Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЛОВАРЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ 4 страница



3. Третьи Врата " Кроткого Терпения" (Кшанти), открываемые ключом благородной силы и непоколебимого терпения;

4. Четвертые Врата Побежденной Иллюзии (Вайраджа), открываемые ключом равнодушия к наслаждению и страдания;

5. Пятые Врата Духовной Силы (Вирья), открываемые ключом непобедимой энергии, открывающей вход к Небесной Истине;

6. Шестые Врата Духовного Прозрения (Бодхи Портал), открываемые ключом Непрестанного Созерцания;

7. Седьмые Врата Совершенного Знания (Праджня), открываемые ключом Высшей Мудрости.

1922 Июль 23. ... И чудо ликующих красок заблестит у звезд Южного Креста... – Южный Крест (лат. Crux) – созвездие Южного полушария, по форму напоминающее крест. Одна из перекладин Южного Креста, более длинная по размеру, указывает на Южный полюс мира.

1922 Июль 24. ... Высокое Непроявленное в Начале, Проявленное в Конце... – Здесь речь идёт о двух аспектах Абсолюта: 1. Изначально Непроявленном, Запредельном и 2. Проявленном в виде тонких и грубых форм материальной Вселенной " в Конце".

1922 Июль 27. ... Мост молока счастья связал все миры... – Одна из поэтических фраз Учения, сохраняющая особенности стиля Н. К. Рериха, который, как известно, принимал самое непосредственное участие в получении первых книг Живой Этики непосредственно от Махатм по тонким духовным каналам. Тем не менее, она несет в себе несколько символов, имеющих сакральное значение. Мост олицетворяет идею общения и связи между Землей и Небом, Человеком и Богом, Низшим и Высшим мирами. Символизируя переход через воду, разделяющую грубую и тонкую сферы бытия, мост выступает как великий соединитель. Символика моста присутствует практически во всех мировых религиях и эзотерических учениях Востока и Запада (Китай, Греция, Индия, Египет, Северная Америка, Западная Европа, Иран).

Молоко – символ божественной пищи, духа, чистоты, являющейся также символом материнства и кровных семейных уз, напитком жизни, применяемым при инициации и погребальных обрядах. Буддийская традиция видит в молоке питание самого Будды, то есть Дхарму. Молочные жертвоприношения считались в древних традициях обрядами очищения. В алхимии молоко выступало символом двух первоначал – ртути и серы, смешанных с кровью и порождающих в результате долгих превращений элементов золото. Древнеиндийская мифология объясняла происхождение космоса как первичного молочного океана из твердого масла в результате его пахтания вокруг змеи (эту работу выполняли боги). Древнегреческая мифология объясняет происхождение Млечного Пути (который иногда рассматривается как мировой мост) из разлившегося молока богини Геры, которая в один момент отбросила от груди сосущего её маленького Геракла. На христианских иконах часто изображается Богородица, кормящая грудью своим молоком младенца Христа. В христианстве молоко символизировало благодать, что по смыслу ближе всего к значению рассматриваемого выражения Агни Йоги. " Мост молока счастья" скорее всего означает " мост благодати", простирающийся через всю вселенную.

1922 Июль 28. ... Раб волочит цепь, и звенят смехом звенья счастья... – Цепь – сложный символ, встречающийся во многих эзотерических учениях и религиях. В широком смысле символика цепи – это связь и общение, союз земли и неба (золотая цепь, или catena aurea). В плане земного существования цепь обычно выступает как символ брака или кровного родства. В духовном смысле, по Дионисию Ареопагиту – это молитва христианина, своим светом преодолевающая пропасть между творением и Творцом. В масонстве " братская цепь" выражает идею единения и воспроизводится через протягивание рук в круге по окончании заседания ложи. С другой стороны, цепь нередко выступает как символ плена, рабства, зависимости. Именно закованным в цепи после Страшного Суда изображается сатана в христианской иконографии.

В данной шлоке понятие цепи выступает в двойственном значении – и как символ рабства, несчастья, зависимости, и как символ свободы и счастья (и звенят смехом звенья счастья" ).

1922 Июль 31. ... Ты познал, как стучащийся будет допущен и допущенный будет оправдан... – Высказывание развивает христианские слова: " Стучите, и Вам откроют", а также намекает на высшее оправдание (искупление) человеческих грехов, которые неизбежно уничтожаются в случае, если человек достигает духовного мира.

1922 Сентябрь 23. ... Когда Курновуу Правитель созидал Золотые Врата... – Курновуу – Живая Этика говорит об этом правителе как об одном из императоров Атлантиды.

Золотые Врата – центральное сооружение столицы Атлантиды времен расцвета " Города Золотых Врат" (см. А. С. Мережковский " Европа-Атлантида. Тайна Запада", а также труд розенкрейцера Скотт-Элиота " Атлантида" ).

