Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УРОК ВТОРОЙ



С именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость! О Аллах! Прости нам, нашему шейху и мусульманам! Сказал хафиз Ибн Аби ад-Дунья, да помилует его Всевышний Аллах.

25 ― Ма′ кыль ибн ′ Убейд аль-Джазари рассказывал: «Когда ученые встречались друг с другом, они завещали друг другу эти слова, и когда они покидали друг друга, они писали их друг другу в письмах: если человек исправит своё внутреннее состояние, Аллах исправит его внешнее состояние, и если человек исправит то, что между ним и Аллахом, Аллах избавит его от того, что между ним и людьми, и если человек будет заботиться о делах своей Вечной жизни, Аллах избавит его от дел этого мира».

 

Цепочка передатчиков является хорошей. Это – великое предание, которое заключает в себе две пользы:

Во-первых, если человек исправит своё внутреннее состояние, Аллах исправит его внешнее состояние, и если человек исправит то, что между ним и Аллахом, Аллах избавит его от того, что между ним и людьми, и если человек будет заботиться о делах своей Вечной жизни, Аллах избавит его от дел этого мира.

Во-вторых, ученые проявляли великую заботу об этих словах, завещали их друг другу и писали их друг другу в письмах, выполняя веление Всемогущего и Великого Аллаха, Который повелел завещать друг другу истину. Ведь из качеств верующих то, что они завещают друг другу истину, как это упомянул Всемогущий и Великий Аллах в суре «аль-′ Аср».

И больше всего должны быть похожими на ученых искатели знаний.

Искатели знаний обязательно должны давать друг другу добрые советы, завещать друг другу добро и побуждать друг друга к благому. Если кто-нибудь из них увидит, что его брат допустил какую-либо ошибку, пусть поспешит исправить её, но при этом скроет её от других.

А если ты видишь, что искатели знаний нападают друг на друга, словно петухи, и когда один из них видит, что его брат допустил ошибку, он тут же распространяет её, то знай, что они не преуспеют.

Большинство людей в наши дни были лишены религиозных знаний и следования по пути Сунны, так как их души лишены этих почётных нравов, которых придерживались предшественники, да помилует их Всевышний Аллах.

Искателю знаний следует бороться со своей душой в этом деле, ведь положение очень серьезное. Как сказал один из умных людей: «Когда зависть продавали на рынке, её купили ученые».

То есть взаимная зависть, разрыв отношений и отвращение друг к другу часто встречаются среди тех, кто приписывает себя к знанию, но, в действительности, эти люди не являются ни искателями знаний, ни учеными. Им присущ лишь внешний облик знаний, но не их суть, как об этом сказал Абу-ль Фарадж ибн уль-Джаузи (да помилует его Всевышний Аллах) в «Сайд аль-ха́ тыр».

 

26 ― Аль-Ауза′ и передал, что Биляль ибн Са′ д сказал: «Не будь таким, что внешне ты являешься приближенным Аллаха, а внутри ты Его враг! ».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной. Биляль ибн Са′ д был одним из выдающихся праведников. У него были ценные заветы людям, многие из которых передал хафиз ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра», в книге увещеваний.

Книга увещеваний из книги «ас-Сунан аль-кубра» не дошла до нас, однако эти предания ты можешь найти в конце книги «Тухфаталь-ашра́ ф». Автор этой книги передал в ней слова Биляля ибн Са′ да.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Не будь таким, что внешне ты являешься приближенным Аллаха…». То есть ты показываешь людям свою близость к Аллаху, совершая деяния покорности в большом количестве, но когда ты остаёшься наедине с собой, ты объявляешь Аллаху войну через совершение грехов и множества дурных поступков.

Человек станет истинным приближенным Аллаха лишь тогда, когда его внешнее и внутреннее состояние будут ради Аллаха одинаковыми.

