Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Славосло́вие вели́кое и отпу́ст.



Славосло́ вие вели́ кое и отпу́ ст.

НА ЛИТУРГИ́ И

Блаже́ нны от обои́ х кано́ нов. Проки́ мен, глас 4: В озвесели́ тся пра́ ведник о Го́ споде/ и упова́ ет на Него́. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апо́ стол в Дея́ ниих, зача́ ло 24. Аллилу́ ия, глас 4: П ра́ ведник, я́ ко фи́ никс процвете́ т, / я́ ко кедр, и́ же в Лива́ не, умно́ жится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

  Ева́ нгелие от Иоа́ нна, зача́ ло 52. Прича́ стен: В па́ мять ве́ чную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Свято́ й му́ ченик Иоа́ нн-Влади́ мир, король Се́ рбский

Святой мученик Иоанн-Владимир, король Сербский, принадлежал к благочестивому царскому роду, владевшему княжествами Захумле и Превала. Он вступил в управление Сербией во второй половине X века и правил Зетой и другими областями в Иллирии и Далмации. С детства святой ИоаннВладимир был наделен духовными дарованиями: кротостью, смирением, благоразумной молчаливостью, отличался богобоязненностью и чистой жизнью, равнодушием к земным благам. Он изучил воинское дело и стал выдающимся полководцем, но продолжал отличаться примерным благочестием, хорошо знал Священное Писание, был милостив к бедным. Благодаря этим качествам ему удалось многих еретиков-богомилов вернуть в Православие. Как монарх он пользовался всеобщей любовью, которую приобрел мудростью и добротой. Святой Иоанн-Владимир посылал в народ учителей веры, что способствовало утверждению Православия и искоренению ересей, В его царствование было открыто много больниц, странноприимных домов и монастырей.

Ведя столь богоугодный образ жизни, король Иоанн-Владимир был вынужден непрестанно бороться с внешними (царь Болгарский Самуил и император Византийский Василий II Македонянин) и внутренними (богомилы) врагами. Однажды царь Самуил напал на сербов с большим войском. Король Иоанн-Владимир уклонился от битвы и обосновался со своей дружиной на высокой горе Облик (или Косогор). Здесь его люди стали страдать от укусов ядовитых змей. Святой Иоанн-Владимир со слезами стал молиться Богу о помощи, и Господь внял его молитве.

Некоторое время царь Самуил не мог нанести поражения осажденным сербам, но местный князь оказался предателем. Когда сербы поняли, что поражение неизбежно, святой ИоаннВладимир собрал своих людей и сказал им: «Лучше будет, если я положу душу свою за вас и добровольно предам свое тело на смерть, чем вы пропадете от голода и меча». Сказав это, он простился со всеми и отдал себя в руки царю Самуилу, который заключил его в темнице города Пресна. Святой Иоанн-Владимир непрестанно молился в темнице, и ему был послан ангел Божий, который укреплял его дух и предсказал освобождение, а впоследствии мученический венец.

Дочь царя Самуила Косара, или Феодора, отличалась милосердием и часто обходила темницы. Она полюбила молодого красивого пленника и умолила отца, который ни в чем ей не мог отказать, отпустить его. Царь Самуил женил святого ИоаннаВладимира на своей дочери и вернул ему трон.

Вернувшись домо́ й, король ИоаннВладимир предложи́ л Фео́ доре жить целому́ дренно, во исполне́ ние за́ поведи Христо́ вой (Мф.   19: 10–12; 1Кор.   7: 29). Фео́ дора послу́ шала его́, и так они́ жили, любя́ Бо́ га и управля́ я свои́ м наро́ дом со стра́ хом Бо́ жиим.

Тем временем произошли изменения в Болгарском царстве. Умер царь Самуил, был убит его сын Гавриил; на престол взошел Владислав – недоброжелатель святого ИоаннаВладимира. Святому Иоанну Владимиру было видение: он увидел орла, несшего крест. Птица парила над лесом, затем опустилась и положила крест на землю. Блаженный король поклонился кресту и воздвиг на этом месте храм, в котором молился днем и ночью, ожидая мученического конца.

Царь Владислав замыслил присоединить к своим владениям державу святого Иоанна-Владимира и с этой целью позвал его к себе будто бы для заключения какого-то договора. Напрасно Феодора, предчувствуя недоброе, убеждала мужа не ехать. Святой Иоанн-Владимир прибыл в Пресну. Увидев подходившего короля, Владислав выхватил меч и ударил святого Иоанна-Владимира, но не смог причинить ему вреда. Святой сказал ему: «Хочешь убить меня, брат, но не можешь! » И, вынув свой меч, отдал ему, говоря: «Возьми и убей меня, готов на смерть, как Исаак и Авель». Владислав, помраченный умом, схватил меч и отсек голову мученику. Обезглавленный Иоанн-Владимир взял свою отсеченную главу, подехал на коне к храму и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Убийца бежал в ужасе. Так принял мученическую смерть блаженный Иоанн-Владимир 22 мая 1015 года. В первую ночь после погребения святого над его могилой был виден чудный свет. Это так напугало Болгарского царя, что он отдал тело святого его супруге Феодоре и разрешил его погребение, где она пожелает. Вдова положила тело мужа в храме во имя Пресвятой Девы Марии в Крайне; приняв монашество, она провела остаток жизни вблизи гроба любимого мужа (впоследствии она была погребена рядом с ним).

Царь Владислав погиб при осаде сербского города Драча в начале 1018 года. Ему внезапно явился воин с ликом святого Иоанна-Владимира, а когда он в ужасе бросился бежать, ангел Божий поразил его.

Святые мощи короля Иоанна-Владимира около 1215 года были перенесены в г. Драч, затем в монастырь святого Иоанна в Албанию. В этой обители, посвященной королюмученику, было явлено много чудес. Память святого мученика ИоаннаВладимира чтили сербы, албанцы и греки, называя его чудотворцем и мироточцем. Святому королюмученику вскоре были написаны служба и житие сначала на сербском, затем на греческом языке. Впоследствии сербский текст был утерян и хилендарские монахи Лука и Парфений вновь перевели службу и житие с греческого на сербский. Они внесены в Сербляк в 1861 году митрополитом Белградским Михаилом. В 1925 году святому мученику ИоаннуВладимиру воздвигнут храм в монастыре во имя святого Наума на Охридском озере. На иконах святой часто изображается с царской короной на голове, в правой руке он держит крест, в левой – свою голову.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.