1922 Сентябрь 23. ... Когда Соломон искал власть красоты... – Соломон (ок. 965-928 до н. э. ) – третий царь Израильско-Иудейского государства, изрекший три тысячи притчей и тысячу пять песней, составивших целый ряд книг Ветхого Завета. Знаменитая премудрость Соломона позволила ему познать и устройство мира, " начало, конец и середину времен... все сокровенное и явное". Герой множества легенд и преданий, первый богач мира. Строитель Храма на горе Мориа.

1922 Сентябрь 23. ... Когда символом Суламифи... – Суламифь – легендарный библейский образ. По преданию, одна из последних возлюбленных царя Соломона, девушка необычайной красоты и чистоты, убитая в результате заговора.

1922 Сентябрь 23. ... духовный учитель Тибета Аллал-Минг... – В письме от 25 июля 1921 Н. К. Рерих пишет В. А. Шибаеву (русский эмигрант, теософ, впоследствии (в 30-х годах) – личный секретарь Н. К. Рериха): " Вы уже знаете, что Аллал-Минг – это Мастер Мория. Он руководит мною и моей семьей". Впоследствии Рерихи отказались от герметического определительного слова " Мастер" по отношению к Учителю и называли его словами из восточного или христианского словаря – Учитель, Руководитель, Владыко, Наставник.

1922 Сентябрь 23. ... шейх Россул ибн Рагим... – Россул ибн Рагим, или Россул Мория – как можно догадаться из слов Учения, позже повторенных в книге Е. И. Рерих " Криптограммы Востока" – одно из воплощений Махатмы Мории, связанное с исламско-суфийской духовной традицией.

1922 Сентябрь 23. ... Сергий из Радонеги... – Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321-1334) – выдающийся подвижник и русский святой, известный своими духовными достижениями и многочисленными чудесами. Основатель Троице-Сергиева Монастыря, крупный церковно-политический деятель Московской Руси. Духовный наставник князя Дмитрия Донского, благословивший русское войско на Куликовскую битву и утвердивший закон престолонаследия Великих князей. Почитается отечественной православной церковью как " от Бога данный Воевода". Рерихи видели в нём строителя русской государственности и национального характера, а также религиозно-мистического покровителя России.

1922 Сентябрь 23. ... Акбар, названный Великим... – Акбар Джелал ад Дин (1542-1605) – правитель Индии, третий падишах Могольской династии, успешный в делах объединитель страны. Был также талантливым архитектором, покровителем наук и искусств, проводившим политику религиозной терпимости и вмещения. Основал религиозно-философскую доктрину синтетического типа, вобравшую в себя основы всех существовавших тогда мировых религий: буддизма, индуизма, христианства, ислама. Согласно Учению, одно из воплощений Владыки Мории.

1922 Сентябрь 30. ... Но дочь мира и Матерь Вселенной соединят куски ткани... – Матерь Мира – одно из важнейших понятий восточной философии, занявшее в Живой Этике особое место и означающее Великое Женское Начало, или Матерь Мира.

1922 Октябрь 28. ... И на поясе звенят ключи от дверей доверия... – Пояс – один из наиболее очевидных символов защиты тела, личности, тонких структур, имеющих амбивалентную природу: они, с одной стороны, демонстрируют подчиненность человека судьбе или смерти, с другой стороны – верховную власть, силу, опыт, удвоение жизни. Опоясаться – значит защитить себя от ударов и приготовиться к осуществлению действия. Пояс в христианстве символизирует веревки, которыми был связан Христос. Во многих традициях пояс – свидетельство силы и посвященности.

Ключ, предназначенный для открытия дверей – известный символ многих культур и традиций, связанный с возможностью отпирать и запирать, связывать и освобождать. Он связан с символом Януса – божества, отвечающего за инициацию, открытие тайны, передачу сокровенного знания. Эмблема из двух ключей, располагающихся под сердцем, связана с образом Януса. Один из ключей, золотой, олицетворяет духовную власть, ведущую к миру богов через небесные двери в знаке Козерога; другой, серебряный – светскую власть и мир людей, в который можно попасть через подземные двери в знаке Рака. Алхимическая традиция связывает с понятием ключа силу, позволяющую управлять материей посредством растворения и свертывания. В Египте ключом считали петлевидный жезл – знак " вечной жизни" – Анкх, открывающий врата смерти, в свою очередь ведущих к бессмертию. В христианстве " разрешающей и связывающей силой" наделен апостол Петр, которого часто изображали с большими ключами и называли " стражем небесных врат". Ключом называли также способ прочтения зашифрованных текстов, разгадки таинственных символов и знаков. Е. П. Блаватская писала по поводу данного понятия следующее:

" Ключ – символ вселенской важности, эмблема молчания у древних народов. Представленный на пороге Адитум, ключ имел двойное значение: он напоминал кандидатам об обязанности хранить молчание и обещал открытие многих, до того недоступных для непосвященного, таинств. В " Эдипе в Колонне" Софокла хор читает о " золотом ключе, о котором говорит священнодействующий Иерофант в Элевзинских Мистериях".