 

27 ― Сказал ′ Умар ибн ′ Абд уль-′ Азиз: «О те, которые скрывают своё положение от людей! Знайте, что у Аллаха будет допрос, который всё раскроет. Всевышний Аллах сказал: " Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим о том, что они совершали" – [15: 92-93]».

 

Это – самое великое увещевание, которым человек должен увещевать себя. Даже если он скроет свои недостатки от людей, он всё равно не сможет скрыть их в День Расчёта, когда будут установлены Весы, когда станут явными тайны и когда раскроются скрытые дела. Раб Аллаха должен обращать внимание на эти смыслы больше, чем на что-то другое.

У Абу Мухаммада ибн Хазма в книге «Нравы, биографии и лечение душ» есть полезные слова на эту тему.

 

28 ― Аль-Ауза′ и передал, что Биляль ибн Са′ д сказал: «Не будь обладателем двух лиц и двух языков: ты показываешь людям (что-то благое), чтобы они хвалили тебя, а твоё сердце является греховным».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

 

29 ― Ар-Раби′ рассказывал: «В один из дней аль-Хасан обращался с увещеванием (к людям), а некий человек заплакал. Тогда аль-Хасан сказал: " В День Воскресения Аллах непременно спросит тебя, ради чего ты заплакал! " ».

 

То есть Аллах спросит тебя, был ли ты правдив в своих слезах или лжив. Именно поэтому предшественники (да помилует их Аллах) скрывали свои слезы и свой страх, как это еще придёт далее от Аюба и других.

30 ― Фудейль ибн ′ Ияд сказал: «Лучшими делами являются самые скрытые: они лучше всего защищены от шайтана и дальше всего от показного благочестия».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является неплохой. В этих словах указание на достоинство скрытия своих дел по двум причинам:

Во-первых, это защищает человека от шайтана, так как шайтан не овладевает человеком в скрытых делах. Он получает власть над ним только в явных делах.

Во-вторых, это защищает человека от показного благочестия. Ведь показное благочестие заключается в том, что человек желает, чтобы люди увидели его и похвалили. Если же человек находится наедине с собой, он не смотрит на взоры людей.

 

31 ― Ракб аль-Мисрий передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Туба (великое благо) тому, чей заработок был благим, и тому, кто исправил своё внутреннее состояние, и его внешнее состояние было благородным, и он не причинял людям зла».

 

Цепочка передатчиков этого хадиса является слабой.

 

32 ― ′ Асым рассказывал: «Когда Абу Уаиль оставался один, он плакал. И я слышал, как он говорил в земном поклоне: " Господь мой! Помилуй меня! Господь мой! Прояви ко мне снисходительность! Господь мой! Если Ты проявишь ко мне снисходительность, это будет по Твоему могуществу, а если Ты накажешь меня, то Ты не поступишь несправедливо и неправильно! ".

Затем он рыдал так, как рыдает женщина, потерявшая самого любимого ребенка, и если бы ему пообещали весь этот мир в обмен на то, что кто-либо увидит его плач, он бы не согласился».

Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей. В нём содержится тот смысл, который мы уже упоминали. Они (да помилует их Всевышний Аллах) скрывали свой плач, чтобы не украшать себя друг перед другом (своей религиозностью).

 

33 ― Хиля́ ль ибн Яса́ ф рассказывал: «Мне рассказали, что ′ Иса, сын Марьям, говорил: " Если один из вас соблюдает (добровольный) пост, то пусть нанесёт на свою бороду жир и протрёт им свои губы, чтобы люди думали, что он не постится. И если он даёт что-то правой рукой, пусть скроет это даже от своей левой руки. И если он совершает молитву в своём доме, то пусть скрывает себя, ибо, поистине, Аллах распределяет похвалу так же, как распределяет удел" ».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей, но оно относится к числу таких преданий, которые пришли от потомков Исраиля.

