|
|||
СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 8 страницаМистерия боговоплощения и последующего обожения Озириса, на время побежденного в борьбе со злом, но затем воскресшего и восшедшего на небо в Обитель Бессмертных, несла в себе идею победы духа над плотью и смертью через исключительную жертву и потому подготовила почву для принятия человечеством христианского откровения. Агни Йога подчеркивает жертвенный аспект миссии Озириса, благодаря которому истина получает дополнительный импульс для распространения в мире. §484. ... Наша воительница знает... – Речь идёт о Е. И. Рерих. §489. ... Явление " Анура", иначе говоря сердечного обаяния, ценится очень высоко... – " Анура" – слово явно индийского происхождения, по-видимому, имеющее санскритские корни. §492. ... Скоро займемся " Знаками Огня", теперь утвердим качества сердца и покажем их в жизни... – Имеется в виду, учение об Огне, изложенное в трёх томах " Мира Огненного", вышедших в свет сразу же после книги " Сердце". §496. ... Скала фуриозо не затронет сердце, укрепленное мыслью о Служении... – Скала фуриозо (итал. ) – букв. " лестница ужасов". Скала (шкала, гармонические созвуки) – звуки различной высоты, возникающие одновременно от колебания полного объема, а также половинных, третьих, четвертых и т. д. частей какого-либо звучащего тела (струны, столба воздуха и т. п. ). Все гармонические созвуки при звучании образуют натуральный звукоряд. Фуриозо – яростный, экстатический. Иными словами, скала фуриозо – яростное диссонирующее созвучие разрушительного характера. §500. ... Моисей погружался в науку Египта, но он опередил её десятью строками... – Речь идёт о десяти Заповедях, принесенных Моисеем (посвященным в египетские мистерии) и представляющих собой квинтэссенцию древнеегипетской мудрости. " Опережение" древнеегипетской науки " десятью строками" состояло в том, что сложная метафизика десяти Великих Арканов была заменена Моисеем на понятные народу и вполне применимые этические законы. §528. ... Старая китайская сказка говорит о Великане заоблачном и карлике-пересмешнике... – Великан – мифическое существо гигантского размера, встречающееся в легендах и героическом эпосе Востока и Запада. В различных источниках и традициях Великаны выполняют разную функцию и нередко олицетворяют как добрые, так и злые силы. Двойственный смысл может заключать в себе и карлик – мифическое существо необычайно маленького роста, способное быть носителем и светлого, и тёмного начала. Однако в большинстве случаев пара Великан-Карлик символизирует собой противостояние двух сил и уровней бытия – Добра, Света, Величия Духа и Зла, Тьмы, Ничтожества. Древние китайские сказки сохранили в себе ясное разграничение добра и зла, что четко отразилось в данном символе. §531. ... письма Наши, написанные пятьдесят лет тому назад... – Речь идёт о " Письмах Махатм", представляющих собой переписку Великих Учителей Востока со своими духовными учениками и теми лицами, которые активно участвовали в основании Теософического общества в конце XIX века. §534. ... Мы не Лукуллы... – Лукулл Луций Лициний (Lucullus, ок. 117-ок. 56 до н. э. ) – римский полководец и политический деятель. Сторонник Суллы и оптимистов. Воевал против Митридата VI Евпатора. Славился богатством, роскошью и пирами (" Лукуллов пир" ). §540. ... Так старая пословица о лечении подобного подобным получает значение... – Данная пословица произошла из среды средневековой герметическо-алхимической врачебной науки. Чисто медицинский принцип лечения подобного подобным восходит к общефилософскому и метафизическому принципу, сформулированному древнеегипетским мудрецом Гермесом Трисмегистом: " Все, что вверху, подобно тому, что внизу, и, наоборот, все, что внизу, подобно тому, что вверху". Позднее данный принцип был переформулирован в гомеопатической медицине в закон подобия: для излечения необходимо применять малые дозы веществ, которые в больших дозах способны вызвать у больного симптомы, подобные признакам данного заболевания. §540. ... Когда один великий математик Аравии уже лежал почти без движения сердца, его друг нашелся сказать о решении одной алгебраической проблемы... – Аравия – название средневековой страны, находившейся на территории Аравийского полуострова. §545. ... Ведь спасение человечества не в отдельных сиддхи... – Сиддхи – скрытые силы человеческого организма и психики, пробуждение которых даёт