Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





наука о жизни. Dr. Vinod Verma AYURVEDA (a way of life). Винод Верма



 


Древнее Знание Вестона

Винод Верма

Аюрведа

наука о жизни

Посвящается моему духовному учителю
ачаръе Прия Врат Шарме
Без его руководства и огромного труда
эта книга никогда не была бы написана.

 

«Философская книга»
Москва
2000

УДК 615. 8: 294. 11 ББК 53. 59

В49

Dr. Vinod Verma AYURVEDA (a way of life)

Винод Верма

B49 Аюрведа / Пер. с англ. И. Москвиной- Тархановой. — М.: Изд-во «Философская книга», 2000. — 320 с.

УДК 615. 8: 294. 11

ББК 53. 59

© Vinod Verma 1995

© Издательство «Философская книга», 2000

ISBN 5-8205-0014-8 (рус. )

ISBN 0-87728-822-4 (англ. )

ПРЕДИСЛОВИЕ

Аюрведа — это знание о жизни во всей ее целостности. Она изучает жизнь не только тела, но и разума и души. Тело, разум и душа — это те три составляющие, на которых основана трех­мерная терапия Аюрведы: физическая, умственная и духов­ная. Аюрведа придерживается холистического взгляда на жизнь и практику поддержания здоровья. Совершенного здо­ровья можно достигнуть, только если тело, разум и душа нахо­дятся в гармонии друг с другом и мирозданием.

Холистический подход Аюрведы проявляется и в том, что она рассматривает человека как на индивидуальном, так и на социальном уровне, указывая не только пути достижения лич­ного благополучия, но и пути установления гармонии между личностью и обществом, а также в самом обществе. Жизнь лю­бого человека на социальном уровне может быть хорошей или дурной, а на личностном уровне — счастливой или несчастли­вой. Хорошая жизнь благоприятствует процветанию общества, а дурная оказывает противоположное действие. Здоровый че­ловек счастлив, больной — несчастлив.

Аюрведическая теория о тридоше (трех флюидных суб­станциях) основана на законе универсальности природы, то есть на представлении о том, что к человеческому телу прило­жимы те же законы, что и ко всему мирозданию. Три доши, или три жизненных принципа, ответственны не только за физиоло­гические функции, но и за умственную деятельность и поведе­ние человека; три доши и три качества ума (гуны) взаимодей­ствуют между собой. Таким образом, аюрведическая медицина рассматривает ум и тело человека в их единстве, а не анализи­рует человеческий организм по частям.


Аюрведа придает особое значение индивидуальной консти­туции, различной у всех людей. Так, оценка состояния здоро­вья и выбор методов лечения производятся в соответствии с конституциональным типом человека. В сущности, ведические методы поддержания здоровья ориентированы на то, чтобы по­мочь природе восстановить равновесие тела и ума. Нод равно­весием ума подразумевается гармония трех качеств ума (гун): саттва-гуны, раджа-гуны и та ма-Гуны. В Аюрведе исцеление означает не подавление симптомов заболевания, а действи­тельное приведение тела в состояние гармонии.

Аюрведа считает, что здоровье — нормальное состояние че­ловека, а цель лечения — восстановление этого естественного состояния путем правильного питания, применения лекарст­венных средств, физических упражнений и т. п. Вот почему аюрведическая терапия носит также название пракритистха- пан (восстановление природы), что означает восстановление естественного, нормального состояния человека.

Аюрведа является составной частью индийской культуры. На аюрведических принципах основана индийская кухня. Эти же принципы регулируют повседневную жизнь людей, их обы­чаи и ритуалы. Праздники и свободное время специально пла­нируются таким образом, чтобы уберечь здоровье людей от стрессов и перенапряжения.

Доктор Винод Верма сумела постичь дух Аюрведы, а напря­женные занятия и практика способствовали расширению гори­зонтов ее мудрости. В результате ее исследований к пяти клас­сическим методам очищения — панчакарма — добавились два новых: очищение мочи и очищение крови, поэтому теперь прак­тику очищения следует называть саптакарма (семь методов).