Что касается слов: «И если он даёт что-то правой рукой, пусть скроет это даже от своей левой руки», то о них свидетельствует хадис, который передан в двух достоверных сборниках со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), где пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Семерых укроет Аллаха в Своей тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени». И он упомянул среди них: «…а также человек, который раздал милостыню, но скрыл её так, что его левая рука не знала о том, что расходует правая».

 

34 ― Дауд ибн уль-Мугы́ ра слышал, как Абу Ха́ зим говорил: «Внутреннее состояние больше владеет внешним состоянием, чем внешнее состояние внутренним. И дела больше владеют словами, чем слова владеют делами».

 

То есть, если внутреннее состояние человека будет праведным, то исправится и его внешнее состояние, и если будет видна правдивость человека в его делах, то люди поймут, что он является правдивым и в словах.

 

35 ― Ма′ мар рассказывал: «Однажды некий человек заплакал возле аль-Хасана, а тот сказал: " Один из них (из предшественников) плакал возле своего товарища, но тот не знал об этом! " ».

36 ― Мухаммад ибн Уа́ си′ рассказывал: «Я застал таких мужчин, что один из них лежал со своей женой на одной подушке, и та часть подушки, которая под ним, была мокрой из-за его слёз, но его жена не знала об этом. Клянусь Аллахом, я застал таких мужчин, что один из них стоял в ряду (молящихся) и слёзы текли по его щекам, но тот, кто стоял рядом, не знал об этом».

37 ― Абу ат-Таййях рассказывал: «Бывало так, что человек поклонялся Аллаху на протяжении двадцати лет, но его сосед не знал об этом».

38 ― ′ Убейдуллах ибн ′ Абдуллах сказал: «Благочестие ′ Умара и Ибн ′ Умара было заметно тогда, когда они начинали говорить или совершать дела».

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.  

 

39 ― Хиша́ м передал, что аль-Хасан сказал: «Бывало так, что человек поклонялся Аллаху на протяжении двадцати лет, но его сосед не знал об этом».

Хамма́ д сказал: «А один из вас, вероятно, совершил молитву на протяжении одной ночи или половины ночи, и уже высокомерно смотрит на своего соседа».

 

То есть он обольстился этим своим делом и уже высокомерно смотрит на своего соседа.

Сказал Ибн уль-Каййим (да помилует его Всевышний Аллах): «Плач грешников любимей для Всевышнего Аллаха, чем показное благочестие обольщённых».

То есть, если раб показывает свою нужду в Аллахе и сожаление после совершения греха, это выше степенью и любимей для нашего Господа, чем если он показывает своё рабство пред Аллахом и нужду в Нём, но при этом гордится теми делами, что совершает, и обольщается собой.

 

40 ― Юнус ибн ′ Убейд передал, что аль-Хасан сказал: «Если к какому-то человеку приходят люди, и они поминают вместе Аллаха, и из его глаз начинают течь слезы, то пусть сдержит их, и если они опять начинают течь, то пусть опять сдержит их, и если они опять начинают течь, то пусть опять сдержит их, а если он боится, что не сможет сдержать их, пусть встанет (и уйдет)».

41 ― Хамма́ д ибн Зейд рассказывал: «Однажды Аюб заплакал и…».

 

Здесь пришло слово «бакк» (ب ق ّ ), то есть слова. Имеется в виду, что он произнёс много слов, а они не смогли их понять.

 

Тогда он сказал: «Наверное, это – простуда». Затем он вновь заплакал, а когда мы увидели его слезы, он сказал: «Когда человек становится старым, он слабеет».

 

То есть они увидели, что он плачет, и тогда он сказал: «Когда человек становится старым, он слабеет». Иначе говоря, его органы постигает слабость, и он не может их контролировать. Он, словно имеет в виду, что этот плач изошёл от него без причины. Да помилует его Всевышний Аллах. Здесь он просто хотел показать свою скромность.

