|
|||
наука о жизни. Dr. Vinod Verma AYURVEDA (a way of life). Винод ВермаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Древнее Знание Вестона Винод Верма Аюрведа наука о жизни Посвящается моему духовному учителю
«Философская книга» УДК 615. 8: 294. 11 ББК 53. 59 В49 Dr. Vinod Verma AYURVEDA (a way of life) Винод Верма B49 Аюрведа / Пер. с англ. И. Москвиной- Тархановой. — М.: Изд-во «Философская книга», 2000. — 320 с. УДК 615. 8: 294. 11 ББК 53. 59 © Vinod Verma 1995 © Издательство «Философская книга», 2000 ISBN 5-8205-0014-8 (рус. ) ISBN 0-87728-822-4 (англ. ) ПРЕДИСЛОВИЕ Аюрведа — это знание о жизни во всей ее целостности. Она изучает жизнь не только тела, но и разума и души. Тело, разум и душа — это те три составляющие, на которых основана трехмерная терапия Аюрведы: физическая, умственная и духовная. Аюрведа придерживается холистического взгляда на жизнь и практику поддержания здоровья. Совершенного здоровья можно достигнуть, только если тело, разум и душа находятся в гармонии друг с другом и мирозданием. Холистический подход Аюрведы проявляется и в том, что она рассматривает человека как на индивидуальном, так и на социальном уровне, указывая не только пути достижения личного благополучия, но и пути установления гармонии между личностью и обществом, а также в самом обществе. Жизнь любого человека на социальном уровне может быть хорошей или дурной, а на личностном уровне — счастливой или несчастливой. Хорошая жизнь благоприятствует процветанию общества, а дурная оказывает противоположное действие. Здоровый человек счастлив, больной — несчастлив. Аюрведическая теория о тридоше (трех флюидных субстанциях) основана на законе универсальности природы, то есть на представлении о том, что к человеческому телу приложимы те же законы, что и ко всему мирозданию. Три доши, или три жизненных принципа, ответственны не только за физиологические функции, но и за умственную деятельность и поведение человека; три доши и три качества ума (гуны) взаимодействуют между собой. Таким образом, аюрведическая медицина рассматривает ум и тело человека в их единстве, а не анализирует человеческий организм по частям. Аюрведа придает особое значение индивидуальной конституции, различной у всех людей. Так, оценка состояния здоровья и выбор методов лечения производятся в соответствии с конституциональным типом человека. В сущности, ведические методы поддержания здоровья ориентированы на то, чтобы помочь природе восстановить равновесие тела и ума. Нод равновесием ума подразумевается гармония трех качеств ума (гун): саттва-гуны, раджа-гуны и та ма-Гуны. В Аюрведе исцеление означает не подавление симптомов заболевания, а действительное приведение тела в состояние гармонии. Аюрведа считает, что здоровье — нормальное состояние человека, а цель лечения — восстановление этого естественного состояния путем правильного питания, применения лекарственных средств, физических упражнений и т. п. Вот почему аюрведическая терапия носит также название пракритистха- пан (восстановление природы), что означает восстановление естественного, нормального состояния человека. Аюрведа является составной частью индийской культуры. На аюрведических принципах основана индийская кухня. Эти же принципы регулируют повседневную жизнь людей, их обычаи и ритуалы. Праздники и свободное время специально планируются таким образом, чтобы уберечь здоровье людей от стрессов и перенапряжения. Доктор Винод Верма сумела постичь дух Аюрведы, а напряженные занятия и практика способствовали расширению горизонтов ее мудрости. В результате ее исследований к пяти классическим методам очищения — панчакарма — добавились два новых: очищение мочи и очищение крови, поэтому теперь практику очищения следует называть саптакарма (семь методов). Д-р Верма обладает истинным пониманием сути Аюрведы и ее холистического подхода к здоровью. Эта книга — блестящий пример вклада автора в эту область знаний. Работы д-ра Вермы принесли мудрость Аюрведы в современную жизнь. Прия Врат Шарма ВВЕДЕНИЕ В наше время снова пробуждается интерес к древней индийской мудрости — Аюрведе (науке о жизни). Эта область знания обычно рассматривалась как чисто медицинская дисциплина, а ныне обсуждается даже в средствах массовой информации многих стран западного мира. Возрождение интереса к индийской науке и философии отражает общие тенденции мирового развития. Рост числа движений за здоровый образ жизни и сохранение Природы, а также поиски в области духовного познания свидетельствуют о существенном сдвиге в нашей