Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическая разработка. Глоссарий



Методическая разработка

Глоссарий

 

Классический танец - как учебная дисциплина - танцевальная гимнастика, необходимая для развития выразительных средств танцовщика

Занятие классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. В классической школе занятие состоит из нескольких частей:

- экзерсис y станка

- экзерсис на середине зала

- адажио

- аллегро

- упражнения на пальцах (в женском танце)

Станок (в балете) - приспособление для упражнений танцовщиков, состоящее из круглого (деревянного) бруса диаметром 6-7 см, укрепленного вдоль стен репетиционного или учебного танцевального зала. Выполнение танцевальных упражнений " у станка" способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса

 

Exercice (упражнение) - основная часть занятия классического танца, состоящая из упражнений. Экзерсис выполняется или у станка, или на середине зала

 

Adagio (медленно) - часть занятия классического танца, включающая замедленные упражнения, способствующие вырабатыванию устойчивости, умения гармонично сочетать движения ног, рук, корпуса

 

Allegro (быстро)- часть занятия классического танца:

- включающая упражнения, выполняемые в быстром темпе

-способствующая развитию техники прыжка и различных быстрых вращений: пируэтов, туров и др.

 

Endehors (наружу):

- основное положение ног, принятое в классическом танце

- направление движения по окружности работающей ноги (вперед, затем в сторону и назад, т. е. от опорной ноги)

- вращение, направленное от опорной ноги, наружу

 

Endedans (внутрь)

- «закрытое» положение ноги

- направление движения по окружности работающей ноги (назад, затем в сторону и вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге)

- вращение, направленное к опорной ноге, внутрь

 

Demi – маленькое

Grand – большое

 

Releve (поднимать):

- подъем на полупальцы (пальцы)

- поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца

 

Aplomb (равновесие, самоуверенность):

- уверенная свободная манера исполнения

- умение сохранять в равновесии все части тела (т. е. остановиться после поворота на полупальцах(пальцах) в продолжение нескольких тактов

 

Рreparations (приготовление) – подготовительное движение перед началом исполнения упражнения

 

Plie (сгибать) - приседания на двух или одной ноге

Различают:

- приседание (grand plie) со сгибанием колена до предела и с отрывом пятки от пола

- полуприседание (demi plie) не отрывая пяток от пола

 

Passe (проходить) – путь рабочей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить:

- по полу, через I позицию (parterre)

- на уровне sur le cou-de-pied или у колена опорной ноги

 

Вattement (биение) – группа движений работающей ноги

Различают множество форм (от простых до сложных):

tendu – натянутый

- double battement tendu – двойнойбатман

- battement tendu jete (jete- бросать, кидать)

- battementfrappe(удар) – вырабатывает четкость движения

- doublesfrappe (doubles-двойной) – является усложненной формой battementfrappe, имеет двойной перенос работающей ноги на cou-de-pied, вперед и назад (или наоборот), а затем нога вытягивается в заданном направлении.

- battementfondu (тающий, текучий батман)- сложное движение, придающее мягкость и плавность движениям, развивающее силу ног

 - battementrelevelent (releve – поднимание) – медленное поднимание ноги на 45˚ и на 90˚

-grand battement tendu jete – высокийбросокноги, выше 90˚

- battement developpe (развитой, развернутый) – движение рабочей ноги, через положение рasse с выпрямлением ее на большую высоту. Опускается нога прямая

- ronddejambeenl`air (круги ногой в воздухе) – движение вырабатывает силу верхней части ноги, развивает легкость и подвижность нижней части ноги от колена до пальцев.

Исполняется еndehors (наружу) и еndedans (внутрь).

- rond de jambe par terre (кругногойпополу)

Исполняется еndehors (наружу) и еndedans (внутрь)

 

Flic-flac (шлеп-шлеп или хлоп-хлоп) – движение, развивающее ловкость, поворотливость рабочей ноги

 

Sur le cou-de-pied (на щиколотке) – положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги, впереди или сзади щиколотки.

Существуют положения:

- основное /впереди/ (стопа работающей ноги плотно обхватывает щиколотку опорной ноги, пятка рабочей ноги находится спереди, пальцы-отведены назад. Подъем и пальцы сильно вытянуты. )

- сзади (стопа работающей ноги прикасается пяткой к щиколотке опорной ноги сзади, подъем и пальцы сильно вытянуты. Пальцы раб. ноги не касаются пятки опорной ноги! )

-условное (носок раб. ноги находится впереди над щиколоткой опорной ноги. Подъем и пальцы сильно вытянуты. Пятка сильно выдвинута вперед.