 

42 ― ′ Абдуллах ибн уль-Мубарак рассказывал: «Один человек рассказал мне, что иногда, когда Абу ас-Сали́ ль рассказывал хадисы или читал, его постигал плач, но он старался обратить его в смех».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

 

43 ― Кахмас ибн уль-Хасан передал со слов одного из своих товарищей, что однажды некий человек, находясь возле ′ Умара, глубоко вздохнул, словно стараясь показать людям, что он в печали, и тогда ′ Умар ударил его.

 

44 ― Абу ′ Исам ар-Рамли передал со слов одного человека, что в один из дней аль-Хасан рассказывал хадисы (или: увещевал людей), а некий человек, находившийся в его собрании, глубоко вздохнул. Тогда аль-Хасан сказал: «Если ты вздохнул ради Аллаха, то ты всё равно выставил себя напоказ. А если ты вздохнул не ради Аллаха, то ты погиб! ».

45 ― Юнус передал, что аль-Хасан сказал: «Если у человека находятся гости, а он совершает длинную молитву (или: совершает много молитв ночью), то пусть его гости не знают об этом».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной. Под словом «за́ ур» (ز َ و ْ ر ) здесь имеются в виду гости, которые навещают человека.

 

46 ― Юнус передал, что аль-Хасан сказал: «Если человек в определенные часы уединяется и совершает молитву, то пусть скажет членам своей семьи: " Если кто-то будет искать меня, то скажите, что я занят своими делами" ».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной. Он (да помилует его Всевышний Аллах) сказал: «…скажите, что я занят своими делами…», так как он в это время находится в поисках милости Всевышнего Аллаха.

 

47 ― ′ Абд уль-Мумин Абу ′ Абдуллах рассказывал: «В торговой лавке Хасса́ на ибн АбиСина́ на была занавесь. Обычно он разворачивал свои записи, ставил слугу возле двери и говорил: " Если ты увидишь, что кто-нибудь идёт ко мне, то сообщи мне". Затем он вставал и совершал молитву, а когда кто-нибудь приходил, слуга сообщал ему, и (Хассан) садился за стол, словно разбирает свои записи».

48 ― Абу Мухаммад ′ Абдуллах ибн ′ Иса передал, что его отец рассказывал: «Хассан ибн АбиСинан посещал мечеть Малика ибн Дина́ ра, и когда Малик говорил, Хассан плакал так, что из его глаз текли слезы, но при этом не издавал никаких звуков».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является неплохой.

 

49 ― Мухаммад ибн ′ Абдуллах аз-Зарра́ д рассказывал: «Бывало так, что Хассан ибн АбиСинан выкупал целую семью невольников, а затем отпускал их на волю, и при этом ничего не говорил им и не сообщал им, кто он такой».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является слабой.

50 ― Абу ат-Таййиб Муса ибн Яса́ р рассказывал: «Я сопровождал Мухаммада ибн Уа́ си′ а из Мекки в Басру, и он на протяжении всей ночи совершал молитву в своём паланкине, сидя и делая движения головой. Он велел погонщику верблюда стоять позади него и громко говорить, чтобы никто не догадался, что Мухаммад совершает молитву».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

 

51 ― Мухаммад ибн Уа́ си′ сказал: «Если человек плачет на протяжении двадцати лет, то пусть его жена не знает об этом».

52 ― Маймун ибн Михра́ н рассказывал: «В один из дней ′ Умар ибн ′ Абд уль-′ Азиз обратился к людям с речью, когда возле него находилась группа из числа его братьев. Говорил он правильно, а его увещевания были прекрасными. Вдруг он посмотрел на человека, сидевшего рядом, и увидел, что тот человек пытался сдержать слёзы, и, увидев это, ′ Умар перестал говорить. Тогда я сказал ему: " О правитель верующих! Продолжай говорить, ибо я надеюсь, что Аллах окажет милость тому, кто услышал твои слова, и тому, до кого они дошли". Он же ответил: " Оставь меня! Поистине, в словах есть искушение. Верующего больше украшают дела, чем слова! " ».

