СЕМЕН. Много ты молчать стала. Раньше все балаболила. Открывается дверь, входит с улицы Отец. Не здороваясь, не раздеваясь, тяжело садится за стол. Таня вскакивает, наливает ему суп. Осторожно пододвигает отцу тарелку. Семен молчит. Отец кашляет, с трудом проглатывает несколько ложек супа. ОТЕЦ. Весь изнадсадился. Бутылку дай, Танька. Таня приносит пыльную початую бутылку, стаканы. Наливает. Отец выпивает крепкое залпом, задыхается, трясет головой. ОТЕЦ. Нет… Не идет в душу вино. Болина какая-то сделалась везде. Руки-ноги трясутся. (помолчал) А ты чего, Семен здесь? (закашлялся) Ничо не хочу. Лечь только сейчас, прогреться… Отец сильно, долго кашляет. Таня молчит, прижимает к груди бутылку, смотрит. Отец вытирает губы – на пальцах черная кровь. ОТЕЦ. Принеси, Таня, снегу.
СЦЕНА 4 Весна 1942 года. Таня сидит на крыльце дома, перед ней ведро, накрытое тряпкой. Она молча смотрит на него. Приподнимает тряпку. Потом накрывает снова, отодвигает ведро от себя. ТАНЯ. Я была в начальной школе, а ты еще был дома. На тележке возили из леса березы, калину, рябинки, кусты смородины. Откуда-то куст сирени ты привез. Из Прохорова? Получился наш садик за сараем. Тогда я знала: дорога ведет от нас на Осьмухину, Прохорово, Луговую, Липовку, потом тайга… А в лесах, очень-очень далеко – маленькая деревня Комарья. Я часто думала, что там вроде бы людей-то нет, одни комары, конец света уже. Ты сейчас где-то гораздо дальше? Таня смотрит на ведро. ТАНЯ. Ко-марь-я… Из далека слышны тяжелые шаги, как из Таниного сна. Кто-то идет по улице. ТАНЯ. Капа ходит в мужских ботинках. У нее чулки сбиваются. Теперь Капу боятся. Хоть бы прошла мимо. Хоть бы прошла мимо. Три месяца от тебя нет писем. Зацветает сирень. Я боюсь, что Капа принесет похоронку. К дому подходит почтальонка Капа. Оглядывается на Таню, идет мимо. Потом вдруг останавливается. Возвращается. КАПА. Отец-то в больнице еще? Таня молчит. КАПА. Чего-то долго. (улыбается) Шла мимо кладбища, а там земляника во всю. Помнишь, вы с младшими её раньше ели? Бабы-то там не берут, только ребятишки да птицы. Таня молчит. КАПА. Чего там в ведре у тебя? Из дома выходит Мать. Видит Капу, замирает, молчит. КАПА. Миколаевна… Писем нет пока. Капа уходит – медленно удаляются шаги. Мать тяжело дышит, вся в поту, держится за косяк. МАТЬ. Я, Танька, вас кричу, кричу. Младшие-то… бегают где? Таня молчит. МАТЬ. Вот чего… пахать пойдешь, Танька, с бригадой. Людей-то мало: старики всё, мальчишки да Васька Кривой. Председатель сказал: в школу тебе ходить не надо дале, отличница раз, переведут уж как… И на покос поедешь после Петрова дня без меня. Отец изболелся весь, вон ведь еще: лялька в зыбке. Вы как цыплята у меня: на одиннадцать – шесть живых. (помолчала) Чо же, Танька, стыдно мне всё Алексею-то писать: он под Сталинградом уж воюет, а я вот еще принесла. (пауза, берет ведро, трясет) Закапывай давай-ка этих, расселась… СЦЕНА 5 Июль, покос. С самого утра косили росиную траву до вечернего изнеможения. Потом разожгли большой костер у балаганов – шалашей, наскоро построенных из недавно срубленных берез и осинок. В шалашах сильно пахло завялым, подсохшим листом и прутьями. На костре сварили котел картофельного супу и чугун пшеничной каши, на всех. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Работу – ее не нахрапом делают, как вы, а ровно. Вот скажем и тут надо: покосил – передохнул. Даже сердце… и то с передыхом работает… Суп картовной… Одна баланда… Мяса бы хоть… Для запаху положить. Неспора еда… К костру подходит Таня. Суп ели артельно, своими ложками из трех больших мисок. Таня оглядывается: не знает куда сесть. КРИВОЙ. (Тане) Чо стоим? Садись, гордячка. Кривой освобождает место рядом с собой, у миски, где ест молодёжь. Таня молчит. Никто не обращает на неё внимания. КРИВОЙ. Садись, не трону. Тихий смех. Таня садится рядом с Кривым. Он кладет ладонь Тане на колено. Она застывает. КРИВОЙ. Шешнадцать есть? За другой миской продолжается разговор. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Горошницу бы сварили, бабы… Горошница как делается… Возьмешь горох, вымоешь, зальешь холодной водой, размокнет – тогда ставишь в печь… Разопреет горох-то, желтый станет, тогда разомнёшь его. Шибко сладка горяча-то горошница. Дух от нее такой… Смеются. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Я и сварю… Не хуже тебя… Васька Кривой продолжает гладит Танино колено. КРИВОЙ. (ухмыляясь) Вот на Белого похоронка пришла – убили его под Калинином, убили дружка… Был Белый первый красавец на деревне, а теперь буду я. Таня молчит, смотрит на него. Пытается убрать руку со своего колена – не получается. Рядом тихо смеются. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Вот я в городах, в ресторанах бывал, в столовых, дак ведь всегда главный-то повар там мужик. Сколь раз видывал: выйдет в колпаке, рожа – во. Жарко ему. Александр Петрович молчит. Таня оглядывается в их сторону. Кривой успевает слюняво поцеловать ее в щеку. Таня вскакивает. КРИВОЙ. Чо, трудно косить, а? Умоталась, малая? Смех. Таня молча подходит к Александру Петровичу. ТАНЯ. Можно здесь? Таня садится. Александр Петрович молчит. ЖЕНЩИНА. Плохо живем теперь, кабы голоду не случилось… Молчат. ТАНЯ. До покоса, весной еще, всё бегала в поля, за околицу. Рано утром засветло. Поля были коричневые и мокрые, там только скворцы суетились. Ничего не зеленело. Я сама посеяла хлеб, много хлеба. Пахала, сеяла и боронила со всеми. Боялась не взойдет. Стояла там, среди ветра, иногда пролетали темные какие-то птицы – совы, может – и было что-то… Будто я ведьма. Вся земля будто теперь моя. Где ты? АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Хорошо хлеб у нас взошел. Молчание. Таня смотрит за поля, на запад, там садится солнце, обыкновенный дымно-красный закат. Таня смотрит – там горят города. СЦЕНА 6 Сон Тани АЛЕКСЕЙ. Танька, пляши. Конфет дам… Алексей играет русского и барыню. Таня идет по кругу, с каблука на каблук. ТАНЯ. Не могу, Алексей! (смеется) Не могу, не могу, не могу… Мандолина звенит, и рокочет, и пиликает – на цыпочках идёт. Вдруг замолкает. Таня продолжает плясать. АЛЕКСЕЙ. Танька… палец ссёк серпом. Таня останавливается – смотрит. На пальце брата набухает капля крови. Падает на пол. Таня подходит – в руках у неё белая тряпочка. Она присаживается перед ним на пол, начинает перевязывать. Алексей отворачивается. ТАНЯ. Ты чего? Смотреть боишься, что ли? Боишься? Таня просыпается в балагане. Темно, кругом девчонки спят. Кто-то крадется, ползет на коленях – не разглядеть. ТАНЯ. Кто? Алексей? Над Таней наклоняется с растопыренными руками Васька Кривой. ТАНЯ. (тихо) Чего тебе? Кривой ложится на Таню сверху, рукой ведет липко по ноге и дальше. Придавливает собою к земле. ТАНЯ. (тихо) Уйди, уйди… Чего тебе? Кривой трогает ее, влажно дышит. Рядом в темноте – тихий Лидкин смех. Она приподнимается, садится, смотрит. ЛИДКА. Чо, Танька, страшно? Не боись. Страшно? Не боись, не боись… Таня вскрикивает, вырывается. Кривой смеется. Танька выскакивает из балагана. Дымит под мелким дождем кострище, скулят головешки – Александр Петрович сидит и греет у золы руки. Мокрые черные поля кругом. Таня тихо садится рядом. Молчат. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Ревешь? (Таня молчит) Ты, Танька, робить не умеешь, и мало кто умеет… Молчат. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Слышь, Танька, это ведь моя земля-то была… Мой надел раньше… Поняла? Ничо не поняла… Таня молчит. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Скажи, это чо нынче такое: дож – вёдро, дож – вёдро. Ведь ежели так – сено у нас испарится, иструхнет… А под грозовым-то дождиком, Танька, до чо хорошо косить – трава мягкая, коса не тупится, не жарко… Помню косили по реке в залеве, дак ведь трава-то, трава-то, Танька, до чо хороша, пахнет как – копен-то наставят, как солдаты стоят по лугу… Таня молчит. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Травы-то каки в сене: змеевик, с розовой-то колосинкой, раковая шейка, синий цветок – горечавка, коневик, лисохвост, белоголовка… Господь знает, сколько всего на свете растет, и всякая трава свое значение имеет, только не всё мы-то знаем, не дается всякому… Таня молчит. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Я, Танька, когда сборщиком для аптеки робил – травы туда сдавал, полынь, хмель, черемуху… Мне один старик покойный – он меня травы учил понимать – сказывал, будто родитель его находил в здешних местах разрыв-траву. Её на Ивана-Купала ночью ищут. Сама, говорит, похожа на клевер, эдак же растет троелистником, а вместо головки-то цветочек троелистный, и каждый цветок золотом светит… Искать надо ночью пасмурной, или чтоб месяц маленько только был. (помолчал) Я пошел в лес-то за Луговую: такие там есть овраги – буераки, днем-то боязно, а тут ночь…Перед этим ничо не ел, не пил, варежки чистые взял, да веник-голик. Потому что голыми руками ее взять нельзя – ошпаришься, а голик от нечистой силы помогает. Вот ходил я, Танька, ходил… Страшно… Темень. Попойду да остановлюсь, по спине ровно кто холодной водой поливает, сердце стучит. Всё ж таки иду тихонько. Вижу вдруг: в одном месте будто светит, сияет. Она… Таня молчит. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Я туды. Иду да крещусь. Да воскреснет бог… и другое такое. Только первый крест на себя положил – как заорет сзади, как заплачет – ободрало меня всего. «Свят бог Саваоф, свят», - шепчу. А он хохочет, всклыктывает – будто филин, а я уж понял, что не филин, не сова, знаю кто. Крещусь, читаю молитвы – и затихло всё. И как-то набрался я смелости, подошел все ж таки, гляжу – стоит на том месте гнилушка от пенька, тонкая, как свечка церковная, горит удивительно – сроду не видывал. Взял я эту гнилушку, а она сломалась и погасла. Домой принес – одна труха красная, гниль. И вспомнил я тогда, что старик-то мне еще наказывал: будешь, мол, ее брать – не клади креста. Она его не любит, бесова эта трава. Недаром он так хохотал, когда я подходил… Вот какие дела, Танька. Пауза. Светает. ТАНЯ. Правда, что вы – колдун? (Александр Петрович молчит) Правда, да?
