Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Майкл Роуч Карма любви: вопросы о личных отношениях 16 страница



– А если это так же, как и ручка, – продолжаю я, – то как это изменить?

– Уничтожить внутри меня семена, которые заставляют меня это видеть, – с лёгкостью говорит она. – Если я чего-то хочу, например, чтобы решение пришло само собой, то сначала


 

я должна обеспечить то же самое другому. Если я чего-то не хочу, то должна перестать делать это по отношению к другим.

– Точно то же самое? – спрашиваю я. Лифен понимает, к чему я клоню.

– Не обязательно, – говорит она. – Существующее насилие со стороны мужа может про- исходить, или лучше сказать, определённо происходит, из маленьких актов насилия, совер- шённых мною самой. Чтобы уничтожить эти семена, я должна присмотреться к своей жизни и постараться найти какие-то мелочи, которыми я причиняю вред другим.

– Совершенно верно, – говорю я. – Двухсторонний подход. Сажать новые семена, чтобы видеть, как проблемы решаются сами собой, без необходимости принимать решения, и уни- чтожать старые плохие семена насилия в твоей жизни. И что происходит потом?

– Драки прекращаются, – говорит она, – и в то же самое время испаряются решения вместе со всем кошмарным беспокойством, которое она чувствует от необходимости их при- нимать.

– Вперёд, – просто говорю я.


 

 

Вопрос 52

После многих лет жизни с женой я понял, что насилие может быть не только физическим, но и эмоциональным: я стал бояться быть самим собой, потому что ей это может не понравиться. И теперь я чувствую себя так, будто становлюсь всё меньше и меньше, как бы забиваюсь в угол. Как мне остановить это неуловимое насилие и вернуть обратно свою жизнь?

Я слышал этот вопрос, или его вариации, от огромного множества людей. Сейчас я про- вожу трёхдневный бизнес-ретрит в окрестностях Тель-Авива. Вопрос задаёт Моше. Он – доб- рейший человек. Вам знаком этот тип людей, готовых сделать для вас всё, что угодно. И он старается сделать всё для Ирит, и, кажется, она этим злоупотребляет. Это такое же насилие, как и физическое, и так же подрывает силы. Здесь, пройдя примерно половину из наших 100 вопросов, самое время начать официально представлять следующие три четвёрки, отвечая на вопрос Моше.

– Так, а ты делаешь то же самое?

– Что именно?

– Ты решаешь за людей, доминируешь, медленно превращая их в ничто?

Мы оба знаем ответ. Это последнее, что Моше мог бы кому-то пожелать. Это один из самых скромных и застенчивых людей из всех, кого я встречал. Если принципы Алмазного Огранщика являются выражением совершенной справедливости в этой вселенной, если мы всегда получаем то, что отдаём, то последнее, чего Моше заслуживает, это чтобы его подав- ляли.

Или нет? Я решаю бросить ему вызов.

– Моше, ты ведь знаешь Четыре закона, правильно?

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНА КАРМЫ

Подобное порождает подобное: если ты посадишь арбуз, у тебя и вырастет арбуз

То, что ты получаешь, всегда гораздо больше того, что ты сделал Если ты что-то делаешь, к тебе это обязательно вернётся

Если ты ничего не делаешь, то ничего и не получишь

Он кивает.

– Четыре закона кармы… да, я их знаю.

– Хорошо. Давай пройдём их в обратном порядке. Каков последний из четырёх?

– С тобой ничего не может произойти, если сначала ты не посадил для этого семена.

– А третий закон?

– Если ты посадил семена для чего-то, оно обязательно произойдёт.

– Правильно. Теперь скажи мне: что-то происходит?

– Да! – отвечает он. – Моше исчезает! Он захвачен Ирит, очень медленно, очень уве- ренно. То, каким он был: внимательным, ответственным, услужливым, – медленно тает. Теперь он делает только то, что она ему приказывает, даже если это противоположно тому, что было в нём хорошего раньше.

– Итак, четвёртый закон гласит…

– Это не может происходить ни с того ни с сего.

– И третий закон говорит…

– Я должен был что-то сделать, чтобы посадить во мне то, что происходит.

– А в первом законе сказано…


 

Моше ненадолго замолкает, но я вижу, что он старается выстроить понимание всех четы- рёх законов, поскольку его ответы полны уверенности.

