|
|||
Анализ произведения. Вопросы к учащимся ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Анализ произведения. Вопросы к учащимся 1. Назовите жанровые признаки комедии. 2. Какие черты комедии вы можете выделить в «Недоросле»? 3. Как вы понимаете значение слова «недоросль»? Комментарий учителя Недорослями в России XVIII века называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и еще не поступивших на государственную службу. Сейчас у слова есть второе значение, ироничное, во многом сформировавшееся благодаря комедии Фонвизина: глуповатый юноша, недоучка. Анализ произведения. Вопросы к учащимся 1. Прочитайте список действующих лиц комедии. В чем особенность их фамилий? (Фамилии действующих лиц «говорящие». ) 2. Еще не читая пьесы, что можно сказать о ее действующих лицах по их фамилиям? 3. Прочитайте в лицах явления I и II. Как в них раскрывается характер Простаковой? (Первая же реплика Простаковой: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил» — показывает ее как самодура, властного человека, которому никто не указ. Дальнейшие пять явлений усиливают первое впечатление. ) 4. Какими предстают в первом действии Митрофан и Скотинин? Охарактеризуйте их, используя цитаты из текста. 5. Какие особенности речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки вы можете отметить? (Для отрицательных героев — Простаковой, Скотинина, Митрофанушки — характерно использование народных пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Простакова также активно употребляет бранные слова: «рыло», «мошенник», «вор», «воровская харя», «скот», «болван» и т. д. ) 6. Какие сцены первого действия и почему показались вам наиболее смешными? 7. Исследователи творчества Фонвизина утверждают, что уже в первых сценах комедии заявлена ее тема. Как бы вы ее обозначили? (Тема помещичьего произвола — неслучайно комедия начинается сценой выволочки крепостного портного Тришки. ) 8. Что такое интрига? 9. В каком эпизоде первого действия происходит завязка интриги? (Завязку интриги можно отнести к седьмому явлению, в котором Простакова узнает о получении Софьей наследства. ) 10. Если бы вы были актерами, с какой интонацией произносили бы реплики героев в сцене чтения письма о наследстве? Изобразите эту сцену в лицах. IV. Применение знаний, умений, навыков Вопросы к учащимся 1. В каком году создана пьеса «Недоросль»? 2. По вашему мнению, почему государственные власти противились постановке комедии? 3. Какая атмосфера царит в доме Простаковых? 4. Кто из действующих лиц в первом действии не похож на самодуршу Простакову? Задание учащимся Учитель раздает школьникам распечатки с текстом «Утро в доме Простаковых», затем выразительно читает его. Утро в доме Простаковых Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тришкой. И хотя кафтан сшит «изряднехонько», капризной барыне трудно угодить. «Вор», «воровская харя», «болван», «мошенник» — такими словами награждает она Тришку. Частый гость в имении Простаковой — ее брат Скотинин. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день «сговора». Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью «на законном основании», решила выдать ее за своего брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают. А вот и сын Простаковой — Митрофанушка, в характере которого отчетливо видны ма- теринские черты. Но в некотором отношении он пошел даже дальше матери. Простакова посвоему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери: рассказывая свой сон, Митрофан «жалеет» матушку, которая устала, «колотя батюшку». Так начинается действие замечательной комедии Д. И. Фонвизина, в которой перед нами ярко предстает жизнь помещичьей усадьбы конца XVIII века. 1. Отметьте, что бы вы добавили к тексту или, напротив, от чего бы вы отказались. 2. Опишите, как в тексте оформлены цитаты. (Цитата — дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста. Цитаты применяются для подкрепления излагаемой мысли, способствуют образности, выразительности и емкости речи. Различают следующие приемы цитирования: точное цитирование (грамматически оформляется как прямаяречь); изложение содержания цитаты (с включением или без включения отдельных слов и выражений из нее). ) V. Объявление домашнего задания 1. Написать свой вариант зарисовки «Утро в доме Простаковых», используя разные приемы цитирования. 2. Индивидуальное задание двум учащимся: подготовить инсценировку диалога Стародума и Правдина (действие пятое, явление I).
|
|||
|