Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 4 страница



Часть II, IX, 2. ... кооперацию стихий... – В данном случае кооперация означает гармонические отношения между тонкими энергетическими сферами природы, поддерживаемые сознательной духовной работой человека.

Часть II, IX, 2. ... Динамо-машина и заклятый круг имеют научное основание... – Динамо-машина – устаревшее название генератора постоянного тока.

Заклятый круг – очерченная вокруг человека магическая линия, выполняющая функцию защиты от воздействия темных сил.

Часть II, IX, 5. ... В лучшие времена жречества были избраны слова Адонай, Истар, Аллилуйя и Аум... – Адонай (евр. Господь Мой) – одно из обозначений Бога в иудаизме. Начиная с эпохи эллинизма употребляется как " непроизносимое" имя Бога.

Истар – см. Озарение ч. II, VIII, 11.

Аллилуйя (др. -евр. хвалите Господа) – в иудаизме возглас, прославляющий Бога; в христианской литургии произносимый трижды припев церковного песнопения, обращенный ко всем трем ипостасям Божественное Троицы.

Аум – см. Озарение ч. II, V, 5.

Часть II, IX, 7. ... Благословенный сказал притчу " О Колесе Закона"... – Колесо – один из символов солнца и солнечной энергии. И индоевропейская, и семитическая традиции были склонны видеть в Солнце колесо, вращающееся в небесах, а в спицах колеса – солнечные лучи. Вращение символического колеса – это круговое движение, динамика, возвращение к истоку и, в то же время, начало нового цикла, возобновление и самовозобновление. Колесо (санскр. dharmachakra) – чисто буддийское понятие, символизирующее космос, Закон, Истину, симметрию и совершенство всех элементов Дхармы. Предание приписывает изобретение Колеса Закона самому Будде, которое тот схематически начертил зернами риса из колоса, сорванного на рисовом поле во время проповеди. Колесо Закона считается неиконическим изображением самого Будды, а спицы относятся ко множеству правил поведения, утверждаемых Владыкой Сострадания. Спицы Колеса Закона сравниваются с лучами священного света, исходящего от Будды – " Того, Кто вращает Колесо Слова и Закона", которое, согласно преданию, начало вращаться после первой проповеди в Сарнатхе. Вращение буддийского молитвенного колеса считается равноценным повторению основ учения Будды. Золотое Колесо Закона является одним из Семи Сокровищ Правителя Вселенной, изображенных на так называемых священных отпечатках ступни Будды.

Часть II, IX, 8. ... труд Архата... – Архат – идеал раннего буддизма и хинаяны, означающий совершенного просветленного мудреца, достигшего освобождения от колеса перевоплощений и ушедшего в Нирвану.

Часть II, IX, 9. ... Начертайте на первом камне – Голубя. На втором – Воина. На третьем – Колонну. На четвертом – Солнце... – Данные четыре фигуры представляют собой символы четырех краеугольных камней, на которых строится Храм Учения. Каждый из этих символов имеет множество значений и смыслов и встречается в различных религиях и учениях. Почитанию Иерархии должно, согласно Агни Йоге, соответствовать начертание Голубя. Голубь символизирует духовное начало и качества с ним связанные – дух, душу, свет, мир, чистоту, непорочность, покой. Нередко голубя связывают с Женским Началом (Китай, Шумер, Вавилон, Египет, Древняя Греция). Символом чистоты выступал голубь в древнееврейской традиции и в христианстве, где в виде голубя описывается третья Ипостась Троицы – Святой Дух (наряду с образом языков пламени, сошедших на апостолов в день Пятидесятницы). Голубь был эмблемой Рыцарей Святого Грааля и Рыцарей Круглого Стола. В целом ряде традиций, в частности в парсизме, голубь олицетворяет первый и главный краеугольный камень. Почитание Иерархии продолжает эту линию, подчеркивая аспект Духа Святого как наиболее важный божественный аспект в Новую Эпоху.

