Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОСМОС. ТРИ ТИПА БОЛЕЗНЕЙ



КОСМОС

I                                           i

ВСЕЛЕНСКАЯ ДУША КОСМИЧЕСКАЯ СУБСТАНЦИЯ

(ЛУРУША)                           (ПРАКРИТИ)

ИНТЕЛЛЕКТ               ЛОЖНОЕ ЭГО                     УМ

элементы

; 1 I I 1 J

Органы Уши Кожа Глаза Язык Нос чувств

+

Органы Рот Руки Ноги Анус Гениталии действия

Рис. 2. Различные элементы космического мироздания,
согласно системе санкхья

ЭФИР                               в- ЗВУК

ОСЯЗАНИЕ           ВОЗДУХ          ► ЗВУК

ОБРАЗ

t

ОСЯЗАНИЕ -< ------- ОГОНЬ -------- ► ЗВУК

ОСЯЗАНИЕ -•-------- ВОДА----------- ► ЗВУК

 

ВКУС

ОБРАЗ

ОСЯЗАНИЕ            ЗЕМЛЯ           ► ЗВУК

 

ВКУС ЗАПАХ

Рис. 3. Взаимосвязи между пятью первоэлементами следующих элемента мироздания: интеллект, ложное эго и ум, то есть личностную сущность. Эти три элемента, в свою оче­редь, дают начало пяти тонким элементам: звуку, осязанию, образу, вкусу и запаху. Тонким элементам соответствуют пять материальных, или грубых, элементов: эфир (небо), воздух, огонь, вода и земля. С последними пятью элементами связаны пять органов чувств: уши, кожа, глаза, язык, нос, — и пять ор­ганов действия: рот, руки, ноги, анус и гениталии.

До проявления объективного мира, то есть до синтеза Пуру- ши и Пракрити, три гуны материальной природы пребывают в состоянии совершенного равновесия. После проявления бытия это равновесие постоянно нарушается в результате деятельно­сти (кармы). Карма есть неотъемлемое свойство сочетания Пу- руши и Пракрити. Люди как сущности представляют собой ми­крокосм, который связан с макрокосмом, описанным выше. Наши души являются частицами Вселенской души (Пуруши). Сочетание души с Космической субстанцией дает начало лож­ному эго и уму, которые и создают нашу индивидуальность. Последняя также включает в себя пять тонких элементов, с по­мощью которых мы воспринимаем элементы материальные.

Материальные элементы дают начало органам чувств и ор­ганам действия. Деятельность, или карма, — неотъемлемое свойство природы человека. Индивидуальные души вовлечены в круговорот рождений и смертей, который носит название самсары. Кармическая деятельность, осуществляемая в тече­ние жизни, определяет качества следующей жизни: рождение в том или ином теле, удовольствие, боль и т. п. Цикл проходит от одной жизни к другой, а высшей целью является освобожде­ние от страданий повторения рождений и смертей. Согласно санкхье и йоге, вырваться из колеса самсары и обрести осво­бождение можно, следуя путем бессмертия — путем обретения духовного знания и постижения двух основополагающих ре­альностей Вселенной. Конечная цель каждого живого сущест­ва — освобождение из самсары и единение со Вселенской ду­шой, которая в ведической литературе называется Пурушей, или Брахманом.

Почему самсара приносит страдания и почему мы ищем ос­вобождения? Мы рассматриваем время с точки зрения нашей быстротечной жизни. Но если обратиться к крупномасштабной временной шкале, охватывающей не одну, а много жизней, то оказывается, что каждый раз, когда мы приходим в этот мир, мы учимся, строим свою жизнь и привязываемся к ней так, как будто собираемся остаться здесь навсегда. Однако приходит час, когда мы должны оставить все, что делали, любили, что накопили за целую жизнь. Тело, с которым мы отождествляем себя, стареет и разрушается, а истинное Я — душа (частица Бога) — покидает тело, чтобы родиться вновь. Великие индий­ские мудрецы риши (святые), которые могли воспринимать время как вечность, стремились прекратить эти «приходы» в материальный мир и «уходы» из него и обрести бессмертие и освобождение.

Чтобы уловить идею страдания, связанного с самсарой, об­ратимся к такому примеру. Представьте себе, что вас оставили в комнате на целый день и что на протяжении этого дня вас пе­риодически вызывают на несколько минут в другую комнату, а потом просят вернуться обратно и ждать следующего вызова. Вы возвращаетесь, ждете, затем вас снова зовут, и так в тече­ние всего дня. Наверняка это вызовет у вас раздражение, пока­жется скучным и утомительным, и вы попытаетесь избавиться от этих «приходов» и «уходов».

Понятие кармы

Чтобы извлечь пользу из науки о жизни, следует понять кон­цепцию кармы. Весьма широко распространено неверное пред­ставление о процессе кармической эволюции: как правило, считается, что предыдущая карма строго определяет следую­щую жизнь. На самом деле наше положение и качество жизци зависят от кармы, накопленной на протяжении всех предыду­щих жизней. Плоды некоторых деяний человек пожинает уже в этой жизни, а результаты деятельности, не вошедшие в «ба­ланс», влияют на качество следующей жизни.