" По сообщению Каллимаха, жрица Цереры носила ключ как знак её положения, и этот ключ в Мистериях Изиды символизировал открывание или закрывание сердца и совести перед сорока двумя судьями мертвых" (" Теософский словарь" ).

Дверь – широко распространенный и в восточной, и в западной традициях символ перехода из одного состояния бытия в другое, вход в новую реальность, отверстие. Открытая дверь – предоставляющиеся возможности и перспективы; закрытая дверь – их отсутствие, либо препятствие на пути к их достижению. Митраизм видел в двери вход в пещеру инициации. В христианстве сам Спаситель сравнивал себя с дверью, ведущей в Дом Отца.

Учение Агни Йоги, принимая древние значения всех трех перечисленных символов, вносит своё понимание в их глубинный смысл: лишь защищенный, подпоясанный жизненной и духовной силой человек способен сосредоточить всю свою волю и найти способ (ключ), чтобы устранить внутренние, связанные с несовершенством, препятствия и отворить дверь, ведущую к доверительному общению с Высшим, с Учителем, с Иерархией Света. Слова Учения – " Каждый должен найти ключ к Учению в сердце своем" – подчеркивают эту мысль.

1922 Ноябрь 7. ... Пульс атомов создает совокупность энергии, легко укладываемой в формулу... – Речь идёт о ключевом понятии Учения – психической энергии, называемой также атомической и в перспективе могущей иметь научное выражение в виде физико-математической формулы.

1922 Ноябрь 7. ... Говорю о пыли, она проникает глубоко и служит перчаткой руке врага... – Учение утверждает, что вещество комнатной пыли обладает вредными тонкими свойствами, облегчающими проникновение в помещение комнаты темных сил, нездоровых эманаций и энергий.

1922 Декабрь 2. ... Знаю тебя, скребущийся в дверь... – Обобщенное обращение к так называемым " темным", которые иногда для проникновения в тонкие психоэнергетические структуры человека облекаются в светлые иллюзорные излучения. Ярким примером таких замаскированных проникновений могут служить многочисленные рассказы всех религий о святых и отшельниках, к которым являлся в образе монаха сам Дьявол и усердно молился вместе с ними.

1922 Декабрь 18. ... И ты, знающий течение Светил, уступи путь свой... – Речь идёт о Падшем Ангеле, Люцифере, который, согласно " Криптограммам Востока", знает о наступлении космических сроков и приближении энергий, делающих его пребывание в ауре планеты невыносимым, и потому ведет непримиримую борьбу с силами Света за влияние на сознание человечества.

1922 Декабрь 30. ... Как слоны лес переходят, сокрушая кусты и раздвигая деревья... – Слон – символ верности, надежности, сострадания, мудрости, благоразумия. Наряду с тигром, леопардом и львом относится к четырем священным животным Востока, олицетворяющих энергию и силу. Считается одним из Семи Сокровищ буддизма и в Азии используется как царское верховое животное. Образ Белого слона, вошедшего в чрево матери Майи, стал символом рождения Гаутамы Будды. В индуизме слон представляет собой животное, на котором ездит Индра и Ганеша. Согласно индийской мифологии, мир покоится на спине слона, который, в свою очередь, опирается четырьмя ногами на панцирь черепахи.

Агни Йога использует образ идущих слонов, подчеркивая не только статическую, но и динамическую основу природы слонов. Походка слонов устойчива и несокрушима, её не остановишь никакими внешними препятствиями, которые в данной шлоке символизируют образы кустов и деревьев. Учение призывает своих последователей по-новому оценить свойства этих священных животных Востока и прежде всего Индии и проникнуться импульсом неостановимой твердости, присущей их природе.

1923 Январь 20. ... Утром, твердя семисловие... – Разновидность молитвы в Учении, основанная на семикратном произнесении какого-либо священного слова, мантры или имени Учителя.

1923 Февраль 9. ... Главное, действуйте не гневом, но возмущением духа... – Возмущение духа (но не безразличие и не вспышки раздражения) представляет собой, согласно Учению, наиболее правильный вид духовно-психологической реакции человека на проявление зла. Возмущение духа, удерживая человека на нравственной высоте, сохраняет чистоту его сердца и, в то же время, побеждает энергии зла и тьмы, рассеивая их. Оно относится к той разновидности оружия Светлых Сил, которое основано на противлении злу духовной силой.