Второму краеугольному камню Учения – сознанию единения – соответствует начертание Воина. Воин в самых разных традициях символизирует принцип порядка, света и защиты от видимых и невидимых врагов. Защите подлежит мировой порядок, добро, свет, а также те, кто не может себя защитить сам, то есть слабые. В христианстве воины составляют воинство Христово, ведущее бой с силами Сатаны за утверждение заветов Спасителя. Наиболее ярко культ воина был разработан в рыцарских орденах. Одним из наиболее извечных символов воина является изображение Георгия Победоносца, поражающего змея. Восточная традиция также имеет разнообразные образы воинов, ярко проявляющие себя и в буддийской, и в даосской, и в индуистской традициях. Агни Йога наследует и развивает почитание воинского духа, присущее всем перечисленным традициям. Понятие воина, воина духа, воина света встречается на страницах Учения довольно часто. Подход огненной йоги к понятию воина ориентирован, прежде всего, на духовную сторону понятия битвы. В широком смысле слова огненный воин духа – это тот, кто отстаивает и защищает принципы Учения в жизни, в данном случае принцип единения. Огненное воинство собиралось на битву за единство сил света и потому обязано быть единым.

Третьему краеугольному камню – сознанию соизмеримости – соответствует начертание Колонны. Колонна, согласно эзотерическим представлениям, означает " мировую ось", основание мира, символ прочности, стабильности и опоры. Символика колонны связана с символикой Мирового Древа, а также с позвоночным столбом, как несущей опорной конструкцией, вдоль которой спирально циркулируют основные энергии. Во вселенском аспекте колонна есть ось напряжения мировых энергий, рождающая новые сочетания духа и материи. Твердость колонны – антитеза человеческой неустойчивой и противоречивой природе. Наличие колонны всегда символизирует собой присутствие божества. В индуистской традиции колонна с венцом на вершине считается изображением наиболее прямого пути восхождения к Богу. В буддизме колонна – неиконический символ самого Будды, указавшего человечеству прямой восьмиступенчатый путь освобождения. О прямоте пути говорит символ колонны, встречающийся в китайской духовной культуре. В Египте колонна символизирует собой воскресение Озириса, а в греческой и особенно римской традиции с ней связывают образ Зевса. В диалогах Платона встречается упоминание о световом столбе Небес, окруженном восемью разноцветными сферами. Древнееврейская традиция рассматривала столбы огня и дыма как знаки присутствия Бога и выражения его поддержки. В греческом алфавите, применяемом в христианской богословской литературе, буква " I" приобрела значение центральной колонны, символизирующей собой прямостоящего праведного человека. В латинской трансляции букву " I" принимали за сокращение от слова Иисус.

Колонна, описываемая в данной шлоке Агни-Йоги, сравнивается с пестиком, которому предстоит процвести на месте построения грядущего Храма, что, по-видимому, свидетельствует о близости данного символа символу Древа Жизни. Нахождению истинного пути Христа, по которому " пройдут строители", предшествует цветение Древа Жизни и построение Храма. По свидетельству самого Учения колонна предстает таким символом сознания соизмеримости и меры беспредельности.

Четвертому краеугольному камню Учения – применению канона " Господом твоим" – соответствует начертание Солнца. Символ Солнца присутствует практически во всех духовных традициях мира и рассматривается как видимый образ Бога, сердце, космоса, высшее Отцовское Божественное Начало, славу, царственность, Око Творца, героическая сила вселенной, источник плодородия, центр бытия. Разные традиции отождествляют с солнцем духовный свет своих основателей: буддисты сравнивают с Солнцем сознание Будды, христиане называют Христа Солнцем Правды. Представители герметической традиции видели в Солнце божественный оживитель всего. Жрецы Египта соотносили Солнце с Гором (восходящее светило), с Ра (светило в зените) и с Озирисом (заходящее солнце). Агни Йога, связывая начертание Солнца с каноном " Господом твоим", подчеркивает идею всеохватности его света. Солнце способно светить всем существам – и злым, и добрым – и мгновенно распространять свои лучи в каждый уголок мироздания. Последователь Учения, желающий осветить его светом как можно больше человеческих сердец, должен подражать в своей деятельности Солнцу, сияние которого вмещает бесконечное разнообразие форм жизни.