системе ценностей. Аюрведа, так же как и прочие Веды* является отраслью знания и имеет такой же древний возраст, как само человечество. В сущности, Веды вечны, ибо никто не знает времени, когда их не было. Аюрведа занимается не только болезнями и способами их излечения, она посвящена жизни в целом, достижению человеком лучшего качества жизни и большей ее продолжительности. Согласно «Чарака-самхите», наиболее известному и авторитетному исследованию в этой области, Аюрведа определяется как наука, «которая занимается такими [аспектами жизни], как добро—зло, счастье—несчастье, •Веды — древнейшие индийские писания. Существуют четыре основные Веды: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда. благоприятствующие и неблагоприятствующие [факторы жизни], их природа и оценка»[*]. Корень «аюр» означает единство органов чувств, разума и души. Когда это единство нарушается — жизнь прекращается. Таким образом, «аюр» означает «жизнь». Аюрведа — это наука о жизни. Чтобы изучать Аюрведу и встать на путь, который она предлагает, необходимо сначала осознать, что эта наука о жизни базируется на глобальном философском представлении о бытии и нашем отношении со Вселенной. Вы не найдете здесь ни строгих правил, ни запретов, поэтому важно понять принципы, на которых основана практика Аюрведы. Главной целью применения той или иной медицинской системы должен быть поиск способов улучшения качества жизни, способов предотвращения недуга, а в случае заболевания — правильного выбора методов лечения (которые избавляют от болезни и в то же время не вызывают отрицательных побочных эффектов). Не надо становиться фанатичным приверженцем какой-либо медицинской системы, при этом отвергая все, что предлагают другие. Эффективные методы из различных систем могут прекрасно дополнять друг друга. Как правило, современные медицинские исследования нацелены на поиск средств лечения заболеваний, а не на поиск способов поддержания здоровья и предотвращения болезни. Медицинское образование практически не уделяет внимания изучению здорового образа жизни и профилактическим мерам. Аюрведа же, напротив, сфокусирована главным образом на поддержании здоровья и здоровом образе жизни. Вторым важным недостатком современной западной медицины является то, что она подходит ко всем людям с одной и той же меркой, то есть не принимает в расчет индивидуальных отличий и индивидуальной конституции. Но люди так же по-разному реагируют на медицинское вмешательство, как различны их внешность и особенности характера. Аюрведа всегда принимает во внимание индивидуальные особенности, а ее системы сохранения здоровья и лечения основываются на индивидуальной конституции. Прежде чем знакомиться с этой книгой, важно усвоить, что аюрведическое представление о теле существенно отличается от представления, господствующего в современной медицине. Аюрведа не разделяет разум и тело, а тело не рассматривает как механизм, который можно анализировать по частям. Аюрведическое понятие тела включает в себя также и разум, потому что этим словом обозначается наша физическая, подверженная разрушению сущность, отличная от души. Душа неразрушима и бесплотна, она представляет собой одну из форм энергии. Разум рассматривается как шестое чувство. Тело, разум и душа образуют живое существо. Душа является истинной сущностью индивидуума и источником его сознания. Тело и разум — физические составляющие живого существа, и не могут существовать без души. Душа, или энергия, в свою очередь связана со Вселенской душой, или космической энергией. Согласно Аюрведе, живое существо (личность) не является независимым. Биологическая, ментальная и духовная активность взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому в Аюрведе болезни и нарушение функций организма рассматриваются в контексте социальной, культурной и духовной среды человека и его связи с космосом. Например, изначальная конституция человека определяется соотношением в его теле трех дош (трех флюидных субстанций), которое поддерживает целостность организма и отвечает за все физические и ментальные функции. Эти три доши состоят из пяти материальных элементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли), которые образуют всю материальную реальность вселенной. Из этой книги вы поймете, что принципы, управляющие вселенной (космосом), действуют также и на биологическом уровне. Таким образом, аюрведический подход к проблеме здоровья глубоко отличен от подхода современной аллопатической медицины. С точки зрения Аюрведы, для исцеления от недуга