– Должно быть то же самое, – говорит он. – То, что делаю я сам, должно быть таким же, как то, что происходит со мной.

Но затем он приходит в замешательство, что и должно было произойти. Он определённо

не доминирующая личность. Совершенно наоборот, и мы оба это знаем.

– Это всё не имеет смысла, – громко произносит он. – Я просто не такой человек. Я никогда не пытаюсь эмоционально задавить людей, чтобы, в конце концов, осталась только моя персона и никакого другого мнения вокруг.

– А как же второй закон кармы? – спокойно спрашиваю я.

– Семена растут, – говорит он. – В следующий же момент после того, как семена поса- жены в сознании, они начинают расти, экспоненциально. Пока семена ожидают глубоко в под- сознании, они ежедневно удваивают силу.

Я киваю.

– Ты на работе, твои сотрудники должны принять решение. Ты очень хочешь, чтобы они поступили определённым образом, и поэтому слегка надавливаешь. Это продолжается всего несколько минут.

Моше подхватывает мысль.

– За три минуты, которые я провожу, навязывая своё мнение сотрудникам, я сажаю пару сотен семян? И, скажем, я давлю на них в понедельник. В день расплаты, спустя две недели, эти 200 вырастают до.. – он выхватывает сотовый телефон и производит расчёт, затем делает глубокий вдох, – более миллиона семян.

Он считает дальше.

– Эти миллионы открываются и создают передо мной Ирит, контролирующую меня самого, опять же со скоростью 65 семян в секунду. Получается, что 3 минуты контролирова- ния одного из моих сотрудников превращаются в три-четыре часа, в течение которых Ирит не позволяет мне быть самим собой.

Он подводит итог:

– И не имеет значения, что я не пытаюсь слишком часто навязывать людям свои взгляды. Если я делаю это раз или два в неделю, даже в очень мелких делах, то и тогда, в соответствии со вторым законом кармы… и с четвёртым… и с первым, и с третьим, – он выглядит ошелом- лённым, – у меня будет жена, которая не позволяет мне быть самим собой каждый раз, когда мы находимся вместе.

Я с гордостью смотрю ему в глаза. Я понимаю, что он только что додумался до этого. Второй закон кармы утверждает, что, даже если он не позволяет другим быть самими собой всего 3 минуты в день, этих семян будет достаточно для того, чтобы жена полностью контро- лировала его. Четвёртый закон говорит, что, если бы он не контролировал своих коллег, с ним не произошло бы ничего подобного.

Первый закон кармы гласит, чтобы оказаться контролируемым, нужно вначале сделать подобное действие – контролировать других людей. И третий закон предполагает, что это будет продолжаться до тех пор, пока он не прекратит стирать индивидуальность любого из своих сотрудников.

– Итак, кто же это будет? – спрашиваю я.

Моше кивает. Он понимает, что сейчас я двигаюсь от Четырёх Законов Кармы в направ- лении Четырёх Шагов «Старбакса», к которым мы здесь уже так часто обращались в первых 50 вопросах. Второй из этих шагов для Моше – подумать, кого же из своих сотрудников он подавляет. Он с минуту размышляет, что равнозначно медитации, потому что он целенаправ- ленно контролирует свой ум и принуждает его сосредоточиться на определённой мысли: кто на работе не может свободно выражать себя из-за действий Моше?


 

– Есть один такой, Шимон, – он качает головой. – Он всё время повторяет, что хотел бы больше работать над творческой стороной бизнеса, но он хороший бухгалтер, и мне гораздо выгоднее, чтобы он им и оставался. Таким образом, я как бы втискиваю его в рамки гораздо менее интересной роли только лишь потому, что мне так хочется.

Теперь, когда Моше понял, что происходит, давайте посмотрим на решение. В вопросе

№ 34 мы предлагали идею обмена с кем-то именами для того, чтобы мы могли научиться обра- щать такое же активное внимание на потребности других, как и на свои собственные. Так, если тебя зовут Джон, а меня зовут Майк, и я хочу научиться быть добрее, я как бы наклеиваю на тебя моё имя, а твоё – на себя и исхожу из этого – с моей обычной уверенной готовностью заботиться о том, чего хочет Майк. Только теперь Майк – это ты, и ты получаешь от меня гораздо больше внимания к своим нуждам, чем это бывало раньше.