СЦЕНА 7 Утро. Таня варит завтрак на костре. Народ готовится идти косить, Семен зашивает рубаху. Из балагана к огню подходят Васька Кривой и Лидка. Васька садится, закуривает, морщится. Лидка подходит к Тане, пальцем лезет в котелок с кашей – облизывает, пробует. ЛИДКА. Не солено. Таня молчит, помешивает кашу. ЛИДКА. Пожитки-то свои в балаган к Петровичу с Семеном перетащила. Таня роняет ложку и бросается на Лидку. Сшибает с ног и бьет с размаху кулаками, повалив на землю. Все смотрят. ТАНЯ. Поганые, поганые, поганые… Семен вскакивает, оттаскивает Таню. Таня вырывается, потом вдруг успокаивается. Вытирает нос рукавом. Все молчат. Лидка вдруг заливисто смеется. СЦЕНА 8 Сон Тани Туман. Таня одна – ничего не видно кругом. ГОЛОС АЛЕКСЕЯ. Танька! Танька! Таня оглядывает в тумане – вдалеке на берегу стоит Алексей. АЛЕКСЕЙ. Танька? Алексей подходит к Тане, смотрит ласково. ТАНЯ. Александр Петрович дал мне мочальную рогожу поверх одеяла. Не кусают и не душно, поэтому я крепко сплю. В нашем садике поселилась птичка, она хорошо поет, и в солнце, и в дождь. Слышишь? Таня просыпается. Ночь. Таня едет с покоса в телеге через лес, домой. Правит Александр Петрович, с ним рядом Семен, а сзади, рядом с Таней, сидит Лидка. Слышен только стук колес, шлепанье лошадиных копыт по сырой дороге и поскрипывание телеги. Лидка тихонько начинает петь, но почти сразу замолкает. ЛИДКА. Покос… хороший покос был, да? Вдруг телега встала. СЕМЕН. Эвот тебе! (хлестнул кнутом) Ну? Чего? Ну? Впереди, в темноте метнулось что-то неясное. ТАНЯ. Что это? Что там? Что-то мелькнуло через дорогу. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Летом волки по дорогам не ходят. Пауза. ТАНЯ. Какой… оборотень? Молчат. Стоит телега. СЕМЕН. Поздно уж… Едем? В тишине ночного леса слышны тяжелые медленные шаги, словно бы идет по дороге почтальонка Капа. СЦЕНА 9 Деревенский дом. На завалинке сидит Отец, рядом Мать – склонила голову ему на плечо, на руках у нее младенец. Из ворот во двор входит Таня, видит родителей, останавливается. ОТЕЦ. Ну, приехала, слава богу. Мойся иди, баня истоплена… Эко-чо – загорела-то. К воротам приближаются тяжелые шаги. Входит во двор Капа. Молчание. КАПА. Пишут вам еще… Пишут. Капа протягивает два письма. ТАНЯ. Мама потом бросила маленькую на колени к отцу, вырвала у Капы твои письма. А Капа что-то долго так на меня посмотрела. Ждала чего-то. А потом тихо ушла. ТАНЯ. Открывай, пожалуйста, открывай. ТАНЯ. Потом я конверты разорвала, сначала глянула сразу в конец – майские. Я читала вслух, а они слушали. Потом закричала младшая, мама вытерла щеки и ушла с ней в дом. Отец курил и кашлял, курил и кашлял, и мы сидели. Он перечитал глазами. Хоть и майские, а твоей рукой. Мы забыли Капе сказать спасибо. Таня сидит с Отцом на завалинке. ОТЕЦ. Под Сталинградом он, отделение автоматчиков… командует. Всем поклоны, да про Гальку-то опять спрашивает, не забыла ль напрочь. Молчат. ОТЕЦ. Получше стало, дышать седни легче. Отец встает, но идти не может. Кашляет, пошатывается и вдруг оседает. ТАНЯ. Тять! Отец берет серп. Садится обратно, точит мерными движениями, не замечая, что серп и без этого острый. Начинает говорить и кашляет. ОТЕЦ. В садике вашем с Лексеем… Птичка. Беленький такой жуланчик, всё пёрышки во́ бело… Отец точит серп. Каждое