Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Её величество женщина



 

Безусловно, каждый период жизни пейзажиста связан с определенными местами и чувствами. А краеведы часто с упоением рассказывают об отношениях влюбленных в том или ином краю так, будто потом не было ни других увлечений, ни творческих успехов. И это, наверное, правомерно. Так в Плёсе, например, любят и жалеют Софью Кувшинникову, русскую художницу XIX века, ученицу и возлюбленную Левитана. Это она стала прототипом главной героини рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья», и это их историю разрыва отношений с Исааком Левитаном описала Т. Л. Щепкина-Куперник в рассказе «Старшие» (1911). Нужно отметить, что по воспоминаниям О. Л. Книппер-Чеховой, «нет ничего удивительного в том, что он [Левитан] пользовался большим успехом у женщин» (Воспоминания. С 258). Исаак Левитан и сам обращал на них свое внимание. В письме из Парижа, где Левитан был в марте 1890 года, он жалуется Чехову: «Женщины здесь сплошное недоумение - недоделанные или слишком переделанные…». Любопытна полушутливая фраза художника в письме своему другу в 1891 году: «Прости мне, мой гениальный Чехов, мое молчание. Написать мне письмо, хотя бы и очень дорогому человеку, ну просто целый подвиг, а на подвиги я мало способен, разве только на любовные…» (Письма. С. 38). Но 29 апреля 1886 г. в письме Чехову же сам художник спрашивает писателя: «Да, скажите, с чего Вы взяли, что я поехал с женщиной? » (Письма. С. 28).

Александр Бенуа познакомился с художником в 1896 г. на открытии Передвижной выставки. В это время Левитану было 36 лет. Вот что известный искусствовед отмечает: «В нем была некая, не лишенная, впрочем, грации важность (тоже восточного типа), и мне говорили, что он не оставлял её даже в общении с близкими друзьями при самых откровенных беседах. Говорили, что именно эта черта “сводила с ума” женщин, и ещё более сводило их с ума то, что всем было известно о его многочисленных победах. А последние годы ни для кого не был секретом его длительный роман с одной светской московской дамой, доставлявший ему много мучений и приведший его к попытке покончить с собой. В общем, милый и сердечный человек, Левитан носил в себе печать чего-то фатального…». О Левитане всегда говорили, его личность обсуждали, так или иначе он всегда был заметной фигурой. Но если ранее художник практически не скрывал своих привязанностей – открыто, к примеру, ездил на пленэры с Кувшинниковой, брал с собой друзей, то к концу своей недолгой жизни даже его близкие адресаты не могли говорить о его личной жизни уверенно. «Раньше он летом ездил с Кувшинниковой на Волгу, на Плёс, а потом стал снимать дома в имениях. Ходили слухи, что у него была какая-то новая привязанность. Говорили, что он из-за этого стрелялся, но насколько это было правдой, я не знаю», – признается Е. А. Телешева, урожденная Карзинкина. Их дружба с Левитаном длилась долгие годы, но даже она не знает всей правды. (Воспоминания. С. 249).

Так вот под высказыванием Александра Бенуа «роман с одной светской московской дамой, доставлявший ему много мучений и приведший его к попытке покончить с собой» кроется целая история зарождения глубокого трепетного чувства, которому суждено было стать последней и самой серьезной любовью Исаака Левитана. Все случилось весьма неожиданно как для самого художника, так и для обеих дам, боровшихся за его сердце. А местом действия волею судьбы стало село Островно Тверской губернии.

«Островно оказалось для Левитана прекрасным местом для летних пленэров во всех отношениях. Во-первых, относительно недалеко от Москвы, удобно добираться по железной дороге, комфортное, не стесненное размещение в старинной усадьбе, приветливые хозяева, множество небольших усадеб в ближайшей округе, а значит приятное общество местных дворян и дачников… А главное – наполненная особым лиризмом среднерусская природа, которая дает столько творческих впечатлений, и созданный в 1893 г. шедевр «Над вечным покоем» – лучшее тому подтверждение… Поэтому летом 1894 г. Левитан снова в сопровождении Кувшинниковой, Т. Л. Щепкиной-Куперник и подруги последней, Наташи Благоволенской, приезжает к Ушаковым», – так описывает этот период Д. Подушков, удомельский краевед, исследователь творчества И. Левитана в своей замечательной книге «Колдовское озеро» (с. 46). Софья Петровна Кувшинникова ходила с Исааком Левитаном на пленэры, часами играла Бетховена, Шопена, Грига, Шумана. Тут было все: и природа, и уют, и стихи, и музыка… Чего не хватило Левитану? Пожалуй, правильнее всего было бы ответить словами самого художника: «Да. Ничего не поделаешь в руках этой неумолимой нелепой силы, что мы зовем судьбой! » (Письма. С. 71) Итак, на сцену нашего повествования выходит другая женщина…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.