Д-р Верма обладает истинным пониманием сути Аюрведы и ее холистического подхода к здоровью. Эта книга — блестящий пример вклада автора в эту область знаний. Работы д-ра Вер­мы принесли мудрость Аюрведы в современную жизнь.

Прия Врат Шарма

ВВЕДЕНИЕ

В наше время снова пробуждается интерес к древней индий­ской мудрости — Аюрведе (науке о жизни). Эта область знания обычно рассматривалась как чисто медицинская дисциплина, а ныне обсуждается даже в средствах массовой информации многих стран западного мира. Возрождение интереса к индий­ской науке и философии отражает общие тенденции мирового развития. Рост числа движений за здоровый образ жизни и со­хранение Природы, а также поиски в области духовного позна­ния свидетельствуют о существенном сдвиге в нашей системе ценностей.

Аюрведа, так же как и прочие Веды* является отраслью знания и имеет такой же древний возраст, как само человече­ство. В сущности, Веды вечны, ибо никто не знает времени, ког­да их не было. Аюрведа занимается не только болезнями и спо­собами их излечения, она посвящена жизни в целом, достижению человеком лучшего качества жизни и большей ее продолжительности. Согласно «Чарака-самхите», наиболее из­вестному и авторитетному исследованию в этой области, Аюр­веда определяется как наука, «которая занимается такими [ас­пектами жизни], как добро—зло, счастье—несчастье, •Веды — древнейшие индийские писания. Существуют четыре основные Ве­ды: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда.


благоприятствующие и неблагоприятствующие [факторы жизни], их природа и оценка»[*].

Корень «аюр» означает единство органов чувств, разума и души. Когда это единство нарушается — жизнь прекращается. Таким образом, «аюр» означает «жизнь».

Аюрведа — это наука о жизни. Чтобы изучать Аюрведу и встать на путь, который она предлагает, необходимо сначала осознать, что эта наука о жизни базируется на глобальном фи­лософском представлении о бытии и нашем отношении со Все­ленной. Вы не найдете здесь ни строгих правил, ни запретов, поэтому важно понять принципы, на которых основана практи­ка Аюрведы.

Главной целью применения той или иной медицинской сис­темы должен быть поиск способов улучшения качества жизни, способов предотвращения недуга, а в случае заболевания — правильного выбора методов лечения (которые избавляют от болезни и в то же время не вызывают отрицательных побочных эффектов). Не надо становиться фанатичным приверженцем какой-либо медицинской системы, при этом отвергая все, что предлагают другие. Эффективные методы из различных сис­тем могут прекрасно дополнять друг друга.

Как правило, современные медицинские исследования наце­лены на поиск средств лечения заболеваний, а не на поиск спо­собов поддержания здоровья и предотвращения болезни. Меди­цинское образование практически не уделяет внимания изучению здорового образа жизни и профилактическим мерам. Аюрведа же, напротив, сфокусирована главным образом на поддержании здоровья и здоровом образе жизни. Вторым важ­ным недостатком современной западной медицины является то, что она подходит ко всем людям с одной и той же меркой, то есть не принимает в расчет индивидуальных отличий и индивиду­альной конституции. Но люди так же по-разному реагируют на медицинское вмешательство, как различны их внешность и осо­бенности характера. Аюрведа всегда принимает во внимание индивидуальные особенности, а ее системы сохранения здоро­вья и лечения основываются на индивидуальной конституции.