1923 Март 13. ... называется оккультной лихорадкой... – Оккультная лихорадка – это духовная и психоэнергетическая восторженная реакция неофита, впервые приблизившегося к высоким силам и энергиям Учения, и потому пока ещё не способного преодолеть волнение и эмоциональную нестабильность. Подобная реакция характерна для очень многих неофитов, в том числе и даже для таких высоких духов, которыми были Рерихи. Она преодолевается постепенно с опытом.

1923 Март 19. ... Потому прекратить зарождение детей – хуже убийства... – Речь идёт о вреде абортов, к которым Живая Этика относится резко отрицательно, поскольку они крайне болезненны и вредны не только для женщины, но и для воплощающегося в новое тело духа. Е. И. Рерих писала, что родители, совершающие аборты, готовят тяжкую карму и страдания, как для стремящегося к воплощению обитателя тонкого мира, так и для себя.

1923 Март 19. ... Также неладно нагромождать сложность своих желаний... – Согласно Учению, при духовно-молитвенном общении с Высшим сложные личные просьбы и желания будут лишь преграждать тонкий энергетический канал общения. Гораздо эффективнее полная духовная самоотдача по отношению к Высшей Воле, нежели привнесение личных просьб и противоречивых и запутанных желаний.

1923 Март 22. ... Легенда о взятии на небо имеет научное основание... – Упоминаемая здесь легенда связана с библейским персонажем Ильей Пророком. Согласно преданию, он, сопровождаемый учеником Елисеем, переходил реку Иордан, но воды реки внезапно расступились, после чего появилась " колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих, и понесся Илья в вихре на небо" (4 Царств 2: 11-12).

1923 Март 31. ... Динарий, проклятий дитя, не заграждай путь Света... – Динарий – древневосточная денежная единица. Согласно свидетельству биографа Н. К. Рериха П. Ф. Беликова, данное выражение несло кроме общего антимеркантильного пафоса ещё и конкретное предупреждение, сделанное Великим Учителем для Рерихов. В нем речь шла о возможном будущем предательстве четы сотрудников Рерихов – Хоршей. Спустя 12 лет после данного предупреждения Хорши действительно совершили тяжёлое предательство на почве алчности.

1923 Апрель 2. ... Учитель на зеркале видит фильму всех ваших движений... – Учение свидетельствует, что в ашрамах Великих Учителей существуют особые зеркала, которые могут использоваться для " считывания", отражения и улавливания всех земных событий – как прошлых, так настоящих и будущих. В книге Надземное и в письмах Е. И. Рерих содержится более подробное описание этих зеркал.

1923 Апрель 9. ... ибо с Нами Бог!.. – Библейское выражение, дважды встречающееся в данной шлоке и восходящее к книге пророка Исаии. Эти слова входят в православную литургию и в слегка измененной редакции (" яко с нами Бог" ) поются на повечерье Рождества Христова.

1923 Апрель 18. ... Ах, как он трудится; как его уверить, что его здание не более тюрьмы... – По-видимому, речь идёт о князе Мира Сего (Люцифере, Падшем Ангеле), пытающемся, согласно Живой Этике, запереть земное человечество в духовную темницу и отсечь его от общения с божественными и космическими мирами.

1923 Апрель 18. ... явленные Альберихи... – Альберихи считаются низкими духами в скандинавской мифологии; здесь слово аллегорически означает представителей тёмного сознания.

1923 Апрель 28. ... Ты ужасалась перед дверью темницы <... > Ты потрясал палицей... – Здесь, как и в других книгах Живой Этики, следует понимать обращение " ты" или " вы" и как направленные напрямую к Рерихам, и шире – вообще к читателям.

1923 Апрель 28. ... обмакни хлеб в вино знания подвига, давая пищу приходящим... – Хлеб и вино в духовной литературе древних народов (Шумер, Египет, Иудея) считались пищей не только для тела, но и для души. Хлеб выступал символом единства, поддерживающий жизнь всех людей, а вино – мужественность, экстаз, вдохновение и путешествие в неведомое. Исследователи символизма отмечают, что союз вина, олицетворяющего мужественное начало, с хлебом, считающимся ближе к женской природе, рассматривался в эзотерических традициях как андрогинный по своей природе. Именно по этой причине символика хлеба и вина получила мощный импульс к развитию: хлеб и вино стали рассматриваться как две природы Христа – земная и божественная.

В данном случае Агни Йога по новому переосмысливает древние символы хлеба и вина. Матерь Агни Йоги должна выполнить завет, данный ей Учителем и соединить хлеб жизненной энергии с вином " знания подвига", то есть с реализационно-преображающей Мудростью Учения, в результате чего образуется " твердая пища духа", которую нужно будет давать вновь приходящим. Только подобная огненная евхаристия поможет ученикам взойти на " новую ступень времени".

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.