Этот особый метод духовной практики был создан ламой, с которым мы уже встречались раньше. Зовут его Мастер Шантидева и жил он 13 веков назад. Он называл этот метод «обмен себя на других». Он также говорил, что в качестве подготовки к нему мы можем выполнить практику под названием «Равные права для тебя и меня».

Это просто означает, что мы стараемся быть очень демократичными в том, как мы отно- симся к другим. Мы признаём, что у них есть такое же право быть собой (во взаимодействии с коллективом на работе), как и у нас, оставаться собой в наших взаимоотношениях с партнёром.

Итак:

– Правильно, – говорю я. – Убедись, что ты позволишь Шимону подходить к решению рабочих задач его собственным образом, и к тому времени, как ты придёшь домой, у тебя уже будут какие-то новые семена, чтобы увидеть, как Ирит уважает твоё право быть самим собой. Это не означает, что ты ничему не учишься у Ирит – это одна из важнейших целей любых взаимоотношений. Но у тебя есть равные права оставаться личностью и действовать по своему усмотрению, даже когда вы с ней делаете что-то вместе.

Моше испускает тихий вздох облегчения. Мы встаём и направляемся к аудитории. Даже робкому человеку хочется быть человеком.


 

 

Эмоциональная поддержка

Вопрос 53

В этом году у меня было несколько серьёзных проблем на работе, а также некоторые значительные личные трудности. Когда бы я ни обратился за помощью и поддержкой к своей жене, я их почти не получаю, а в одиночку справляться тяжело. Какие семена мне надо посадить, чтобы чувствовать, что мы вместе?

Вопрос задал мне друг по имени Терри. Он и его жена Ли недавно приезжали на неболь- шую экскурсию, чтобы посмотреть туристические места в южной Аризоне. Посреди поездки Терри позвонили с работы и сообщил плохие новости. Он сразу рассказал об этом Ли, надеясь на утешение, но она продолжала писать сообщение в телефоне и, казалось, даже не слушала его. Очевидно, так это и происходило уже некоторое время.

– Тебе знакомы Четыре Цветка, правильно? – спрашиваю я. Терри секунду медлит и говорит:

– Да – их изучают на втором уровне обучения в Институте Алмазного Огранщика. Мы их проходили.

– Расскажи мне, почему так полезно о них знать.

– Для меня, – говорит Терри, – они являются одной из самых важных частей обучения. Я имею в виду то, что мы вырастаем с определённым пониманием слова «карма»: «Не наступай на жучка, Джонни, иначе однажды кто-то сделает тебе больно». И в Библии мы тоже слышим это: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Но большинство из нас не следуют этому, потому что нам не совсем понятно, как эта карма, или сеяние, действует. В смысле, где всё то, что я записал? Когда я кричу на свою жену, у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое, но что делает это плохим? И как это возвращается ко мне?

Улетают ли слова, которые я ей высказал, куда-то по воздуху, как бумеранг, облетают вокруг Плутона, а потом возвращаются как-то назад и бьют меня по голове пару месяцев спу- стя? Или это правда про Святого Петра, который сидит перед жемчужными воротами в рай и записывает всё, что я делаю каждый день в течение всей жизни? А потом в конце он показы- вает мне всю эту книгу и решает, что со мной произойдёт?

Я хочу сказать, мне кажется, невозможно принимать всерьёз ни один из этих способов. Но на мой взгляд, Четыре Цветка дают мне модель, совпадающую с тем, как нас всему учили. Для меня в ней есть смысл.

ОБЗОР ЧЕТЫРЁХ ЦВЕТКОВ:

Ты получаешь в точности то же, что и отдал Действие становится привычкой

То, что ты делаешь, создаёт людей и мир вокруг тебя

Это также создаёт мир, в который ты попадёшь в следующий раз

– Как ты думаешь, почему это называется «цветы»? – спрашиваю я.

– Мне понадобилось некоторое время, чтобы это выяснить. Я думаю, что Четыре Цветка на самом деле объясняют, как карма возвращается ко мне: как раскрываются семена. В данном случае крик на партнёра. Семена высаживаются, когда я вижу, слышу и чувствую, как я сам выхожу из себя: отпечатки того, что я делаю, входят через двери глаз, ушей и вообще сознания.


 

Эти впечатления «вдавливаются» в моё сознание и сидят там, позади моих осознаваемых мыслей, как семена под поверхностью почвы. Там с ними что-то происходит – это настоящая тайна, что именно происходит внутри семян, пока они готовятся к раскрытию – и потом, когда наступают подходящие время и условия, они раскрываются и выпускают росток.

