Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Слово учителя



Русский театр XVIII века испытывал острую потребность в национальном комедийном репертуаре — ведь на сценах шли произведения западноевропейских авторов. Первые попытки создания национального репертуара представляли собой «склонение» на русские нравы заимствованного материала. Таковы были, например, комедии Владимира Игнатьевича Лукина (1737—1794). За исключением лучшей его пьесы, «Мот, любовью

исправленный» (1765), остальные произведения были переделками пьес зарубежных драматургов: сохраняя сюжетную схему первоисточника, Лукин заменял иностранные имена и географические названия русскими и вносил приметы русского быта.

Первая стихотворная комедия Фонвизина, «Корион», поставленная в 1764 году, также была переделкой — французской пьесы Ж. -Б. -Л. Грессе.

Но уже через несколько лет Фонвизин создал свою первую оригинальную прозаическую комедию — «Бригадир» (написана между 1766 и 1769 годами, напечатана в 1786 году). Пафос «Бригадира» — в обличении невежественной и грубой старозаветной дворянской среды и новомодной французомании, скрывающей под собой иной вариант той же нравственной дикости и невежества.

В «Бригадире» Фонвизин вводит нас в комнату помещичьего дома, стоящего в глубине России. В комедии действуют представители двух достаточно заурядных, типичных для тогдашнего дворянства семей. Глава одной из них — отставной Бригадир (военный), другой — Советник, бывший судья (штатский), член губернской администрации, покинувший службу, чтобы избежать наказания за взятки, и ставший в неправедно

нажитом имении скупым, рачительным хозяином. Фонвизин, отступая от однозначности в трактовке отрицательных персонажей, наделяет их положительными качествами. Так, Бригадир — тупой и невежественный служака, привыкший говорить языком военного артикула, неумелый обольститель и притом домашний тиран; однако он не лишен здравого смысла и известного прямодушия. Бригадирша — суеверная и невежественная

женщина, ум которой постоянно погружен в мелочные хозяйственные заботы, однако в то же время — забитая грубым, деспотичным мужем жена и любящая мать.

Перенося действие в глубь России, широко распахивая перед зрителем и читателем двери обычного помещичьего дома, автор впервые в русской литературе правдиво и ярко нарисовал картину повседневной жизни русского поместного дворянства.

В комедии «Недоросль» Фонвизин сделал следующий шаг по тому пути, на который вступил в «Бригадире». И здесь перед зрителем встает живая картина домашнего быта дикой и невежественной провинциальной семьи русских помещиков.

«Недоросль» был завершен в 1781 году, но поставлен на сцене лишь через год. Правительство Екатерины долгое время противилось представлению комедии. После того как другу и покровителю Фонвизина Н. И. Панину через наследника престола, будущего Павла I, все же удалось добиться постановки комедии, отношение Екатерины и правящих кругов к Фонвизину резко изменилось: до конца своей жизни автор «Недоросля»

ощущал себя с этой поры опальным, гонимым писателем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.