возможность осуществлять многие оккультные феномены (телепатию, ясновидение, телекинез и т. д. ). И классические школы Йоги Востока и Агни Йога подчеркивают, что сиддхи не должны быть предметом специальных исканий ученика, поскольку при правильном восхождении данные силы проявляются и накапливаются в человеке естественно, без насилия над природой. А. М. Асеев, состоявший в постоянной переписке с Е. И. Рерих, во вступлении к статье " Фармакодинамика Оккультизма" следующим образом определял это понятие: " Сиддхи: " Сверхчувственные силы и способности, открывающие перед ищущим высшие планы жизни, известны в оккультной литературе под названием siddhi (сиддхи – санскрит) или iddhi (иддхи – пали). В дальнейшем мы будем пользоваться первым из этих терминов. Сиддхи можно разделить из две группы: низшую – астральные и грубые ментальные энергии и высшую – тонкие ментальные и духовные силы. Конечно, разделение это очень условно и является только грубой схемой; резкой границы между этими двумя категориями сиддх провести нельзя. Субстратом первой группы является эфирный двойник, астросом и отчасти ментальное тело (низший манас, кама мanas), тогда как источник второй берет свое начало преимущественно в Божественной триаде человека (высший Манас, Буддхи, Атма)" (Письма к А. М. Асееву, т. 1). §556. ... Заклинания, гримуары и все накопления тёмных... – Гримуары – так называемые " чёрные книги", содержащие в себе разрушительные магические формулы и методы оккультного воздействия. §559. ... Сказавший " глазами сердца видим", имел в виду не символ, но закон физический... – Способность видения " глазами сердца" зафиксирована во многих религиях и духовных учениях как ступень эволюции человека. Символ " глаз сердца" встречается в Ветхом и Новом Заветах, в трудах Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Паламы, употреблявшего выражение " очи сердечные", в исламской традиции, где он отождествляется с " духовным центром" человека. В индуизме " глаз сердца" отождествлялся с третьим глазом Бога Шивы. Североамериканские индейцы даже утверждали, что " глаз сердца видит все". Однако, способность " видеть глазами сердца" действительно нельзя относить к отвлеченной и абстрактной символике. Это вполне реальное состояние и свойство сознания, свидетельствующее о высоком уровне развития духовности в человеке, " заслуживающее названия " божественные глаза". Е. П. Блаватская писала на данную тему следующее: " Божественные Глаза – те " глаза", которые развил в себе Господь Будда на двенадцатый час своего бодрствования под деревом Бо, когда достигал состояния Будды. Это глаза просветленного духа, для которого материя более не представляет физической помехи, и кто имеет силу видеть все вещи в пространстве безграничной Вселенной. Наутро после этой ночи " Милосердный" достиг Высшего Знания" (" Теософский словарь", с. 89-90). §562. ... Мы соединяем ядра сочетанных духов... – В данном случае речь идёт об усилиях, предпринимаемых Великими Учителями по объединению людей, внутренне родственных друг другу на глубинном уровне, вплоть до ядра духа. Под ядром духа в Учении понимается Божественное Эго человека, окутанное самыми лучшими кармическими накоплениями его души. Эти ядра духа у различных людей могут гармонично сочетаться друг с другом, а могут и не сочетаться, тогда при попытке их объединить требуемого условиями духовной битвы согласования энергий не получится. Потому Великие Учителя соединяют ядра только у " сочетанных" (сочетающихся, внутренне гармоничных) духов. §563. ... Но сейчас кроме Строфанта не назову... – Строфант – разновидность тропических кустарников, семена которого содержат гликозид строфантин, применяемый для лечения сердечной недостаточности. Е. И. Рерих писала о строфанте следующее: " Строфант – замечательное средство не только от сердечных заболеваний, он особенно важен тем, что укрепляет и солнечное сплетение, и нерв вагус – наши наиболее важные жизненные очаги. При напряжении солнечного сплетения он незаменим и способствует мочевой эмиссии. Начинать нужно с малых доз, ибо это средство сильное, но благодетельное" (Письма к А. М. Асееву, 2. IX. 49). " Строфант лучше принимать в каплях и таблетках. <... > Впрыскивание строфанта может оказаться немного сильным, кроме того, действие строфанта почти мгновенно, и потому нет особой нужды во впрыскивании его. На себе испытала его молниеносное действие в серьезном случае и