Кроме того, ментальный росток – это свет. Не свет, который от него отражается. Нет, он сам сделан из света, как внутренность лампы или пламя над свечой. Это крошечная кар- тинка, созданная из света. У неё нет размера, мы не можем сказать, насколько она большая или маленькая, но очень чувствительный человек, тот, кто много медитировал, на самом деле может наблюдать, как открываются семена и образы выходят наружу. И он чувствует их, при- мерно на полдюйма выше, и чувствует, как они плывут куда-то в направлении затылка.

А затем – это мне больше всего нравится в Четырёх Цветках – этот маленький светя- щийся образ выходит, скажем, через мои глаза и приклеивается сверху на цвета и формы передо мной.

– Почему цвета и формы? – спрашиваю я. – Почему не предметы и люди?

– Это захватывающая часть, – говорит Терри, – подумай об этом. Твои физические глаза

– твои глазные яблоки – могут различать только оттенки цветов и контуры фигур. На задней стенке твоего глаза находится очень чувствительная ткань, состоящая из палочек и колбочек, которые изменяются в соответствии с изображением, появляющимся перед ними. Как старые кинокамеры.

Перед моими глазами появляется овальная форма красноватого цвета, и внутри этого овала – другая, округлая форма, которая открывается и закрывается. Первое – это лицо моего начальника, орущего на меня, а вторая – его рот, который двигается, пока он орёт. Но толкова- ние округлой формы как моего сердитого начальника выполняют не глаза. Палочки и колбочки на задней стенке моего глазного яблока не могут принимать решений, они на это не способны. Вот что происходит на самом деле: эти семена в глубине моего сознания раскрываются,

и светящиеся картинки вылетают в направлении этих округлых форм, накладываются на них, придавая им смысл. Формы, которые принимают эти картинки – вижу ли я своего шефа, ору- щим на меня или хвалящим меня за хорошую работу, – выходят из семян в моём сознании. И эти семена были там посажены неделю назад, когда я разговаривал со своей партнёршей.

– Итак, некоторым образом, – подытоживает Терри, – семена и эти маленькие картинки из света очень чётко объясняют, почему то, что я делаю, возвращается ко мне. Я не должен слепо верить в это, я должен просто понять. Так становится гораздо легче быть хорошим человеком и остановиться, когда я уже было собрался накричать на Ли.

Семена и картинки – содержимое Четырёх Цветков – точно объясняют, почему во все- ленной есть совершенная справедливость. И это для меня ну просто чертовски утешительно.

Я с чувством улыбаюсь Терри и восклицаю:

– Просто прекрасно!

В «Сутре сердца», возможно, самой знаменитой буддийской книге всех времён, есть место, где Будда слушал, как один из его учеников объяснял то, что касается ручки. Ученик прекрасно справляется, и Будда постоянно подбадривает: «Браво! Браво! » Мне очень нравится эта часть.

– Хорошо, – я перевожу дыхание, – давай вернёмся к ответу на твой вопрос. Каков третий из четырёх способов, которыми цветут семена в нашем сознании?

Терри мысленно подсчитывает и отвечает:

– Окружение – предметы и люди, которых мы видим вокруг себя, в течение всего дня. Нельзя сказать, что крик на жену дома создаёт одного лишь начальника, который кричит на меня на работе. Я буду видеть людей в магазине и по телевизору, просто проходящих мимо по тротуару, которые орут друг на друга.

Он коротко обдумывает и задаёт вопрос:


 

– Ты хочешь мне сказать, что если я подойду к этому с позиций Третьего Цветка, то увижу другую Ли? Что она – часть мира вокруг меня, и если я изменю мои собственные семена, она изменится вместе со всеми, с кем я сталкиваюсь?

– Это так, – соглашаюсь я, – но вообще-то я думал об этих других людях. Я думал об этом как о виде обратной реакции. Как бывает, когда ты говоришь в микрофон, но стоишь в неправильном месте, и всё, что ты говоришь, дублируется снова из колонки в микрофон, снова и снова, очень быстро, и в результате получается очень сильный отражённый звук.