недостаточно физического или химического вмешательства. Здоровье— это гармония человека с самим собой и с окружающей средой, и именно на этих принципах основана аюрведическая медицина. Излечить — значит восстановить эту гармонию, а для этого необходимы не только лекарственные средства, но и целый ряд других мер. Вы увидите, что эта книга содержит гораздо больше рекомендаций по оздоровлению, нежели рецептов лекарственных средств, которые являются лишь составной частью общих оздоровительных программ. Аюрведа — обширный, неисчерпаемый источник знаний. Эта книга — всего лишь введение, руководство по аюрведическому образу жизни. В ней дается описание повседневной практики, то есть того, что способен делать каждый человек для сохранения здоровья и достижения внутренней гармонии. Здесь обсуждаются различные способы развития чувствительности человека к процессам, происходящим в его теле и в окружающей среде, способы самодиагностики и лечения незначительных недугов, профилактики заболеваний, приготовления простых целебных средств из лекарственных растений, способы внешнего и внутреннего очищения организма. Подробно объясняются все практические детали, и предоставляется информация о доступности тех или иных продуктов. В аюрведической медицине применяются растения, произрастающие не только в Индии (особенно в Гималаях), откуда происходят оригинальные аюрведические тексты. Также подробно описано, как определить растения по вкусу и по другим признакам. Аюрведические лекарственные формулы не ограничены конкретным местом и временем. По мере проникновения Аюрведы в Южную Индию и на Цейлон в исходные формулы добавлялись новые, местные, травы и минералы. Многие лекарственные средства пришли в аюрведическую медицину из Греции и стран Среднего Востока. Эта книга призвана помочь людям сознательно относиться к своему здоровью, понять, что с помощью простых средств можно избавиться от незначительных недугов и предотвратить серьезные хронические заболевания. Поскольку число заболеваний и плата за медицинское обслуживание неуклонно растут, для каждого человека важно уметь самому следить за своим здоровьем и поддерживать его. Древняя мудрость риши (святых) учит нас применять профилактические меры и мягкие лекарственные средства для сохранения здоровья, а не ждать, когда силы тела и разума будут подорваны, и в организме разовьются серьезные недуги. Цель книги состоит не только в том, чтобы дать людям ведическое знание. Это уже было сделано в опубликованных за последнее время материалах. Наша важнейшая задача — познакомить читателя со способами улучшения качества жизни, а для этого важно правильно расставить акценты. Прежде всего, необходимо понять, куда нас завела современная цивилизация, и как это повлияло на наше душевное состояние и образ жизни. Нашей жизни не хватает целостности: она словно сложена из отдельных кусочков; то же самое относится к состоянию нашего тела, разума и души. Нельзя пытаться внедрить принципы Аюрведы в жизнь, оставаясь той же «дезинтегрированной» личностью. Прежде всего необходимо увидеть и ощутить себя по-новому — как нечто целостное, единое, интегрированное. Только тогда человек способен осознать свое единство с космосом. Применение методов холистической медицины невозможно без холистического образа жизни. Эта книга должна помочь нашему самопониманию, осознанию себя как единства тела, разума и души. Эта книга рассчитана на читателя, не обладающего специальными познаниями в области Аюрведы или современной медицины. Мы старались с предельной ясностью излагать технические детали. Автор будет благодарен читателям за отзывы и пожелания. Д-р Винод Верма The New Way Health Organization (NOW), Индия К ЧИТАТЕЛЮ Информация, содержащаяся в этой книге, не может заменить врачебную помощь, она предназначена исключительно для самообразования и самопознания. Автор и издатели не несут ответственности за последствия, связанные с использованием приведенных здесь материалов. Для использования в коммерческих целях рецептов лекарственных средств, описанных в этой книге, требуется разрешение автора. За более подробной информацией обращайтесь к автору через издателей. «Как правитель города проявляет предусмотрительность в отношении городских дел, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пренебрегать своими обязанностями по отношению к собственному телу. Ось, вставленная в повозку и обладающая нужными свойствами, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевременной. И как та же ось ломается в середине пути из-за непомерного груза, ухабистой дороги, отвалившегося колеса, неисправности повозки или неумения ездока, потери болта, недостатка смазки или падения, так и жизнь человека обрывается посередине из-за излишнего напряжения, неправильной диеты, нерегулярного питания, неумеренности в половых сношениях, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, которые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, которые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядовитого ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям». Чарака, VI в. до н. э. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ
ервые исторические свидетельства, касающиеся Аюрведы, встречаются в Риг-веде и Атхарва-веде — двух из четырех основных Вед (книг мудрости) древней Индии. Слово «веда» буквально означает «знание». Существуют различные мнения относительно того, когда были созданы четыре Веды (Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда). Некоторые историки считают, что Веды были созданы арийцами, которые пришли в Индию около 2000 г. до н. э. из восточной Европы и центральной Азии и завоевали народы древнеиндийской цивилизации (дравидов)[†]. С другой стороны, существует мнение, что арийцы были весьма примитивным народом и не так хорошо владели словом, чтобы писать столь изощренным стилем на столь разнообразные темы. До того как были изучены археологические памятники древнеиндийской цивилизации (всего около семидесяти лет назад), считалось, что арийцы, вторгнувшись в Индию, покорили народ, ведущий племенной образ жизни. Однако последние исследования говорят не только о высоком уровне развития цивилизации дравидов, но также и о преемственности ее культурной традиции, которая прослеживается в Индии вплоть до настоящего времени[‡]. Поэтому невозможно точно установить, было ли ведическое знание принадлежностью древнеиндийской цивилизации или же Веды были созданы позднее. В первом случае возраст Вед должен составлять 3500-5000 лет. Риг-веда уделяет много внимания медицине и искусству целительства, а Атхарва-веда является источником Аюрведы, которая позднее была оформлена в виде отдельной Веды. «Ат- харван» означает «огонь» (также свет — бог солнца). Атхарва- веда учит противостоять болезням и бедствиям. Это руководство не только по медицине, но и по многим другим аспектам жизни — материальному, социальному, политическому и т. д. В Атхарва-веде рассматриваются такие аспекты заботы о здоровье: 1) пища и пищеварение; 2) способы развития интеллекта; 3) пути избавления от недугов и сведения о лекарственных растениях; 4) способы сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни; 5) руководство по улучшению характера и личных качеств. Необходимо отметить, что система поддержания здоровья, описанная в Атхарва-веде, в значительной мере ориентирована на самовнушение и исцеление с помощью внутренней энергии (атмашакти). В древние времена риши (мудрецы) питали глубокую веру в действенность внутренних сил человека, а также в профилактические меры. Читая это медицинское руководство, мы должны помнить, что оно было написано несколько тысячелетий назад и рассчитано на образ жизни людей того времени. В нем есть наставления о том, как уберечься от врагов, привидений и болезней, и описание различных способов борьбы с ними. Складывается впечатление, что болезнь приравнивалась к врагу. Вероятно, в те времена часто происходили столкновения между враждующими племенами, и такого рода инструкции были очень важны. Если проследить, как трактуются в Атхарва-веде некоторые вопросы сохранения здоровья, мы увидим, что большое значение придается методу внушения, направленного на изменение психологического состояния человека, что способствует исцелению. Я уничтожаю твои болезни, связанные с мочевыводящей системой. Пусть моча, застоявшаяся в тебе, выйдет наружу! ... О страдалец, я забираю твои болезни. Пусть застоявшаяся моча выйдет из твоего тела. ... Пусть она выйдет с шумом! Моча, которая накопилась в твоем мочевом пузыре, скоро выйдет через мочеточник, выйдет с шумом. Как человек прокладывает желоб, чтобы отвести воду из реки, так и я прокладываю путь, чтобы забрать твою мочу. Пусть выйдет вся накопившаяся моча! Чтобы взять воду из моря, озера или пруда, ей открывают путь. Так и я открываю проход в твоем мочевом пузыре, чтобы выпустить застоявшуюся мочу. Пусть вся моча выйдет с шумом! Как летит в цель выпущенная из лука стрела, так вся твоя застоявшаяся моча с шумом хлынет наружу[§]. Атхарва-веда — первый письменный источник, в котором