Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Начала и элементы



 

ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ

(334/3 – 262/1 гг. до н. э. )

 

Начала и элементы

85. Диоген Лаэртский VII 134. По их мнению есть два начала (archai) мироздания – действующее и испытывающее воздействие. То, которое испытывает воздействие, - это бескачественная сущность или материя. А действующее – это присутствующий в ней разум (logos) или Бог; Он вечен и творит все, что в ней существует. Это учение Зенон Китийский излагает в книге «О сущности»…Начала (archai) отличаются от элементов (stoicheia): первые не рождаются и не погибают, вторые же погибают при воспламенении. Кроме того, начала бестелесны и лишены формы, элементы же обладают формой.

 

88. Халкидий, Комментарий к «Тимею» Платона 292. Зенон говорит, что эта самая сущность конечна и является единой общей субстанцией всего существующего; вдобавок она делима и постоянно меняется. А именно, части ее претерпевают перемены, но при этом не исчезают – так, чтобы из существующего превратиться в ничто. Но подобно тому, как, например, у вещества бесконечно разнообразных восковых фигур нет ни собственной формы, ни облика, ни вообще какого-либо определенного свойства, - так, полагает он, нет их и у вещества, которое составляет основу всех вещей. Напротив, оно постоянно и неразрывно соединяется с каким-нибудь новым свойством. И поскольку у него нет ни рождения, ни гибели, в нем от века присутствуют пневма (spiritus) и жизненная сила, которые разумно направляют его – иногда все в целом, иногда по частям. Это и есть причина многочисленных перемен, происходящих в мире. Далее, говорит он, эта движущаяся пневма есть … разумная душа, оживляя чувственный мир, она украшает его. Этот мир они называют живым существом и Богом.

 

98. Аристокл, О философии. Стоики называют огонь [основным] элементом всего существующего, как Гераклит, а его началами – материю и Бога, как Платон. Но Зенон утверждает, что эти начала – и действующее, и испытывающее воздействие – телесны, в то время как Платон говорит, что первая действующая причина бестелесна. Далее, говорит Зенон, в некое назначенное судьбой время весь мир воспламеняется, а затем вновь упорядочивается. Этот первоогонь представляет собой как бы семя, содержащее разумные принципы (логосы) и причины всех вещей, которые возникали, существуют и возникнут в будущем. А сплетение и последовательность этих причин именуется судьбой, знанием, истиной всего существующего, законом неотвратимым и неизбежным. Именно благодаря судьбе все в мире управляется наилучшим образом как в самом благоустроенном государстве.

 

155. Тертуллиан, Против Гермогена 44. Стоики убеждены, что Бог так же пронизывает материю, как мед – соты.

157. Аэтий I, 7, 23: Стоик Зенон утверждает, что Бог это огненный разум мира.

 

158. Фемистий, Парафраза к «О душе» II, 64. Приверженцы Зенона полагают, что Бог пронизывает всю материю и на одном уровне выступает как разум (logos), на другом как душа (psyche), на третьем – как природа (physis), на четвертом – как структурное единство (hexis).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.