Предыдущую карму можно объяснить в рамках категорий пространства и времени — и лучше всего на следующем при­мере. Представьте себе, что вы хотите вырастить фруктовый сад. Сначала вы выбираете участок земли с подходящими кли­матическими условиями для деревьев, которые хотите поса­дить. Допустим, вы посадили банан, манго, личи, апельсин, ли­мон, гранат и гуаву. Каждое из этих деревьев принесет плоды в разное время. Лимоны, апельсины, гранаты, бананы и гуавы вы соберете уже через три-пять лет после посадки. Личи прине­сет плоды лет через десять, а плоды манго, скорее всего, попро­буют уже ваши дети. Вы не можете в том же саду вырастить яблони, вишни или сливы, потому что для этих растений тре­буется более холодный климат. Аналогичным образом в данной самсаре вы связаны с кармой прошлых жизней и, следователь­но, ограничены так же, как были ограничены в выборе деревь­ев. Как различные деревья приносят плоды через разные про­межутки времени, так и карма ваших прошлых жизней и карма этой жизни даст о себе знать в подходящей ситуации. Представьте, что в одной из предыдущих жизней вы причини­ли кому-то боль или не вернули денежный долг. Обстоятельст­ва могут не позволить вам встретиться с этим человеком в те­чение следующей жизни или даже в течение нескольких следующих жизней, так как встреча зависит еще и от преды­дущей кармы этого человека. Однако когда-нибудь, возможно, при самых странных обстоятельствах, встреча произойдет, и каждому воздастся по заслугам. Система Природы совершен­на. Как фруктовые деревья плодоносят в положенное время, а дерево манго не дает апельсинов, так и во Вселенной существу­ет система, имеющая совершенную организацию, система, ко­торая координирует события и результаты кармической дея­тельности. Свобода человека заключается в возможности выбора и проявления своей воли. Мы можем творить хорошую карму, чтобы смягчить эффект прошлой дурной кармы и улуч­шить будущее в этой жизни и в последующих. Вновь обраща­ясь к примеру с фруктовым садом, можно сказать, что мы мо­жем быть подобны садовнику, который тяжелым трудом создает для растений такие условия, в которых они приносят прекрасные плоды. А можем быть, подобны другому садовни­ку, из-за небрежения которого плоды оказываются мелкими и кислыми.

Как садовникам, то есть творцам собственной судьбы, нам не следует сетовать на землю, или на кармабхуми — обстоя­тельства, в которых мы живем. Напротив, мы должны прила­гать максимум усилий к тому, чтобы добиться хорошего уро­жая на той земле, которая нам дана. Упорный труд, целеустремленность и добрая воля могут заставить зазеленеть пустыню, а бездеятельность и нерадивость сделают нас несча­стными даже в цветущем саду. Следует понимать, что если мы страдаем, то это результат нашей собственной деятельности, а если наслаждаемся жизнью, хорошим здоровьем и изобилием, то собираем урожай с поля, которое сами возделали. То, что мы делаем в настоящий момент, служит подготовкой к следующей жатве. Хорошие поступки, добрые дела, сострадание, дружба никогда не пропадут даром; они действуют подобно удобрению, то есть делают поле деятельности (кармабхуми) плодородным, приносящим хороший урожай. А дурные поступки, злоба, на­силие, воровство делают поле деятельности бесплодным и от­крывают путь грядущим несчастьям.

С помощью интеллекта мы можем отличать плохую карму от хорошей. Создавая в течение жизни хорошую карму, мы мо­жем ослабить эффект предыдущей дурной кармы. Наслажда­ясь результатами прошлой хорошей кармы, мы должны вооб­разить мешок с деньгами: если швырять деньги на ветер, мешок скоро опустеет. Однако если мы будем вкладывать деньги с умом, то наше достояние увеличится. Если мы благо­денствуем благодаря прошлой карме, нельзя становиться тще­славными, жестокими, эгоистичными, небрежными, бесчувст­венными. Мы должны быть скромны, великодушны, добры и дисциплинированны. Эти положительные качества следует поддерживать в себе и в неблагоприятные периоды жизни. На­до прилагать все усилия к тому, чтобы ослабить действие пре­дыдущей кармы. Это утверждение стоит принять к сведению и в отношении Аюрведы.

Карма и Аюрведа

Согласно Аюрведе, продолжительность и качество жизни зави­сят от двух факторов — дайвы и пурушакары. Дайва — это дея­ния (или карма), совершенные в предыдущей жизни или преды­дущих жизнях*. Пурушакара — это то, что мы делаем сейчас, в этой жизни. Аюрведа утверждает, что координация дайвы и пу­рушакары дает здоровье, счастливую и долгую жизнь. Напри­мер, если у человека проблемы с желудком, обусловленные пло­хой кармой в предыдущей жизни (дайва), он должен заботиться об этом органе и делать все возможное, чтобы не осложнить или излечить это хроническое заболевание (пурушакара). Когда че­ловек поступает подобным образом, болезнь отступает, и жизнь этого человека продлевается и улучшается. Однако если этот человек не принимает надлежащих мер, то есть в его жизни от­сутствует координация между деятельностью в прошлой и в на­стоящей жизни, болезнь желудка может перерасти в язву или рак, что повлечет за собой сокращение срока жизни и снижение ее качества. Я привела этот пример, чтобы показать: хотя пре­дыдущая карма играет важную роль, это не значит, что все в жизни человека предопределено. Если бы человеческая жизнь и страдания от болезней были предопределены, я не писала бы, а вы не читали бы книгу о том, как изменить свою жизнь. Этот взгляд на вещи хорошо выражен Чаракой:

Если бы жизненный путь каждого из нас был предопределен, не было бы нужды в мантрах, лекарствах, драгоценных кам­нях, обрядах, подношениях, жертвах, соблюдении правил, по­каянии, посещении храмов — то есть во всем том, что служит достижению долголетия. Не было бы также нужды уступать дорогу взбесившимся быкам, слонам, верблюдам, лошадям и буйволам, прятаться от яростного ветра и т. п. Аналогичным об-

Чарака-самхита, Виманастханам, III, р. р. 29-32. разом человек не стал бы избегать водопадов, гор, труднопро­ходимых мест или легкомысленных, неразумных, жестоких и непредсказуемых людей, тех, кто лишен рассудка или одер­жим жадностью, а также врагов, пожаров, ядовитых пресмы­кающихся, перенапряжения, недостойного поведения или гне­ва царей. Эти и им подобные факторы не должны нарушать течения жизни только из-за одного представления о ее предо­пределенности*.