Прежде чем знакомиться с этой книгой, важно усвоить, что аюрведическое представление о теле существенно отличается от представления, господствующего в современной медицине. Аюрведа не разделяет разум и тело, а тело не рассматривает как механизм, который можно анализировать по частям. Аюр­ведическое понятие тела включает в себя также и разум, пото­му что этим словом обозначается наша физическая, подвер­женная разрушению сущность, отличная от души. Душа неразрушима и бесплотна, она представляет собой одну из форм энергии. Разум рассматривается как шестое чувство. Те­ло, разум и душа образуют живое существо. Душа является истинной сущностью индивидуума и источником его сознания. Тело и разум — физические составляющие живого существа, и не могут существовать без души. Душа, или энергия, в свою очередь связана со Вселенской душой, или космической энер­гией. Согласно Аюрведе, живое существо (личность) не являет­ся независимым. Биологическая, ментальная и духовная ак­тивность взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому в Аюрведе болезни и нарушение функций организма рассматри­ваются в контексте социальной, культурной и духовной среды человека и его связи с космосом. Например, изначальная кон­ституция человека определяется соотношением в его теле трех дош (трех флюидных субстанций), которое поддерживает це­лостность организма и отвечает за все физические и менталь­ные функции. Эти три доши состоят из пяти материальных элементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли), которые обра­зуют всю материальную реальность вселенной. Из этой книги вы поймете, что принципы, управляющие вселенной (космо­сом), действуют также и на биологическом уровне. Таким обра­зом, аюрведический подход к проблеме здоровья глубоко отли­чен от подхода современной аллопатической медицины.

С точки зрения Аюрведы, для исцеления от недуга недоста­точно физического или химического вмешательства. Здоро­вье— это гармония человека с самим собой и с окружающей средой, и именно на этих принципах основана аюрведическая медицина. Излечить — значит восстановить эту гармонию, а для этого необходимы не только лекарственные средства, но и целый ряд других мер. Вы увидите, что эта книга содержит го­раздо больше рекомендаций по оздоровлению, нежели рецеп­тов лекарственных средств, которые являются лишь составной частью общих оздоровительных программ.

Аюрведа — обширный, неисчерпаемый источник знаний. Эта книга — всего лишь введение, руководство по аюрведиче­скому образу жизни. В ней дается описание повседневной практики, то есть того, что способен делать каждый человек для сохранения здоровья и достижения внутренней гармонии. Здесь обсуждаются различные способы развития чувстви­тельности человека к процессам, происходящим в его теле и в окружающей среде, способы самодиагностики и лечения не­значительных недугов, профилактики заболеваний, приготов­ления простых целебных средств из лекарственных растений, способы внешнего и внутреннего очищения организма. Подроб­но объясняются все практические детали, и предоставляется информация о доступности тех или иных продуктов. В аюрве­дической медицине применяются растения, произрастающие не только в Индии (особенно в Гималаях), откуда происходят оригинальные аюрведические тексты. Также подробно описа­но, как определить растения по вкусу и по другим признакам. Аюрведические лекарственные формулы не ограничены кон­кретным местом и временем. По мере проникновения Аюрведы в Южную Индию и на Цейлон в исходные формулы добавля­лись новые, местные, травы и минералы. Многие лекарствен­ные средства пришли в аюрведическую медицину из Греции и стран Среднего Востока.

Эта книга призвана помочь людям сознательно относиться к своему здоровью, понять, что с помощью простых средств мож­но избавиться от незначительных недугов и предотвратить се­рьезные хронические заболевания. Поскольку число заболева­ний и плата за медицинское обслуживание неуклонно растут,


для каждого человека важно уметь самому следить за своим здоровьем и поддерживать его. Древняя мудрость риши (свя­тых) учит нас применять профилактические меры и мягкие ле­карственные средства для сохранения здоровья, а не ждать, когда силы тела и разума будут подорваны, и в организме ра­зовьются серьезные недуги.

Цель книги состоит не только в том, чтобы дать людям ведиче­ское знание. Это уже было сделано в опубликованных за послед­нее время материалах. Наша важнейшая задача — познакомить читателя со способами улучшения качества жизни, а для этого важно правильно расставить акценты. Прежде всего, необходимо понять, куда нас завела современная цивилизация, и как это по­влияло на наше душевное состояние и образ жизни. Нашей жиз­ни не хватает целостности: она словно сложена из отдельных ку­сочков; то же самое относится к состоянию нашего тела, разума и души. Нельзя пытаться внедрить принципы Аюрведы в жизнь, оставаясь той же «дезинтегрированной» личностью. Прежде все­го необходимо увидеть и ощутить себя по-новому — как нечто целостное, единое, интегрированное. Только тогда человек спосо­бен осознать свое единство с космосом. Применение методов хо­листической медицины невозможно без холистического образа жизни. Эта книга должна помочь нашему самопониманию, осо­знанию себя как единства тела, разума и души.