 

Именно поэтому, если кто-либо из предшественников (да помилует их Всевышний Аллах) говорил что-то, а затем его слова казались ему прекрасными, он прекращал говорить, чтобы не обольститься своими словами, а перейти к совершению дел.

 

53 ― Ибн ′ Аун передал, что Ибрахим сказал: «Когда они собирались, они не любили, чтобы человек показывал лучшее, что у него есть».

Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей. Эти слова произнес Ибрахим ибн Язид ан-Наха′ и. Когда Ибрахим ан-Наха′ и говорит: «…они не любили…», он имеет в виду учеников Ибн Мас′ уда (да будет доволен им Аллах), среди которых ′ Алькама ибн Кайс, Масру́ к ибн уль-А́ джда′ и аль-Асуад ибн Язид. Об этом сказала целая группа ученых. Среди них аль-′ Иракы, а также имам этого призыва в «Китабат-таухид», а также шейх Сулейман ибн ′ Абдуллах в «Тайсир аль-′ Азиз аль-Хамид», в главе о заговорах и талисманах.

 

54 ― Ас-Сарий ибн Яхья рассказывал, что однажды ′ Умар ибн ′ Абд уль-′ Азиз обращался к людям с проповедью и восхвалил Аллаха, после чего из его глаз потекли слезы, а затем он сказал: «О люди! Приведите в порядок вашу Вечную жизнь, и Аллах приведёт в порядок для вас ближнюю жизнь. Приведите в порядок ваше внутреннее состояние, и Аллах исправит ваше внешнее состояние. Клянусь Аллахом, все предки человека вплоть до Адама уже скончались, и сам этот человек тоже обязательно умрёт! ».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

 

55 ― Абу-ль ′ А́ лия рассказывал: «Однажды возле меня собрались сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: " О Абу-ль ′ Алия! Не совершай дело, стремясь при этом не к Аллаху, ибо тогда Аллах отправит тебя за наградой к тому, к кому ты стремился. О Абу-ль ′ Алия! Не уповай на кого-то, кроме Аллаха, ибо тогда Аллах вверит тебя тому, на кого ты уповал! " ».

56 ― Ибн Мухейриз рассказывал, что однажды ′ Умара ибн уль-Хаттаба пригласили на свадебное угощение, а когда он поел и вышел, сказал: «Я бы хотел не присутствовать при этом угощении! ». Люди спросили: «Почему, о правитель верующих? ». Он ответил: «Я думаю, что ваш товарищ устроил это угощение только для того, чтобы показать себя».

Это – конец книги «Искренность и благое намерение» хафиза Ибн Аби ад-Дуньи, да помилует его Всевышний Аллах.

Когда искатель знаний что-то читает с шейхами или читает самостоятельно, пусть старается, чтобы среди этих книг были книги предшественников (да помилует их Аллах), посвященные аскетизму и смягчению сердец, ибо они несут в себе великую пользу.

Если человек лишит себя таких книг, то он навредит своему сердцу, ведь если знание лишено страха пред Аллахом, оно сделает сердце человека черствым. И это в отличие от знания, которое сопряжено со страхом и возвеличиванием Всемогущего и Великого Аллаха.

Ученые недждийского призыва постоянно читали с людьми книги об аскетизме, а, особенно, книгу «аз-Зухд» имама Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Всевышний Аллах).

А если ты посмотришь на многих искателей знания сегодня, ты увидишь, что они заняты совсем иными вопросами. Всё это по причине небрежного отношения к деяниям сердец, как мы уже подробно разъясняли это во время уроков по книге «ат-Ту́ хфат аль-′ ира́ кыя филь а′ ма́ ль аль-кальби́ я».

Мы просим Аллаха, чтобы Он наделил нас всех искренностью внутри и снаружи, и чтобы Он сделал полноценным наше внутреннее и внешнее состояние, и чтобы Он сделал нас из числа Его искренних и избранных рабов, и чтобы Он сделал нас в числе праведников.

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Пусть Аллах благословит и приветствует Своего раба и посланника Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.