Часть II, IX, 12. ... начинающие считают путь Адепта каторгой... – Адепт (лат. Adeptus – букв. тот, кто достиг) – 1. посвященный в тайны какой-либо религии и учения и достигший в ней высокой степени иерархии; 2. ревностный последователь того или иного учения или идеи. Е. И. Рерих утверждала, что такие понятия, как Посвященный, Адепт, Белый Брат, ужасно профанированы людьми и напоминала слова одного из Великих Учителей " Адепт есть редчайший цветок целого рода поколений искателей" (Письма, 20. 12. 34).

Подлинными Адептами Сокровенного Знания она считала Гималайских Учителей Востока.

Часть II, IX, 12. ... хорошо известно посвященным в мистерии Изиды... – Мистерия Изиды – система торжественных церемоний и одновременно духовных испытаний, служивших для каждого, желающего постичь тайны Природы (Изиды), необходимой школой воспитания духа или, как гласит Живая Этика, " научными путями жизни". В переводе с греческого мистерия означает таинство, сокровенный закон, лежащий в основе бытия. Также, мистериями назывались храмовые действия, изображавшие подобие реального космического таинства. Мистерии были распространены в Древнем Египте, наряду с мистериями Озириса, а затем в Греции и Риме, особенно в период эллинизма (Самофракийские, Дионисийские, Элевзинские). Подразделялись на большие и малые.

Часть II, IX, 12. ... В ночь на помазание посвящаемый запирался в особое помещение... – Помазание – здесь завершающий посвятительный обряд в древнегреческом культе Изиды.

Часть II, IX, 12. ... солнце озаряло пилоны храма... – Пилон (греч. pylon, букв. ворота, вход) – в данном случае башнеобразные сооружения, напоминающие усеченные пирамиды, которые возвышались около входов в древнеегипетские культовые здания.

Часть II, X, 3. ... Владыка Христос молился в саду Гефсиманском... – Сад Гефсиманский – место или селение, называемое евангелистами Лукой и Иоанном " садом", куда, согласно Евангелию, любил уединяться Христос. Здесь состоялись важнейшие события священной истории: здесь Спаситель после Тайной Вечери имел мучительные душевные переживания, здесь же произошел случай с предательским поцелуем Иуды. Именно в Гефсиманском саду находилась пещера, где, по преданию, молился до кровавого пота Христос, а также погребальный вертеп Девы Марии с её гробом. Важно отметить, что Агни Йога, упоминающая о саде Гефсиманском, овеянном легендами о Христовых Душевных страданиях, говорит об этом великом христианском символе в интонациях, отличных от общепринятого отношения и принятых с особым состоянием радости: " Радостно трепещет воздух предрассветного часа, когда Будда постиг величие космоса и Владыка Христос молился в саду Гефсиманском".

Часть II, X, 7. ... падение Александрии... – Александрия – город в Египте, в течение нескольких столетий являвшийся крупнейшим и интеллектуальным и духовным центром эпохи. Был знаменит своей библиотекой, получившей название " Александрийской", созданной Птолемеем Сотером ещё в III веке до Р. Х., где, по преданию, хранилось 700000 свитков, или томов, ценнейших рукописей и книг. В Александрии была создана Академия Наук, где работали такие всемирные ученые, как Эвклид, Аполлоний Пергский, Никомах, Герофил, Эразистрат. Здесь было положено начало знаменитой неоплатонической эзотерической философии, в традиции которой в дальнейшем работали Аммоний Сакс, Ориген, Плотин, а также известная школа гностиков, куда входили такие умы, как Филон Иудей, Иосиф, Ямблих, Порфирий, Климент Александрийский, Эратосфен, Ипатия. В итоге, в Александрии сложился так называемый Александрийский синтез – особое философское мировоззрение, ставшее органическим сплавом неоплатонизма, гностического христианства и восточных учений.