Буквально недавно произошёл большой сдвиг в нашей культуре. У каждого есть сотовый телефон, и, когда люди слышат звонок или получают сообщение, они его просто достают, даже беседуя с кем-то. Они вдруг игнорируют того, с кем разговаривают, и обращаются к тому, кто хочет общаться с ними по телефону. И человек, сидящий за столом напротив, тот, с кем они только что беседовали, замолкает на минуту-другую, потому что понимает, что должен подождать.

В соответствии с Третьим Цветком, это внезапное игнорирование человека, с которым ты сейчас разговариваешь, создаст в твоём окружении множество людей, игнорирующих друг друга. Вот послушай. Я недавно был в Центральном Китае, в городе Ханчжоу. В кафе за столом сидели четыре девочки-подростка, все писали в телефонах сообщения, полностью игнорируя друг друга минут 45.

Когда они выходили, мой учитель китайского пошутила с ними насчёт того, что девочки не обращали друг на друга внимания. Но те захихикали и ответили ей, что писали друг другу, через стол. Только представь себе.

Как бы то ни было, в буддизме есть специальное слово для определения этого витка обратной реакции. Он называется сансара и по существу является огромным, самовозобнов- ляющимся, нисходящим циклом. Ты орёшь на свою жену, поэтому твой начальник орёт на тебя. Ты отвечаешь ему криком, и это высаживает семена, чтобы увидеть его кричащим ещё много раз, – и колесо оборачивается ещё раз. Те из нас, кто слышал о семенах, также прекрасно знакомы и с этими вращениями.

Но вокруг множество других вращений, и Третий Цветок действительно помогает нам против одного из них. Так, предположим, ты берёшь с собой в отпуск свой ноутбук и в какой- то момент сидишь на кровати в отеле, воткнувшись в него носом и игнорируя Ли…

Разорви порочный круг в своей жизни, сажая семена

Терри понял мгновенно и слегка покраснел.

– …и видишь это сообщение из офиса, а в нём – плохие новости. Теперь уже все мы знаем, что игнорирование Ли в те несколько минут, что требуются на проверку почты, может посадить отличные семена для того, чтобы она игнорировала тебя неделями, в то время как ты стараешься добиться от неё сочувствия в связи с неприятностями, постигшими тебя.

Но Третий Цветок говорит, что те же самые семена создадут в твоём окружении людей, которые игнорируют друг друга – как, казалось, делали те девчонки за столиком в кафе. И это ещё один виток спирали. Ты видишь, как люди во время разговора отвлекаются, чтобы прочитать входящее сообщение, и начинаешь думать, что это в порядке вещей. И поступаешь так с Ли и со многими другими людьми.

Каждый раз, совершая подобные действия, ты создаёшь следующие семена, чтобы уви- деть, как люди пренебрегают друг другом. И может быть, для них ты сам создан их семенами, так как ты тоже игнорируешь людей у них на глазах. И потом у них появляется мысль, что такое поведение приемлемо в социуме, и очень скоро всё общество целиком игнорирует друг друга и создаёт семена, гарантирующие, что приемлемое пренебрежение продлится по-настоящему долго: целая культура пренебрежения.


 

Однако ты можешь и развернуть Третий Цветок, и мне хочется, чтобы ты постарался именно так поступать с тем, что происходит между тобой и Ли. Вместо того чтобы верить, что игнорировать друг друга – это нормально, поскольку все вокруг так поступают, приближайся к людям, которых ты видишь пренебрегающими друг другом, – тактично и со знанием дела и воодушеви их общаться друг с другом теплее, больше слушать и придавать этому больше значения.

Эта попытка создаст другой, уже позитивный виток. Она посадит семена для того, чтобы ты увидел мир вокруг по-другому: мир, в котором тот, кто получает сообщение или звонок во время личной беседы с кем-то другим, просто ждёт и не смотрит на телефон до приятного завершения «реального» разговора.

– И тогда Ли всегда придёт мне на помощь, если мне это действительно понадобится, – улыбается Терри. Тем не менее его взгляд скользит вниз, к ноутбуку, и я понимаю, что его опять коснулась болезненная зависимость от электронной почты. Да, что поделать, потребуется некоторое время.


 

 

Вопрос 54

Я всегда была очень здоровой, а мои отношения с партнёром – активными: в постели ли мы, или катаемся вместе на велосипедах. Но недавно я несколько недель болела, и вместо того, чтобы мне посочувствовать, он демонстрировал мне своё недовольство, и это заставляло меня чувствовать себя ужасно. Какая карма нужна для того, чтобы партнёр проявлял больше сострадания?