при сравнительно большой дозе в 15 капель. <... > Строфант излечивает даже грудную жабу и полезен при атеросклерозе" (Письма к А. М. Асееву, 17. XI. 49). " Вы на опыте знаете, насколько это средство действительно, и оно особенно хорошо, ибо не аккумулируется в организме, как прочие яды. Пусть Жанет начнет принимать по три капли на прием два раза в день, утром и вечером в течение одной недели, затем перейдет по пяти капель на прием, но только один раз в день перед сном, и продолжает три недели, затем по шести капель на прием тоже только перед сном в течение трёх недель и, наконец, дойдет до семи капель на прием перед сном и будет так продолжать несколько месяцев, скажем – полгода. Но при приеме строфанта не следует принимать других лекарств, строфант их не любит. Кроме того, нужно обратить внимание на свое самочувствие: нельзя принимать строфант при возмущении или раздражении. Сама я принимаю строфант каждый день по семи капель на ночь на протяжении нескольких лет и могу сказать, что сердце мое очень окрепло. Перебои и остановки пульса очень, очень редки" (Письма в Америку, 21. VIII. 44). §565. ... Пустые гробницы и таинственные сожжения могут напомнить о многом неизвестном для обывателя... – Е. И. Рерих, комментируя этот и другие подобные параграфы, утверждает, что сказанное следует понимать дословно: " Именно имеются пустые гробницы. Ибо при окончании миссии и наступлении срока ухода для Адепта, находящегося среди людей, чтобы присоединиться к Твердыне в физическом теле, часто происходило мнимое погребение его. Иногда тело уносилось после погребения, ибо оно находилось в состоянии как бы летаргии. Бывали случаи погребения заместителя, как, например, при отъезде Учителя Р. Но явление дематериализации физического тела крайне редко. Даже останки Будды были сожжены" (Письма в Европу, 2. 9. 37). §571. ... Среди коллективной, сознательной дисциплины нужно обратить внимание на Японские Монастыри Зен... – Зен (яп. Дзен, кит. Чань) – одна из главных школ и традиций японского буддизма, пришедшая в Страну Восходящего Солнца из Китая, куда, в свою очередь, была принесена двадцать восьмым буддийским патриархом Индии Бодхидхармой. Главными положениями метафизической доктрины Дзен является постулат о тождестве сансары и нирваны и вытекающий отсюда постулат о возможности немедленно достичь Просветления. Дзенская традиция включает в себя богатый арсенал методов, позволяющих, по мнению адептов учения, достичь Просветления кратчайшим путем. Среди методов – индивидуальная и коллективная медитация, размышление над сутью притч, коаны (парадоксальные загадки, требующие мгновенного ответа всем существом), мондо (скоростные беседы и диалоги), практика сознательного дыхания, концентрация, боевые искусства и оздоровительные двигательные гимнастики и т. д. Во всех дзенских монастырях действует исключительно суровая дисциплина, требующая послушания, смирения, терпения, воли, силы духа и находчивости. §576. ... Мы не некроманты, чтобы оживлять бездушные тела... – Некромант – человек, занимающийся некромантией: вызыванием духов и образов умерших людей и существ (наиболее тёмная разновидность спиритизма с ритуальными магическими приемами, направленная на общение с мертвыми телами). Занятие некромантией приравнивалось к чёрной магии и осуждалось духовными традициями и учениями древности. §577. ... В трудах старых отшельников можно найти замечание – " добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние"... – Подобные мысли можно встретить в трудах Отцов христианской Церкви и, прежде всего, в книгах " Добротолюбия". Об этом неоднократно говорил русский святой Серафим Саровский. §579. ... Так Истины скрижали входят в жизнь... – Скрижали – у древних евреев две каменные доски, на которых, согласно преданию, сам Господь начертал десять заповедей Закона Божия. Пять первых заповедей, написанных на одной доске, содержат законы познания Бога, а пять заповедей, начертанных на другой доске, заключают в себе обязанности по отношению к ближнему и принципы любви человека к человеку. Десять заповедей Закона Божия разделены на две основные скрижали для того, чтобы подчеркнуть два рода любви, заключающиеся в них: любовь к Богу и любовь к ближнему. Впоследствии Христос объединил их в две главные заповеди Нового Завета, говорящие о необходимости любви к Богу и любви к ближнему как и к самому себе. У древних евреев скрижали закона символизировали