![]()
|
|||
Методическая разработка. Глоссарий ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методическая разработка Глоссарий
Классический танец - как учебная дисциплина - танцевальная гимнастика, необходимая для развития выразительных средств танцовщика Занятие классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. В классической школе занятие состоит из нескольких частей: - экзерсис y станка - экзерсис на середине зала - адажио - аллегро - упражнения на пальцах (в женском танце) Станок (в балете) - приспособление для упражнений танцовщиков, состоящее из круглого (деревянного) бруса диаметром 6-7 см, укрепленного вдоль стен репетиционного или учебного танцевального зала. Выполнение танцевальных упражнений " у станка" способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса
Exercice (упражнение) - основная часть занятия классического танца, состоящая из упражнений. Экзерсис выполняется или у станка, или на середине зала
Adagio (медленно) - часть занятия классического танца, включающая замедленные упражнения, способствующие вырабатыванию устойчивости, умения гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса
Allegro (быстро)- часть занятия классического танца: - включающая упражнения, выполняемые в быстром темпе -способствующая развитию техники прыжка и различных быстрых вращений: пируэтов, туров и др.
Endehors (наружу): - основное положение ног, принятое в классическом танце - направление движения по окружности работающей ноги (вперед, затем в сторону и назад, т. е. от опорной ноги) - вращение, направленное от опорной ноги, наружу
Endedans (внутрь) - «закрытое» положение ноги - направление движения по окружности работающей ноги (назад, затем в сторону и вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге) - вращение, направленное к опорной ноге, внутрь
Demi – маленькое Grand – большое
Releve (поднимать): - подъем на полупальцы (пальцы) - поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца
Aplomb (равновесие, самоуверенность): - уверенная свободная манера исполнения - умение сохранять в равновесии все части тела (т. е. остановиться после поворота на полупальцах(пальцах) в продолжение нескольких тактов
Рreparations (приготовление) – подготовительное движение перед началом исполнения упражнения
Plie (сгибать) - приседания на двух или одной ноге Различают: - приседание (grand plie) со сгибанием колена до предела и с отрывом пятки от пола - полуприседание (demi plie) не отрывая пяток от пола
Passe (проходить) – путь рабочей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить: - по полу, через I позицию (parterre) - на уровне sur le cou-de-pied или у колена опорной ноги
Вattement (биение) – группа движений работающей ноги Различают множество форм (от простых до сложных): tendu – натянутый - double battement tendu – двойнойбатман - battement tendu jete (jete- бросать, кидать) - battementfrappe(удар) – вырабатывает четкость движения - doublesfrappe (doubles-двойной) – является усложненной формой battementfrappe, имеет двойной перенос работающей ноги на cou-de-pied, вперед и назад (или наоборот), а затем нога вытягивается в заданном направлении. - battementfondu (тающий, текучий батман)- сложное движение, придающее мягкость и плавность движениям, развивающее силу ног - battementrelevelent (releve – поднимание) – медленное поднимание ноги на 45˚ и на 90˚ -grand battement tendu jete – высокийбросокноги, выше 90˚ - battement developpe (развитой, развернутый) – движение рабочей ноги, через положение рasse с выпрямлением ее на большую высоту. Опускается нога прямая - ronddejambeenl`air (круги ногой в воздухе) – движение вырабатывает силу верхней части ноги, развивает легкость и подвижность нижней части ноги от колена до пальцев. Исполняется еndehors (наружу) и еndedans (внутрь). - rond de jambe par terre (кругногойпополу) Исполняется еndehors (наружу) и еndedans (внутрь)
Flic-flac (шлеп-шлеп или хлоп-хлоп) – движение, развивающее ловкость, поворотливость рабочей ноги
Sur le cou-de-pied (на щиколотке) – положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги, впереди или сзади щиколотки. Существуют положения: - основное /впереди/ (стопа работающей ноги плотно обхватывает щиколотку опорной ноги, пятка рабочей ноги находится спереди, пальцы-отведены назад. Подъем и пальцы сильно вытянуты. ) - сзади (стопа работающей ноги прикасается пяткой к щиколотке опорной ноги сзади, подъем и пальцы сильно вытянуты. Пальцы раб. ноги не касаются пятки опорной ноги! ) -условное (носок раб. ноги находится впереди над щиколоткой опорной ноги. Подъем и пальцы сильно вытянуты. Пятка сильно выдвинута вперед.
