|
||||
Славашур. Прудошный логСтр 1 из 4Следующая ⇒
БРЫЗГАЛОВО. ОКРЕСТНОСТИ СЕЛА
В окружении села Брызгалово находятся несколько природных рельефных образований, именуемых логами. Лога - это овраги значительной длины с отлогими склонами. В той или иной степени каждый из них имеет свои источники воды, сохранившиеся лесные сопровождения по склонам и обязательное разнообразие грибно-ягодных маршрутов у местных жителей. Для всех местных логов есть одна закономерность – у них нет в окончании, в их устье оформленных крутобоких склонов. Рискну предположить: виной всему река Седмурча, своей поймой за тысячелетний путь размыла оконечности впадающих в неё ручьёв и речек. Вторая, уже историческая особенность – это сохранившиеся названия логов. Русскоязычных, порой необъяснимых, смешанных русско-удмуртских и, наконец, классических удмуртских имён. Итак!
Славашур Протянулся с юга на север, образован тремя самостоятельными логами, каждый из которых имеет протяжённость свыше трёх километров. Правобережный для реки Седмурча лог с одноимённым ручьём. Расположен в 950 метрах от улицы Заречная села Брызгалово по пути следования в деревню Вишур. Ручей Славашур впадает в Седмурчу чуть выше Заринской мельницы. В 350 метрах от устья лог пересекает газовая трасса, ещё 400 м выше – мост в сторону Вишура. Школьники из Вишура, пройдя Славашур, уходили тропой напрямую к школе, минуя Заречную улицу. Шли вдоль по берегу Седмурчи, через ольшаник, полный неспокойными дроздами. Седмурчу переходили по брёвнам, ежегодно налаженными с берега на берег, и поднимались к зданию пекарни. Проехать через лог Славошур во все времена было проблематично. Ручей несерьёзный, потому-то основательного моста он (лог) так и не увидел. Однако перила, хоть какие-то, всё же присутствовали. И облокотившись, там стояла романтичная пара: Володя с Тоней. Было. Наблюдали случайно. Уже в наше время сиё препятствие (лог) сыграло немаловажную роль. Два соревнующихся меж собой крупных сельхозпроизводителя - «Колхоз (СХПК) имени Мичурина» (Зямбай) и СХПК «Колхоз Колос» (Новая Бия), разрабатывая под себя новые пахотные земли, споткнулись о Славашур. И лог явился естественной границей двух территорий -вишурские земли отошли Зямбаю, со стороны Брызгалова поля обрабатывает Новая Бия. Правый крайний «рукав» («вай» по удм) Славашура на всём протяжении богат лесом и водью. Именно в нём многочисленные барсучьи норы, которые знает наперечёт и с интересом расскажет про них Петя Пислегин. Именно он (рукав) в своих верховьях заведёт тебя в бочажины и смородиновые заросли. Именно там выходили на свой промысел и медведи (на вишурскую пасеку), и волки (к скотомогильнику). Два левых, менее водных, рукава начинаются от знаменитого черничного бора. В срединном своём течении открыты для сенокоса и ягоды-земляники. Грибы - обязательно. В 70-е годы в верховьях левого рукава на границе с полем располагался скотомогильник. Весь павший скот свозился и сбрасывался, не всегда в яму. Чем пользовались волки, постоянно туда захаживавшие. Очередную партию насытившихся и отдыхающих зверей я увидел в морозный январский день 1980 года. Моя первая встреча с волками. Через пару-тройку лет недалеко от этих мест мой одноклассник Володя Воробьев на грузовом автомобиле догнал в глубокой колее волка-переярка. Тот по незнанию не мог себя пересилить, выскочить из колеи. Судьба!
Прудошный лог
Самый сенокосный, самый неглубокий и безлесный. Он идёт параллельно Славашуру и самостоятельно впадает в Седмурчу. В нижней его части, возле дороги на Вишур, где он обрамлён небольшим березняком, ты по-прежнему наберёшь корзину белых грибов. К этому логу от дома Пушкарёвых шла полевая дорога. Пушкаревы - сёстры Клавдия Алексеевна и Анастасия Алексеевна при случае помогали ненавязчивым советом мальчишкам-конникам. Они правильно называли, а мы запоминали, как ворошить сено, как его метать. И, знаете, будучи давно на пенсии обе сёстры по-прежнему помогали, и не только советами, многим жителям села Брызгалово. На лошадях верхом, на волокушах мы, школьники, подвозили копны сена к стогам. Волокуши – своеобразный гужевой прицеп, изготавливался из стволов свежих берёзок без единого гвоздя. На волокушах волочили груз (потому и «волокуши»), те самые копны в общую кучу – к скирдам. Волокуши изготавливали старшие ребята, а потом и мы, повзрослев, порой тут же, на сенокосе. Особым шиком было прокатиться с пустыми волокушами по улице, нещадно пыля и обгоняя друг друга. В этом не было производственной, скажем так, необходимости. Наоборот, волокуши для сохранности их рабочей поверхности нужно было оставлять на сенокосе до следующего дня. В Прудошном логу проходил всеобуч по заготовке сена, его скирдованию и хранению. Брызгалов Сергей Николаевич, наш бессменный колхозный бригадир, одной рукой сноровистее нас работал. И граблями и вилами. А уж лошадь запрячь-распрячь ему равных не было.
|
||||
|