движение – пауза между словами. ОТЕЦ. В каждом почти человеке хорошего и плохого накладено… Дак ты хорошее-то, доброе-то помни, а худое забывай… Отец улыбается, пробует серп на палец по всему лезвию. Серп калено потренькивает. ОТЕЦ. Клубок катится, катится – нитка тянется, тянется… Да, Танька… (кашляет) Клубок дале, дале, дале… Нитка доле, доле, доле… СЦЕНА 10 Весна 1943 года. Таня моет пол в доме Александра Петровича. Он лежит на печке, тяжело дышит. С трудом садится, спускается, идет разливать чай. ТАНЯ. Лежали бы, я сама. Таня окунает тряпку в ведро, выжимает. ТАНЯ. Мать устроила меня в детский сад нянькой. Помнишь дом, где раньше говорят жил поп? Теперь там ясли. Детей приносят разных: и грязных, и сопливых, и ни разу не мытых, их сначала приходится сажать в корыто. Домой прибегаю как чумовая. Расшвыриваю постель, ложусь спать, но и во сне: вонючее корыто с пеленками. И во сне я реву навзрыд, прошусь в поле, даже убегаю туда и просыпаюсь счастливая. Думала, знаешь, руки ошпарить кипятком, чтобы уйти оттуда. Но потом стало стыдно перед тобой. Что я смогу делать с ошпаренными руками? АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. К яслям-то, Танька, привыкнешь, работай, не бегай. Сыта. В тепле. А на поле ветер, слякоть… Надсадишься на тяжелой работе – куда тебя? Таня замирает. Потом продолжает молча мыть пол. ТАНЯ. Не надо. ТАНЯ. Еще, знаешь, прислали нового председателя. Он страшный. Кто-то сказал: «на роже хоть репу сей». Собирали деньги на танки уральцам-добровольцам. Семен пожертвовал двадцать пять тысяч – копил на дом сыну. А ведь сам всю жизнь ходил босой. Мать сдернула с головы шаль и сняла серьги. И кольцо свое, которое широкое, вроде червонного золота. Я думала его не снять – так оно врезалось в палец. Я чувствовала это так, будто сама кольцо и серьги отнесла к столу председателя, и всё улыбалась. Тебе понравилось бы. Александр Петрович дал десять тысяч… и у него дрожала борода. ТАНЯ. Вас ругают бабы, думают вы мало внесли на танки. Говорят, что сундуки от добра ломятся. Почему они так? ТАНЯ. Председатель новый запретил сено ставить для личного скота. Мы с матерью решили косить будем, когда время придет, по ночами тайком. У нас корова. Без коровы нельзя, отцу молочное нужно. Будем косить. Мать впервые советовалась со мной, что делать. Я растерялась, не сказала ничего. Дура. Дура. Дура. Слышишь? Не слышишь? ТАНЯ. Дура. ТАНЯ. Сначала мы сами рубили с матерью дрова. Они были сырые. Возили санями домой. Я была рада, только у меня всё болело в животе и лицо задубело. В школе стыдно: горожанки – беленькие, и даже по сравнению с нашими девчонками… Дура. Дура. Дура. Когда везли последний раз уже осинник, по дороге по талой, плохой – ртом и носом у меня пошла кровь. Мать испугалась, прикладывала мне к затылку снег. Дура, дура, дура... И мы разобрали баню. Ты что-нибудь слышишь? АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. В бане-то, знаешь, Танька… Банница. Домового жена. Только живут они вразделку, врозь… Банница париться любит. У нас в деревне, покуда я молодой был, жил парень – удалой, красивый – ужасть. Так вот он банницу-то как-то ночью подсмотрел, как парилась она… И с тех пор почернел… Квелый стал. (помолчал) Всё в баню ночами ходил, там-то его и нашли мертвого…. Закружила она ему