Этот вопрос был задан в Алмазной Горе, нашем бесплатном университете на юго-западе Штатов. По лицу женщины, зовут её Сэм, было видно, что ситуация вызывала у неё глубокое беспокойство, если не сказать, страдание. Возможно, это одна из самых мучительных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни, если партнёр ничего не делает, чтобы помочь нам во время болезни. Бывает, даже и не удосужится спросить, как мы себя чувствуем.

– Так, Сэм, ты же знаешь о ручке, да (с этой темой мы с вами разбирались в первом вопросе, потому что это, скажем так, наиважнейшее из всего)?

– Знаю, – говорит она. – Ты держишь ручку, и человек видит ручку, а собака видит палочку для игры, которую можно пожевать. Это доказывает, что ручка происходит из меня, а значит, всё происходит из меня.

– Хорошо. И ты слышала о Пяти путях? Она опять кивает.

– Слышала, и мне нравится эта идея – идея этапов на духовном пути каждого человека. Например, когда ты едешь из Феникса в Лос-Анджелес, практически по всей дороге стоят знаки с указанием, сколько ещё миль тебе осталось проехать.

С духовным продвижением всё не так просто. Сколько процентов твоего старого гнева всё ещё остаётся в тебе? По шкале от 1 до 10, насколько ты уже любящий? И как долго оста- лось идти, пока ты достигнешь просветления? Мне нравятся Пять путей, потому что они дают понимание, насколько ты продвинулся и сколько тебе осталось идти.

– Тогда хорошо, – говорю я, – давай посмотрим, как Пять путей соотносятся с понима- нием ручки. Какой первый из пяти?

Сэм не раздумывает долго.

– Он называется Путь накопления. В основном это период нашей духовной эволюции, в который мы собираем достаточно хороших семян, чтобы подойти к большому прорыву. Он происходит на Третьем пути.

– Хорошо. Но что же в самом начале приводит тебя на этот Первый путь? Сэм иронически улыбается.

– Эта часть Пяти путей мне нравится тоже, потому что кажется мне чистой правдой. Как считали древние тибетцы, на Первый путь тебя приводит значительное страдание, которое ты переживаешь. Потеря любимого человека, разрыв с давним партнёром, разговор с доктором, который сообщает, что у тебя очень серьёзная болезнь, – такого рода события. Что-то такое, что заставляет задуматься об истинной цели жизни, о том, как её реализовать.

Мы сидим минуту в молчании, потому что оба вспоминаем, как сама Сэм начала свой духовный путь: много лет назад её мать совершила самоубийство. Она встряхивается от вос- поминаний, и мы продолжаем.

– Второй путь? – спрашиваю я.

– Путь подготовки, – отвечает Сэм. – Второй этап. В твоей жизни появляется некто и показывает тебе, как ручка приходит из тебя, из твоего сознания, а не из себя самой. Что как


 

бы означает, что ничто не является самим собой, по крайней мере так, как мы всегда об этом думали.

– Хм, – вдруг говорит она, – я никогда об этом не думала, но похоже, что работа над созданием множества хороших семян на первом этапе, главным образом через большую заботу о людях, чем когда бы то ни было раньше, создаёт человека, который появляется в твоей жизни и объясняет тебе всё про ручку. Я стараюсь мудро кивать, но честно говоря, я никогда прежде не думал об этом таким образом. Семена от попыток отвечать другим людям на вопросы иногда расцветают ответами на некоторые из твоих собственных.

– А как с Путём подготовки? – спрашиваю я.

– Этот путь необходим, чтобы попасть на следующий, третий, который является большим прорывом. Ты видишь нечто, что можно было бы назвать Абсолютной Реальностью, или может быть, даже Богом. Поэтому третий так и называется: Путь виденья.

– Правильно, – соглашаюсь я. – Но, я думаю, ты могла бы выразить то же самое обычными словами, без религиозного подтекста – хотя и он может быть прекрасен, если находит в тебе отклик. Я о том, что весь Путь виденья длится не дольше одного дня, однако, чтобы дойти до него через первых два, тебе могут понадобиться годы.

А Путь виденья состоит из двух частей. Первая часть – это то, о чём ты говорила: подо- бие причастности к чему-то высшему. Всё это занимает, скажем, 20 минут, хотя, пока ты нахо- дишься в этом состоянии, ты не способна точно понять, сколько времени прошло.

