Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Брестская крепость.. . Дети на войне.



 Брестская крепость.

Брестская крепость была первым рубежом на западной границе Советского Союза, по которому гитлеровцы нанесли мощный удар и на котором они споткнулись. Силы противника превосходили гарнизон Брестской крепости в 3, 5 – 4 тысячи человек в 10 раз. Но сами фашисты сообщили: «Сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства. Так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и подковообразного двора скашивал каждого приближающегося. Оставалось одно: голодом и жаждой вынудить русских сдаться в плен». «Русские в Брест – Литовске сражались исключительно упорно и настойчиво, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе» ( из «Боевого донесения о занятии Брест – Литовска). Начальник штаба 4-й гитлеровской армии генерал Блюментритт признавался: «Начальная битва в июне 1941 года впервые показала нам Красную Армию. Наши потери доходили до 50%.. ОГПУ и женский батальон защищали старую крепость в Бресте… до последнего, несмотря на тяжелейшие бомбежки и обстрел из крупнокалиберных орудий. Там мы узнали, что значит сражаться по русскому способу». Крепость сражалась целый месяц. Она не сдалась и не пала – она истекла кровью.  

. Дети на войне.

 Перед вами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. » (Т. С. Ивлева, полиграфист. )

«И вдруг война, страшная война. А мне - 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. » (Ю. Н. Никитина. )

«Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к сво­им. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл... » (Ю. Г. Подтыкайлов, инженер-механик. )

Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, тан­кисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена. Братья и сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей... Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужав­ших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в еди­ном порыве, принесшем нам Победу.

2. Прослушивание стихотворения в исполнении автора К. М. Симонова. (АУДИОЗАПИСЬ)

 

3. Анализ стихотворения.

- Какой город первым принял на себя удар фашистов? (Брест, Брестская крепость. )

.

Запись в тетради: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

 

- А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио. Сообщали военные корреспонденты. )

Запись в тетради: К. М. Симонов был военным корреспондентом.

 

- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело?

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

 

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

 

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно? (" Седой мальчишка" )

 

-Почему мальчик седой?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. )

 

- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, " За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал " на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг. )

 

- Стихотворение делится на две части, назовите их. О чем говорится в каждой из них?

Стихотворение Симонова - это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и размышления, непосредственного обращения к любимой женщине.

 

- Как вы понимаете слова: " Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой... "?

(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других... )

 

- К кому обращается автор со словами: " Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу. )

 

- " Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут " домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои. Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и " поцелует горсть своей земли". )

 

- Почему автор пишет, что " твой" мальчик спит " за тридевять земель, в горах Урала"?

(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь. )

 

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой. Но если не вернется, если сын вырастет и ему " наступит дата", придет срок " идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов. )

 

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

 

  Физминутка для глаз: встаньте, закройте глазки, зажмурьте их сильно, а потом откройте – 5 раз. Нарисуйте глазками круг, квадрат, проведите диагонали, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. Сели.

- Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.

4. Дети на войне.

- Почему у героя нет имени?

(Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких мальчиков и девочек было очень много. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Дети были и настоящими бойцами. )

 

- Знаете ли вы каких-нибудь героев? (Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей и многие другие. )

 

5. Мини-сочинение.

- Напишите несколько предложений, что бы вы сказали этому мальчику или детям-героям, если бы у вас была такая возможность.

 

6. Подведение итогов урока

? Что нового узнали? Что было уже известно?

 

7.   Написать сочинение «След войны в моей семье».

 

                                                                                                

 

 

        

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.