Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поём «Честнейшую».



________________________________________________________________________________

НА УТРЕНИ:

На «Бог Господь»:  тропарь Минеи (1) (дважды), « СЛАВА »– тропарь Минеи (2), « И НЫНЕ » – Богородичен воскресный по гласу Славы (в пяток вечером, то есть на субботней утрени – отдаваемого гласа).

 

По 1-й кафизме: седален Минеи (1) по 1-м стихословии (если их два, то оба за един),                                                                                                                                                                

« СЛАВА »– седален Минеи (2) по 1-м стихословии (если их два, то оба за един),           

« И НЫНЕ » – Богородичен Минеи (2).                                                  

По 2-й кафизме: седален Минеи (1) по 2-м стихословии (если их два, то оба за един),

« СЛАВА »– седален Минеи (2) по 2-м стихословии (если их два, то оба за един),  

« И НЫНЕ » – Богородичен Минеи (2).

 

[или: по 1-й кафизме читается всё из Минеи (1) по 1-м и по 2-м стихословии через «Славу»;

 по 2-й кафизме читается всё из Минеи (2) по 1-м и по 2-м стихословии через «Славу»]

Опять же если у святого по каждом стихословии по два седальна, то следует прочитывать два за един.

______________________________

 

 

Полиелей. Величания два – Минеи (1) и Минеи (2) попеременно. (По логике Устава должно быть сначала величание первому святому с его избранным псалмом, потом второму с его псалмом, в самом конце – второму или первому).

 

По полиелее: седален Минеи (1), « СЛАВА »– седален Минеи (2), « И НЫНЕ » – Богородичен Минеи (2). (Здесь должны (ср. с полиелеем святому в Неделю) быть просто прочитаны в ряд все седальны по полиелее, сколько их есть, и еще в этот ряд могут быть добавлены те седальны, которые не были прочитаны по кафизмах, сначала первому святому, затем второму, последний на Славу, на И ныне – Богородичен).

 

Степенны 1-й антифон 4-го гласа От юности моея.

 

Прокимен и Евангелие первому святому. (По Оку в этом случае второму святому прокимен и Евангелие бывает после Великого славословия, как в Великую субботу, в новообрядной практике такого не встречал).

 

По 50-м псалме: Слава (первому святому): молитвами (по Оку по образцу воскресного дня указывается только лик святости без имени и дополнительных определений: апостолов/апостола, святителей/святителя и т. п.; так, видимо, чтобы не растягивать и не усложнять певческую строку). Стихира первому святому.

_____________________________________________________

КАНОНЫ:   Богородицы (если в минеи нет особого канона Богородице, то я лично не беру обычный канон Воду прошед, который и так все читают ко причастию, но беру канон с повечерия в Октоих, потому что обычно эти каноны нигде никогда не читаются; а в субботу положен канон храму ) со ирмосом на 6 (ирмос дважды), Минеи (1) – на 4, Минеи (2) – на 4. (Поскольку в данном случае два равнозначных полиелея двум святым, то логичным видится, чтобы каноны им читались поровну. А вариант: Богородицы со ирмосом – на 4 (ирмос дважды), Минеи (1) – на 6 и Минеи (2) – на 4 более подходит для соединения бденного/полиелейного святого с полиелейным/славословным или в том случае если обоим святым служат полиелей, но первый святой по Уставу великий (со бдением), а второй просто полиелейный (например, если 26 сентября ст. ст. служить не бдение ап. Иоанну Богослову и полиелей свт. Тихону, а обоим полиелей). Богослужебные указания предлагают 26 сентября ст. ст. читать ап. Иоанну оба канона за един на 6. Тесновато, но теоретически это возможно (чтобы не опускать совсем второй канон, если нет возможности вычитать его отдельно), тогда Богородичен первого канона апостолу опускается. С полиелейным святым, которому в минеи два канона, тоже можно так поступать. Теоретически можно и на 4 два канона прочитать, ради того, чтобы не выкидывать второй.

В каноне (да и везде) правильно писать не «6» или «4», а «на 6» и «на 4», это значит, что сколько бы ни было тропарей, но они должны быть исполнены на указанное количество. Если не хватает до указанного количества, то нужно повторять (или, как выше сказано, взять тропари второго канона, который опускается, или седальны опущенные, или даже стихиры). Если тропарей слишком много, то они равномерно соединяются по нескольку за един так, чтобы в итоге они были исполнены на указанное Уставом число. Начинать соединять тропари можно как от начала песни, так и от конца. Богородичны при этом по Уставу не опускаются, но по обстоятельствам в практике это встречается.

