Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Формирование алгоритмического мышления младших школьников»



1. Обоснуйте взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Какие умения называют алгоритмическими? Назовите основные алгоритмические умения.

Составление алгоритмических предписаний (алгоритмов) сложная задача, поэтому начальный курс математики не ставит своей целью ее решение. Но определенную подготовку к ее достижению он может взять на себя, способствуя тем самым развитию логического мышления школьников.

Сам термин «алгоритм» можно употреблять условно, так как те правила, которые встречаются в курсе математики не всегда обладают всеми свойствами алгоритма. Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать алгоритм.

Таким образом, чтобы правильно выстроить алгоритм, необходимо обладать хорошо сформированным логическим мышлением, т. е. мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.

Умение последовательно чётко и непротиворечиво излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложные действия в виде организованной последовательности простых действий. Такое умение называется алгоритмическим.

Развитие алгоритмического мышления учеников тесно связано с развитием логического мышления, так как в основе алгоритмического мышления лежат следующие умения, основанные на мыслительных операциях:

1) умение понимать сущность алгоритма и его свойства;

2) умение наглядно изображать алгоритм;

3) умение чётко использовать алгоритм;

4) умение преобразовывать алгоритм;

5) умение составлять алгоритм;

6) умение проверять правильность алгоритма;

7) умение выбирать рациональный алгоритм.

2. Раскройте содержание первого этапа процесса формирования алгоритмического мышления учащихся. Приведите примеры различных упражнений и дидактических игр, которые можно использовать с этой целью. Подготовьте необходимую наглядность.

I. Понимание сущности алгоритма, его свойства.

Составление алгоритмов – сложная задача, поэтому важно уже на начальной ступени образования в школе, ставить целью ее решение, способствуя тем самым развитию логического мышления школьников.

Необходимо, прежде всего, учить детей «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют. Начинать эту работу следует с простейших алгоритмов, доступных и понятных им. Можно составить алгоритм перехода улицы, алгоритмы пользования различными бытовыми приборами, приготовления какого-либо блюда и т. д.

 

Рассматривая такие инструкции, сам термин «алгоритм» можно не вводить, а говорить о правилах, в которых выделены пункты, указывающие на определенные действия, в результате выполнения которых решается поставленная задача. На этом уровне школьники учатся составлять описание алгоритмов на соответствующем уровне детализации, полностью описывая деятельность в правильной последовательности шагов ее выполнения.

Следует заметить, что само понятие «алгоритм» чаще всего можно употреблять только условно, т. к. те правила и предписания, которые рассматриваются в начальных классах, не всегда обладают всеми свойствами, его характеризующими. Алгоритмы в начальной школе описывают последовательность действий в конкретном примере, а не в общем виде, в них находят отражение не все операции, входящие в состав выполняемых действий, поэтому их последовательность может быть и не строго определена. В этом случае алгоритм представляет собой полезный инструмент для решения задач, будь то из области математики, общественных дисциплин, естествознания, родного языка или повседневной жизни.

1. Знание точного смысла слов и, или, все, каждый.

Для этого целесообразно использовать первые уроки в школе. С помощью контрольных вопросов выясняется, правильно ли дети понимают смысл указанных слов. В случае затруднений необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбери из слов все, некоторые, каждый нужное слово и запиши его вместо точек, чтобы предложения были верными:

... треугольники – красные.

… круги – синие.

2. Нарисуй 3 квадрата и 2 треугольника. Раскрась 3 квадрата или 2 треугольника.

3. Нарисуй 5 звёздочек. Каждую из них раскрась красным карандашом. Сколько звёздочек ты нарисовал? Сколько звёздочек раскрасил? Почему?

2. В алгоритме «Как развести костер» действия перепутались:

Зажечь спичку

Сложить ветки в кострище

Собрать ветки

Поджечь ветки

Раздуть огонь

Расположи действия по порядку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.