Если мы посмотрим глубже, когда кто-то рассказывает нам о ручке, то это не просто собака видит одно, а ты видишь что-то другое. На самом деле речь идёт о том, насколько ручка является ручкой сама по себе. В том смысле, что если я, человек, один сижу в кухне на стуле и смотрю на ручку, я могу сказать, что сейчас это ручка – ручка, исходящая из меня.

Но как только собака входит в дверь и направляется к столу, всё становится несколько сложнее. Маленькая палочка должна стать и ручкой, и игрушкой одновременно. Технически…

– Ты в самом деле хочешь всё это знать? – спрашиваю я Сэм. Мне вдруг пришло в голову, что она может и не хотеть.

– Не будьте слишком снисходительны, геше Майкл, – усмехается она. – Люди хотят мельчайших подробностей, усваивают их, и это помогает им применить весь материал на прак- тике, в реальной жизни.

Я пристыженно опускаю глаза.

– Тогда ладно. Технически у тебя здесь получаются сразу две реальности, в одной кухне, в одно время. Собака действительно испытывает переживание мира, в котором человек держит в руке игрушку. И этот мир настоящий, потому что это заставляет пса пускать слюни от одной мысли о том, как он её сейчас пожуёт, и он действительно может её пожевать.

В другой реальности – в моей, человеческой реальности, – палочка действительно явля- ется ручкой, потому что я могу её взять и писать ею.

А теперь представь себе, что я веду собаку на прогулку и мы оставляем палочку одиноко лежать на кухонном столе. В это время что она такое? Ручка или игрушка, которую можно пожевать?

Сэм смеётся.

– Я знаю ответ на этот вопрос. Я слышала его от Вас уже десятки раз. В это время она не ручка, и не игрушка, она просто… ничто, ожидающее, когда станет чем-то, могущим стать чем- то. То, что буддисты называют «пустотой», или лучше назвать это «потенциалом». Если собака войдёт в кухню, палочка станет игрушкой. Если войдет человек, палочка станет ручкой. Но сама по себе, одна, она просто… пока ничто.

– Ладно, – улыбаюсь я, – удержи эту мысль. На втором из пяти путей мы привыкаем к мысли, что ручка исходит из нас, из одной из тех крошечных сияющих картинок, которые выпрыгивают из кармических семян в нашем сознании – семян, которые мы, возможно, поса-


 

дили на прошлой неделе, когда были с кем-то любезными, давая им попользоваться нашей ручкой.

Но на третьем пути – на Пути виденья – всё становится бесконечно более глубоким. Вот, Сэм, прямо сейчас… прямо в это мгновение… я хочу, чтобы ты показала мне один предмет в этой комнате, который исходит сам из себя, а не из тебя.

Сэм поднимает руку, вытягивает палец и водит глазами по комнате. Внезапно она опять улыбается и пожимает плечами:

– Ничего такого нет, – улыбается она. – Не на что показывать.

– Хорошо – держи эту мысль. Фокусируй своё сознание на «не-на-что-показывать», кото- рое нас обоих сейчас окружает. Это то, что ты видишь, но на гораздо более глубоком уровне, на Пути виденья. Это то, что является Абсолютной Реальностью и, может быть, некоторым образом, является также и Богом. Факт, что ничто не является чем-то само по себе, означает, что с правильными семенами оно может стать чем угодно.

Мир может стать раем точно так же, как палочка на кухне становится ручкой. Я вижу волнение в глазах Сэм, но тут вдруг она слегка хмурит брови.

– Но… как же это всё заставит Фила (это её муж) проявлять ко мне нежную любовь, даже когда я не в форме?

– О… да, – я запинаюсь, вынужденный снова вернуться к предмету разговора. – Ну хорошо, Абсолютная Реальность – это только первая часть Пути виденья. По истечении 20 минут и до конца дня ты начинаешь видеть все эти восхитительные вещи. Среди прочего, ты видишь, как ты была эгоистична, как всегда эгоистичны мы все. Как эгоцентрично в дей- ствительности каждое когда-либо сделанное нами дело, или слово, или мысль. Даже когда мы молимся, даже когда мы помогаем кому-то выполнять задание, даже когда мы сидим и объяс- няем кому-то про семена, всё и всегда инфицировано эгоизмом: что я от этого буду иметь?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.