Эта книга рассчитана на читателя, не обладающего специ­альными познаниями в области Аюрведы или современной ме­дицины. Мы старались с предельной ясностью излагать техни­ческие детали. Автор будет благодарен читателям за отзывы и пожелания.

Д-р Винод Верма The New Way Health Organization (NOW), Индия


К ЧИТАТЕЛЮ

Информация, содержащаяся в этой книге, не может заменить врачебную помощь, она предназначена исключительно для са­мообразования и самопознания. Автор и издатели не несут от­ветственности за последствия, связанные с использованием приведенных здесь материалов.

Для использования в коммерческих целях рецептов лекар­ственных средств, описанных в этой книге, требуется разреше­ние автора. За более подробной информацией обращайтесь к автору через издателей.

«Как правитель города проявляет предусмотритель­ность в отношении городских дел, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пре­небрегать своими обязанностями по отношению к собст­венному телу. Ось, вставленная в повозку и обладающая нужными свойствами, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевремен­ной. И как та же ось ломается в середине пути из-за не­померного груза, ухабистой дороги, отвалившегося коле­са, неисправности повозки или неумения ездока, потери болта, недостатка смазки или падения, так и жизнь че­ловека обрывается посередине из-за излишнего напряже­ния, неправильной диеты, нерегулярного питания, неуме­ренности в половых сношениях, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, кото­рые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, кото­рые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядови­того ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям».

Чарака, VI в. до н. э.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ

П

ервые исторические свидетельства, касающиеся Аюрве­ды, встречаются в Риг-веде и Атхарва-веде — двух из че­тырех основных Вед (книг мудрости) древней Индии. Слово «веда» буквально означает «знание». Существуют различные мнения относительно того, когда были созданы четыре Веды (Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда). Некото­рые историки считают, что Веды были созданы арийцами, ко­торые пришли в Индию около 2000 г. до н. э. из восточной Евро­пы и центральной Азии и завоевали народы древнеиндийской цивилизации (дравидов)[†]. С другой стороны, существует мне­ние, что арийцы были весьма примитивным народом и не так хорошо владели словом, чтобы писать столь изощренным сти­лем на столь разнообразные темы. До того как были изучены археологические памятники древнеиндийской цивилизации (всего около семидесяти лет назад), считалось, что арийцы, вторгнувшись в Индию, покорили народ, ведущий племенной образ жизни. Однако последние исследования говорят не толь­ко о высоком уровне развития цивилизации дравидов, но так­же и о преемственности ее культурной традиции, которая про­слеживается в Индии вплоть до настоящего времени[‡].


Поэтому невозможно точно установить, было ли ведическое знание принадлежностью древнеиндийской цивилизации или же Веды были созданы позднее. В первом случае возраст Вед должен составлять 3500-5000 лет.

Риг-веда уделяет много внимания медицине и искусству це­лительства, а Атхарва-веда является источником Аюрведы, которая позднее была оформлена в виде отдельной Веды. «Ат- харван» означает «огонь» (также свет — бог солнца). Атхарва- веда учит противостоять болезням и бедствиям. Это руковод­ство не только по медицине, но и по многим другим аспектам жизни — материальному, социальному, политическому и т. д. В Атхарва-веде рассматриваются такие аспекты заботы о здоро­вье: 1) пища и пищеварение; 2) способы развития интеллекта; 3) пути избавления от недугов и сведения о лекарственных рас­тениях; 4) способы сохранения здоровья и увеличения продол­жительности жизни; 5) руководство по улучшению характера и личных качеств. Необходимо отметить, что система поддер­жания здоровья, описанная в Атхарва-веде, в значительной мере ориентирована на самовнушение и исцеление с помощью внутренней энергии (атмашакти). В древние времена риши (мудрецы) питали глубокую веру в действенность внутренних сил человека, а также в профилактические меры.