Итак, мы видим, что Аюрведа подчеркивает необходимость серьезных усилий с нашей стороны для достижения счастли­вой и долгой жизни. В зависимости от прошлой кармы при но­вом рождении мы получаем тела различной конституции, раз­личные физические и умственные возможности. Каждый из нас должен бороться с дурным воздействием прошлой кармы, потому что укрепить здоровье и улучшить жизнь — в наших силах.

Это, однако, не означает, что люди, наделенные хорошим здоровьем (благодаря прошлой карме), могут небрежно отно­ситься к себе. Они тоже обязаны заботиться о собственном здо­ровье, чтобы быть бодрыми, энергичными и наслаждаться дол­голетием. Такие люди часто играют с судьбой, словно бросая ей вызов. Например, они говорят: «У меня такой здоровый желу­док, что камни переваривает», или «Я могу пить сколько угод­но, и у меня не бывает похмелья», или «Я месяцами могу рабо­тать без отдыха» и т. д. Они переоценивают свои жизненные силы и возможности, и в один прекрасный день им придется за это расплачиваться. Людям, принадлежащим к этой катего­рии, не приходится беспокоиться о своем здоровье в отличие от тех, кто родился больным, но каждый из нас должен делать все возможное, чтобы сохранить здоровье. Мы все хорошо понима­ем, что интеллектуальный, духовный и экономический про­гресс возможен только для тех, кто имеет достаточно жизнен­ных сил. Поэтому наш первый и главный долг — не жалеть усилий для достижения внутреннего равновесия и гармонии,

Ча рака-самхита, Виманастханам, III, 36. чтобы использовать жизненную энергию как в собственных ин­тересах, так и во благо всего мира.

Тело: микрокосм

Для того чтобы рассмотреть понятие микрокосма, следует вернуться к тем определениям, которые дает санкхья (рис. 2). Пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь (свет), вода и зем­ля — это вечные основные субстанции. Принято считать, что они являются главными составляющими материального мира. Эти пять основных элементов составляют между собой специ­фические комбинации, в результате чего формируется все многообразие физического мира. Первоосновы жизни и прояв­ленного мира уже обсуждались нами при рассмотрении санкхьи. Мы, люди, представляем космос в его микроформе. Одухотворяющим началом в нас является джива, или атма, то есть частица Космической беспредельности (Вселенской ду­ши, Пуруши). Наше физическое тело образовано пятью основ­ными элементами (эфиром, воздухом, огнем, водой и землей). Джива не подвержена разрушению и изменению, тогда как физическое тело постоянно претерпевает трансформацию. Живые существа во Вселенной отличаются друг от друга по внешнему виду, то есть по сочетанию пяти основных элемен­тов, определяющему ту или иную физическую форму. Джива, являющаяся носителем жизни и одухотворяющая физическое тело, одинакова у муравья, слона или человека. Когда насту­пает смерть, джива, животворящая сила, отделяется от физи­ческого тела, и оно распадается на пять первоэлементов. Че­рез некоторое время джива может получить иную физическую форму другого живого существа. Физическая форма при новом воплощении определяется кармическими условиями. Согласно Чараке, «эмбрион образуется из лично­стной сущности (дживы, источника жизни), которая не под­вержена болезням, старости, смерти и разложению. ... Джива входит в матку и, сливаясь со сперматозоидом и яйцеклеткой, дает начало эмбриону. Сама джива не может родиться, ибо она вечна и не имеет начала. ... Этот плод проходит стадии детства, юности и старости. На всех этих стадиях своего существова­ния джива именуется «рожденной», тогда как в предыдущей стадии она пребывает как бы в сослагательном наклонении... В действительности рождение есть лишь трансформация в от­ношении возраста и условий... Эмбрион не может родиться без индивидуальной души (дживы), так же как побег не может вы­расти не из зерна»*.

Важно понять, что, по этой холистической системе, физиче­ская форма Вселенной слагается пятью первоэлементами, ко­торые, в свою очередь, делятся на невидимые элементы. Пять элементов — это различные формы энергии, которые возника­ют, реорганизуются и постоянно трансформируются. В этом состоит фундаментальное единство всех живых существ во Вселенной и всего сущего. Поэтому все, что нас окружает, тем или иным образом влияет на нас, а мы в свою очередь влияем на все, что нас окружает. Для того чтобы достигнуть космичес­кого равновесия и гармонии, необходима также гармония пяти тонких элементов. Все в мироздании взаимосвязано и взаимо­зависимо, и фундаментальный принцип Аюрведы — поддер­жание гармонии различных сил Природы.

ТРИДОША: ТРИ ФЛЮИДНЫЕ СУБСТАНЦИИ

Все физические и ментальные функции организма находятся под управлением трех телесных субстанций, или тридоши — ваты, питты и капхи. Эти три жизненных принципа поддержи­вают единство всего организма и регулируют физические структуры и умственные процессы. Координированное и сба­лансированное действие трех жидкостей поддерживает жизнь и хорошее здоровье. Нарушение этого баланса вызывает нару­шение нормальной жизнедеятельности. Наблюдаемые разли­

варака -самхита, Шарьястханам, III, р. р. 8-9.