присутствует понятие о тридоше. Позднее эта теория разрабатывалась на основе накопленного опыта и экспериментальных данных и приняла законченную и весьма сложную форму. В ведические времена медицина была связана с обращением к силам Природы. О солнце, помоги нам избавиться от болезней, порожденных тридошей. ... О солнце, пусть этот человек избавится от головной боли и болезней, связанных с капхой, которая пронизывает собой каждую часть его тела. Освободи этого человека от капхи, порожденной дождем и водою, от ваты, порожденной воздухом, от лихорадки и других болезней, вызванных нарушением питты. Пусть эти болезни покинут тело человека и уйдут в леса и пустынные горы[**]. Существуют мантры (молитвы), облегчающие роды. Они возносятся богу Пуше — богу деторождения. < О Господь Пуша, помоги этому чреву освободиться от плаценты. Мы также открываем путь во чрево, чтобы роды были легкими. О Господь разрешения от бремени, будь милостив и расширь родовые пути беременной женщины. О Сути, бог ветра, пусть шейка матки будет направлена книзу, чтобы побудить ее (матку) [к действию]. О роженица, эта плацента повредит твоему здоровью. Она не принадлежит твоей плоти, костям, коже и т. п., ее нужно выбросить из тела. ... О беременная женщина, я расширяю выход из твоего чрева, чтобы выпустить ребенка наружу. ... Как несутся ветер и мысль, как птицы беспрепятственно кружат в небе, так же и ты, о младенец, выношенный во чреве десять месяцев, выйди вместе с плацентой и сбрось ее»[††]. Когда речь идет о лихорадке, Атхарва-веда утверждает, что жар и озноб, сопровождающиеся болезненными ощущениями, порождаются огнем. Чтобы уговорить жар оставить больного и уйти туда, откуда он пришел (то есть в огонь), на жертвенный огонь брызгают горячей водой. Существуют описания различных типов лихорадок, включая малярию. В мантрах обращаются ко всем этим болезням, просят их покинуть тело больного и на прощание воздают им почести. Вероятно, в ведические времена чтение этих мантр сопровождалось сложными обрядами, которые выполняли лица духовного звания (вайдьи и пандиты). Итак, мы видим, что в древности к болезням относились с почтением и просили их покинуть тело. В Атхарва-веде лекарственные средства имеют статус божеств[‡‡]. Следует помнить, что в древней Индии словом «бог, божество» обозначали силы Природы. Все, что обладает силой, что действенно и дружественно по отношению к человеку, могло именоваться богом. Например, все пять первоэлементов Пракрити (Космической субстанции, материальной природы) — земля, огонь, вода, воздух и эфир — были богами, так же как звезды, планеты, деревья и реки. Постепенно, в ходе развития религиозных представлений эти боги получили человеческую форму, а иногда и форму животных. Животные и растения, реки, озера и моря, горы и скалы, солнце, луна, звезды — все это было непосредственно связано с жизнью человека и почиталось вознесением благодарственных молитв. Некоторые из этих обычаев сохранились до наших дней, хотя представления о силах природы изменились. На самом деле множество богов, известных из сохранившейся доныне древнеиндийской культуры, являют собой различные формы энергии в природе, а люди вступают с ними в особые отношения гармонии, уважения и почитания. Так человек выражает свою благодарность Природе и уважение к ее могуществу и полноте. В Атхарва-веде подробно описаны лекарственные растения, их признаки и целебные свойства. Например: «О Харидре (куркума), полная жизненных сил, ты — лучшее из всех лекарств, как солнце — лучшее, что есть в дневное время, а луна — в ночное»[§§]. Далее названы лекарственные растения, которые применяются для лечения различных кожных заболеваний (I, 24). Описаны такие болезни, как гепатит, малярия, тиф, туберкулез, эпилепсия и другие, а также анатомическое строение человеческого тела. Мы не будем вдаваться в подробности этих описаний, потому что они представляют для нас в основном исторический интерес. Самое важное в этой Веде — динамизм и сила языка, которым пользуются при лечении посредством внушения и в обрядовом целительстве. Ниже я цитирую мантры из Атхарва-веды, которые называю «антибиотическими». Камень Индры, уничтожающий всех прими (болезнетворные бактерии и другие паразиты)! Я сокрушаю всех прими, как жернова сокрушают зерна. Я уничтожаю всех видимых и невидимых прими, нападающих на тело. Я сокрушаю всех этих прими, которые подобны паутине — они отравляют кровь и плоть. Пусть все эти прими засохнут и погибнут. Я убиваю их силой этой мантры. Всех паразитов, обитающих