Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анастасия Чернятьева. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. ПРОЛОГ



Анастасия Чернятьева

РАЗРЫВ-ТРАВА
по мотивам повести Николая Никонова «Когда начнешь вспоминать»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ТАНЯ – с 15 до 19 лет
МАТЬ
ОТЕЦ
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ – около 60 лет

ВАСЬКА КРИВОЙ – молодой парень
ЛИДКА – молодая девушка
КАПА – почтальонка
СЕМЕН – около 60 лет
ХУДОЖНИК – молодой парень
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОЛДАТ
ДЕРЕВЕНСКИЕ ЖИТЕЛИ – женщины, мужики, молодежь, сваха
СТУДЕНТЫ

АЛЕКСЕЙ – брат Тани

Действие происходит в деревне на Урале с 1941 по 1945 г.

ПРОЛОГ

Ломают старое общежитие. Гурьба студентов и студенток, в выгоревших тренировочных костюмах, возится на полуразваленных стенах. С гомоном, смехом, стуком, крушат от века слитую кладку. Сыплются известковые кирпичи. Сносят те же, кто жил.

Стучат ломы, хохочут девчонки. Кто-то поднял пачку тетрадей, засыпанных битой штукатуркой.

ГОЛОС. Народ, чьи записки? Кто тетрадки оставил? Народ, девки, дневник чей-то! Не ваше? Не ваше? Нет?

Закачалась под ударами оконная рама, закачалась и рухнула под хохот и свист.

СЦЕНА 1

1941 год. Прохладный летний вечер. Ворота во двор деревенского дома растворены, в них вьется белый табачный дымок. На завалинке сидит ОТЕЦ, курит. Рядом присела ТАНЯ. Ей 15 лет. На Тане платье яркое, в красный горошек, но волосы растрепаны и полоска грязи над правой бровью. Она осторожно и неумело точит серп.


ТАНЯ. За травой вчера когда ездили - у берез косы и косы всё, как у женщины. А ты срубил. Пенёк от сока мокренький и сразу муравьи. Жалко. Не руби больше.
ОТЕЦ. Зимой насидишься в стуже, без дров, так узнаешь, как жалко.
ТАНЯ. Жалко, тять.
ОТЕЦ. Ково жалко-то, глупая? На то она и росла, Танька. Падет – сгниет. (пауза) Зимой борова кололи, так ты тож сала неделю не ела, а потом хоть чо тебе: с хлебом да с супом.

Пауза.

ТАНЯ. Мать говорит у тебя глаза заболят, что ты ночью читаешь.
ОТЕЦ. Да шибко хорошо написано. Как люди жили-то, бились…
ТАНЯ. В читальне нашей сказок жалко нет, а в школьной я все прочитала уже. Мифы греческие растрепались совсем, зачитались. Бог моря седой, как ты, а жена у него ужасная и красивая – Фетида которая. Я такую женщину на базаре в городе видела: долговолосая, черная, вся в зеленом блестящем и в кольцах.
ОТЕЦ. Все сказки тебе, глупая. Большуха ты уже. Невеста. (Таня вскидывается, чуть не режется серпом) На гулянья-то пойдешь с матерью? Троица. (помолчал) Раньше с иконами ходили вкруг деревни, а теперь просто пьют.
ТАНЯ. В мифах царство Аида похоже как будто осенью сырой день.
ОТЕЦ. (помолчал) С отрубями пойло коровам теплое дала вчера – мать ругает. Холодное надо. На покос поедем – опять одна с младшими оставаться будешь. Тебя не возьмём.

Пауза.

ТАНЯ. Сегодня на картошке мать с Марфой Деминой поругались. Марфа здоровая самая, и мужа на голову выше, а мать все равно окучивает быстрее. Они силами мерялись, на кошенине топтались, и мать ее чуть через себя не бросила. Хоть и беременная.
ОТЕЦ. Серп-то положь, палец ссекешь.

Молчат. Отец кашляет со свистом.

