Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ III 2 страница



a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного (ordre public), или здоровья, или нравственности населения

Комментарий юриста: Законом запрещено распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, подрывающих его репутацию, а также унижение чести и достоинства другого лица, в том числе содержащиеся в средствах массовой информации или в публично демонстрирующемся произведении (УК ст. 129-130). Не допустимо использование средств массовой информации в противозаконных целях. Также налагаются ограничения на получение несовершеннолетним определенного рода информации: информацию, содержащую государственную тайну (закон «О государственной тайне»), или материалы, посягающие на общественную нравственность, на нормальное развитие ребенка (материалы порнографического, эротического характера, сцены насилия и так далее).

Статья 14

Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Комментарий юриста: Каждый ребенок вправе выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства. Ребенок может придерживаться определенных взглядов, вероисповедания и так далее. Эти права гарантируются Конституцией РФ (ст. 28).

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

Комментарий юриста: По Семейному кодексу РФ (ст. 63) Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его психическом, физическом и нравственном развитии. Родители имеют преимущественное право в воспитании ребенка. Воспитание и образование ребенка осуществляется с учетом его права на свободу совести и вероисповедания (закон «О свободе совести и религиозных объединениях»). Они имеют право воспитывать ребенка в духе той религии, в которой они сочтут нужным, если это не противоречит интересам ребенка. Являясь законными представителями своего ребенка, родители (опекуны) должны помогать ребенку в осуществлении его права на свободу мысли, совести и религии. Это делается путем привлечения ребенка к работе кружков, детских и юношеских газет, журналов. Обучение ребенка в Воскресной школе (к примеру). Начиная с 10 лет, ребенок может быть членом и участником детских общественных организаций, а начиная с 14 лет – молодежных. (ФЗ «Об общественных объединениях»)

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Комментарий юриста: Ограничения могут быть только согласно закону «О религиозных объединениях» – в отношении «тоталитарных сект», подавляющих разум и волю ребенка, унижающих его и в конце концов идущих в разрез с интересами ребенка. При этом воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (деятельности религиозных объединений) – уголовно наказуемо (ст. 148 УК).

Статья 15

Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Комментарий юриста: Это право гарантировано конституцией (ст. 30-31) и Законом «Об общественных объединениях». Каждый ребенок имеет право создавать ассоциации и проводить собрания не направленные против закона и общественного порядка. Ассоциации могут быть созданы даже с политическими целями. Сейчас в нашей стране существует достаточно много детских ассоциаций, объединений. Вот некоторые из них: Национальный совет молодежных объединений России; Дом детских и молодежных организаций России при Российском общественно-политическом центре; Ассоциация молодежной и детской печати РФ; Ассоциация поисковых объединений России; Движение юных патриотов; Детский орден милосердия; Молодежная морская лига; Российский союз молодежи; «Радуга» – молодежь за окружающую среду. Государство поддерживает молодежные и детские объединения (закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»).

В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Комментарий юриста: Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, пока их деятельность законна (Закон «Об общественных объединениях»). Запрещено создание и деятельность организаций, если цели их деятельности антисоциальные – направлены против общества или государства. Запрещено создание объединений, цель которых – свержение существующего конституционного строя, пропаганда социальной, национальной, религиозной розни. Под угрозой уголовного наказания запрещается создание объединений (религиозных или общественных), посягающих на личность и права граждан, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью или с побуждением граждан к отказу от своих гражданских обязанностей, а также участие в этих объединениях (ст. 239 УК). Незаконное же воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации также наказывается согласно действующему УК (ст. 149).

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Комментарий юриста: Конституция РФ (ст. 22-25) гарантирует любому гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Государство не имеет права контролировать частную жизнь гражданина в сфере бытовых, семейных, личных отношений, если только действия гражданина не выходят за рамки закона и не нарушают прав других лиц. Ребенок имеет право на свободу переписки и записей, на тайну дневников, почтовых отправлений, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, тайну усыновления. Лица некоторых профессий, которым по долгу их профессиональной деятельности доверяют данную информацию, несут ответственность за разглашение личной и семейной тайны (врачи, адвокаты, священники, нотариусы). Также никто не может нарушить неприкосновенности жилища несовершеннолетнего – незаконное проникновение в жилище уголовно наказуемо (ст. 139 УК).

Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Комментарий юриста: Уголовный Закон защищает тайну усыновления – ст. 155 от всех, кому по долгу службы или других граждан, владеющих и незаконно распространяющих информацией о тайне усыновления; нарушение тайны переписки (в том числе и лицами, в силу профессиональной деятельности которых стало известна информация личного характера) – ст. 138 УК; нарушение неприкосновенности частной жизни – собирание или (и) разглашение сведений о частной жизни человека, составляющих его семейную тайну, если это принесло вред интересам лица- ст. 137 УК; нарушение неприкосновенности жилища- ст. 139. Обыск, осмотр помещения, выемка корреспонденции могут производиться только на основании и в порядке, предусмотренном законом (ст. 12 УПК).