Часть II, X, 9. ... все сильные духом – своего рода легион с пониманием духа... – Легион (лат. legio) – основная организационная и тактическая единица в армии Древнего Рима, состоящая из манипул, турм и когорт. В XVI-XIX вв. название " легион" имели различные воинские формирования Великобритании, Германии, Франции и России. В библейской традиции понятие легиона стало синонимом бессчетного количества.

Часть II, XI, 1. ... доверие Братства... – Имеется в виду Белое Братство – вселенское духовное объединение светлых сил и душ, построенное по Иерархическому принципу.

Часть II, XI, 1. ... Конфуций учил о стройной государственности... – Конфуций (ок. 551-479 до н. э. ) – знаменитый древнекитайский мыслитель, выдвинувший идеал государственного устройства, в котором при наличии обожествляемого, но практически бездействующего правителя реальная власть принадлежит ученым-интеллигентам, философам, литераторам, людям науки. Смысл человеческого существования, по Конфуцию, есть утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка – пути (дао), важнейшие проявления которого – гуманность, должная справедливость, разумность, мужество, сыновняя почтительность, милосердие.

Часть II, XI, 2. ... пока имеются неисследованные циклы... – Циклы (греч. kiklos) – периоды, предполагающие возвращение начатого природного, жизненного или космического процесса к своей исходной точке и первоначальной стадии: отсюда наложение конца процесса на начало. Е. П. Блаватская писала о временных циклах:

" Древние делили время на бесконечные циклы, " колесо в колесе", и все такие периоды были разной длительности, каждый из них отмечал начало или конец какого-то события, космического ли, земного, физического или метафизического. Были циклы всего в несколько лет и циклы огромной длительности; великий Орфический цикл, относящийся к этнической смене рас, длится 120 тысяч лет, а цикл Кассандруса – 136 тысяч лет, что приводит к полному изменению планетных влияний и их связей с богами и людьми – это факт, который совершенно упускают из виду современные астрологи".

Часть II, XII, 3. ... сочетание Skandhas... – Skandhas (скандха) – буддийский термин, означающий физические и психические элементы как природы, так и человека, мельчайшие неделимые частицы бытия, своеобразные кирпичики, из которых сделана вселенная. Одна из доктрин буддизма считала, что человеческая душа является не каким-либо постоянным субстанциальным фактором, но непрерывным потоком вечно сменяющихся скандх или их сочетаний.

Часть II, XII, 5. ... Закон кармы и закон сроков подобны двуликому Янусу... – Двуликий Янус – в римской мифологии бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала жизни). Его двуликость объясняется тем, что двери ведут и внутрь дома (а не только наружу), а также тем, что он знает и прошлое, и будущее – две " двери времени" из настоящего. Рассматривался как мир, как первобытный хаос, из которого впоследствии возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, вращающем его ось.

Янус, как и все так называемые " близнечные" символы, обращенные налево и направо, представляет собой тенденцию контролировать и управлять всеми вещами. Дуализм Януса позволяет предположить, что в нём воплощен миф о Близнецах. Мифологи говорят о том, что лицо Януса обращено одновременно и к прошлому, и к будущему, " означая как историческое знание, так и предвидение" (Х. Керлот " Словарь символов" ). Важные сведения по поводу символа Януса сообщает Е. П. Блаватская:

" Оккультист может разглядеть в мифе о Янусе (и не только в нём) множество странных, наводящих на размышления особенностей. Одни видят в нём персонификацию Космоса, другие Coelus (небес), а " двуличность" объясняется его двойственной природой – духовной и материальной; но он не только " Янус Bifrons" (двуликий), он ещё и Quadrifrons – совершенный квадрат, эмблема каббалистического Божества.