Читая это медицинское руководство, мы должны помнить, что оно было написано несколько тысячелетий назад и рассчи­тано на образ жизни людей того времени. В нем есть наставле­ния о том, как уберечься от врагов, привидений и болезней, и описание различных способов борьбы с ними. Складывается впечатление, что болезнь приравнивалась к врагу. Вероятно, в те времена часто происходили столкновения между враждую­щими племенами, и такого рода инструкции были очень важ­ны. Если проследить, как трактуются в Атхарва-веде некото­рые вопросы сохранения здоровья, мы увидим, что большое значение придается методу внушения, направленного на из­менение психологического состояния человека, что способст­вует исцелению.

Я уничтожаю твои болезни, связанные с мочевыводящей систе­мой. Пусть моча, застоявшаяся в тебе, выйдет наружу! ... О стра­далец, я забираю твои болезни. Пусть застоявшаяся моча выйдет из твоего тела. ... Пусть она выйдет с шумом! Моча, которая нако­пилась в твоем мочевом пузыре, скоро выйдет через мочеточник, выйдет с шумом. Как человек прокладывает желоб, чтобы отвес­ти воду из реки, так и я прокладываю путь, чтобы забрать твою мочу. Пусть выйдет вся накопившаяся моча! Чтобы взять воду из моря, озера или пруда, ей открывают путь. Так и я открываю про­ход в твоем мочевом пузыре, чтобы выпустить застоявшуюся мо­чу. Пусть вся моча выйдет с шумом! Как летит в цель выпущен­ная из лука стрела, так вся твоя застоявшаяся моча с шумом хлынет наружу[§].

Атхарва-веда — первый письменный источник, в котором присутствует понятие о тридоше. Позднее эта теория разраба­тывалась на основе накопленного опыта и экспериментальных данных и приняла законченную и весьма сложную форму. В ведические времена медицина была связана с обращением к силам Природы.

О солнце, помоги нам избавиться от болезней, порожденных тридошей. ... О солнце, пусть этот человек избавится от голо­вной боли и болезней, связанных с капхой, которая пронизыва­ет собой каждую часть его тела. Освободи этого человека от капхи, порожденной дождем и водою, от ваты, порожденной воздухом, от лихорадки и других болезней, вызванных нару­шением питты. Пусть эти болезни покинут тело человека и уй­дут в леса и пустынные горы[**].

Существуют мантры (молитвы), облегчающие роды. Они возносятся богу Пуше — богу деторождения. < О Господь Пуша, помоги этому чреву освободиться от плаценты. Мы также от­крываем путь во чрево, чтобы роды были легкими. О Господь разрешения от бремени, будь милостив и расширь родовые пу­ти беременной женщины. О Сути, бог ветра, пусть шейка мат­ки будет направлена книзу, чтобы побудить ее (матку) [к дей­ствию]. О роженица, эта плацента повредит твоему здоровью. Она не принадлежит твоей плоти, костям, коже и т. п., ее нуж­но выбросить из тела. ... О беременная женщина, я расширяю выход из твоего чрева, чтобы выпустить ребенка наружу. ... Как несутся ветер и мысль, как птицы беспрепятственно кружат в небе, так же и ты, о младенец, выношенный во чреве десять ме­сяцев, выйди вместе с плацентой и сбрось ее»[††].

Когда речь идет о лихорадке, Атхарва-веда утверждает, что жар и озноб, сопровождающиеся болезненными ощущени­ями, порождаются огнем. Чтобы уговорить жар оставить боль­ного и уйти туда, откуда он пришел (то есть в огонь), на жерт­венный огонь брызгают горячей водой. Существуют описания различных типов лихорадок, включая малярию. В мантрах об­ращаются ко всем этим болезням, просят их покинуть тело больного и на прощание воздают им почести. Вероятно, в веди­ческие времена чтение этих мантр сопровождалось сложными обрядами, которые выполняли лица духовного звания (вайдьи и пандиты).

