![]()
|
|||||||
И. Бабель ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 И. Бабель (1894-1940) § Мастер стиля: ü Фраза содержит суггестивный эффект ü Афористичность мысли ü Стиль французскойновеллистики с напряженным сюжетом ü Концентрация действующих лиц ü «Писать как можно меньше ненужных слов» - тщательная работа над словом ü «На моем щите вырезан девиз: подлинность» - от жизни к тексту § Б. в подлиннике читает Мопассана à увлеченность новеллой ü Парадоксальный сюжет ü В основе сюжета может быть анекдот ü Концентрация действующих лиц § 1916 русские тексты § Горький печатает его тексты в «Летописи» + советует толком узнать жизнь (с 1917 по 1924 Б. «ушел в люди»; богатая биография) § 1923 год признание: научился выражать свои мысли («Одесские рассказы», «Конармия») «Конармия» § В основе – дневник писателя с 3 июня 1920 по … 1920 ü Документальная точность (сначала жизнь, потом текст + художническая функция) ü Невероятность происходящих событий (добиться необычного художественного впечатления) § Романтическая экспрессия сочетается с достоверностью и документальной точностью § Гуманизм уживается с оправданием насилия во имя будущей большей человечности § 1924 опубликована в «Лефе» § Главная книга для Б. (34 рассказа) § Современники восприняли по-разному: ü Воронский, Горький (+) ü Буденый, В. Вишневский (-) Спор шел о главном вопросе искусства: ü о праве художника на свой собственный взгляд ü о свободе творчества (возможности такого творчества в советскую эпоху)
§ Б. сумел передать трагизм напряженной борьбы первых лет революции: ü Страшная сила стихийной энергии масс ü Человек почувствовал себя свободным и делает свой решающий выбор, когда сталкиваются сменяющие друг друга миры страной/новой культуры, жизненного уклада, систем ценностей, прошлое/будущее ü Эпоха, полная противоречий, контрастных сочетаний, соединившая несоединимые представления, полярные крайности (песня и революционные патроны) ü Пафос революции и трагическая суровость взаимосвязаны ü Обыденное и простое связано с высоким и величавым, грубое с поэтическим, жестокое с прекрасным, смешное и возвышенное сосуществуют вместе ü Контрасты есть реальные приметы эпохи ü Победителем оказывается новый мир, мир революции – обещающий небывалое будущее (отдает жизнь сын Рабби) § Сквозной герой Лютов – альтерэго Бабеля (в нем много от него самого) ü Принадлежит к той же культуре, что и Броцславский, но других он также называет братьями § Вторжение новой в течение истории ü В центре «Берестечко» тема столкновения 2х исторических эпох: старой и новой + у каждой эпохи есть свои приметы (различные изобразительные планы) § Столкновение разных планов изображения определяет структуру художественного текста Убийство, насилие, кровь – описание будничных дел Рождается особый эффект восприятия § Принцип контраста - важнейший структурообразующий принцип книги, распространяется и на характеры героев ü Сочетание жестокости и человечности ü Необузданного своеволия и скрытой сдержанности ü Инстинкт и чувство долга ü Бессердечие и товарищеская солидарность ü Грубость и почти материнская нежность § Принцип построения характеров определяется пониманием писателем эпохи ü Эпоха в младенческом своем возрасте ü Люди новой эпохи, которые словно дети, делают свои первые самостоятельные шаги (элемент детскости) ü Формирующееся сознание (соединяющее несоединяемое) § Романтическая антитеза характерна для всего стиля «Конармии» ü Описание быта, обстановки, пейзажа (выражение духа времени, не знающего середин и оттенков) ü Время, которое поделило всех на своих/чужих, красных/белых, прогрессивных/консервативных § Взгляд человека эпохи, чувствующего это время своим, признающего его правоту § Сталкивает слова из различных стилистических рядов и различных эмоциональных сфер ü Использует прием оксюморона (своеобразный словесный парадокс, основанный на сопоставлении): старуха сладко рыдала, здравомыслящее безумие ü Б. соединяет слово с «невозможным» эпитетом: внимательные седины, хриплый восторг, сияющие штаны, страстные лохмотья, послушные пожары § Работа над стилем «Конармии» - не самоцель § Мастерство владения различными интонациями: ü Сказ («Письмо», «соль», «Измена») ü Голос рассказчика ü Сочетаются различные типы речи ü Сказ усиливает новеллистичность, создает напряженность сюжета, подчеркивает контрастность содержания и формы § Особое место и поведение рассказчика § Лютов – не Б.; типизированный герой – дистанция между ним и автором ü Его сознание отличается от сознания других героев, но упорно хочет стать своим ü Осознанность выбора героя – он на стороне революции (приходит в первую конную Буденого, чтобы понять происходящее изнутри) ü Хочет стать участником грандиозных исторических событий ü Хочет увидеть рождение нового мира, человека, культуры § Лютов + Сашка Христос (новой веры) à своевольное хотение боя В них заключен художник – каждый по-своему слагает песню времени, творит новую культуру.
|
|||||||
|