голову, Танька. Таня вскакивает. ТАНЯ. У вас все сказки, сказки, сказки… Врете всё! Всё врете, всё! А вы не знаете, какой запах-то, да? Когда тело гниет, когда кровь, и писем – нет, нет, нет? Таня бросает тряпку к ногам Александра Петровича. ТАНЯ. Если вы колдун – лечите отца! Не можете, да? Не можете? Колдун вы или нет? Кто вы? Кто? Лечите тогда! (кричит) Слышите? Слышите, слышите, слышите?! Всё вранье, всё вранье, всё! Правы бабы, только бабы правы! Дура, дура, дура… Ненавижу. Ненавижу… Таня стоит, вся красная, трясутся плечи. Александр Петрович молчит, смотрит на нее. Потом Александр Петрович медленно отворачивается. Достаёт откуда-то из-за печки бутылку с прозрачной светло-зеленой жидкостью. Держит в руках, подходит к Тане. Она отступает назад. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Отцу вот… Пусть пьет, не сомневается. Хуже не будет, а лучше станет. Сама уж его пои, три раза за день по хлебальной ложе и по две можно. Как всю бутылку выпьет, мне скажи – еще принесу. Александр Петрович протягивает Тане бутылку. Таня молчит. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Не бойся. Таня берет бутылку, открывает, нюхает. ТАНЯ. Горько будто…
СЦЕНА 11 Осень 1943 года. Таня с Матерью волокут во двор деревенского дома только что вскопанную картошку. Мать несет ведра в руках, у Тани на плечах коромысло. Лица заветренные и грязные, спины промокли от пота. Мать устало присаживается на крыльцо, отодвигает не на месте лежащий серп. МАТЬ. Петрович-то, Танька, слыхала… принес опять отцу новое зелье. Ядовито. Крупинку крохотную на целую бутыль разводить надо. Говорит, какая-то трава… Во двор входит Председатель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хороша картошка. Председатель берет картофелину из ведра, висящего на Танином коромысле. Вертит в руке, рассматривает. Мать встает с крыльца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хороша, говорю. Председатель бросает картошку на землю, улыбается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А с чей земельки-то? Мать молчит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ну, что скажете? Он подходит к Матери вплотную, дышит ей в лицо. ТАНЯ. Вы же пьяный. Пауза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. (Матери) Завтра возьмешь лошадь. Сено сдашь. Мать отступает, но он хватает ее за руку. Таня смотрит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не знаешь? (пауза) А надо бы вас под суд отдать… Он отпускает руку Матери, разворачивается уходить – перед ним стоит Таня. МАТЬ. А не дожжешься. Пауза. Председатель оборачивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Как так? Мать хватает с крыльца серп, делает шаг в его сторону, замахивается – блестит наточенное лезвие. Таня сбрасывает коромысло, раскатывается по двору картошка. МАТЬ. По-шёл отсюда! Таня выскакивает перед ней. Председатель, запинаясь, убегает. Молчание. ТАНЯ. Мама? Серп падает на землю. ТАНЯ. Мама. Таня молчит. МАТЬ. Ее на кровати нашли, в подвальном этаже. Белехонька. Бабы все глядеть прибежали. Пауза. МАТЬ. Нашу сжечь не успела. Разорвала только. ТАНЯ. Клубок катится, катится – нитка тянется, тянется… Дале, дале, дале… Доле, доле, доле… Клубок катится, катится – нитка тянется, тянется, тянется, тянется… Тишина. Слышно только тяжелые шаги.