чия в физическом строении, чертах характера и биологических реакциях обусловлены относительным преобладанием той или иной субстанции. Однако чрезмерное преобладание одной из них вызывает внутренние нарушения и снижает сопротивляе­мость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Соотношение трех дош определяет врожденную кон­ституцию человека, склонность к различным заболеваниям и степень их выраженности, общий иммунитет организма, реак­цию на то или иное медицинское вмешательство и даже черты личности. Согласно Аюрведе, конституция человека представ­ляет собой психосоматическое единство. Теория тридоши — это, по существу, приложение представления о пяти матери­альных элементах, составляющих Вселенную, к биологии. Ва- та-доша состоит из эфира и воздуха, питта берет начало в ог­не, а капха является производным земли и воды (рис. 4). Три доши не только управляют живым существом как единым це­лым, они также обеспечивают его связь с космосом. Некоторые люди могут не осознавать, что тело — это единое целое и что оно связано с космосом. Согласно современной медицине, раз­личные органы, такие как мозг, печень, желудок, почки, легкие и др., выполняют различные функции и рассматриваются по­этому как отдельные детали механизма. Когда функции того или иного органа нарушаются, порок ищут именно в нем и пы­таются лечить непосредственно его. Однако согласно холисти­ческим медицинским системам, таким как Аюрведа, все органы являются частями единого целого. Поэтому то или иное расст­ройство рассматривается с точки зрения теории о тридоше, а лечение заключается в устранении факторов, послуживших причиной заболевания.

Современная медицина называется также аллопатией. Суть этой медицинской практики состоит в том, чтобы оказать на организм воздействие, противоположное тому, которое оказы­вает на него болезнь. То или иное вмешательство всецело зави­сит от диагноза, поставленного на основе анализа симптомов болезни, а лечение направлено на подавление этих симптомов. Например, если у человека что-то болит, ему дают болеутоля-

Табл. 1. Редукционистский и холистический подходы к медицине

Редукционистский Холистический
(1) Человеческое те­ло сравнивается с механизмом, кото­рый можно анализи­ровать по частям. (2) Болезнь пред­ставляется как сбой в работе какой-либо части механизма (тела). (3) Функции орга­низма анализируют­ся на биологическом и молекулярном уровне, а нарушения устраняются физи­ческим и (или) хими­ческим воздействи­ем. Ум и тело рассматриваются как независимые единицы. (4) Болезнь вызыва­ется в значительной степени случайными явлениями. (5) И время, и мате­рия редуцируются до мелких единиц. (1) Индивидуум рассматривается как неделимая сущность, как еди­ное целое, которое нельзя низвести до суммы его частей. Индивидуум также не может быть отделен от его социальной, культурной и духовной среды и мироздания в целом. (2) Болезнь рассматривается как следствие дисгармонии в космиче­ском порядке. Она не привязана к определенному месту и времени. (3) Нарушения анализируются и устраняются в контексте социаль­ной, культурной и духовной среды. Тело, ум и душа считаются единым целым. (4) Вселенная есть целостность, обладающая совершенной органи­зацией. В ней ничто не происходит без причины, и все движется к оп­ределенной цели. Болезнь вызыва­ется неслучайным соединением и разделением химических веществ. (5) Все материальное взаимосвя­зано, взаимозависимо, постоянно пребывает в движении. Материя постоянно изменяется, и именно ее трансформации обозначают время. Время вечно.

 

         
 
   

Рис. 4. Физическими и ментальными функциями тела управляют три
флюидные субстанции, происходящие из пяти первоэлементов.

ющее, в случае повышенной кислотности применяют средства, понижающие ее, в случае нарушения менструального цикла используют гормоны, а при лечении аллергии — антигистами­ны. То есть аллопатия не является холистической системой. В Аюрведе, напротив, при лечении болезни во внимание прини­мается весь организм, а также весь спектр деятельности чело­века.

Для современной медицины характерен редукционистский подход к заболеванию. Она приравнивает организм к механиз­му и считает, что его можно анализировать по частям. Аюрве­да применяет холистический принцип сохранения и поддер­жания здоровья и основывается на представлении, что человек есть единое целое, которое нельзя рассматривать по частям, и что нельзя отделять человека от его социальной, культурной и духовной среды, а также не учитывать его взаимосвязи с кос­мосом. В таблице 1 проводится сравнение между редукцио­нистским и холистическим подходами к проблеме здоровья.

В последние годы в западном мире широко используется термин «холистический». Его употребляют для характеристи­ки различных методов оздоровления, альтернативных аллопа­тической медицине. Однако применение отдельных методик из этих традиционных систем, например, использование аюрве­дических лекарственных трав или акупунктура, еще не озна­чает холистического медицинского подхода. При холистичес­ком подходе мы рассматриваем человека как единое целое, но при этом также обязательно учитываем его социальный, куль­турный и духовный статус. Такой подход к проблеме сохране-

Табл. 2. Тридоша (три флюидные субстанции) и пять элементов

Три доши Перво­элементы Физические свойства Функции
Вата Эфир и воздух Легкая, сухая, всепроникаю­щая, обильная, быстрая, холод­ная, грубая. Циркуляция крови, дыхание, выделение, функции мозга, бес­покойство, горе, эн­тузиазм, движение, активность.
Питта Огонь Горячая, ост­рая, кислая, по­движная. Зрение, температура тела, голод, жажда, мягкость и блеск ко­жи, радость, интел­лект.
Капха Земля и вода Тяжелая, холод­ная, мягкая, маслянистая, сладкая, вяз­кая, неподвиж­ная. Составляет все плот­ные структуры тела, крепость, тяжесть, потенция, сила, тер­пение, сдержанность. Л

ния и восстановления здоровья составляет часть холистичес­кого образа жизни.

Согласно Аюрведе, различные проблемы со здоровьем воз­никают от дисбаланса трех дош. Первый шаг к излечению со­стоит в том, чтобы исследовать факторы, которые являются причиной дисбаланса. Затем назначается лечение, обычно включающее профилактические меры, специальную диету, различные физические упражнения и фитотерапию. Сочета­ние этих методов призвано восстановить равновесие трех дош в организме.