Tempslie (lie - связывать, соединять) – специальная комбинация движений, вырабатывающая слитность, скординированность танца
Рordebras (упражнение для рук)- движение рук через позиции рук, бывают в разных направлениях. Бывают: I, II, III, IV, V, VI - перегибы, наклоны корпуса в разные стороны
Прыжки: Pascaute (простой прыжок) – прыжок с двух ног на две, с сохранением позиции в ногах в воздухе
Pasassemble (собранный) – прыжок с выбрасыванием ноги вперед, в сторону и назад под углом 45˚ и 90˚, соединяя их в воздухе в V позиции
Passissone –группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей: (sissonesimple, sissonefermee, sissoneouverte, sissonetombee, assemblesoutenu, sissonesimpl)
Pasechapper (ускользать) - в классическом танце - движение, состоящее из двух прыжков, при исполнении которых ноги переводятся из закрытой позиции в открытую и обратно. Различают: - исполняемые на маленьком прыжке (petit echappe) - исполняемые на большом прыжке (grand echappe); - cзаноской (echappe battu)
Pas entrechat (отитал. Intrecciato - сплетенный) - в классическом танце - прыжок, при котором ноги танцовщика скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. Различают: - прыжок с двух ног на две - прыжок с двух ног на одну
Заноски (в балете) - удары одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в 5-й позиции
Pasballonne (раздутый) - прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой
Pasballotter (качаться) - прыжок с продвижением вперед или назад, при исполнении которого вытянутые ноги задерживаются в 5-й позиции
Pasbatteries (вattre–бить) - прыжковые движения, орнаментированные заносками. Batteries подразделяются на: battu, entrechat и brise
Pasbattus (бить) - прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую: echappe battus, assamble battus, jete battus и др.
Pasbrise (ломаный) - прыжок, во время исполнения которого нога: - из 5-й позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку - ударяет в воздухе опорную ногу; и - возвращается в прежнее положение Pasglissade (скольжение) - маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу. Глиссад: - исполняется слитно, не отрывая носков от пола - используется как самостоятельное движение или как связка, объединяющая различные па - может служить толчком для других прыжков
Pascabriole (от итал. сapra intricata - стреноженная коза) - виртуозный танцевальный прыжок, при исполнении которого: - одна нога, поднятая на взлете назад, вперед или в сторону, удерживается на заданной высоте, а - другая нога, отделяясь от пола, ударяет ранее отведенную ногу один или два раза. В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу
Pasdepoisson (рыба) - прыжок с одной ноги на другую с поочередным броском ног назад. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведенными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды - исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад - характерен сложной координацией движений корпуса, рук и головы
Pas de ciseaux (ножницы) - прыжок с одной ноги на другую, во время которого: - обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед и на мгновение соединяются в воздухе; а затем - одна из них (через 1-ю позицию) резко проводится в арабеск
Pasdechat (шаг кошки) - прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки, согнутые ноги поочередно отбрасываются назад, корпус прогибается. Па де ша может также исполняться с выбрасыванием ног вперед. Различают: grand pas de chat (большое), petit pas de chat (малое)
Pas soubresaut (резкий скачок) - прыжок с двух ног на две с большим отлетом из пятой позиции в пятую. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад
Pas jete (бросать) - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу. Различают: - малые жете (petit jete) и большие жете (grand jete). Pasjete –многообразны по форме
Pasjete entrelace (перекидное жете) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочередно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь. При этом: - одна нога забрасывается вперед, а - другая нога (после полуоборота в воздухе) забрасывается назад
Pasrevoltade (от итал. rivoltare – переворачивать) - в мужском классическом танце - прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Может исполняться также с двумя оборотами в воздухе
Sautdebasque (прыжок баска) - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе
Temps leve (поднимать) - вертикальный прыжок на одной ноге без продвижения. Обычно такой прыжок повторяется несколько раз
Paschangementdepied (перемена ног) - прыжок из 5-й позиции в 5-ю с переменой ног в воздухе. Может исполняться: - на маленьком прыжке (petit сhangementdepied) - на большом прыжке (grand сhangementdepied) и - с поворотом в воздухе (tour en l'air)
Paschasse (охотиться, гнаться за…) - прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в 5-й позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также может служить вспомогательным, связующим па для выполнения больших прыжков
Pasfaille (слабеть) – прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на нее переносится центр тяжести
Cabriolе ( прыжок) –один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх. Существуют разновидности сabriolе.
Tour (оборот, поворот) – оборот тела вокруг вертикальной оси на 360˚ Различают: - pirouette (по полу) - tour en l'air (поворот в воздухе) - прыжок на месте из 5-й позиции в 5-ю позицию - tour chaines (следующие друг за другом) – слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах и пальцах с продвижением вперед, в сторону и назад
Coupe (толчок, удар) – вспомогательное движение перед прыжком или другим раs, быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению движения
Tombe (падение)
Bourre (набивать, пичкать, надавать ударов, делать неожиданные скачки) – Pasdeburre мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются - с переменой ног - без перемены ног
Поза - в классическом танце - остановка в движении, во время которой тяжесть тела танцовщика удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время как другая нога отведена вперед, в сторону или назад. Различают: - малые позы с отведенной ногой, находящейся на полу, и - большие позы с поднятой отведенной ногой
Аrabesques (арабский) – одна из основных позиций классического танца, отличительной чертой которой является поднятая назад нога с вытянутым коленом. Существует четыре арабеска.
Attitude (поза, положение) – одна из основных поз классического танца, главная особенность которой – согнутое колено рабочей ноги. Бывают: еfface, croisee
Ecartee (раздвигать) – поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали. Ecartee бывает вперед и назад
Reneverse (опрокинутый) –сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в рasdeburre en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется множество видов. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком в plie.
|
|||
|