СЦЕНА 12
Май 1945 года. Городская площадь – гуляния в честь Дня Победы. Мелкий дождь, всюду мокро темнеют флаги. Врозь и кучками собрались женщины, старухи, девчонки, одеты во что получше. Возбужденно бегают ребятишки, гремит музыка. Многие встречные идут со счастливыми, улыбчивыми лицами, лица иных мокры – не поймешь, от дождя или от слёз. Две подвыпившие бабы приплясывают, топчутся перед чьими-то воротами, обе красные, свекольные, с лиловыми носами. Кучкой народ собрался вокруг мужика – на нем гимнастерка с погонами. Все рассматривают его медали и нашивки. ОДИН. А чо, Семен, и танки подбивал? Таня в новой синей юбке, распахнутой телогрейке, стоит на площади – разглядывает людей. Рядом с ней деревенская девчонка-подружка. ДЕВЧОНКА. Встречают… Пойдем к девкам, Таня? Таня не идет, молчит. Мимо солдата идут женщины, он хочет до каждой дотянуться, обнять – деревенские со смехом уклоняются. Идет женщина - длинные темные волосы, блестит зеленая рубашка – и Солдат тянется к ней. Женщина обнимает парня, ласково проводит пальцами по щеке его, по лбу. Блестят, сверкают кольца. Женщина с улыбкой освобождается из рук его, уходит. ДЕВЧОНКА. (тянет Таню за руку) Пойдём, Таня, пойдём. Ну? Таня вырывается. Подбегает к солдату и целует его в губы. СЦЕНА 13 Лето. Деревенский дом. Таня стоит в светлой горнице одна. На кухне, в соседней комнате, за столом много людей, голоса. Таня держит в руках наточенный отцом серп – рассматривает. Из соседней комнаты: СВАХА. Ну дак чо же, сватушки, Иван Емельяныч, Анна Миколаевна… Пришли мы ведь с добрым делом. В горницы не ведете – в кухне посидим. А только не сидеть ведь мы пришли, не гости гостить. Смех. Таня слушает. ТАНЯ. Купец… Кривой – купец. На кухне гул голосов. ОТЕЦ. Конечно, кто хочет жениться, тому, говорят, и ночь не спится. А только вот чо я вам скажу… В горницу не слышно проскальзывает Васька Кривой. Видит Таню, останавливается на пороге. КРИВОЙ. Танька. (помолчал) Танька, ты не… бойся. Ты только не бегай, Танька. И не бойся. Из кухни слышно: СВАХА. Не в каждый дом мы и стукались. А девка-то ваша всем взяла: и работница, и приглядная. Иссушила ведь парня – не ест, не пьет, не работает. Таня смотрит на Кривого, не двигается. КРИВОЙ. Таня… Танька. Я ведь только… Он подходит медленно к Тане, протягивает руку, потом вдруг опускает. Неожиданно толкает ее к стене, прижимает, целует куда-то в шею. Таня молчит, отбивается. КРИВОЙ. Таня, Танька, девочка… Таня отталкивает Ваську, замахивается серпом. Лезвием - прямо перед лицом его. КРИВОЙ. Ты чо… Таня? Стоят, смотрят друг на друга. У Кривого дергается уголок рта. Таня не опускает занесенный над ним серп, замерла. МАТЬ. (из кухни) Нет уж, дорогие, не обессудьте. Молода девка. Даже спрашивать нечего. Пуская за отцовой спиной поживет. Поищите-ко лучше нашей. Васька молча и тихо отступает. Хочет протянуть снова руку – но одергивает себя. Выскальзывает из горницы. Таня так и стоит с занесенным серпом – долго. Слышно, как люди на кухне одеваются, что-то говорят, расходятся. В горницу входит Мать. Видит Таню. Молчит. МАТЬ. Чо ты, девка? Таня? (молчит) Я их угнала. Тако дерьмо парень, хуже не найдешь. Мать подходит, осторожно забирает у Тани серп. Таня не сразу опускает задеревеневшую руку. Плачет. МАТЬ. Ну чо ты, чо? Горе мне девки с вами… Ну, давай, иди сюды. Мать садится, укладывает Танину голову себе на колени. ТАНЯ. В поле хочу. В поле. В поле. В поле… лечь. Таня молчит. ТАНЯ. Я Капе венок сплела и на могилку отнесла.