К сведению. По Оку как правило, а по Типикону иногда (например, на отдания двунадесятых праздников в соединении с бденным или полиелейным святым) стихиры, каноны и чтения Писания на литургии относятся к трем разным службам, то главное стоит первым, третье посередине, а второе после главного в конце. Например, отдание двунадесятого праздника: возвашные стихиры будут празднику и святому, но канон: 1-й празднику, затем святому, затем 2-й празднику. Или при соединении службы Цветной Триоди с полиелеем Богородицы и святому (как на Владимирскую 21 мая ст. ст. ): возвашные стихиры триоди, святому, Богородице. Богослужебные указания дают такой же порядок. Но если служба отдания прописана в Уставе и потому ее порядок обязателен (а причина в том, чтобы катавасия праздничного канона шла после этого канона, а не канона святому), то соединения служб святым так обязательно не прописаны, а потому можно придерживаться и последовательного порядка: первый, второй, третий (в стихирах это вообще ни на что не влияет, а в каноне все равно катавасия будет не святому, а праздничная). А вот в чтениях Писания на литургии третье чтение следует ставить посередине, тем более что в современной практике при этом опускаются прокимен, аллилуиарий и причастен этого чтения.

 

по 3-й песни:       в общем виде:

 

                          кондак с икосом Минеи (2),

                      седален Минеи (1),

                     Слава – седален Минеи (2),

                          И нынѣ – Богородичен Минеи (2) (а в субботу седален храму).

 

                          подробнее:

 

  (теоретически здесь первым может быть прочитан кондак и икос канона Богородицы, если есть),

  ин кондак с икосом если есть минеи (1),

                    кондаки с икосами Минеи (2) сколько есть,

 седальны Минеи (1) один или оба,

седален Минеи (2) если их два,

«СЛАВА» – второй (или единственный) седален Минеи (2),

«И НЫНЕ» – Богородичен Минеи (2) (если читается канон с повечерия, то можно его седален; а в субботу седален храму),

 

по 6-й песни: кондак и икос Минеи (1).

 

Поём «Честнейшую».

 

по 9-й песни: «Достойно есть» не поётся.

Светилен Минеи (1) (если их два, то оба за един), « СЛАВА »– светилен Минеи (2) (если их два, то оба за един), « И НЫНЕ » – Богородичен Минеи (2).

 

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

 

На хвалитех стихиры на 6: Минеи (1) – 3, и Минеи (2) – 3. « СЛАВА »– Минеи (1), « И НЫНЕ » – Богородичен Минеи (если есть или от меньших по гласу Славы, обычно для 2-го гласа Все упование, для 6-го Богородице ты еси лоза, для 8-го Владычице приими).

 

Великое славословие.   

По Трисвятом – тропарь Минеи (1), « СЛАВА »– тропарь Минеи (2), « И НЫНЕ » – Богородичен (Воскресный по гласу Славы, а в субботу отдаваемого гласа).

___________________________________________________________________________

 

 

На ЧАСАХ: тропарь Минеи (1),   СЛАВА – тропарь Минеи (2).

                  Кондаки Минеи (2) и Минеи (1) (или по другой логике Минеи (1) и Минеи (2) – в Оке чаще так) – попеременно.

___________________________________________________________________________

 

На ЛИТУРГИИ:

Блаженны на 8:  Минеи (1), песнь 3-я с ирмосом (без Богородична как правило) – на 4,   Минеи (2), песнь 6-я без ирмоса, но со всеми тропарями (причем Троичен и Богородичен с другими тропарями не соединяются за един) – на 4.

По входе – тропари и кондаки. В храме Господском и Богородицы –

в общем виде (подробнее ниже):
тропарь храму,

тропарь минеи (1),

тропарь минеи (2),

кондак минеи (1),

Слава: кондак минеи (2),

И нынѣ: кондак храму.

 

Подробнее:
тропарь храма,

тропарь (в службе их может быть несколько, но обычно либо в службе используют один, либо их чередуют и на литургии исполняют только один) Минеи (1),

тропарь (то же замечание) Минеи (2),

кондак Господского храма (? ) (теоретически можно и так, но это лишнее усложнение, потому что тогда дополнительно на И нынѣ надо петь Предстательство христиан)

кондаки (их нередко два, на литургии исполняются оба) Минеи (1),

кондаки (то же замечание) Минеи (2),

« СЛАВА »– последний (или единственный) кондак Минеи (2),  

« И НЫНЕ » – кондак храма (Господского или Богородицы ).

 

Прокимен, аллилуарий и причастен: Минеи (1) и Минеи (2) (если совпадают, то можно дня и минеи).

Дневные чтения Апостола (по логике Ока как правило каждое чтение неразрывно со своими прокимном, аллилуиарием и причастном) и Евангелия вовсе не обязательно переносить при бдении (Око это предписывает только в великие праздники и некоторые особые дни, в Типиконе об этом подробно не говорится, в Указаниях можно найти разные примеры, а иногда это и невозможно из-за соседства праздников).

По Оку вообще кроме великих и храмовых праздников, и некоторых особых дней читается всегда по два чтения: с понедельника по субботу рядовое и заупокой (если святому нет), именно для этого в конце Апостола и Евангелия указаны заупокойные чтения на каждый день (заупокойный прокимен для них указан в субботу наряду); а в Воскресенье рядовое и Богородице общее (если святому нет; так и на Афоне до сих пор делают).