в желудке и кишках, в голове и мышцах, мы уничтожаем силой мантр. Я прекращаю размножение всех прими, которые являются порождением лесов и гор, растений и животных и попадают в тело с водой, пищей или через раны, и уничтожаю их[***]. Аюрведическая традиция Это вечное знание Атрея в VII в. до н. э. проводил Агнивеша, самый выдающийся Усовершенствованное и расширенное В IV в. н. э. Дридхабала подверг текст Рис. 1. Традиция Аюрведы по «Чарака-самхите> Итак, мы видим, что ведическая культура располагала подробными сведениями о паразитических организмах, попадающих в тело человека извне, об их распространении в организме, токсическом воздействии, источниках и путях проникновения. Существуют также «антибиотические» мантры для животных, которые я здесь не привожу. В идее здоровья, несомненно, заключено нечто большее, чем простое отсутствие болезни. В древние времена здоровым считался человек, полностью реализовавший себя, а это означает и достижение внутренней гармонии. Древние также хорошо сознавали, как велика роль отношений между мужчиной и женщиной, и какие проблемы связаны с этими отношениями. Например, в древней книге по медицине мы находим следующее высказывание: О госпожа! Как ветер подхватывает и кружит тонкую соломинку, так и я будоражу твой ум, чтобы ты возжелала меня и не могла пребывать вдали от меня. ... Пусть эта женщина придет ко мне с желанием найти во мне мужа. Пусть я, желая ее, предамся ей полностью. Я пришел к ней, обладая богатством, как лучший жеребец приходит к кобыле[†††]. В ведические времена люди получали знания о растительном царстве благодаря тесному общению с природой. ... В выборе лекарственных растений им помогали животные, которые сами лечили свои недуги. Люди начали применять эти растения, и таким образом стало возможным исследование свойств растительных продуктов и использование их в качестве лекарств. В те времена не существовало изощренных технологий, известных ныне, но люди отличались тонкой наблюдательностью и интуитивным пониманием мира. Поскольку животные сыграли важную роль в накоплении медицинских знаний, многие лекарства были названы в честь птиц и других животных[‡‡‡]. Самым полным и подробным исследованием по Аюрведе является «Чарака-самхита», написанная более чем на тысячелетие позднее Атхарва-веды. Аюрведа тесно связана с Атхарва-ведой. Считается, что основная концепция «Чарака-самхиты» впервые была сформулирована мудрецом Атреей, а знание Аюрведы пришло к нему от богов (рис. 1). Традиция Аюрведы восходит к Господу Брахме и к началу самого творения. Позднее это знание было поведано Дакше Праджапати, который, в свою очередь, поведал его Индре. Затем мудрецы послали святого Бхардваджу к богу Индре, чтобы получить от него это знание на благо всему человечеству, после чего оно стало передаваться уже на земном уровне. Бхард- ваджа поведал его мудрецу Атрее, и Атрея обсуждал медицинские вопросы с учениками и мудрецами на собраниях, которые устраивались по всей стране. Самым блестящим из учеников Атреи был Агнивеша, написавший руководство по Аюрведе. Позднее этот текст был переработан и расширен Чаракой и стал известен под названием «Чарака-самхита». Кашмирский ученый по имени Дридхабала переписал этот текст, и именно этой, более современной переработкой «Чарака-самхиты» мы пользуемся ныне. Согласно историческому анализу, проведенному профессором Прия Врат Шармой, Атрея жил около VII в. до н. э[§§§] Текст Чараки носит революционный характер, так как автор освободил его «от слепой веры и суеверий в том, что касается причин заболеваний и терапевтических методов, и развил рациональный подход (юкти) к решению этих проблем. Чарака подчеркивал значение рационального поиска и процесса исследования, необходимых для приближения к научной истине»[****]. В нашей книге мы постоянно будем обращаться к «Чара- ка-самхите» для иллюстрации различных положений Аюрведы и для того, чтобы показать практическое значение способов оздоровления и лечения в повседневной жизни. Во времена Атреи существовала еще одна известная научная школа, которая занималась исключительно хирургией — школа мудреца Дханвантари. Школа Атреи передавала пациентов школе Дханвантари, но не было ни одного случая, чтобы происходило наоборот. Этот факт свидетельствует о том, что к хирургическому вмешательству прибегали лишь в том случае, когда все другие способы оказывались бессильными. Существует немало серьезных работ по Аюрведе, представляющих большую ценность. К ним относится медицинский трактат «Шушрута-самхита», написанный