Итак, мы видим, что в древности к болезням относились с почтением и просили их покинуть тело. В Атхарва-веде лекар­ственные средства имеют статус божеств[‡‡]. Следует помнить, что в древней Индии словом «бог, божество» обозначали силы Природы. Все, что обладает силой, что действенно и дружест­венно по отношению к человеку, могло именоваться богом. На­пример, все пять первоэлементов Пракрити (Космической суб­станции, материальной природы) — земля, огонь, вода, воздух и эфир — были богами, так же как звезды, планеты, деревья и реки. Постепенно, в ходе развития религиозных представле­ний эти боги получили человеческую форму, а иногда и форму животных. Животные и растения, реки, озера и моря, горы и скалы, солнце, луна, звезды — все это было непосредственно связано с жизнью человека и почиталось вознесением благо­дарственных молитв. Некоторые из этих обычаев сохранились до наших дней, хотя представления о силах природы измени­лись. На самом деле множество богов, известных из сохранив­шейся доныне древнеиндийской культуры, являют собой раз­личные формы энергии в природе, а люди вступают с ними в особые отношения гармонии, уважения и почитания. Так чело­век выражает свою благодарность Природе и уважение к ее могуществу и полноте.

В Атхарва-веде подробно описаны лекарственные расте­ния, их признаки и целебные свойства. Например: «О Харидре (куркума), полная жизненных сил, ты — лучшее из всех ле­карств, как солнце — лучшее, что есть в дневное время, а лу­на — в ночное»[§§]. Далее названы лекарственные растения, кото­рые применяются для лечения различных кожных заболеваний (I, 24). Описаны такие болезни, как гепатит, маля­рия, тиф, туберкулез, эпилепсия и другие, а также анатомиче­ское строение человеческого тела. Мы не будем вдаваться в по­дробности этих описаний, потому что они представляют для нас в основном исторический интерес. Самое важное в этой Ве­де — динамизм и сила языка, которым пользуются при лече­нии посредством внушения и в обрядовом целительстве. Ниже я цитирую мантры из Атхарва-веды, которые называю «анти­биотическими».

Камень Индры, уничтожающий всех прими (болезнетворные бактерии и другие паразиты)! Я сокрушаю всех прими, как жернова сокрушают зерна. Я уничтожаю всех видимых и неви­димых прими, нападающих на тело. Я сокрушаю всех этих при­ми, которые подобны паутине — они отравляют кровь и плоть. Пусть все эти прими засохнут и погибнут. Я убиваю их силой этой мантры. Всех паразитов, обитающих в желудке и кишках, в голове и мышцах, мы уничтожаем силой мантр. Я прекращаю размножение всех прими, которые являются порождением ле­сов и гор, растений и животных и попадают в тело с водой, пи­щей или через раны, и уничтожаю их[***].

Аюрведическая традиция
берет свое начало от Брахмы

Это вечное знание
было передано через
мудреца Дакшу Праджапати
и полубога Индру
Бхардвадже, или Атри,
который распространил
его и на земле. Бхардваджа
передал этознание Атрее

Атрея в VII в. до н. э. проводил
по всей Индии собрания с целью
изучения Аюрведы и сформулировал
ее основополагающие принципы

Агнивеша, самый выдающийся
из шести учеников Атреи,
изложил это знание в виде
«Агнивеша-тантры» (руководства)

Усовершенствованное и расширенное
Чаракой в VI в. до н. э., это знание полу-
чило известность как «Чарака-самхита»

В IV в. н. э. Дридхабала подверг текст
«Чарака-самхиты» переработке и
внес дополнения. Современный текст
«Чарака-самхиты». который, по суще-
ству, является «Агнивеша-тантрой»,
переработанной Чаракой и Дридха-
балой, читают во всем мире.

Рис. 1. Традиция Аюрведы по «Чарака-самхите>

Итак, мы видим, что ведическая культура располагала по­дробными сведениями о паразитических организмах, попадаю­щих в тело человека извне, об их распространении в организме, токсическом воздействии, источниках и путях проникновения. Существуют также «антибиотические» мантры для животных, которые я здесь не привожу.