Храмы, посвященные Янусу, строились с четырьмя равными сторонами, с каждой стороны располагалась дверь и три окна. Ученые-мифологи видят в этом символ четырех времен года и трех месяцев в каждом периоде, итого – 12 месяцев в году. Однако, во время мистерий Посвящения он становился Дневным Солнцем и Ночным Солнцем. По этой причине он часто изображался с числом 300 в одной руке и с числом 65 – в другой, т. е. с числом дней солнечного года. Теперь, Ханох (Канох и Енох в Библии), как это утверждается авторитетом Каббалы, является ли он сыном Каина, или сыном Сифа, или сыном Мафусаила – это все один и тот же персонаж. Как Ханох (по Фуэрсту) он " Посвятитель, Руководитель астрономического круга и солнечного года", как сын Мафусаила он (как считается) прожил 365 лет и был взят на небеса живым как представитель Солнца (или бога) (см. Книгу Еноха). У этого патриарха есть много общих черт с Янусом, который эзотерически есть Ион, но каббалистически – ИАО (IAO), или Иегова, " Господь Бог Творений", таинственный Йод, или единица (фаллическое число). Ибо Янус, или Ион, является также Consivius, a conserendo (Сеятель), потому что он начальствует над творениями. Он изображается оказывающим гостеприимство Сатурну (Хроносу, " времени" ) и является Инициатором года, или времени, разделенного на 365".

С эзотерической точки зрения, двуличность Януса относительна, поскольку он имеет третий, подлинный, лик, связанный с настоящим временем в его истинном сакральном значении, равном вечности. Иногда с Янусом связывают глаз Шивы, который, как известно, внетелесен и олицетворяет вечность. Ключи от врат двух солнцестояний, которые держит Янус, имевший титул Янитор, то есть " Господин времен", открывающий и закрывающий этот цикл, считались одновременно ключами от двух видов мистерий – от больших и от малых". В индуизме им соответствовали два пути – " путь богов" (дева-яна) и " путь предков" (питри-яна).

Агни Йога привлекает образ Януса для того, чтобы подчеркнуть, что двуликая природа того или иного явления предполагает взаимопорождение противоположностей, поскольку закон кармы и закон сроков порождают друг друга: " Карма несет плод деяний и вызывает срок проявления".

Часть III, I, 4. ... Прежде мы посылали ветвь мира. Прежде нашим символом был голубь, теперь же Чаша подвига... – Голубь с оливковой ветвью олицетворял мир и прощение и был символом христианской кротости, милосердия, воды крещения и христианства как такового.

Чаша подвига – это символ Агни Йоги. Его основная стихия – огонь. Данная шлока содержит в себе указание на переход от воды (церковного христианства) к эре огня (или эпохе Духа Святого), связанной с торжеством Агни Йоги и огненно-подвижнической жизнью всех, кто следует Учению.

Часть III, I, 6. ... Около вас Завяжу Узел Священный... – Узел – древний мистический символ, имеющий множество значений, большинство из которых выражают идею прочно завязанной нити. Завязанный узел символизирует подобие замкнутого круга, окружности или овальной фигуры, имеющей общее значение защиты, отражения, щита. Священный Узел означает также связь, судьбу, непрерывность, Высшее Покровительство, предполагающее соединение человека с Духовным миром. Священный завязанный узел символизирует соединение различных планов бытия (об этом неоднократно говорит Евангелие). Узлы всегда считались инструментом магии и магических операций. Одной из разновидностей Священного Узла является так называемый угловой узел – мистический символ на груди Вишну, происходящий от свастики и являющийся одним из Восьми Сокровищ – благоприятных знаков на стопе Будды. Он относится к символам долголетия, так как по размерам бесконечен, подобно узам подлинной любви. Графическое изображение углового узла на физическом плане считалось отражение энергетического тонкого узла защиты и покровительства, который " завязывал" вокруг духовного тела ученика покровительствующий ему Учитель. В данной шлоке Учения Священный Узел выступает как символ невидимой духовной защиты учеников со стороны Учителя.

Часть III, I, 10. ... Уже знаете о заклятом круге... – Заклятый круг – магическое понятие, означающее очерченное пространство, границы которого невозможно переступить без негативных последствий в силу произнесенного заклинания и вложенного в него энергетического заряда. Заклятый круг может быть создан вокруг человека, группы людей, предмета, пространства и даже времени, то есть срока. С точки зрения магии, заклятый круг может быть создан одним человеком, однако, как правило, речь идёт о коллективной психоэнергетической работе. Заклятый круг очерчивается магами перед совершением магической операции для ограждения от злых сил. Другое значение заклятого, или магического, круга связано с идеей " пленения" сил зла с помощью их " окружения" энергиями добра и света с последующей изоляцией и уничтожением.