Шушрутой, который, по всей вероятности, был современником Чараки. Особая ценность этого труда заключается в том, что помимо всего прочего он содержит описания методов хирургии и ринопластики, а также хирургических инструментов. Третьим важным трудом, посвященным медицине Аюрведы, является «Аштанга- самграха», написанная Вагбхатой. Вагбхата принадлежал к медицинской школе Наландского университета (вблизи современной Патны). Он обобщил воззрения Чараки и Шушру- ты и дополнил их собственными научными данными по терапии различных заболеваний. Это был золотой век аюрведической медицины. В дополнение к общим принципам медицины и хирургии древняя литература по Аюрведе включает в себя следующие специальные знания: 1) лечение внутренних болезней; 2) педиатрия; 3) заболевания глаз, уха, горла и носа; 4) психиатрия; 5) хирургия и ринопластика; 6) токсикология; 7) омоложение и долголетие; 8) наука о любви и сексе. В средние века к перечисленным выше трудам были написаны обширные комментарии, но они содержали мало нового. Для краткости изложения мы не будем подробно рассматривать этот исторический период развития Аюрведы, однако стоит заметить, что, несмотря на древность, Аюрведа никогда не останавливалась в своем развитии. Эта область знания непрерывно расширялась и продолжает расширяться. Например, после похода в Индию Александра Македонского (III в. до н. э. ) в Аюрведе стали применяться новые лекарственные растения и медицинские методики. Интересно, что именно в Индии до сих пор сохранились некоторые древние греко-арабские методы лечения, давно утраченные в тех странах, откуда они происходят. За два последних столетия с помощью современных научных методов был открыт химический состав многих лекарственных растений, и аюрведическая терапия получила обоснование в современных научных терминах. Многие читатели, по-видимому, не знают о том, что некоторые химические вещества, применяемые в медицине, обязаны своим появлением аюрведической практике. В качестве примера можно привести растения Rauwolfia serpentina и Ephedra gerardiana. Первое с античных времен применяли в Индии для снижения кровяного давления. В Европу это растение привез в 1703 г. французский ботаник Плюмье, а латинское название оно получило в честь врача Раувольфа. «Sarpa» (лат. «serpens») означает «змея», таким образом, видовое название (serpantina) происходит от латинизированного санскритского названия этого растения — сарпагандха. В 1931 г. двоим индийским ученым удалось выделить из раувольфии два активных компонента — резерпин и резцинамин*. Позднее, в 1945 г., швейцарская фармакологическая компания «Ciba Pharma» (Бомбей) провела исследования этого растения, в результате которых было получено первое аллопатическое средство против гипертонии. Ephedra gerardiana, которая растет высоко в Гималаях, издревле применялась в медицине для облегчения хронического кашля и астмы. Важнейшим активным компонентом этого растения является эфедрин, который в настоящее время широко применяется во всем мире для лечения астмы. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ Для того чтобы принять Аюрведу как образ жизни, надо научиться жить в едином ритме с космосом. Невозможно применять эту холистическую медицинскую систему, не следуя принципу целостности жизни, так как все во Вселенной взаимосвязано и взаимозависимо. Чтобы осознать это космическое единство, мы должны ознакомиться с концептуальной и философской первоосновой Аюрведы. Санкхья и йога Санкхья и йога тесно связаны между собой и представляют две из шести философских систем древней Индии. Санкхья образует философскую основу йоги, а йога предоставляет способы достижения целей, поставленных системой санкхья. Согласно учению санкхья (буквальное значение термина санкхья — «число»), мироздание включает в себя двадцать пять элементов, или таттв. Два основных элемента — Пуруша, Вселенская душа, и Пракрити, Космическая субстанция (материальная природа)[††††](рис. 2 и 3). Пракрити обладает тремя Гунами (качествами): саттва-гуной (гуной благости, истины, красоты и равновесия), раджа-гуной (гуной страсти, побуждающей к действию) и тама-гуной (гуной невежества, качеством, которое сдерживает, ограничивает движение и противостоит ему). Пракрити не имеет побуждений к действию, потому что она не одушевлена. Пуруша — принцип, одухотворяющий Пракрити и не обладающий материальными качествами (Гунами). Пуруша одухотворяет материю. Только в сочетании Пуруши и Пракрити все сущее проявляет себя. Это сочетание порождает три
|
|||
|