 

Tempslie (lie - связывать, соединять) – специальная комбинация движений, вырабатывающая слитность, скординированность танца

 

Рordebras (упражнение для рук)- движение рук через позиции рук, бывают в разных направлениях. Бывают: I, II, III, IV, V, VI

- перегибы, наклоны корпуса в разные стороны

 

Прыжки:

Pascaute (простой прыжок) – прыжок с двух ног на две, с сохранением позиции в ногах в воздухе

 

Pasassemble (собранный) – прыжок с выбрасыванием ноги вперед, в сторону и назад под углом 45˚ и 90˚, соединяя их в воздухе в V позиции

 

Passissone –группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей: (sissonesimple, sissonefermee, sissoneouverte, sissonetombee, assemblesoutenu, sissonesimpl)

 

Pasechapper (ускользать) - в классическом танце - движение, состоящее из двух прыжков, при исполнении которых ноги переводятся из закрытой позиции в открытую и обратно. Различают:

- исполняемые на маленьком прыжке (petit echappe)

- исполняемые на большом прыжке (grand echappe);

- cзаноской (echappe battu)

 

Pas entrechat (отитал. Intrecciato - сплетенный) - в классическом танце - прыжок, при котором ноги танцовщика скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. Различают:

- прыжок с двух ног на две

- прыжок с двух ног на одну

 

Заноски (в балете) - удары одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в 5-й позиции

 

Pasballonne (раздутый) - прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой

 

Pasballotter (качаться) - прыжок с продвижением вперед или назад, при исполнении которого вытянутые ноги задерживаются в 5-й позиции

 

Pasbatteries (вattre–бить) - прыжковые движения, орнаментированные заносками. Batteries подразделяются на: battu, entrechat и brise

 

Pasbattus (бить) - прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую: echappe battus, assamble battus, jete battus и др.

 

Pasbrise (ломаный) - прыжок, во время исполнения которого нога:

- из 5-й позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку

- ударяет в воздухе опорную ногу; и

- возвращается в прежнее положение

Pasglissade (скольжение) - маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу. Глиссад:

- исполняется слитно, не отрывая носков от пола

- используется как самостоятельное движение или как связка, объединяющая различные па

- может служить толчком для других прыжков

 

Pascabriole (от итал. сapra intricata - стреноженная коза) - виртуозный танцевальный прыжок, при исполнении которого:

- одна нога, поднятая на взлете назад, вперед или в сторону, удерживается на заданной высоте, а

- другая нога, отделяясь от пола, ударяет ранее отведенную ногу один или два раза.

В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу

 

Pasdepoisson (рыба) - прыжок с одной ноги на другую с поочередным броском ног назад. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведенными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды - исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад

- характерен сложной координацией движений корпуса, рук и головы

 

Pas de ciseaux (ножницы) - прыжок с одной ноги на другую, во время которого:

- обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед и на мгновение соединяются в воздухе; а затем

- одна из них (через 1-ю позицию) резко проводится в арабеск

 

Pasdechat (шаг кошки) - прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки, согнутые ноги поочередно отбрасываются назад, корпус прогибается. Па де ша может также исполняться с выбрасыванием ног вперед. Различают: grand pas de chat (большое), petit pas de chat (малое)

 

Pas soubresaut (резкий скачок) - прыжок с двух ног на две с большим отлетом из пятой позиции в пятую. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад

 

Pas jete (бросать) - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу.

Различают:

- малые жете (petit jete) и большие жете (grand jete).

Pasjete –многообразны по форме

 

Pasjete entrelace (перекидное жете) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочередно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь. При этом:

- одна нога забрасывается вперед, а

- другая нога (после полуоборота в воздухе) забрасывается назад

 

Pasrevoltade (от итал. rivoltare – переворачивать) - в мужском классическом танце - прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Может исполняться также с двумя оборотами в воздухе

 

Sautdebasque (прыжок баска) - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе

 

Temps leve (поднимать) - вертикальный прыжок на одной ноге без продвижения. Обычно такой прыжок повторяется несколько раз

 

Paschangementdepied (перемена ног) - прыжок из 5-й позиции в 5-ю с переменой ног в воздухе. Может исполняться:

- на маленьком прыжке (petit сhangementdepied)

- на большом прыжке (grand сhangementdepied) и

- с поворотом в воздухе (tour en l'air)

 

Paschasse (охотиться, гнаться за…) - прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в 5-й позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также может служить вспомогательным, связующим па для выполнения больших прыжков

 

Pasfaille (слабеть) – прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на нее переносится центр тяжести

 

Cabriolе ( прыжок) –один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх. Существуют разновидности сabriolе.

 

Tour (оборот, поворот) – оборот тела вокруг вертикальной оси на 360˚

Различают:

- pirouette (по полу)

- tour en l'air (поворот в воздухе) - прыжок на месте из 5-й позиции в 5-ю позицию

- tour chaines (следующие друг за другом) – слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах и пальцах с продвижением вперед, в сторону и назад

 

Coupe (толчок, удар) – вспомогательное движение перед прыжком или другим раs, быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению движения

 

Tombe (падение)

 

Bourre (набивать, пичкать, надавать ударов, делать неожиданные скачки) – Pasdeburre мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются

- с переменой ног

- без перемены ног

 

Поза - в классическом танце - остановка в движении, во время которой тяжесть тела танцовщика удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время как другая нога отведена вперед, в сторону или назад. Различают:

- малые позы с отведенной ногой, находящейся на полу, и

- большие позы с поднятой отведенной ногой

 

Аrabesques (арабский) – одна из основных позиций классического танца, отличительной чертой которой является поднятая назад нога с вытянутым коленом. Существует четыре арабеска.

 

Attitude (поза, положение) – одна из основных поз классического танца, главная особенность которой – согнутое колено рабочей ноги.

 Бывают: еfface, croisee

 

Ecartee (раздвигать) – поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали. Ecartee бывает вперед и назад

 

Reneverse (опрокинутый) –сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в рasdeburre en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется множество видов. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком в plie.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.