правосудие и порядок. В переносном смысле понятие " скрижали" буквально означает " то, что хранит", то есть предмет или реальность, куда заносятся памятные события, имена, даты. В данном случае под скрижалями Истины Учение, судя по контексту параграфа, понимает рождение в человечестве нового сознания, способного принять идею вечности жизни и бессмертности сущности человека. §582. ... Братья Милосердия, не заражаясь, вступали в злейшие очаги чумы... – Речь идёт о целом ряде тайных эзотерических обществ, а также христианских орденов и сект, деятельность которых была направлена на альтруистическое служение и милосердие. Полная преданность Высшему пробуждала в адептах скрытые силы организма, психики и духа, обеспечивающие иммунитет от многих серьезных эпидемий и болезней. §582. ... Все бичевания и раздражение кожи власяницами... – Власяница – одежда из шерсти, надеваемая на голое человеческое тело для совершения особо строгих монашеско-аскетических подвигов. §588. ... Вспомним, что Аполлоний был богат... – Аполлоний Тианский (из города Тианы в малоазиатской Каппадокии) – знаменитый философ н. э., последователь пифагорейской традиции. Современники и более поздние писатели (Апулей, Лукиан, Дион Кассий, Ориген) говорили о нем, как о маге и провидце. Ему принадлежат сочинения " О жертвах", Жизнеописание Пифагора", " О гадании по звездам" и множество писем. Отрывки из этих сочинений имеются в произведениях Порфирия, Ямвлиха и Евсевия. Наиболее полным и авторитетным свидетельством об очень яркой, полной необыкновенных приключений судьбе мудреца является произведение " Жизнеописание Аполлония Тианского", написанное знаменитым ритором III века Флавием Филостратом. Е. П. Блаватская в " Теософском словаре" даёт следующую историческую справку об Аполлонии Тианском: " Аполлоний Тианский (греч. ) – замечательный философ, родившийся в начале первого века в Каппадокии; ревностный пифагореец, изучавший финикийские науки у Евфидема, а пифагорейскую философию и другие науки у Евксена Гераклейского. Согласно учениям этой школы, он всю свою долгую жизнь оставался вегетарианцем, питаясь только фруктами и травами, не пил вина, носил одежды только из растительных волокон, ходил босым и давал своим волосам отрастать на их полную длину, как все Посвященные до и после него. Он был посвящен жрецами в храме Эскулапа (Асклепия) в Эгее и изучил много " чудес" этого бога медицины для излечения больных. Подготовив себя пятилетним молчанием и странствиями, в ходе которых он побывал в Антиохии, Эфесе, Памфилии и других областях, к более высокому посвящению, он отправился в Индию через Вавилон; все его близкие последователи покинули его, поскольку они боялись идти в " землю чародеев". Однако один встречный, ставший его учеником, Дамис, сопровождал его в странствиях. В Вавилоне он получил посвящение от халдеев и магов, согласно Дамису, чьё описание было скопировано кем-то по имени Филострат сто лет спустя. После его возвращения из Индии он показал себя истинным Посвященным в том, что его предсказания бедствий и землетрясений, смертей царей и других событий действительно сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея, ревнуя к нему, отказались посвятить его в свои особые мистерии, хотя несколькими годами позже они это всё же сделали. Он проповедовал народу Афин и других городов чистейшую и благородную этику, а производившиеся им явления были столь же чудесны, сколь многочисленны, и их подлинность хорошо доказана. " Как же это так, – вопрошал в смятении мученик Юстин, – как же так, что талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, поскольку они, как мы видим, предотвращают ярость волн и ветров и нападения диких зверей; и, в то время, как чудеса Господа нашего сохраняются лишь в предании, чудеса Аполлония крайне многочисленны и действительно проявляются сейчас на деле? " (Quaest, XXIV). Но ответ на это легко найти в том факте, что после пересечения Гиндукуша некий царь направил Аполлония в обитель Мудрецов, которая и по сей день, быть может, остается их обителью, где он получил непревзойденные знания. Его диалоги с коринфянином Мениппом воистину предоставляют нам эзотерический катехизис и раскрывают (тем, кто понимает) множество важных секретов природы. Аполлоний был другом и гостем царей и цариц, состоял с ними в переписке, и ни о чьих чудесных или " магических" способностях нет лучших свидетельств. В конце своей долгой и чудесной жизни он открыл эзотерическую школу в Эфесе. Он умер в возрасте почти ста лет" (с. 46-48). Учение Агни Йоги даёт исключительно высокую оценку личности и миссии Аполлония Тианского, которого оно считает воплощением Великого Учителя. Е. И. Рерих писала своему корреспонденту: " Не всегда великие Духи, несшие поручение, посещали Братство во время своего земного пути. Так, например, – Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении, как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения Иисуса Христа вместо радостного свидания и работы в Братстве томился в тюрьме" (Письма, 06. 