СЦЕНА 14 Летний вечер. Таня сидит за столом во дворе Александра Петровича. Пьют чай. Молчат. Александр Петрович поправляет шляпу, смотрит на Таню, снова поправляет шляпу, молчит. ТАНЯ. На гулянья ходили в город, но я не хотела. Знала сразу, ничего веселого не будет, никто не ждет. (помолчала) Еще кто-нибудь из парней увяжется провожать домой – лучше бы он не ходил – я стараюсь уйти одна. Надела кофточку шелковую и синюю юбку праздничную. Она мне коротка, тесна. Мать ворчит на меня. А мне нравится эта юбка. Молчание. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Танька… Пауза. ТАНЯ. Молчите. (пауза) Мне вчера захотелось надеть в город шелковые чулки, блестящие, новые, у нас такие не носят, я надела… Кажется, на меня все смотрели и девки смеялись, я терпела, терпела, а потом как побежала. Опомнилась только в поле за переездом, свернула с дороги в межу, пошла по зеленям, потом села, потом легла, было хорошо, никто не знал, где я, только солнце… Ветер сушил глаза. Как легче стало, будто после жажды напилась воды. (помолчала) Помню, думала я ведьма, и вся земля моя, помню, вы говорили – смотри, чтобы русалки отца не утащили – а потом он заболел, помню… Банница осталась без дома. И во сне приходил брат. (помолчала) Я долго лежала в траве, встала потом, отстегнула чулки проклятые, сняла, сунула в туфли и пошла босиком. (помолчала) В детстве мы часто ходили с ребятами на кладбище, там было как-то тихо, особенно, хотя в деревне трудно удивиться тишиной, но всё-таки, слышите, да? Тихо деревья шумят, тихо отрывает ветер облака, отрывает по кусочкам, и все как-то грустно соединено с этим небом, с соснами… Откуда они выросли? Мы ели землянику с могил, а я думала: неужели всё были люди? Жили, видели небо, солнышко, радовались ветру, радовались дождю, работали в поле, спали, почему они ушли, неужели уйду и я, и от меня останется потом такой же бугорок с травой и земляникой… (помолчала) Я глупо говорю. Там бабушка, дедушка и несколько братьев и сестер. Но иногда мне кажется, что даже и не плохо там, на кладбище, лежать в тишине под голоса ласточек, расти земляникой… От чего это: то ли зубы болят, то ли сердце? Всё же только-только началось. (помолчала, потом в сторону) Где ты? Молчание. Александр Петрович поправляет шляпу. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. А ко мне не ходила бы больше. Таня встает с лавки, хочет сразу уйти. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Погоди. (Таня останавливается, он молчит) Для тебя же лучше говорю. Я и сам слышал, как в конторе начальница твоей матери говорила, мол чо дочка-то у тебя отрабатывает этому колдуну-то… И еще там… говорить не охота. (помолчал) Ты уж ничо матери-то не сказывай, пущай она успокоится, а потом, летом, мы с тобой за травами сходим, по хмель, по черемуху. Я места знаю, и тебе покажу… (помолчал) А лучше в город езжай. Учиться. На агронома там, или на врача. Езжай. Езжай отсюда. Пора. Езжай. Таня смотрит на него. Потом подходит, снимает Александра Петровича шляпу и целует его во влажный от пота лоб. Таня уходит с его двора, бежит через деревню, поднимается пыль из-под ее ног. Бежит мимо старух на лавках, мужиков, детей, лающих собак. Бежит, острые камешки забиваются в обувь, она снимает ее и бежит босиком. Тяжело отворяет ворота во двор своего дома, протискивается – никого нет во дворе. Таня идет в садик за сараем, на улице уже совсем темно. В тени садика стоит Алексей. Таня подходит к брату. В руках у него пустое гнездо. Молчат. ТАНЯ. Она улетела. Молчат. АЛЕКСЕЙ. Клубок катится… нитка тянется. В траве заросшего садика что-то светится, сияет тепло. ТАНЯ. Что это? (Алексей молчит) Она? Разрыв-трава? Таня не срывает разрыв-траву. Стоят долго, смотрят на свет ее. Таня поднимает глаза на брата. Молчит. ТАНЯ. Мне пора. Алексей берет ее за плечи, смотрит. Убирает с лица растрепавшиеся волосы, гладит по щеке. Улыбается. АЛЕКСЕЙ. Прощай, Танька.
КАРТИНА 15 Где-то за неплотно закрытым окном шумит город. Комната в общежитии убрана чисто, в ней просторно и красиво. Таня сидит на аккуратно заправленной постели, смотрит в окно. В руках у Тани исписанные тетради. Она раскрывает одну – достает из неё маленький рисунок. Он вырезан из письма. Простым карандашом – немного неправильная кошка. Таня рассматривает ее недолго, потом прикладывает ее к оконному стеклу. Оконная рама падает.
КОНЕЦ Екатеринбург, 27 марта 2021 года
|
|||||||
|