По своим свойствам три доши близки к первоэлементам, из которых они состоят, а их деятельность в организме отвечает природе соответствующего элемента. Например, вата-доша бе­рет начало из эфира и воздуха, и ее свойства связаны с харак­тером этих элементов. Вата — всепроникающая, резкая, лег­кая, сухая, подвижная, обильная, быстрая и холодная. Эти свойства определяют функции ваты. физиологические и пси­хологические функции, которые связаны с движением, быстро осуществляются и охватывают все части тела. Вата ответст­венна за циркуляцию крови, деятельность центральной и пе­риферической нервной системы, выделение, движения тела, дыхание, а также беспокойство, горе, энтузиазм и т. п.

Питта-доша происходит из огня, и поэтому по своей приро­де она горячая. Кроме того, она едкая, горькая, кислая, по­движная. Питта отвечает за зрение, пищеварение, поддержа­ние температуры тела, голод и жажду, упругость и здоровый цвет кожи, радость и интеллект.

Капха-доша — тяжелая, холодная, мягкая, маслянистая, сладкая, медлительная и вязкая. Она составляет плотные структуры тела. Кроме того, она связывает элементы тела, поддерживает крепость и прочность (тканей), а также отвеча­ет за силу, потенцию, терпение и сдержанность.

Свойства и функции трех субстанций представлены в таб­лице 2.

Уменьшение количества любой из трех дош вызывает недо­статочность тех или иных функций, а переизбыток ведет к ги­перфункции, подверженности заболеваниям и другим наруше­ниям. Для физического и душевного здоровья абсолютно необ­ходимо поддержание равновесия тридоши, которое мы обсу­дим в следующей главе.

Три доши определяют изначальный конституциональный тип человека, а физиологические и психологические разли­чия, которые мы наблюдаем у людей, обусловлены их различ­ными сочетаниями и соотношением. Преобладание или тен­денция к преобладанию одной из дош порождает определенную природу, индивидуальность и психологический тип. Однако это не означает, что существует лишь три типа людей. Сочетания и комбинации трех дош дают начало вели­чайшему разнообразию, что также будет продемонстрировано в следующей главе.

Внешние факторы — погода, климат, питание, эмоциональ­ные состояния, личные отношения, социальные условия, воз­раст, время суток — постоянно изменяют соотношение суб­станций. Аюрведа предлагает практические способы поддержания равновесия трех дош, и эти способы следует со­относить с определенной конституцией человека и жизненны­ми обстоятельствами. Аюрведа не применяет одного и того же метода лечения ко всем людям и не признает, что всем подхо­дят одни и те же рекомендации в отношении образа жизни и питания, одни и те же правила или одни и те же лекарства.

ЭВОЛЮЦИЯ АЮРВЕДЫ

Интересно проследить направления, по которым развивалась эта древнейшая наука о жизни. В современной Индии, где люди все больше и больше склоняются к западной медицинской сис­теме (аллопатии), Аюрведа, как и в былые времена, авторитет­на в некоторых слоях населения, особенно в сельской местнос­ти. В городах, где эта традиция постепенно утрачивалась, ныне наблюдается возрождение альтернативных методов заботы в здоровье. Люди старше среднего возраста серьезно относятся к этому и выбирают продукты питания и лекарственные средст­ва, согласуясь со своим конституциональным типом. Они едят только определенную пищу в определенное время дня или се­зон года. Я была поражена этим фактом, когда делала покупки в магазине, торгующем традиционными продуктами аюрведи­ческой кухни и лекарственными средствами, в моем родном го­роде. Был июль, и покупатель попросил бутылку шарбета Брахми (сладкий сироп с брахми и другими травами). Владелец магазина ответил, что сейчас его нет в продаже, так как в сезон муссонов его не пьют. Тексты Аюрведы запрещают употребле­ние холодных сладких напитков в сезон дождей.

Люди, которые в наибольшей степени придерживаются аюр­ведической традиции, принадлежат к индийским племенным общинам. Они отличаются отменным здоровьем, потому что не употребляют сильнодействующих химических лекарственных средств.

В семьях, придерживающихся традиционных взглядов, кух­ня, которую возглавляет мать, бабушка или другой умудренный опытом человек, заодно выполняет функции аптеки. Эти люди знают, как сочетать продукты, чтобы диета была полноцен­ной — ложка того, ложка другого, и получается пища, способная предотвратить мелкие недуги. Существуют также эффектив­ные способы борьбы со стрессами и потрясениями. Например, когда в семье кто-то умирает, а ближайшие родственники не мо­гут плакать, прибегают к насильственным мерам, чтобы помочь им облегчить горе слезами. В течение тринадцати дней после смерти совершаются различные обряды и церемонии, чтобы близкие могли привыкнуть к мысли о том, что человек умер.

За несколько дней до начала брачной церемонии и невесте, и жениху дают мазь, которой они должны умастить тело. Мазь приготовлена из нутовой муки, горчичного масла, куркумы, сандалового масла и др. Она оказывает очищающее, антисепти­ческое действие и обладает приятным запахом, делает кожу гладкой и блестящей. Эта церемония имеет целью подготовить будущую супружескую пару к физической близости. С одной стороны, это оказывает расслабляющее действие на жениха и невесту, с другой — очищает, обеззараживает тела и делает их более красивыми.

Что касается религиозной стороны жизни и взаимосвязи че­ловека с космосом, то пять первоэлементов почитаются как раз­личные божества, что как бы устанавливает связь между био­логическим и космическим аспектами жизни. Согласно индуистской традиции, пост — очень важное средство дости­жения контроля над чувствами, а также очищения тела. Одна­ко Аюрведа запрещает полное голодание, потому что это ведет к доминированию вата-дошив организме. Поэтому пост — час­тичное воздержание от пищи. Такие посты посвящаются раз­личным богам, а эти боги, в свою очередь, олицетворяют разные виды космической энергии. Например, в некоторых районах Индии вторник — постный день, и посвящен он богу Хануману. Хануман — бог, рожденный ветром, и, следовательно, он связан с ватой. Во время этого поста полностью исключают соль, едят один раз в день пищу, приготовленную из злаков. В другое вре­мя следует есть фрукты, молоко и т. п. Из этой книги вы узнае­те, что все эти меры принимаются для поддержания в организ­ме нужного количества вата-доши.