В идее здоровья, несомненно, заключено нечто большее, чем простое отсутствие болезни. В древние времена здоровым счи­тался человек, полностью реализовавший себя, а это означает и достижение внутренней гармонии. Древние также хорошо со­знавали, как велика роль отношений между мужчиной и жен­щиной, и какие проблемы связаны с этими отношениями. На­пример, в древней книге по медицине мы находим следующее высказывание:

О госпожа! Как ветер подхватывает и кружит тонкую соломин­ку, так и я будоражу твой ум, чтобы ты возжелала меня и не могла пребывать вдали от меня. ... Пусть эта женщина придет ко мне с желанием найти во мне мужа. Пусть я, желая ее, предам­ся ей полностью. Я пришел к ней, обладая богатством, как луч­ший жеребец приходит к кобыле[†††].

В ведические времена люди получали знания о раститель­ном царстве благодаря тесному общению с природой. ... В выбо­ре лекарственных растений им помогали животные, которые сами лечили свои недуги. Люди начали применять эти расте­ния, и таким образом стало возможным исследование свойств растительных продуктов и использование их в качестве ле­карств. В те времена не существовало изощренных технологий, известных ныне, но люди отличались тонкой наблюдательнос­тью и интуитивным пониманием мира. Поскольку животные сыграли важную роль в накоплении медицинских знаний, мно­гие лекарства были названы в честь птиц и других животных[‡‡‡]. Самым полным и подробным исследованием по Аюрведе является «Чарака-самхита», написанная более чем на тысячелетие позднее Атхарва-веды. Аюрведа тесно связана с Атхарва-ведой. Считает­ся, что основная концепция «Чарака-самхиты» впервые была сформулирована мудрецом Атреей, а знание Аюрведы пришло к нему от богов (рис. 1). Традиция Аюрведы восходит к Господу Брахме и к началу самого творения. Позднее это знание было по­ведано Дакше Праджапати, который, в свою очередь, поведал его Индре. Затем мудрецы послали святого Бхардваджу к богу Индре, чтобы получить от него это знание на благо всему человечеству, после чего оно стало передаваться уже на земном уровне. Бхард- ваджа поведал его мудрецу Атрее, и Атрея обсуждал медицин­ские вопросы с учениками и мудрецами на собраниях, которые ус­траивались по всей стране. Самым блестящим из учеников Атреи был Агнивеша, написавший руководство по Аюрведе. Позднее этот текст был переработан и расширен Чаракой и стал известен под названием «Чарака-самхита». Кашмирский ученый по имени Дридхабала переписал этот текст, и именно этой, более современ­ной переработкой «Чарака-самхиты» мы пользуемся ныне. Со­гласно историческому анализу, проведенному профессором Прия Врат Шармой, Атрея жил около VII в. до н. э[§§§]

Текст Чараки носит революционный характер, так как ав­тор освободил его «от слепой веры и суеверий в том, что каса­ется причин заболеваний и терапевтических методов, и развил рациональный подход (юкти) к решению этих проблем. Чарака подчеркивал значение рационального поиска и процесса ис­следования, необходимых для приближения к научной исти­не»[****]. В нашей книге мы постоянно будем обращаться к «Чара- ка-самхите» для иллюстрации различных положений Аюрведы и для того, чтобы показать практическое значение способов оздоровления и лечения в повседневной жизни.

Во времена Атреи существовала еще одна известная науч­ная школа, которая занималась исключительно хирургией — школа мудреца Дханвантари. Школа Атреи передавала паци­ентов школе Дханвантари, но не было ни одного случая, чтобы происходило наоборот. Этот факт свидетельствует о том, что к хирургическому вмешательству прибегали лишь в том случае, когда все другие способы оказывались бессильными.

Существует немало серьезных работ по Аюрведе, представ­ляющих большую ценность. К ним относится медицинский трактат «Шушрута-самхита», написанный Шушрутой, кото­рый, по всей вероятности, был современником Чараки. Особая ценность этого труда заключается в том, что помимо всего про­чего он содержит описания методов хирургии и ринопластики, а также хирургических инструментов. Третьим важным тру­дом, посвященным медицине Аюрведы, является «Аштанга- самграха», написанная Вагбхатой. Вагбхата принадлежал к ме­дицинской школе Наландского университета (вблизи современной Патны). Он обобщил воззрения Чараки и Шушру- ты и дополнил их собственными научными данными по тера­пии различных заболеваний.

