|
|||
Анастасия Чернятьева. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. ПРОЛОГСтр 1 из 2Следующая ⇒ Анастасия Чернятьева РАЗРЫВ-ТРАВА ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ТАНЯ – с 15 до 19 лет ВАСЬКА КРИВОЙ – молодой парень АЛЕКСЕЙ – брат Тани Действие происходит в деревне на Урале с 1941 по 1945 г. ПРОЛОГ Ломают старое общежитие. Гурьба студентов и студенток, в выгоревших тренировочных костюмах, возится на полуразваленных стенах. С гомоном, смехом, стуком, крушат от века слитую кладку. Сыплются известковые кирпичи. Сносят те же, кто жил. Стучат ломы, хохочут девчонки. Кто-то поднял пачку тетрадей, засыпанных битой штукатуркой. ГОЛОС. Народ, чьи записки? Кто тетрадки оставил? Народ, девки, дневник чей-то! Не ваше? Не ваше? Нет? Закачалась под ударами оконная рама, закачалась и рухнула под хохот и свист. СЦЕНА 1
1941 год. Прохладный летний вечер. Ворота во двор деревенского дома растворены, в них вьется белый табачный дымок. На завалинке сидит ОТЕЦ, курит. Рядом присела ТАНЯ. Ей 15 лет. На Тане платье яркое, в красный горошек, но волосы растрепаны и полоска грязи над правой бровью. Она осторожно и неумело точит серп.
Пауза. ТАНЯ. Мать говорит у тебя глаза заболят, что ты ночью читаешь. Пауза. ТАНЯ. Сегодня на картошке мать с Марфой Деминой поругались. Марфа здоровая самая, и мужа на голову выше, а мать все равно окучивает быстрее. Они силами мерялись, на кошенине топтались, и мать ее чуть через себя не бросила. Хоть и беременная. Молчат. Отец кашляет со свистом. ТАНЯ. Опять у тебя в груди поёт. Отец давит цигарцу в пальцах, кашляет. ТАНЯ. Прислал листочки? Из дома на крыльцо выходит МАТЬ в нарядной юбке. У неё большой живот. МАТЬ. Танька, другое пойди надень, которое к первомаю сшили. Расселась чего? (отцу) Нейдешь с нами опять. Мать присаживается рядом с Таней. Слюнявит палец, оттирает ей лицо от грязи. МАТЬ. Сестра твоя чего там за живот схватилась, Танька? Мать забирает у Тани серп, начинает разбирать и приглаживать ее волосы. ТАНЯ. Хорошо бы ненастье. Все дома тогда: мать, отец, младшие. Блины, оладьи, пироги с малиной. Смотрю на тучи радостно – не разведреет, еще и завтра дождь. А маленькая была как-то пошла за полскотины в лес рубить веники. За работай не заметила, что потемнело: туча. Бросила веники, побежала через паровое поле домой, но не успела: дождь обрушился. Страшно. Молнии бьют прямо в землю. Оглохла, ослепла от молний, а там вдруг посреди поля – стоит лошадь. Я к ней залезла прямо под брюхо. Лошадь дрожала, и я дрожала. Как не убило нас? Потом дождь снесло за деревню, я побежала домой. Думала там все за меня испугались. Но мать была на ферме, а отец строгал доски, только сказал: «чо, девка, вымокла? ». Но ты бы меня тогда понял. Где ты был? ТАНЯ. Я, мамочка, тоже в поле работать хочу.
СЦЕНА 2 Деревня. Гуляния, много народу. В группах парней гармошки – там поют песни, каждая компания свою. Мужики с бабами сидят на завалинках, на траве, пьют, закусывают: пироги, шаньги, плюшки. Магазин раскрыт настежь, худая мелкая продавщица отпускает красное и белое. Пляшут кадриль и сибирскую барабушку. Шумно, весело, громко. Таня сидит на маленьком стульчике, напряженно прямая, причесанная. На против нее сидит молодой парень, ХУДОЖНИК, рисует ее портрет. ТАНЯ. У нас на подоконнике цветы еще, в консервных банках. Я очень люблю. Белую невесту люблю, бархатцы люблю, ангельское крылышко еще… Художник берет ее пальцами за подбородок и немного поворачивает на себя. ХУДОЖНИК. Каплет, значит? Слизнула? Там, где стоит толпа молодых парней начинается шум. ПАРЕНЬ. Васька, чо к нам пришёл? Чо надо, Кривой? Начинается драка, бьют ВАСЬКУ КРИВОГО. Таня сморит. Васька валяется в пыли, кое-как встает, отряхивается, лицо у него в крови. Глядит на Таньку, улыбается. КРИВОЙ. Чо, богатенька, вина не хочешь, не? (сплевывает) А поцеловать? Художник смеется, Таня молча сжимает губы. К Кривому подходит АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, оттаскивает его за шкирку подальше от Тани. Он в широкой коричневой шляпе. Подходит, смотрит из-за плеча художника на рисунок. Художник отодвигается от Тани. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Хорошо вышла. Чего, Таня, поедет отец на ночную рыбачить, на старицу, али нет? Вроде задожжит сегодня. Вдруг крики, топот, сбивается музыка. Кто-то бежит, пылит по дороге. ГОЛОС. Эй, стой! Стой! Пожар, пожар! Музыка смолкает. Тишина. ГОЛОС. Война… Все смешалось, загудело, зашевелилось. Исчезает Художник, топчут в пыли портрет. Александр Петрович хватает Таню за плечо. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Беги, Танька, к отцу. Скорее беги… По-за кузнецей, напрямик. Беги, беги... Таня не двигается. Смотрит на парня, также стоящего среди толпы. Он держит растянувшуюся гармошку на весу, и конец ее стукается о землю.
|
|||
|