Четверг — постный день, посвященный богине знания, а пят­ница — богине удовлетворения. Интересно отметить, что в пят­ничный пост можно есть соленое, но нельзя — кислое; едят так­же один раз в день. Пища, обладающая кислым вкусом, усиливает питту, и таким образом пост способствует нормализации этой субстанции. Питта-доша отвечает за чувство голода, поэтому этот пост символизирует подношение богине удовлетворения.

Существуют также ежемесячные посты в начале лунного месяца или в полнолуние. Во время лунного затмения запреща­ется даже пить воду. Эти правила соблюдаются для того, чтобы человек проникся идеей своего единства с мирозданием. Пред­ставьте себе обычных служащих наших дней, которые работа­ют в огромных закрытых помещениях с кондиционированным воздухом и вряд ли когда-нибудь видят небо или отмечают xo/j времени, глядя на убывающую или прибывающую луну. Тради­ция Аюрведы требует, чтобы мы обращали внимание на окру­жающий мир.

Есть еще два поста, важные с точки зрения Аюрведы: семи­дневные посты, соблюдающиеся два раза в год. Они приходятся на конец зимы (приблизительно в марте) и на конец сезона дож­дей (приблизительно в сентябре). Эти посты также связаны с различными богами и обрядами и выполняют важную функцию внутреннего очищения. Аюрведа рекомендует такое очищение при смене двух основных времен года. В течение семи дней не разрешается есть злаки, что хорошо очищает организм.

В связи с интенсивной урбанизацией древние оздоровитель­ные принципы и традиции в Индии приходят в упадок. Раз­дробленность семей ведет к забвению традиций, некогда пере­дававшихся из поколения в поколение. Модернизация, стрессы, применение пестицидов, усиливающееся в последние годы за­грязнение воздуха промышленными и транспортными выбро­сами служат причиной огромного числа проблем, связанных со здоровьем людей. Все чаще наблюдаются такие заболевания, как гипертония, болезни сердца, аллергия и рак. Осознание происходящих в мире изменений и их воздействия на здоровье приводит к тому, что люди начинают возвращаться к старым традициям. Интерес к аюрведической медицине на коммерчес­ком уровне способствует возникновению большого числа фар­мацевтических компаний по всей Индии. Однако в погоне за прибылью эти компании не всегда выходят на рынок с продук­цией высокого качества.

В Индии и во всем мире различные исследовательские ин­ституты занимаются изучением древних методов Аюрведы, и некоторые исследования направлены на доказательство ценно­сти этих методов. К сожалению, медицину, которая с успехом служила человеку на протяжении тысячелетий, нужно снова «проверять» на несчастных лабораторных животных.

Еще одним важным направлением современных научных ис­следований в области Аюрведы, предпринимаемых фармацев­тическими компаниями, является химический анализ продук­тов, применяемых в Аюрведе, для выделения биологически активных компонентов. Конечная цель подобных исследова­ний— синтезировать эти активные компоненты и тем самым избежать сложного процесса приготовления лекарственных средств из трав и других натуральных продуктов. Однако Аюр­веда подчеркивает, что продукты, которые используются для укрепления здоровья, должны быть натуральными и цельными. Применение активных компонентов в чистом виде для лечения определенного заболевания нарушает баланс в организме и да­ет побочные эффекты. Такое лечение снижает иммунитет и приводит лишь к быстрому подавлению симптомов, но не к вы­здоровлению.

В действительности правила заготовки лекарственных рас­тений (сбор разных видов в разные времена года, сушка — на солнце или в тени, способы измельчения) и другие рекоменда­ции Аюрведы следует строго соблюдать. Лекарства, приготов­ленные по современным технологиям (высушивание растений в печах, измельчение с помощью электричества и др. ) малоэф­фективны, что связано с нагреванием растительного сырья при измельчении и испарением летучих веществ. Я говорю об этом, чтобы вы сознавали: существует множество отклонений от ис­тинной Аюрведы, а попытка поставить ее методы на широкую коммерческую основу извращает саму суть древней традиции.

В заключение отметим, что аюрведический образ жизни на­чинается, прежде всего, с полного понимания ее принципов. По­сле этого мы должны научиться видеть себя в свете этих прин­ципов. Затем мы учимся согласовывать питание с нашей конституцией, окружением, климатом и погодой. Все это помо­жет нам лучше понять себя и проблемы своего здоровья. Чтобы достигнуть гармонии духа и тела, Аюрведа советует занимать­ся оздоровлением с помощью йоговских упражнений, которые способствуют повышению иммунитета и создают запас энер­гии, необходимый для лечения хронических заболеваний и мел­ких недугов (разумеется, с помощью мягких лекарственных средств). В следующих главах мы узнаем о травах и минералах, об их сочетаниях, приготовлении и применении для укрепления( здоровья.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ

С

огласно Аюрведе, первое место в жизни человека должно занимать «желание жить»*. Правильный образ жизни дает человеку крепкое здоровье и позволяет быстро справляться с мелкими расстройствами и недугами. Этот путь ведет к под­держанию жизненной силы и долголетию. Вторая задача со­стоит в том, чтобы иметь достаточно средств, позволяющих нам прожить правильную и долгую жизнь. Выполнив две пер­вые задачи, человек может вступить на путь духовного совер­шенствования, чтобы познать реальность, лежащую за преде­лами чувственного восприятия.