Часть III, II, 5. ... различие между Буддою и Девадаттою... – Девадатта – в буддийской мифологии двоюродный брат и ученик Будды, ставший затем противником его. Требовал реформации учения, покушался на жизнь вероучителя, пытался вызвать раскол в его общине. Буддийский вариант Иуды.

Часть III, II, 10. ... Пущу голубя вестником, но Спущусь Орлом!.. – В данном случае орел как символ солнечного начала, высоты духа, власти, священной войны и свободы, соединяющий в себе стихии огня и воздуха, сменяет голубя-вестника (стихия воды), что явно свидетельствует о наступлении нового эволюционного этапа.

Часть III, II, 16. ... Можно явить Ушас Новой Зари... – Ушас (утренний свет) – в древнеиндийской мифологии божество утренней зари, которому посвящены гимны " Ригведы". Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре (балтийский Усинь, древнеславянский Овсень). Здесь речь идёт о новой заре, несущей новые пути утреннего света, которые символизируются в Учении образом " звезды утреннего света" – Урусвати.

Часть III, II, 18. ... Как Царь в стране Вихрей, Могу послать или каплю росы с дерева Элгарио, которое открывает жизнь будущего... – Очень многозначная фраза, несущая в себе немало символов и образов тибетско-монгольского происхождения. Царем в стране Вихрей, или Ветров, следует считать Владыку Шамбалы, легендарного героя сказаний Тибета и Монголии – Гесера Хана, считавшегося повелителем Центра Мира. На западе его Священной страны произрастало так называемое Орлиное дерево (монгол. Агуранаг, тиб. Элгаринаг) – аналог Дерева Жизни. Оно выделяло сок, который в зависимости от необходимости мог быть влагой жизни, или влагой забвения. Капля росы с дерева Элгарио, открывающая жизнь будущего, конечно, была именно " влагой жизни". Интересно, что в описываемых географических местах (Тибет, Северная Индия) действительно растет так называемое Орлиное Дерево (лат. Aquilaria Agalloha), достигающее сорока метров в высоту, которое используют для изготовления священных предметов буддизма – четок, бурханов.

В общем смысле роса означает чистоту, рассвет, свежесть, начало. Друидическая мудрость видит в каплях росы священную форму воды. Славянская мифология отождествляет росу с " небесной влагой" и энергией здоровья. Многие традиции связывают с росой идею бессмертия и воскресения (даосизм, иудаизм), а также образ Древа Жизни. Так в Китае дерево Сладкой Росы произрастает на горе мира Кунь-Лунь и играет ту же символическую роль, что и Древо Жизни – является мировой осью и дарует тем, кто в него верит, силу жизни и бессмертие.

Часть III, II, 19. ... Скажу, как вождь добыл одну из самых больших побед... – Речь идёт о Тамерлане, успешно применявшем метод зажигания степи позади собственного войска, чтобы вызвать в нём мужество отчаяния и путем нагнетания безысходности победить врага.

Часть III, III, 8. ... Так сказано в книге " Жемчужина сновидений", писанной в Китае... – Особенности лексики и стиля этой книги, выдержки из которой приведены в шлоке, заставляют предположить, что речь идёт, скорее всего, о неизвестном апокрифе народного жанра, изданного в XVII-XVIII веках на мотивы мистических даосских произведений.

Часть III, III, 9. ... Можно находить особый вред феноменов, ибо разряд насильственно скомканной материи порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов... – В письмах Е. И. Рерих есть описание причин, порождающих данное пространственно-энергетическое состояние:

" Феномены, совершаемые медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются с атмосферическими и прочими условиями, часто при таком насильственном извлечении из пространства энергий и сочетаний их дают реакцию, которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов" (Письма в Европу, 1. 9. 37).

