|
|||
Фабульная последовательность эпизодов романаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия. Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист». Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1). Рис. 1. М. А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване) Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула. Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении. Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет. Сюжет – ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора. Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей. Фабульная последовательность эпизодов романа · «Тамань» · «Княжна Мери» · «Фаталист» · «Бэла» · «Максим Максимыч» Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2). Рис. 2. М. А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким» Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии. Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.
|
|||
|