 

По Оку иерархия чтений: дневное, первому святому, второму святому. А потому и прокимны с аллилуиариями и причастнами подчиняются той же иерархии: дневной, первому святому, второму святому. В современной новообрядной практике три прокимна (аллилуиария, причастна) не бывают, а потому прокимен, аллилуиарий и причастен второго святого опускаются. Поэтому прокимны, аллилуиарии и причастны должны иметь такой порядок: дню, минея (1). А чтения такой: дню, минея (2) под зачало, минея (1). В Типиконе эта логика нарушена, потому что с понедельника по пятницу при полиелее он опускает прокимен дневного чтения, а в субботу не опускает. Какова при этом логика Типикона, непонятно. Можно было бы думать, что дневной прокимен он считает второстепенным, и потому допускает только в субботу, когда он оказывается на втором месте после чтения святому. Но дневной прокимен не является второстепенным, потому что всегда посвящен Господу, Богородице или великим святым (Безплотным, Предтече, апостолам). Как бы то ни было, даже если опускать прокимен дню, следует иметь в виду и следующее соображение. В понедельник, вторник, четверг и субботу день посвящен святым. А потому при полиелее Богородице в эти дни, чтение ей должно стоять на первом месте, а дневное после него. Также при определении порядка чтений следует учитывать, что в иерархии новозаветных книг Деяния апостольские стоят прежде Посланий и должны быть прочитаны перед ними.

 

Апостол и Евангелие – дня, Минеи (2) (под зачало) и Минеи (1).

 

Порядок: дня, Минеи (2) под зачало, Минеи (1) был бы возможен при двух равнозначных полиелеях с одинаковыми прокимном, аллилуиарием и причастном, но все же один из них занимает первенствующее положение, а потому логичнее первый порядок.

О том, что значит «под зачало» (или «под главу»). Нередко на практике это указание применяют так, что бездумно читают два первых чтения как единое целое (при этом они могут совершенно не сочетаться по смыслу: одно может быть из Деяний, а другое из Посланий апостольских; одно может быть повествовательное, а другое отрывком прямой речи; если они оба из одной книги, то первое может быть в книге продолжением второго, а здесь их порядок меняют) и при этом еще опускают указанные для второго зачала вводные слова (Во дни оны, Братие, Чадца и т. п. ). В таком случае соединение двух чтений под зачало нарушает логику обоих. Безусловно нужно соблюдать логику, обязательно перед каждым зачалом произносить его вводные слова, по необходимости не первое со вторым чтением соединять под зачало, а второе с третьим, и даже менять зачала местами (например, когда соединяются два дневных чтения и одно из них является прямым продолжением первого и они составляют один текст, в этом случае вводные слова присоединяемого зачала не требуется произносить, тем более, что нередко одно зачало заканчивается какими-то словами, а следующее по порядку с этих же слов начинается). Но что тогда означает чтение «под зачало». В отличие от древней практики, когда, например, Деяния апостольские читались совершенно отдельно от Посланий, ныне на литургии все Апостольские чтения читаются одним чтецом как одно под одним заглавием (для сравнения при чтении поучений благословение испрашивается лишь в начале после заглавия первого поучения, но у остальных читаемых подряд поучений заглавия тоже прочитываются). При этом между разнородными зачалами Апостола делаются небольшие остановки (больше, чем между предложениями). Как и прокимнов, зачал со временем должно было стать не более двух, однако сохранилась необходимость читать и по три. Но в этом случае их читают как два, соединяя два (обычно два первых) в одно. И это не значит, что между соединяемыми под зачало чтениями не должно быть остановки (если это разнородные чтения, не соединимые в один логичный текст). Остановка должна быть и должна быть больше, чем между предложениями одного зачала. На это указывает традиция церковного чтения. В рамках русского знаменного пения (а также и у других народов в их традиционных системах роспева богослужебной речи) каждый вид чтений имеет свой напев-погласицу. В конце каждого смыслового отрывка одного зачала, а не только между зачалами, чтец повышает голос на тон и снова возвращается на строку (предыдущий, основной тон) (ну, примерно, как у нас повсеместно делают между двумя зачалами). Делает паузу и продолжает читать это зачало дальше. И так столько раз, сколько потребуется. А в конце всех чтений повышает так же голос на тон, но уже не опускает обратно (примерно, как у нас и заканчивают повсеместно чтение). Если между любыми двумя абзацами одного зачала можно делать такие остановки. То тем более такая остановка необходима между двумя зачалами, читаемыми как одно под зачало. Особенность чтения под зачало в таком случае можно выразить тем, что между зачалами, соединяемыми в одно, остановка будет меньше, чем между двумя самостоятельными зачалами. В итоге в любом случае что два зачала, что три составляют на самом деле одно чтение Апостола с одним заглавием, исполняемое одним чтецом, от искусства которого зависит, все это сделать осмысленно и удобовоспринимаемо для слушающих.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.