05. 34). " Ваша догадка об Ап. Т. правильна. Самоотвержение Вел. Вл. безгранично, и Он не раз перевоплощался в предельно кратчайший срок. Так было и после ухода Ап. Т., когда Он поспешил принять горчайшую чашу, как мученик Ориген... Упоминание о том, что Ап. Т. в прежней жизни был кормчим на одном египетском судне, следует понимать аллегорически, ибо действительно Он много раз был Кормчим Царства Египетского. Кроме нескольких жизней, как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Менесе и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д. " (Письма, 24. 05. 38). Книга Е. И. Рерих " Криптограммы Востока" содержит в себе легенды, посвященные Аполлонию Тианскому и связанные с его пребыванием в Индии в Братстве Великих Учителей. Эзотерические учения свидетельствуют, что Великие Учителя и их ближайшие ученики работают с людьми самых разных типов и уровней, стараясь помогать пробуждению их духовности и в то же время исходя из их собственной внутренней природы. Так, если Иисус Христос был преимущественно направлен на помощь бедным, слабым, несчастным и вообще всем простецам (при всем том, что он был мировым Спасителем), то утонченный Аполлоний Тианский, обладавший значительным состоянием, в большей степени ориентировался на духовную помощь людям богатым и стремился расширить их сознания. Е. П. Блаватская писала по этому поводу следующее: " Аполлоний, современник Иисуса из Назарета, был подобно ему полным энтузиазма основателем новой духовной школы. Может быть, менее метафизический и более практичный, чем Иисус, менее мягкий и совершенный по своей натуре, он, тем не менее, прививал ту же самую квинтэссенцию духовности и те же высокие истины нравственности. Его великой ошибкой было то, что он слишком ограничил свою деятельность высшими классами общества. В то время как бедным и униженным Иисус проповедовал " Мир на земле и благоволение к людям", – Аполлоний был другом королей и вращался среди аристократии. Он родился в их среде, и сам был богатый человек, тогда как " Сын человеческий", представляющий народ, " не имел, где голову положить". Тем не менее, оба эти " чудотворца" поражают преследованием одной и той же цели. Еще раньше Аполлония появился Симон Маг, прозванный " великою силою Бога". Его " чудеса" и более чудесны, и более разнообразны и лучше засвидетельствованы, чем чудеса любого из апостолов или самого Галилейского философа. Материализм отрицает этот факт в обоих случаях, но история его подтверждает. Аполлоний следовал за ними; и насколько велики и прославлены были творимые им чудеса, по сравнению с теми, которые приписывают мнимому основателю Христианства, как утверждают каббалисты, – об этом снова свидетельствует история и Юстин Мученик. Подобно Будде и Иисусу, Аполлоний был непреклонным врагом всякого внешнего представления набожности, всякой демонстрации бесполезных религиозных церемоний и лицемерия. Если, подобно Христианскому Спасителю, Тианский Мудрец предпочел бы товарищество бедных и униженных; и если вместо удобной естественной смерти приблизительно ста лет от роду он стал бы добровольным мучеником, провозгласившим божественную Истину с креста, – его кровь могла бы оказаться столь же действенной для последующего распространения духовных доктрин, как кровь христианского Мессии" (" Разоблаченная Изида", т. II, с. 289-290). §599. ... Сказание Уйгуров передает о Великане, пленившем Чёрного Дракона... – Уйгуры – тюркоязычная народность, проживающая в Центральной Азии и Монголии. Раньше некоторые ученые отождествляли уйгуров с уграми – древним племенем прародителей венгров. Современные ученые говорят о родственности уйгуров и узбеков. Чёрный Дракон – символ зла во многих религиях, фольклоре и легендах народов мира. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
|
|||
|