К сожалению, многие люди постоянно меняют местами две первые жизненные задачи. Без сомнения, желание жить — это главное природное свойство любого живого существа. Даже мельчайшие одноклеточные организмы располагают средства­ми защиты от угрожающих жизни воздействий. Но люди под­час ведут себя парадоксально. Несмотря на присущее каждому желание жить, их жизнь по сути своей является анти-жизнью, так как люди ведут крайне нездоровый образ жизни.

Чарака-самхита, Сутрастхана, XI, р. р. 3~6

Я приведу пример, поясняющий, каким образом для многих людей первая жизненная задача на практике отодвигается на второй план. Мой способ работы с людьми в области холистиче­ской медицины требует от пациентов полной отдачи, полного участия. Но очень часто мне приходится иметь дело с людьми, которые заявляют, что они не могут «тратить столько времени» на оздоровление. И хотя я уверяю их, что в результате они на­верняка выздоровеют, хотя они воочию видят других людей, которые сохраняют цветущее здоровье с помощью холистиче­ских методов профилактической и мягкой терапии, они не же­лают принимать участия в собственном исцелении. Почему? Потому что они «слишком заняты» или у них «просто нет вре­мени». Большую часть жизни они проводят в погоне за деньга­ми, славой, комфортом и не дают себе труда осознать, что вся роскошь мира, самое высокое положение — словом, любое ма­териальное достижение теряет всякий смысл, если утрачена жизненная сила, если человек становится жертвой серьезной болезни или расстается с жизнью. Мирские удовольствия чего- то стоят, только если мы способны ими наслаждаться. Когда кончается жизнь, удовольствия, комфорт и материальное бла­госостояние тоже приходят к концу.

Большинство людей в молодости обладают огромным запа­сом энергии, ведут жизнь, ориентированную на успех, и мало заботятся о своем здоровье. Примерно через два десятка лет подобной жизни они вдруг начинают понимать, что жизненные силы иссякают. Многих начинают беспокоить разнообразные недуги, такие как гипертония, повышенное содержание холес­терина, бессонница, мигрени, боли в плечах и спине и т. п. В зрелом возрасте многие люди поглощены повседневной суетой, полной стрессов, и не находят времени заняться собой и вос­становить жизненные силы с помощью отдыха, релаксации и других профилактических мер. Они проходят сложные меди­цинские обследования, горстями глотают таблетки, вызываю­щие привыкание и побочные действия, что требует употребле­ния новых лекарств, и таким образом порочный круг замыкается.

Другая категория людей отвергает подобное существование и ставит на первое место третью жизненную задачу Аюрведы. В молодости они уходят из дому в поисках Бога или других сверхъестественных сил, не заботясь о том, чтобы получить об­разование и возможность обеспечивать свое существование. Та­кой подход к жизни также достоин осуждения, потому что люди этого типа обычно живут в ужасающих условиях. Они становят­ся изгоями, и в конце концов у них возникают серьезные пробле­мы, связанные с незавершенностью духовного поиска.

Аюрведический образ жизни начинается с первого шага. Этот первый шаг заключается в том, чтобы познать себя и оп­ределить свою изначальную конституцию, которая зависит от соотношения трех флюидных субстанций (дош). Однако преж­де чем обсуждать вопрос о соотношении дош, мы познакомим­ся с классификацией болезней. Это поможет лучше понять те­орию о тридоше, а также усвоить, что есть и еще два важных аспекта заботы о здоровье.

ТРИ ТИПА БОЛЕЗНЕЙ

 

ЭНДОГЕННЫЕ ЭКЗОГЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
Эндогенные забо­левания возникают вследствие дисба­ланса трех дош: ва­ты, питты и капхи i 1__________________ Экзогенные забо­левания возникают вследствие действия внешних факторов, таких как ядовитые вещества, загрязнен­ный воздух, бакте­рии, вирусы и т. п. Психические забо­левания возникают вследствие невоз­можности достиг­нуть желаемого или при столкновении с нежелательным.

Рис. 5. Классификация болезней по Аюрведе

Согласно Аюрведе, существует три типа болезней: эндоген­ные, экзогенные и психические (рис. 5)*. Эндогенные (внутрен­ние) болезни возникают вследствие дисбаланса трех донг, ва­ты, питты и капхи. Экзогенные заболевания — это заболевания, вызванные действием внешних факторов, таких как яды, загрязненный воздух, паразиты, бактерии, вирусы и т. п. Третий тип заболеваний имеет психическое происхожде­ние. Они возникают вследствие невозможности достигнуть же­лаемого или при столкновении с нежелаемым.

Далее мы увидим, что болезни трех типов взаимосвязаны. В результате дисбаланса дош, который вызывает внутренние на­рушения, возрастает подверженность человека неблагоприят­ным внешним воздействиям, потому что организм, в котором нарушено равновесие, не в силах им противостоять. Сходным образом экзогенные заболевания нарушают баланс флюидных субстанций. В любом случае, прежде чем начинать лечение, не­обходимо установить первопричину заболевания. Психические болезни также нарушают баланс дош и, соответственно, вызы­вают внутренние расстройства. С другой стороны, эндогенные заболевания оказывают сильное влияние на состояние ума и в некоторых случаях становятся причиной нарушений психики. Расстройства психики мы обсудим в следующей главе.

ТЕОРИЯ О ТРИДОШЕ

Вы знаете, что три флюидные субстанции (тридоши) отвечают за все физические и ментальные функции и происходят из пяти первоэлементов, образующих Вселенную. Три доши управляют физиологическими функциями и определяют тип личности. Ос­новные функциональные свойства каждой из трех дош связаны с характеристиками элемента (элементов), из которого она про­исходит. Например, вата-доша происходит из воздуха и эфира. Воздух и эфир — сухие, легкие, резкие, всепроникающие и по-

Чарака-самхита, Сутрастхана, XI, р. р. 45~46. движные. Поэтому вата имеет сходные свойства и отвечает за движения, циркуляцию крови, дыхание, ощущения и т. д.