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Комментарий юриста: В законе «О средствах массовой информации» государство гарантирует право граждан на получение информации из средств массовой информации о деятельности органов государственной власти, общественных организаций, сообщениям зарубежных средств массовой информации. Большую часть информации согласно социологическим исследованием, ребенок получает из телевизионных передач. Государство с помощью государственных программ, стимулирует большее уделение внимания детям на телеканалах.

Государство обязано стимулировать развитие детской прессы, детской литературы; обеспечивать показ по телевидению телепередач, способствующих нравственному, духовному и социальному развитию ребенка. Внося изменения в закон о «Средствах массовой информации» государство запрещает пропаганду войны, культ насилия и жестокости; запрещает использование специальных средств массовой информации- скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей. Тем самым государство заботиться о духовном здоровье ребенка. В национальных республиках для развития детей, принадлежащих к национальным меньшинствам должны выходить передачи для детей на национальном языке. Уголовным законодательством запрещена пропаганда межнациональной, религиозной вражды, призывы к развязыванию войны, показ порнографических материалов – в том числе и с использованием СМИ (ст. 242, 282, 354 УК).

Статья 18

Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Комментарий юриста: Согласно Семейному Кодексу (ст. 61) Родители имеют равные права и обязанности в отношении своего ребенка. Основная цель родителей – обеспечение наилучших интересов ребенка, его полноценного развития в психической, физической, моральной, духовной сфере. Ответственность за воспитание и развитие ребенка несут оба родителя в одинаковой степени, вне зависимости от того находятся ли они в браке или нет. Родители не должны осуществлять свои права в разрыв с правами и интересами ребенка. Это может быть административная ответственность за злостное невыполнение родительских обязанностей, а если ребенок причинил кому-нибудь вред, и если ему нет еще 14 лет, то ответственность несут родители в гражданско-правовом порядке. В законе «Об образовании» и в положении «О приемной семье» возлагается ответственность на родителей (приемных родителей) воспитывать детей, закладывать в них основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, создавать условия для получения им образования.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Комментарий юриста: Государство поддерживает развитие сети детских дошкольных учреждений (ясли-сад), лагерей отдыха, кружков для проведения досуга и др. с целью обеспечить осуществление прав и законных интересов ребенка и его родителей (опекунов). Также государство выплачивает пособие на ребенка родителям и лицам- усыновителям, опекунам.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Комментарий юриста: Стимулируется развитие детских поликлиник, детских лагерей, детских садов и санаториев при предприятиях и организациях для своих сотрудников. В статье 18 закона «Об образовании» сказано, что государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг для дошкольников; в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Комментарий юриста: Уголовное законодательство преследует тех родителей, которые жестоко обращаются со своими детьми. Жестокое обращение выражается в физическом насилии (побои, причинение физических страданий ребенку любым способом), психическом насилии (угрозы, оскорбления, запугивания ребенка), а также в покушении на его половую неприкосновенность (ст. 156 УК). Помимо уголовной ответственности жестокое обращение может повлечь за собой лишение родительских прав. Административная ответственность наступает, если родители доводят несовершеннолетнего до состояния опьянения (небрежное обращение) – ст. 163 КоАП, злостное невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; хулиганство со стороны ребенка – ст. 164-1 КоАП. Исполнение родительских обязанностей не может идти вразрез с интересами ребенка. Органы опеки и попечительства должны заботиться о соблюдении интересов ребенка в семье. Государство принимает меры к просвещению населения в вопросах права в семье через Средства массовой информации- теле- и радиопередачи, прессу, литературу.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Комментарий юриста: В новом семейном кодексе установлено, что любые лица которым стало известно о жестоком обращении с ребенком должны заявить об этом в органы опеки и попечительства. Также сам ребенок может обращаться туда, для защиты своих прав (если ему нет 14 лет), а по достижении 14-летнего возраста непосредственно в суд. Государство также разрабатывает комплексные государственные программы по защите ребенка от жестокого обращения, по защите его прав (пример: Президентская программа «дети России»), законы субъектов федерации.

Статья 20

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Комментарий юриста: «Дети оставшиеся без попечения родителей» – к ним относят детей, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, находятся в медицинских учреждениях, признаны недееспособными, длительное время отсутствуют, отказываются от исполнения родительских обязанностей, и в других случаях отсутствия родительского попечения. Защиту их прав и законных интересов берут на себя органы опеки и попечительства (ст. 121 СК). Органы опеки и попечительства выявляют таких детей и в течение трех дней устанавливают, действительно ли он остался без родительского попечения. После этого они должны обеспечить законные права и интересы ребенка. Ст. 122 СК обязывает под угрозой уголовного наказания все предприятия, учреждения, организации, граждан сообщать в органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без надзора родителей.

Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Комментарий юриста: Ребенок в любом случае не может оставаться без попечения. В течении месяца (до 1 месяца) ребенок может находиться на попечении органа опеки и попечительства, за это время Орган опеки и попечительства должен пристроить ребенка в семью (в приемную семью, под опеку, попечительство, для усыновления). Если этого не происходит- он сообщает в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для централизованного учета с целью дальнейшего устройства в семью (в течении месяца).

Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Комментарий юриста: Статья 123 СК РФ говорит, что ребенок, оставшийся без попечения родителей должен быть передан на воспитание в семью. До устройства в семью исполнение обязанностей опекуна возлагается на Орган опеки и попечительства. Есть следующие варианты устройства ребенка: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Если отсутствует возможность устроить ребенка в семью, ребенок помещается в специальные учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (их достаточно много видов). При устройстве ребенка обязательно учитывается его национальное происхождение, родной язык, отношение к религии, возможность обеспечить преемственность в воспитании.

Статья 21

Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

с) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицом;

е) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Комментарий юриста: Статья 124 СК разрешает усыновление детей (несовершеннолетних) только в их интересах, с целью обеспечения ребенку воспитания в семье (хотя задача усыновления этим не ограничиваются- они гораздо глубже- корениться в природе человеческого общежития). При этом закон устанавливает целый ряд ограничений для лиц, желающих усыновить ребенка. Запрещается усыновление братьев и сестер в разные семьи (разными лицами), поскольку в противном случае братья и сестры, чисто юридически уже не будут родственниками. Хотя в некоторых ситуациях, если это согласуется с интересами ребенка, такое усыновление допустимо (если братья и сестры не знают о своем родстве, если один из детей находится в специальном лечебном учреждении). Предпочтение при усыновлении отдается гражданам РФ, проживающим в РФ, а также родственникам ребенка- перед усыновителями.

Для соблюдения законности и прав и интересов ребенка, усыновление производится судом, по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка (ст. 125 СК). Дела рассматриваются судом в порядке особого производства, при участии органа опеки и попечительства (представляют в суд заключение о соответствии усыновления интересам ребенка), а также прокурора, для обеспечения законности установления усыновления. Усыновление подлежит государственной регистрации.

Для усыновления ребенка необходимо согласие (заявление) его фактических родителей, записанных в свидетельстве о рождении (ст. 129 СК) (или опекунов, попечителей, приемных родителей, руководителей учреждений – в которых содержится ребенок). Родители имеют право отменить свое решение о согласии, до решения суда. Ст. 130 говорит о том, что в некоторых случаях согласие совсем необязательно (к примеру если родители лишены родительских прав). Также, безусловно, необходимо согласие ребенка (если ему есть 10 лет) на усыновление. Такие сложные процедуры усыновления, установленные в законе обоснованы. Это делается с целью исключить противозаконные сделки в отношении детей, которые не могут сами себя защитить, направленные против их прав и интересов.

Иностранные граждане могут усыновить ребенка- гражданина РФ, но при этом ребенок должен уже свыше трех месяцев состоять на централизованном учете в специальных органах исполнительной власти. Кандидаты на приемные родители тоже должны состоять на учете в тех же органах (ст. 122 СК) Если в течение трех месяцев ребенка не удается устроить в семью, разрешается усыновление иностранными гражданами. Усыновление ребенка производится в соответствии с законодательством государства, гражданами (или постоянно проживающими) которого являются усыновители. Если же при этом могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством или международными договорами, усыновление невозможно (ст. 165).

Статья 22

Государства-участники принимают необходимые меры, с тем, чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенные в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документах, участниками которых являются указанные государства.

Комментарий юриста: В РФ права беженцев регулируются законом «О беженцах». В частности ребенок имеет право на содержание в специальных детских учреждениях (сроком до 1 года). При этом ребенок признается беженцем даже в случае, если он прибыл без сопровождения взрослых (ст. 3 Закона). Получает право на образование, на получение профессии, на бесплатную медицинскую помощь, на социальную защиту наравне с гражданами России (ст. 8).

С этой целью государства-участники оказывают в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянна или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции.

Комментарий юриста: Россия сотрудничает с иностранными государствами и с ООН по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев (ст. 18 Закона «О беженцах»).

Статья 23

Государства-участники признают, что неполноценный в умственное или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условие наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствуете состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстанем пения здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Комментарий юриста: Конституция гарантирует всем инвалидам государственное обеспечение в форме пенсий пособий (ст. 7). Дети с недостатками физического или психического развития, если его родители желают (или если это объективно необходимо), могут содержаться в учреждениях социальной защиты. Дети-инвалиды обеспечиваются необходимой медико-социальной помощью, социальным обслуживанием, обеспечиваются лекарствами и всем необходимым для жизни (основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). Для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей предоставляются дополнительные выходные дни (Кодекс Законов о Труде). Для обучения этих детей, учитывая специфику их развития, государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушения их развития; создает специальные образовательные учреждения (Закон «Об образовании», ст. 5, 50); гарантирует им, в соответствии с программой реабилитации инвалидов, все необходимые условия для получения образования (в том числе и высшего) и профессиональной подготовки («О социальной защите инвалидов»). Дети-инвалиды, их родители имеют целый ряд льгот по оплате жилья, проезду и так далее.

Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем, чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права, и в частности принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

с) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

е) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

4. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.