Это был золотой век аюрведической медицины. В дополнение к общим принципам медицины и хирургии древняя литература по Аюрведе включает в себя следующие специальные знания:

1) лечение внутренних болезней;

2) педиатрия;

3) заболевания глаз, уха, горла и носа;

4) психиатрия;

5) хирургия и ринопластика;

6) токсикология;

7) омоложение и долголетие;

8) наука о любви и сексе.

В средние века к перечисленным выше трудам были напи­саны обширные комментарии, но они содержали мало нового. Для краткости изложения мы не будем подробно рассматри­вать этот исторический период развития Аюрведы, однако сто­ит заметить, что, несмотря на древность, Аюрведа никогда не


останавливалась в своем развитии. Эта область знания непре­рывно расширялась и продолжает расширяться. Например, после похода в Индию Александра Македонского (III в. до н. э. ) в Аюрведе стали применяться новые лекарственные растения и медицинские методики. Интересно, что именно в Индии до сих пор сохранились некоторые древние греко-арабские мето­ды лечения, давно утраченные в тех странах, откуда они про­исходят. За два последних столетия с помощью современных научных методов был открыт химический состав многих ле­карственных растений, и аюрведическая терапия получила обоснование в современных научных терминах. Многие чита­тели, по-видимому, не знают о том, что некоторые химические вещества, применяемые в медицине, обязаны своим появлени­ем аюрведической практике. В качестве примера можно приве­сти растения Rauwolfia serpentina и Ephedra gerardiana. Пер­вое с античных времен применяли в Индии для снижения кровяного давления. В Европу это растение привез в 1703 г. французский ботаник Плюмье, а латинское название оно полу­чило в честь врача Раувольфа. «Sarpa» (лат. «serpens») означа­ет «змея», таким образом, видовое название (serpantina) проис­ходит от латинизированного санскритского названия этого растения — сарпагандха. В 1931 г. двоим индийским ученым удалось выделить из раувольфии два активных компонента — резерпин и резцинамин*. Позднее, в 1945 г., швейцарская фар­макологическая компания «Ciba Pharma» (Бомбей) провела ис­следования этого растения, в результате которых было полу­чено первое аллопатическое средство против гипертонии. Ephedra gerardiana, которая растет высоко в Гималаях, из­древле применялась в медицине для облегчения хронического кашля и астмы. Важнейшим активным компонентом этого рас­тения является эфедрин, который в настоящее время широко применяется во всем мире для лечения астмы.


ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Для того чтобы принять Аюрведу как образ жизни, надо на­учиться жить в едином ритме с космосом. Невозможно приме­нять эту холистическую медицинскую систему, не следуя принципу целостности жизни, так как все во Вселенной взаи­мосвязано и взаимозависимо. Чтобы осознать это космическое единство, мы должны ознакомиться с концептуальной и фило­софской первоосновой Аюрведы.

Санкхья и йога

Санкхья и йога тесно связаны между собой и представляют две из шести философских систем древней Индии. Санкхья обра­зует философскую основу йоги, а йога предоставляет способы достижения целей, поставленных системой санкхья. Согласно учению санкхья (буквальное значение термина санкхья — «число»), мироздание включает в себя двадцать пять элемен­тов, или таттв. Два основных элемента — Пуруша, Вселенская душа, и Пракрити, Космическая субстанция (материальная природа)[††††](рис. 2 и 3). Пракрити обладает тремя Гунами (каче­ствами): саттва-гуной (гуной благости, истины, красоты и рав­новесия), раджа-гуной (гуной страсти, побуждающей к дейст­вию) и тама-гуной (гуной невежества, качеством, которое сдерживает, ограничивает движение и противостоит ему). Пракрити не имеет побуждений к действию, потому что она не одушевлена. Пуруша — принцип, одухотворяющий Пракрити и не обладающий материальными качествами (Гунами). Пуру­ша одухотворяет материю. Только в сочетании Пуруши и Пра­крити все сущее проявляет себя. Это сочетание порождает три



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.