Равновесие трех дош обусловливает здоровье и счастье, а их дисбаланс ведет к болезни. Согласно Аюрведе, для того что­бы быть здоровым, человек должен поддерживать в теле рав­новесие трех дош. В теле любого человека одна или две жидко­сти доминируют или имеют тенденцию к доминированию. Именно этим соотношением и определяется изначальный пси­хосоматический тип (изначальная природа, или пракрити) че­ловека, а различия в степени доминирования обусловливают физические, умственные и психические различия между людьми. Необходимо также принять к сведению то обстоятель­ство, что многие аспекты жизни постоянно изменяют соотно­шение трех дош. Пища, погода, климат, сезон года, время су­ток, социальные взаимоотношения, род деятельности, сон и т. д. — все это оказывает влияние на соотношение трех дош. Та­ким образом, каждый человек должен (в соответствии со своей изначальной конституцией) выбрать образ жизни, способству­ющий поддержанию равновесия дош.

Посмотрим, как связаны соотношение трех дош и изначаль­ная природа человека. Все люди отличаются по внешним при­знакам, жизнеспособности, интеллекту и другим качествам. От­влечемся на время от всех этих признаков и попытаемся взглянуть на окружающих только с точки зрения теории о три- доше. Представим три доши символически — в виде трех фигур.

Вата-доша будет представлена треугольником, питта — кругом, а капха — квадратом. Теперь с помощью этих символов (рис. 6А) мы представим человека, обладающего идеальными здоровьем и интеллектом. (Хотя в действительности такого че­ловека, скорее всего, не существует. ) У других людей, также обладающих хорошим здоровьем, три доши тоже уравновеше­ны, однако их жизненная сила и интеллект ниже, чем в идеаль­ном случае. Тем не менее пропорции дош у них те же самые (см. рис. 6В и 6С).

Продолжая рассматривать теорию о тридоше, перейдем к людям в целом здоровым, но у которых наблюдается тенден-

Рис. 6. Треугольник, круг и квадрат представляют соот­ветственно вату, питту и капху. Рис. А изображает комбинацию трех дош у вооб­ражаемого человека, облада­ющего идеальным здоровьем и интеллектом. Рис. В также демонстрирует три доши в равной пропорции и характе­ризует человека, также обла­дающего хорошим здоровь­ем, но меньшей жизненной силой и интеллектом, чем в первом случае. Рис. С изоб­ражает еще меньшее общее содержание трех дош, кото­рые, однако, находятся в со­стоянии равновесия.

ция — в разной степени выраженная — к преобладанию той или иной доши. Они обладают повышенной чувствительностью к лю­бым факторам, оказывающим влияние на эту дошу, и при ма­лейшем небрежении к телу она становится причиной расстрой­ства здоровья. На рис. 7 изображены варианты этой категории. Доши, имеющие тенденцию к доминированию, отмечены штри­ховкой. Читатель может самостоятельно рассмотреть возмож­ные вариации соотношения дош, пользуясь рисунками 6 и 7.

До сих пор мы говорили о людях, у которых существует лишь тенденция к доминированию какой-либо доши. Такие люди могут сохранить здоровье, прилагая к этому сравнитель­но небольшие усилия. Другая категория включает в себя лю­дей, у которых доминирование одной или двух жидкостей от­четливо выражено. Вследствие этого дисбаланса у них часто возникают те или иные эндогенные заболевания. Рисунки 8А, 8В и 8С представляют людей, у которых доминируют вата, питта и капха-доши соответственно. Рисунки 8D, 8Е и 8F отра­жают более сильную степень доминирования этих дош.

Рис. 7. Различные типы доминирования дош. А, В, С отражают тенденцию ваты к доминированию, выраженному в различной степени. Рисунки D, Е, F изображают различные степени доминирования питты. G, Н, I — то же самое относительно капхи.

 

Если приложить рисунок 6 к рисунку 8, мы получим еще большее количество вариантов. Таким образом, теперь мы мо­жем представить, что существует множество комбинаций — как в смысле общего соотношения дош, так и по степени их до­минирования. У некоторых людей доминируют две жидкос­ти — либо одновременно, либо по очереди, в зависимости от времени года, месяца, дня и т. д. Степень нарушения равнове­сия связана с образом жизни, питанием и другими факторами, упоминавшимися выше.

Следующая категория включает в себя людей с сильным на­рушением равновесия дош. Таким людям необходимо постоян­но заботиться о своем здоровье. Обычно у них наблюдаются эн­догенные заболевания. Если надлежащим образом заботиться о своем здоровье, они могут укрепить его и привести доши в со­стояние равновесия. Однако если не обращать должного вни-

Рис. 8. Рис. А, В, С отражают доминирование ваты, питты и капхи соот­ветственно. В данном случае это больше чем тенденция к доминирова­нию, демонстрируемая на рис. 7. Рисунки D, Е, F изображают более высо­кую степень доминирования по сравнению с А, В и С.

 

мания на здоровье и не пытаться привести себя в порядок, си­туация постепенно усложняется, и в конце концов можно серь­езно заболеть. Часто приходится встречать людей, страдаю­щих несколькими недугами одновременно. Они жалуются на повышенное давление, мигрени, бессонницу, хронические боли в спине. Если не заботиться о здоровье, к эндогенным наруше­ниям присоединяются экзогенные, потому что организм теряет устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. По­стоянно терзаемые болезнями, эти люди становятся раздра­жительными, неуступчивыми, у них портится характер, могут возникнуть нарушения психики. Однако если человек, страда-

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.