Часть III, III, 12. ... Пример Савла... – Савл Тарский (после крещения Павел) – в христианской традиции " апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого признания и чрезвычайных миссионерски-богословских заслуг почитаемый как " первопрестольный апостол" и " учитель вселенной" сразу после Петра.

Савл был приверженцем консервативного иудаизма, ненавистником первохристиан. В молодые годы участвовал в убийстве дьякона Стефана, забитого камнями, в арестах христиан в Иерусалиме. Однажды на пути в Дамаск он имел чудесное видение света с небес, от которого пал на землю и потерял зрение, после чего раздался голос с небес: " Савл, Савл! Что ты гонишь меня? " Савл принял крещение и начал проповедь христианства. Прожил жизнь праведника, исцелял, воскрешал умерших.

Часть III, IV, 7. ... Никакое ясновидение не равняется знанию духа... – Е. И. Рерих проясняет эту мысль Учения и говорит о двух уровнях ясновидения, один из которых ограничивается видением тонкого мира, другой опирается на прямое, и потому более точное знание, следующим образом:

"... Для обычных ясновидящих не имеется определенных признаков для распознавания тонкой оболочки человека, перешедшего черту, от двойника индивидуума, ещё существующего на Земле. Только Архат может распознать двойника живого человека от двойника человека, уже перешедшего грань. Истинно, только Архат может видеть магнитную нить, связующую двойник с селезенкой в случае живого человека. Только Архат, оторвавшийся от своего двойника, может видеть магнитные флюиды, окружающие двойник человека, живущего на Земле" (Письма к А. М. Асееву, 7. I. 50).

Часть III, IV, 10. ... неужели разрушим столб Свода... – Свод – место встречи Неба и Земли, вход в вечную жизнь, образ духовной защиты и символ царствования.

Столб (колонна) – в данном случае это основание, опора, поддерживающая свод (купол) на своем месте и не дающая ему обрушиться вниз. В целом данное высказывание, видимо, лучше всего понимать как основание храма со сводом, который поддерживает мировой столб и потому свод невозможно разрушить.

Часть III, V, 2. ... Сказано: хула на Духа хуже всего... – Вольный пересказ слов Иисуса Христа, обращенных к фарисеям: " Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф., 12: 31-32). Христианское учение рассматривает хулу на Духа Святого как единственный непрощаемый грех.

Часть III, V, 7. ... Нирвана есть качество вмещения всех действий... – Нирвана (букв. безветрие) – высшее состояние сознания, достигаемое Архатом в буддизме, означающее внутреннее освобождение адепта от кругооборота земных воплощений и являющееся конечной целью буддийской духовной практики. Буддизм характеризует понятие Нирваны как неописуемое словами, но в западной науке, представители которого, как правило, не имеют реального живого опыта Нирваны, это состояние трактуется как полное угасание чувств и небытие. Однако Учение утверждает, что Нирвана есть полное раскрытие всех духовных способностей человека и по сути есть высочайшее бытие, внутренняя полнота переживаний. Приблизительные признаки нирванического состояния в буддизме может дать описание признаков состояния Самадхи в йоге и ведантической традиции, представленное знаменитой троицей САТ-ЧИТ-АНАНДА (Абсолютное Бытие, Абсолютное Знание, Абсолютное Блаженство). Существуют степени нирванического состояния, некоторые из которых упоминаются в Живой Этике. Паранирвана – согласно представлениям буддизма и Агни Йоги, высший вид нирванического состояния, означающий прекращение земных воплощений и окончательный уход человеческого сознания и духа из внешнего мира проявленных форм в мир вечного блаженства и освобождения. Однако за Паранирваной, по свидетельству Учения, находится ещё более высокое состояние – Паннирвана.

Часть III, V, 12. ... " Лингам есть сосуд мудрости"... – Лингам (др. -инд. характеристика), признак пола – в древнеиндийской мифологии символ божественной производящей силы, обозначение мужского детородного органа. Поклонение Лингаму восходит к протоиндийской цивилизации и засвидетельствовано в " Ригведе". Наибольшее распространение культ Лингама получил в шиваизме (поклонение Лингаму и Йони (женскому принципу) как символам Шивы и Парвати).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.