|
|||
«Один день Ивана Денисовича». Краткое содержаниеСтр 1 из 3Следующая ⇒
«Один день Ивана Денисовича» Краткое содержание В рассказе Солженицына показан один день в одном из лагерей, но, предельно сконцентрировав время и пространство, писатель укрупнил масштаб изображаемого: этот один день становится символом целой эпохи в истории России. Главный герой произведения - Иван Денисович Шухов, заключенный Щ-854 - обыкновенный русский человек. Судьба его типична для того времени: честно трудился в своей деревне под названием Темгенево, когда началась война, ушел, как все, на фронт и воевал там честно. Попал в плен, бежал, оказался в лагере. И с этого момента жизнь Ивана Денисовича закончилась, началось «житие». «В контрразведке подписал, что сдался в плен, желал изменить Родине, выполнял задание немецкой разведки. Какое это было задание - ни Шухов, ни следователь придумать не могли. Поэтому «так и оставили просто - задание». С тех пор восемь лет скитался он по лагерям, и все восемь лет главным для него было - выжить. Но при этом живет Иван Денисович, сохраняя внутреннее достоинство. В любой жизненной ситуации руководствуется герой Солженицына здравым смыслом, и его умение приспособиться к обстоятельствам не имеет ничего общего с приспособленчеством, с унижением человеческого достоинства, со стремлением выжить за чужой счет. Шухову хорошо запомнились слова его первого бригадира Куземина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». И Иван Денисович «утверждается» в лагерной жизни, исходя из собственных, «мужицких» представлений о нравственности, «себя не роняет». Честный и порядочный, он живет по совести, в согласии с собой. Никогда Иван Денисович не симулирует болезни, а если действительно заболеет, то чувствует себя виноватым неизвестно перед кем. Никогда не донесет на товарища, его приработки - всегда честные. Природная совестливость заставляет Ивана Денисовича запретить жене присылать ему посылки - знает, как трудно приходиться ей и детям. И за это все в лагере Шухова уважают и доверяют ему: Цезарь прячет у него продуктовую посылку, эстонцы дают в долг табаку, зная, что Иван Денисович непременно отдаст долг. Выжить Шухову в лагере помогает и его извечная и мужицкая привычка к труду. Даже здесь, в лагере, в неволе, труд - основа жизни для героя. Страшная система ГУЛАГа, не смогла заставить Ивана Денисовича халтурить, отлынивать. Солженицын убежден: те неписаные нормы, те законы, по которым жили русские люди, - это законы вечные, они на все времена. И, следуя этим неписаным законам, уставший Шухов не уйдет со стройки, пока не закончится цемент; спрячет любимый мастерок, чтобы на следующий день удобно и легко работалось; обломок пилы превратит в сапожный нож и т. д. Генетическая память русского народа оказывается сильней обстоятельств жизни, совесть русского человека даже советская власть не может развратить. Солженицын представляет парадоксальную ситуацию: именно во время тяжелейшего труда на лютом морозе плохо одетые, полуголодные люди шутят, веселятся, ощущая радость от самого процесса труда. Умение жить, «не роняя себя», присуще не только Шухову. Солженицын представляет читателю и бригадира Тюрина, попавшего в лагерь в 1933 году, и Сеньку Клевшина, героя Сопротивления, получившего 10-летний срок, и латыша Кильдигса, вся вина которого - в желании свободы для своего народа, и непокорного кавторанга Буйновского, еще пытающегося отстоять свои права там, где никто уже никаких прав не имеет. Страшные судьбы каждого из них - приговор системе, которая стала бросать неповинных людей в лагеря не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет (с основания советской власти сидит безымянный молчаливый беззубый старик).
|
|||
|