ТАНЯ. Опять у тебя в груди поёт.
ОТЕЦ. А это ветер поет, как в трубе… От табаку это. Вредный табак попал. (помолчал) Письмо пришло от Алексея.
ТАНЯ. Письмо? Где? Во вторник же должно, всегда во вторник Капа почту приносит?
ОТЕЦ. Кошечек вам, младшим, карандашом всё подрисовывает в письме. Вы их, рисунки, на окна не лепите – места уж нет. Всё в кошках. И про Гальку спрашивает, на проводах пьяненький с которой целовался. Дался она ему? Ни с одной девкой ж не дружил, братец твой. (помолчал) Скучно что ль на Дальнем Востоке ему служится? Не на германской войне, и то хорошо.
ТАНЯ. А листочки дубовые прислал?

Отец давит цигарцу в пальцах, кашляет.

ТАНЯ. Прислал листочки?
ОТЕЦ. Прислал, прислал.

Из дома на крыльцо выходит МАТЬ в нарядной юбке. У неё большой живот.

МАТЬ. Танька, другое пойди надень, которое к первомаю сшили. Расселась чего? (отцу) Нейдешь с нами опять.
ОТЕЦ. Мне, когда бутылка на стол – тогда и праздник, а бутылка тама, в углу стоит. Стало быть и до праздника рукой подать только.
МАТЬ. Ты бы отец, хоть для прилику со мной дошел до соседней-то деревни. Что ж я на сносях, а пойду как вдовая?
ОТЕЦ. А не ходи… Кто велит? Разгул гуляк любит.
МАТЬ. Да поди ты! Слова доброго не скажет – всё с подковыркой.

Мать присаживается рядом с Таней. Слюнявит палец, оттирает ей лицо от грязи.

МАТЬ. Сестра твоя чего там за живот схватилась, Танька?
ТАНЯ. Колотили коноплю. Зернышки вкусные, она наелась, как воробушек. Вот теперь и рвет ее опять.
МАТЬ. Горе мне с вами, девки.
ТАНЯ. Может и не из-за конопли. Мы еще корни полевой морковки ели. И калачики зеленые. И пучки. И свинячьи ягоды. И корни лопухов. И горох еще мышиный.
ОТЕЦ. Пройдет.
МАТЬ. Колдуну вас отдам, дурок таких.
ТАНЯ. Александра Петровича зачем колдуном зовут? Что у него дом за забором и с проволокой колючей? (Таня серпом указывает в сторону соседского дома)
МАТЬ. Дело не твоё. В колхоз не вступил – колдун, конечно! Он жадюга и всё промаландывает, не работает, а денег гора откуда-то. В Петров день – ворота у него настежь и гулянка на всю деревню неделю целую. Раз в десяток лет. А потом опять запирается, и не выйдет никуда. Колдун и есть.
ТАНЯ. Шляпа у него красивая, выгоревшая. Как будто солнышко на него закатное всегда светит.
МАТЬ. Подойди, Танька, токо к колдуну – высеку.
ТАНЯ. Так только отдать меня ему хотела.
МАТЬ. Платье поменяй поди, невеста. И волоса намочи причеши.
ТАНЯ. Дай мне письмо от Алексея.

Мать забирает у Тани серп, начинает разбирать и приглаживать ее волосы.

ТАНЯ. Хорошо бы ненастье. Все дома тогда: мать, отец, младшие. Блины, оладьи, пироги с малиной. Смотрю на тучи радостно – не разведреет, еще и завтра дождь. А маленькая была как-то пошла за полскотины в лес рубить веники. За работай не заметила, что потемнело: туча. Бросила веники, побежала через паровое поле домой, но не успела: дождь обрушился. Страшно. Молнии бьют прямо в землю. Оглохла, ослепла от молний, а там вдруг посреди поля – стоит лошадь. Я к ней залезла прямо под брюхо. Лошадь дрожала, и я дрожала. Как не убило нас? Потом дождь снесло за деревню, я побежала домой. Думала там все за меня испугались. Но мать была на ферме, а отец строгал доски, только сказал: «чо, девка, вымокла? ». Но ты бы меня тогда понял. Где ты был?

ТАНЯ. Я, мамочка, тоже в поле работать хочу.

 

СЦЕНА 2

Деревня. Гуляния, много народу. В группах парней гармошки – там поют песни, каждая компания свою. Мужики с бабами сидят на завалинках, на траве, пьют, закусывают: пироги, шаньги, плюшки. Магазин раскрыт настежь, худая мелкая продавщица отпускает красное и белое. Пляшут кадриль и сибирскую барабушку. Шумно, весело, громко.

Таня сидит на маленьком стульчике, напряженно прямая, причесанная. На против нее сидит молодой парень, ХУДОЖНИК, рисует ее портрет.

ТАНЯ. У нас на подоконнике цветы еще, в консервных банках. Я очень люблю. Белую невесту люблю, бархатцы люблю, ангельское крылышко еще…
ХУДОЖНИК. (улыбается) Что еще ты любишь, Таня?
ТАНЯ. (помолчала) Есть вот, знаете, ванька-мокрый. У него один цветок, прозрачный. С него к дождю всегда каплет. Один раз слизнула такую каплю и обожгла язык.

Художник берет ее пальцами за подбородок и немного поворачивает на себя.

ХУДОЖНИК. Каплет, значит? Слизнула?
ТАНЯ. Вам отец деньгами сказал заплатит, а не картошкой с вином как другие.
ХУДОЖНИК. (поправляет ей волосы) В тебя, наверное, все влюблены, Таня?
ТАНЯ. Меня случайно видел утром рано на дворе бригадир, а я не одетая, в рубашке. Это стыдно, мать ругалась. А я только на заплот залезла, на речку поглядеть. Она у нас никак не называется.
ХУДОЖНИК. Зачем глядеть?
ТАНЯ. Так. У нас еще картина висит – «Дарьяльское ущелье». Вы такую знаете?

Там, где стоит толпа молодых парней начинается шум.

ПАРЕНЬ. Васька, чо к нам пришёл? Чо надо, Кривой?
ВАСЬКА КРИВОЙ. А те жалко?
ДРУГОЙ ПАРЕНЬ. Жалко!
КРИВОЙ. Вот те, чтоб не жалел!

Начинается драка, бьют ВАСЬКУ КРИВОГО. Таня сморит. Васька валяется в пыли, кое-как встает, отряхивается, лицо у него в крови. Глядит на Таньку, улыбается.

КРИВОЙ. Чо, богатенька, вина не хочешь, не? (сплевывает) А поцеловать?

Художник смеется, Таня молча сжимает губы. К Кривому подходит АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, оттаскивает его за шкирку подальше от Тани. Он в широкой коричневой шляпе. Подходит, смотрит из-за плеча художника на рисунок. Художник отодвигается от Тани.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Хорошо вышла. Чего, Таня, поедет отец на ночную рыбачить, на старицу, али нет? Вроде задожжит сегодня.
ТАНЯ. (не сразу) Вам зачем?
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. (улыбается) Дак на старице, знаешь, русалки живут о серебряном хвосте. Да еще Валька Голышева утоплась два года назад, из-за мальчика городского. Смотри, чтоб отца не утащили.
ТАНЯ. Отойдите, Александр Петрович, мне портрет рисуют.    

Вдруг крики, топот, сбивается музыка. Кто-то бежит, пылит по дороге.

ГОЛОС. Эй, стой! Стой! Пожар, пожар!

Музыка смолкает. Тишина.

ГОЛОС. Война…

Все смешалось, загудело, зашевелилось. Исчезает Художник, топчут в пыли портрет. Александр Петрович хватает Таню за плечо.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ. Беги, Танька, к отцу. Скорее беги… По-за кузнецей, напрямик. Беги, беги...

Таня не двигается. Смотрит на парня, также стоящего среди толпы. Он держит растянувшуюся гармошку на весу, и конец ее стукается о землю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.